Культурный центр ДОМ, "Длинные Руки", "Рустамушки интернешнл" и МДСТ представляют: 6 февраля, центр ДОМ - дуэт
Дэвид Мюррей (David Murray, тенор-саксофон, бас-кларнет) и
Хамид Дрейк (Hamid Drake, барабаны), США - Франция.
Появление в Москве двух крупных мастеров джазового авангарда - важное событие в московской джазовой жизни, особенно учитывая, что они дают в Москве единственный концерт.
Дэвид Мюррей родился в Беркли (Калифорния) 19 февраля 1955 г. Его родители умели играть (отец - на гитаре, мать - на фортепиано), и в детстве Дэвид играл в церкви с родителями и братьями. С джазом он познакомился во всемирно известной средней школе Berkeley High School в его родном Беркли, откуда, благодаря уникальной системе преподавания музыки, вышло множество известных джазовых музыкантов (Чарли Хантер, Джошуа Редмэн, Родни Фрэнклин и др.). Там он играл в школьном оркестре на альт-саксофоне. На тенор он переключился, услышав игру Сонни Роллинза. Получив неплохое образование в колледже Помона, где Мюррей занимался у бывшего участника ансамблей Орнетта Коулмена - трубача Бобби Брэдфорда. Однако самое сильное влияние на юного Дэвида оказал критик Стэнли Крауч, в то время - еще не слишком удачливый барабанщик, вместе с которым саксофонист в 20-летнем возрасте переехал в Нью-Йорк.
Акустический новаторский джаз в то время развивался на так называемой "лофтовой сцене" - в известных только узкому кругу посвященных "лофтах", заброшенных чердаках и брошенных цехах опустевших индустриальных зданий в центральной части Манхэттена. Мюррей и Крауч основали собственный "лофт", под названием Studio Infinity. Мюррей в этом время играл бескомпромиссный фри-джаз под сильным влиянием Алберта Эйлера, с характерными "неправильными нотами", хаотичным, подчеркнуто инстинктивным развитием импровизации и интересом к шумному, экстремальному звукоизвлечению на предельных громкостях. После пары первых, довольно сырых альбомов Мюррей вошел (вместе с Хэмиеттом Блюиэттом, Оливером Лэйком и Джулиусом Хэмфиллом) в состав незаурядного саксофонного проекта World Saxophone Quartet, с которым впоследствии время от времени работал на протяжении двух десятилетий, а кроме того - получил заказ от театрального импресарио Джозефа Паппа на создание биг-бэнда, попавшего в поле зрения строгой нью-йоркской джазовой критики тех лет.
Записываясь первоначально в основном на итальянском лейбле Black Saint, Мюррей в 80-90-е гг. расширил свою деятельность в грамзаписи до весьма обширных значений, выпуская альбомы на самых разных лейблах (например, на японском DIW) в огромных количествах и, увы, не всегда в равнозначном творческом качестве. Именно тогда игра Мюррея эволюционировала в сторону джазового мэйнстрима - по крайней мере, в плане выбора репертуара; хотя Дэвид продолжал записывать и свои, зачастую очень удачные сочинения, в его творческом арсенале появились и джазовые стандарты, правда - по-прежнему насыщенные приемами, свойственными фри-джазу.
Хамид Дрейк - ровесник Мюррея, только он не из Калифорнии, а из Монро, Луизиана. Вырос он в Чикаго, где учился игре на барабанах у сына Фреда Андерсона, одной из самых заметных фигур в истории чикагского джазового авангарда, ядром которого были Art Ensemble Of Chicago и организация Association for Advancement of Creative Musicians (Андерсон был членом и AEC, и AACM). Кончилось тем, что молодой Дрейк занял место барабанщика в сольном проекте самого Фреда Андерсона. Впрочем, интересы Хамида никогда не замыкались на свободной импровизационной музыке: он играл в разных ансамблях африканскую музыку, регги, латиноамериканскую музыку и даже музыку индийской традиции. Он играл с Доном Черри, обоими чикагскими проектами бескомпромиссного германского саксофониста Питера Бретцманна - "Октетом" и "Тентетом", легендарным Фарао Сандерсом и молодой надеждой чикагского авангарда - Кеном Вандермарком, а также - в самых разных проектах - с одой из ярчайших фигур современного нью-йоркского даунтаун-авангарда, басистом Уильямом Паркером. Именно с ним Хамид Дрейк уже выступал в Москве - в мае этого года на Фестивале Сергея Курехина, неожиданно ставшем реквиемом по безвременно ушедшему из жизни руководителю ДОМа Николаю Дмитриеву (см. "Полный джаз"
#22-2004).
