Специальный
репортаж |
Европейские музыканты, специализирующиеся на импровизационной музыке, имеют много общего с птицами. Они так же пестры стилистически, многие так же голосисты, и так же, как и перелетных птиц, их тянет на юг. Особенно поближе к морю. Но, в отличие от большинства пернатых представителей населения планеты, у музыкантов средней полосы и некоторых других зон умеренного климатического пояса подобные миграции достигают своего пика в теплое время года. Выездной бригаде портала "Джаз в России" удалось посетить одну из наиболее интересных стоянок перелетных импровизирующих музыкантов на территории Восточной Европы, на черноморском курорте в болгарском городе Варна, где проходил очередной, тринадцатый по счету, международный джазовый фестиваль "Варненско Лято".
Собственно, данный джазовый фестиваль представляет собой часть более развернутого во времени культурного мероприятия - летнего варненского фестиваля искусств, включающего в себя наряду с джазовым фестивали классической музыки, драматического искусства и многое другое. В этом году джазовый фестиваль длился четыре дня. К сожалению, по причине отсутствия в продаже соответствующих авиабилетов, на концерт, проходивший в первый день, 29 июля, авторы "Полного джаза" не попали. В результате выступление болгарско-германского трио Димитара Бодурова (фортепиано), Корда Хайнекинга (бас) и Йенса Дюппе (ударные), а также состава выдающегося саксофониста и особенно - бас-кларнетиста современности Бенни Мопина с( Христо Йотсовым на барабанах, Веселином Веселиновым-Еко на басу и Асеном Дойкиным на фортепиано) в поле зрения и слуха московских корреспондентов не попали, по поводу чего последние потом плакали горючими слезами, слушая на следующий день вербальные излияния положительных эмоций более удачливых варненских слушателей.
Вечером второго дня погода внезапно подложила свинью: заметно похолодало, и начал накрапывать дождь, что, увы, сказалось на численности слушателей, поскольку концерты проходили под открытым небом, во дворе варненского Археологического музея, и, в отличие от музыкантов, худо-бедно сокрытых от дождя под матерчатой звукоотражающей конструкцией над сценой, ценителям пришлось вкусить радостей капризов природы в полном объеме.
Концерт открыл хорошо известный российским слушателям, особенно - завсегдатаям московского арт-клуба "Дом", молдавский состав "Тригон". Бывшее трио появилось на сцене в сильно обновленном виде - оказывается, "Тригон" внезапно стал квартетом, причем из числа старых участников в новом коллективе сохранился только бессменный руководитель (он же композитор, он же аранжировщик, он же идейный вдохновитель) Анатолий Штефанец.
Теперь "Тригон" выглядит следующим образом: Анатолий Штефанец (виола), Валериу Богеан (кавал, саксофон), Дорел Бурлаку (клавишные инструменты) и Гари Твердохлеб (ударные). Музыкальный материал коллектива также претерпел изменения: он заметно усложнился, стал более многоплановым, оставшись при этом доступным для понимания наименее подготовленными слушателями и нескучным для более искушенной аудитории.
Сохранился и расширился арсенал исполнительских трюков коллектива, как-то: игра втроем на одной бас-гитаре, хоровые имитации перкуссии и многое другое.
Впечатлило стилистическое разнообразие композиций, исполненных "Тригоном" на концерте. Вольную аранжировку "Полета шмеля" - аутентичная тема угадывалась только в характерных нисходящих хроматических ходах, гармонизация же, ритмические изыски и тембральная окраска превратили ее в полноценное авторское произведение - сменил "Китайский блюз" с шумовым началом и, собственно, коронным соло троих участников состава на бас-гитаре.
Затем отсыревшие от моросящего дождя остатки публики взорвались аплодисментами в ответ на исполнение остроумной маршеобразной композиции с не менее остроумным названием "Марш отсюда", посвященной, как сообщил со сцены Штефанец, родной стране участников "Тригона" - Молдове. На бис участниками состава была исполнена имитационная вокальная композиция - та самая, что "Тригон" еще в виде трио играл лет пять-шесть назад в Москве на фестивале в саду "Эрмитаж".