Начало концерта в 20.00.
Центр ДОМ: Б.Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (метро "Новокузнецкая")
Заказ билетов: 953-7236, факс 953-7242, e-mail: info@dom.com.ru
30 января - 5 февраля в Москве пройдут
концерты выдающегося российского джазового трубача, живущего в Нью-Йорке -
Алекса Сипягина (Mingus Big Band).
Музыкант будет играть вместе с московской группой "Пернатый змей" (Антон Ревнюк - бас;
Денис Швытов - альт-саксофон; Павел Чекмаковский - гитара; Иван Фармаковский - клавишные; Сергей Остроумов - барабаны).
Александр Сипягин родился в Ярославле в 1967 г. Первые уроки игры на трубе он брал у известного педагога М.И. Цамаева. Вскоре его alma mater стало Ярославское музыкальное училище им. Л.В.Собинова, которое трубач закончил в 1982 г. Годом позже Александр приезжает в Москву и с легкостью поступает в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Талант молодого музыканта был высоко оценен коллегами-мэтрами, и Александр играл в таких известных коллективах, как ансамбль Игоря Бриля (1988 г.), оркестр имени Леонида Утесова (1989-90 гг), "Мелодия" под управлением Бориса Фрумкина и "Зеленая Волна" Александра Осейчука (1991 г.).
В 1990 г. Александр Сипягин становится лауреатом Первого всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей, который проходил в Ростове-на-Дону. В этом же году на международном конкурсе им. Телониуса Монка в Вашингтоне Сипягин завоевал одно из первых мест и в качестве приза получил трубу из рук самого Кларка Терри.
Эта победа открыла талантливому музыканту дорогу на джазовый Олимп - в Нью-Йорк, где Александр и живет с 1991 года. Алекс Сипягин - именно так зовут его в Америке - прекрасно подготовленный исполнитель современной школы, и его творчество развивается в русле самых новых веяний. Ему одинаково доступны как популярная баллада, так и сложная нестандартная композиция, а его технические возможности позволяют справляться с репертуаром любой трудности. Александр выступает в нескольких нью-йоркских ансамблях - в оркестрах имени Чарли Мингуса (Mingus Big Band и Mingus Legacy), в группе Гила Голдстина, а также имеет престижный ангажемент в Международном оркестре Джоржа Грантца. Трубач успел записаться с такими звездами, как Гил Голдстин, Джеймс Муди и Тео Масеро, работал с германской органисткой Барбарой Деннерляйн и нью-йоркским тромбонистом Конрадом Хервигом. На счету Сипягина также - две пластинки с Mingus Big Band . Сипягин играл со многими выдающимися музыкантами, среди них - Эрик Клэптон, Боб Мозес, Элвис Костелло, Джони Митчел и многие другие. В последние несколько лет наш земляк, блистательный солист Mingus Big Band Алекс Сипягин считается одним из самых востребованных трубачей столицы мирового джаза.
Расписание концертов:
30 января - "Ле Клуб", начало в 21:00
4 февраля - "Ле Клуб", начало в 21:00
5 февраля - "Ле Клуб", начало в 21:00
26 января - большой зал Международного московского Дома музыки:
концерт памяти Джанго Рейнхардта.
Почтить память легендарного гитариста, композитора, еще в 1920-30-е создавшего исторически первый европейский стиль джаза, так называемый цыганский джаз, приедет уникальный молодой
французский гитарист-виртуоз - Фредерик Белинский, который во втором отделении концерта сыграет москвичам произведения Рейнхардта.
Потомок великого русского литературного критика Виссариона Белинского, известного классического пианиста Валентина Белинского и цыганского скрипача Стефана Бротескью, Фредерик Белинский - один из самых многообещающих европейских гитаристов, работающих в стилистике Рейнхардта.
Родившийся в Париже Фредерик Белинский учился сначала в парижской Русской консерватории имени Сергея Рахманинова, потом была региональная консерватория в Булони, потом - Национальная Парижская консерватория, которую он закочил в 1997 году с серебряной медалью.