Во время антракта в целях элиминирования негативного воздействия мокрой и холодной окружающей среды на здоровье и долголетие значительная часть публики не преминула остограммиться в баре, удачно расположенном слева от сцены, позади увитой созревающим виноградом ротонды.
После этого музыкальное действо возобновилось наравне с продолжением шествия по варненской сцене "звезд" московского "Дома", а именно - петербургского контрабасиста Владимира Волкова и вильнюсского барабанщика Владимира Тарасова, выступивших в этот день фестиваля в составе квартета, собственно, бессменного организатора варненского фестиваля - саксофониста Анатолия Вапирова, пригласившего для этого выступления еще одного болгарского музыканта, пианиста Антония Дончева. Спектр композиций, исполненных составом, стилистически был разнообразен настолько, что, пожалуй, программу можно было бы назвать "Все краски европейского фри-джаза". Причем стилистическое разнообразие было характерно как для программы в целом, так и для отдельных произведений.
Первая композиция началась затяжным рубато. Постепенно развиваясь и обрастая подробностями, тема трансформировалась в марш с лирическим уклоном. Началом второй композиции стало "славянское" соло Анатолия Вапирова на сопрано-саксофоне, напоминающее выход на хороводную. В процессе исполнения темообразующих конструкций в мелодике композиции появилась и стала нарастать затаенная тревога, выраженная фортепианными кластерами Антония Дончева и громовыми раскатами ударных Владимира Тарасова. Момент наивысшего драматического напряжения, подчеркнутый репетициями нисходящих тетрахордов Вапирова, постепенно разрядился, трансформировавшись в кратковременную суровую, почти танцевальную мелодию с горским колоритом, и достаточно скоро завершился кодой. Стилистику третьей композиции, пожалуй, наиболее точно можно было бы охарактеризовать как фри-джайв. Кроме того, на протяжении всей композиции ассоциации слушателей непрерывно вращались где-то возле ритм-энд-блюза, не выходя при этом за рамки собственно ассоциаций.
Это произведение, как и предыдущее, так сказать, "рассказывало истории". Но в данном случае действие происходило в виде диалогов между музыкантами. Тематические построения, предлагаемые саксофоном, постепенно обрастали робкими ответами других инструментов, резко обрываясь, словно испугавшись чего-то, стоп-таймами, оставив саксофон наедине с ударными. Саксофон же, в свою очередь, не сдавался и принимался "навязывать" инструментом новое построение с тем же результатом и так далее. Затем, наконец, "робеющие" инструменты получили право высказаться самостоятельно: с хорошим драйвом сыгранное соло Антония Дончева, пестрящее переосмысленными рок-н-рольными шестидесятническими клише, и эффектное контрабасовое соло с фирменными "подтяжками" Владимира Волкова заслужили вдоволь бурных аплодисментов и воодушевленных возгласов публики.
"Зачинщиком" в четвертой, заключительной композиции вновь оказался саксофон, на попевках которого базировалось дальнейшее развитие произведения. Здесь игра была построена на сопоставлении марша и самбы. Несмотря на довольно экстремальные погодные условия, слушатели вызвали музыкантов на бис. Те в свою очередь не заставили себя долго упрашивать и сыграли небольшую фри-джазовую композицию со свингом.
Забегая вперед, во вторую часть нашего репортажа, заметим, что третий и четвертый дни фестиваля - 31 июля и 1 августа - прошли при куда лучшей погоде и, соответственно, при значительном стечении публики. Кстати, 31 июля в программе фестиваля перед концертом было еще одно мероприятие - презентация книги болгарского музыкального критика и журналиста Владимира Гаджева. Гаджев в последние несколько лет - штатный ведущий концертов варненского фестиваля, а кроме того - один из немногих в Болгарии журналистов, специализирующихся на импровизационной музыке. Его книга "A Love Supreme: Веселин Николов и его "Белые, зеленые и красные"" посвящена истории участия пловдивского саксофониста Веселина Николова (известного также как Весо Червеният) в первом болгарском профессиональном джазовом коллективе (1967-1983), причем история эта подана в широком культурно-историческом контексте.