Увлеченный русской культурой, Белинский уже в 17 лет стал работать в известных русских кабаре Парижа, где познакомился с русскими цыганскими музыкантами, бывшими солистами московского театра "Ромэн", которые открыли ему мир цыганской музыки. Удивительная эмоциональность, виртуозность игры на балалайке и скрипке оказали сильное впечатление на Фредерика и зарядили его игру особой энергией, которая впоследствии стала неотъемлемой частью его собственного стиля.
Увлеченный джазом, Белинский тем не менее давал серии концертов академической музыки во Франции, Финляндии и Германии, исполняя произведения И.С.Баха, и ставил перед собой новые задачи - играть на гитаре произведения для виртуозов-скрипачей (вызов, который не бросал себе до сих пор ни один гитарист во Франции).
Его приглашают на все более важные мероприятия, он играет на частных вечерах для Михаила Горбачева и для короля Марокко Мухаммеда VI. Но больше всего его увлекает "цыганский джаз", очень эмоциональный и моторный стиль, требующий солидной техники игры. Принесенный во Францию Джанго Рейнардом - цыганом из Бельгии - в 30-е годы, цыганский джаз о сих пор сохраняет популярность по всей Европе и привлекает множество музыкантов, особенно гитаристов.
Фредерик часами работает над произведениями своего "гуру", Джанго Рейнхардта, для того, чтобы добиться такой же невероятной скорости и чувственности исполнения, и дает в его честь целую серию концертов во Франции и за рубежом.
Ведущий концерта - Владимир Каушанский.
Lе Club и Игорь Бутман представляют:
25-29 января - ритм-н-блюзовый проект из Нью-Йорка: Айнэйа Дэй (Inaya Day)
- вокал, Роналд Лонг (Ronald Long) - бас, Олег Бутман - барабаны.
Как и многие другие темнокожие музыканты, Айнэйа Дэй начала петь в церкви, еще будучи ребенком. Она училась в Школе музыки и исполнительских искусств в Нью-Йорке, а затем поступила в Бриджпортский университет (Коннектикут), где специализировалась на музыкальном театре.
Именно в музыкальном театре Айнэйя и дебютировала, подменяя Стефани Миллз в роли Дороти в мюзикле "The Wiz" (эта сказка больше знакома нам как "Волшебник изумрудного города" в изложении Александра Волкова, где Дороти зовут Элли).
Ее карьера в грамзаписи пока в основном включает работы в качестве бэк-вокалистки - зато у таких звезд поп-музыки и R'n'B, как Майкл Джексон, Куин Латифа, Ал Грин, Мони Лав и др. Она также писала песни, в том числе две для великого бас-гитариста Бутси Коллинза - они вышли на его альбоме "Fresh Outta P University", записанном им после ухода из Parliament/Funkadelic Джорджа Клинтона. Что до ее сольных записей, то пока получили известность в основном ее танцевальные работы с германским ди-джеем Борисом Длугошем, две из которых попадали в первую десятку танцевальных синглов "Биллборда" в прошлом году.
В Россию вокалистка привезет свою сольную R&B программу, в исполнении которой, наряду с нью-йоркским басистом Роналдом Лонгом примет участие российский барабанщик Олег Бутман, живущий в Нью-Йорке с начала 90-х.
Компания "Братья Блюз" и Игорь Бутман представляют:
2 и 3 февраля в "Ле Клубе" пройдут концерты, посвященные 125-летнему юбилею отделения "Steinway & Sons" в Гамбурге, в которых примут участие знаменитые российские джазовые пианисты -
Анатолий Кролл,
Даниил Крамер, Игорь Бриль, Вагиф Садыхов, Антон Баронин, Евгений Борец, Яков Окунь, Иван Фармаковский.
К празднованию 125-летия Steinway & Sons известный модельер дома Chanel Карл Лагерфельд создал юбилейный инструмент, отражающий его смелый и безупречный стиль. Именно этот рояль и будет стоять на сцене "Ле Клуба" 2 и 3 февраля. И именно на этом великолепном инструменте, пока что единственном в России, будут демонстрировать свое мастерство лучшие джазовые пианисты России.
"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, 21 (в здании Театра на Таганке).
Справки, заказ столиков: 915-1042
Сбор гостей к 20:00
|