Каждая глава посвящена одному календарному году в жизни Николова, но начинается с подробного рассказа о том, что в этот год происходило в мировой политике и культуре, а что - в политике и культуре Болгарии.
Понятно, что локальнаякультурно-историческая перспектива дается
автору намного выразительнее и точнее, чем всемирная, в которой изредка обнаруживаются досадные неточности (ну, например, погибший при возвращении на Землю советский космонавт Владимир Комаров почему-то назван Евгением). Но, с другой стороны, потенциальный читатель приобретает эту книгу не ради знакомства с историей недавних десятилетий, а ради знакомства с историей одного из самых ярких болгарских джазовых составов, сыгравшего в истории болгарского джаза примерно такую же роль, как в истории джаза в СССР - одновременно "Каданс" Германа Лукьянова и "Аллегро" Николая Левиновского, эстетически почти противоположные друг другу, но задававшие - каждый в своем направлении - одинаково высокие стандарты. И то сказать, "Бели, зелени и червени" первыми из болгарских импровизирующих музыкантов выступили в США, первыми -
в СССР, и даже выступали в Индии на фестивале "Джаз-Ятра", на который индийские организаторы очень любили выписывать и советские коллективы, поездки которых послушно оплачивало советское министерство культуры (симптоматично, что с 1991 г. такие поездки прекратились - как отрезало).
В презентации книги Гаджева, кроме автора, участвовали ее издатели из Софии; судя по значительному количеству представителей болгарских масс-медиа в аудитории, выход книги о джазе, тем более - об отечественном джазе, в Болгарии дело не менее редкое, чем в России.
Сам же автор и хозяин фестиваля - Анатолий Вапиров - перемещался среди музыкантов и зрителей, довольно улыбаясь: невзирая на погодные неожиданности, фестиваль шел своим чередом без сбоев и потрясений. Забежим чуть-чуть вперед: после окончания фестиваля Анатолий дал небольшое интервью "Полному джазу", так что в следующем выпуске, где мы расскажем о третьем и четвертом днях фестиваля, мы услышим и прямую речь его организатора. А пока - несколько слов об этом выдающемся музыканте, который вот уже в тринадцатый раз единолично определяет творческое лицо Варненского фестиваля.
Анатолий Вапиров родился в Бердянске (Украина) в 1947 г. В 1971 г. он закончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу кларнета, а в 1977-м - аспирантуру по классу саксофона; с 1976 по 1982 годы Анатолий преподавал в своей alma mater классический и джазовый саксофон, вел джазовый биг-бэнд и факультатив по джазовой импровизации.
Джазовая биография Вапирова началась еще в 60-е, а в 1976-м он дебютировал в грамзаписи - вышедшей на "Мелодии" пластинкой "Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова". Впрочем, подлинную всесоюзную известность ему принесла программа "Славянская мистерия" (1977) - монументальное сочинение вполне академического размаха и практически симфонического звучания, да еще и густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре, что было для советского джаза решительно в новинку. Причем, что уж решительно невероятно для советского джаза 1970-х - в "Мистерии", помимо ленинградского гитариста Бориса Лебединского (ныне проживающего в Санкт-Петербурге, только... в штате Флорида) играл американский барабанщик Дэниел Мартин, на обложке компромиссно указанный как Д.Мартин! Впоследствии Вапиров переиздал эту (как и ряд других) работу в Болгарии на собственном лейбле AVA Records под названием "Slavonian Mystery".
В начале 80-х альбомы (тогда еще виниловые) Вапирова начали выходить на британском лейбле Leo Records, основанном советским эмигрантом Лео Фейгиным. Два из них, 1983 ("Sentenced To Silence") и 1984 ("Invocations"), с добавлением интересного материала тех же лет были переизданы в 2002 г. московским лейблом SoLyd Records в виде двойного CD под названием "Забытый ритуал" - там в составе ансамбля Анатолия Вапирова играл, помимо множества звезд советской новоджазовой сцены, Сергей Курехин (фортепиано), который, кстати, именно у Вапирова и дебютировал на большой джазовой сцене в 1978 г.
В 1980-х Вапиров переехал на родину своих предков - в Болгарию - и поселился в Варне. С 1992 г. он - артистический директор джазового фестиваля, проходящего Варне в составе мультижанрового фестваля "Варненско лято" на рубеже июля и августа каждого года. За эти года Анатолий объездил весь мир, активно выступая на фестивалях (прежде всего новоджазовой направленности) от Нью-Йорка до Улан-Удэ, записываясь (всего с 1976 г. с его участием вышло около 50 альбомов) и сочиняя музыку (в его творческом багаже есть несколько крупных работ, в том числе и академических, о чем он расскажет в интервью в следующем выпуске "Полного джаза", телевизионных и кинематографических саундтреков и даже рок-балет "Маскарад", поставленный в 1984 г. в ленинградском Кировском (ныне Мариинский) театре!). Впрочем, дальнейшие подробности о Варненском фестивале и его художественном лидере - в следующем номере "Полного джаза".
Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
4 и 5 сентября в 18.00 на Поклонной горе будут начинаться концерты самого массового в нашей стране международного джазового фестиваля "Россия - Щедрая Душа". В этом году фестиваль состоится в шестой раз, став уже традиционным музыкальным подарком для москвичей в День города. За это время в нем принимали участие популярные звезды джаза, такие как Дженн Паркер (США), Игорь Бутман, Георгий Гаранян, братья Ивановы, Сергей Мазаев, Сергей Манукян, Виктория Пьер-Мари, Дмитрий Севастьянов, Ирина Родилес, Анатолий Герасимов.
В этом году бессменные продюсеры фестиваля - братья Михаил и Андрей Ивановы запланировали в программе юбилейных концертов, помимо традиционного состава участников, выступление выдающегося бельгийского саксофониста Франка Ваганэ (в рамках его европейского концертного тура). Он выступит вместе с Георгием Гараняном (альт-саксофон) и квартетом пианиста Льва Кушнира.
Первоклассная концертная площадка с профессиональным звуковым и световым оборудованием, вместе с огромным экраном на сцене позволит зрителям наслаждаться не только звуками и ритмами джазовых импровизаций, но и с любого расстояния видеть игру своих кумиров.
Впервые в России - Бирели Лягрен: 18 сентября, 19:00 - Колонный Зал Дома Союзов; 19 сентября, 20:00 - клуб Jazz in Time (Петровка, 21, ресторан "Марика")
Цыганский гитарист Бирели Лягрен родился в 1966 г. в Эльзасе (Восточная Франция) и, в отличие от многих своих соплеменников, до сих пор ведет кочевую жизнь в таборе. В четырехлетнем возрасте он начал играть на гитаре, в семилетнем - уже осваивал джаз, а в 13 начал записываться; его мастерство завораживало уже тогда. Бирели быстро овладел стилем своего великого предшественника, первого значительного европейского джазмена - бельгийского цыгана Джанго Рейнхардта; однако, продолжая специализироваться именно на этом горячем, скоростном свинговом стиле с богатым использованием цыганских мотивов, Лягрен прекрасно овладел широким спектром и других джазовых стилей - в частности, хороши известны его записи с джаз-роковым бас-гитаристом Джако Пасториусом. В результате в его нынешней виртуозной игре органично смешиваются и стиль Джанго, и джаз-рок, и традиционный хард-боповый стиль джазовых гитаристов 1950-1960-х гг.
Заказ билетов: www.kontramarka.ru, 933-32-00 (31)
|
|
|
Книги
Олег Усманов
-
"Герои рок-н-ролла"
Москва,
"Олма-Пресс", 2004
287 с.
|
Уж что-что, а материал - историю популярной музыки 50-х годов прошлого века - Олег Усманов знает глубочайшим образом. Вообще говоря, поколение московских рок-музыкантов, пришедшее в музыку до перестройки, отличалось тем, что в нем было множество ярких личностей, для которых музыка была только одним из способов выразить себя. Таков и Усманов. Да, он играл на контрабасе в самой первой - и самой популярной - группе московского рокабилли-движения 80-х "Мистер Твистер". Но у него всегда было много и других средств, чтобы прославить любимую музыку. В начале 90-х он вел легендарную радиопрограмму "Рокабилли - норма жизни" на безвременно почившей в бозе первой в СССР независимой радиостанции SNC, где демонстрировал глубокое знание музыкального материала ранней эпохи рок-н-ролла. Кроме того, Усманов блестяще владеет английским, что (в отличие от многих) позволяет ему свободно обращаться с уймой первоисточников. И кому, как не ему, было написать первую более или менее полную историю раннего рок-н-ролла на русском языке?
Олег не просто знает предмет. Он умеет его интерпретировать, и интерпретировать аргументированно. А кроме того - он умеет изложить историю каждого отдельно взятого музыканта тех лет и ярко, и увлекательно, и, что называется, не занудно, и при этом с почти академической точностью (почти - потому что какая академическая точность может быть в рассказе о ранних годах рок-н-ролла, насквозь мифологизированных и весьма противоречиво документированных?) и с привлечением большого количества цитат, документов и даже цифр (что особенно хорошо заметно в главах, посвященных тем действующим лицам ранней истории рок-н-ролла, которые музыку сами не играли - в первую очередь радиоведущему Алану Фриду). Кроме того, он весьма своеобразно излагает тексты песен раннего рок-н-ролла - далекие, признаем, от высокой поэзии и вообще от поэзии: рифмованными строчками, не всегда вполне совпадающими с реальным размером английского оригинала, но очень близкими ему по духу и настроению.
Автору достаточно успешно удалось помещение феномена рок-н-ролла в более широкую и музыкальную, и общекультурную перспективу. Все-таки рок-н-ролл занимал в фокусе общественного внимания тех лет довольно скромное место, будучи всего лишь одним из направлений массовой музыки - и при этом не теряя корневой связи ни с одним из породивших его ингредиентов: ни с блюзом, ни с кантри, ни со "взрослой" эстрадной музыкой, ни даже с джазом (достаточно сказать, что не упомянутые на обложках джазисты-сайдмены играли в десятках рок-н-рольных записей 50-х и даже - если выйти за исторические рамки книги Усманова, кончающейся смертью Бадди Холли в 1959 г. - в поп- и рок-хитах 1960-х). Правда, с общекультурной перспективой можно было и "поширше" - по "Героям рок-н-ролла" не так просто себе представить, какая невообразимая каша была в головах у потребителей рок-н-рольных пластинок 50х, где смешивалось популярное кино (хотя на манеру тогдашних подростков проводить время в темных залах кинотеатров Усманов то и дело ссылается), комиксы (вот тут есть промахи - так, название песенки "The Purple People Eater Meets Witch Doctor" представляет собой не нуждавшуюся в те годы в пояснениях отсылку к двум популярным комиксам, про Лилового Людоеда и про Знахаря, что автор в "словарном" переводе названия, кажется, упускает), вечерние ритм-н-блюзовые шоу на средневолновом радио, христианские проповедники по телевизору воскресным утром, Американская История на уроках в школе (другие периоды истории в американских школах к изучению не обязательны) и молочный коктейль после уроков (пиво? Какое пиво до 21 года?). Зато с музыкальной историей и вообще с "академической" составляющей все в порядке: "именные" главы об основных исполнителях 50-х заканчиваются дискографиями, а книга в целом - фильмографией и библиографией, что, конечно, безусловный плюс.
Кроме всего прочего, книга отлично издана - крупноформатная (84х108), со стильной черно-белой графикой обложки и форзаца (Сергей Тимонин) и приятным макетом. На обложке - фантастический рокабил с коком и в коже, стоящий на фантастическом углу нереального Мемфиса возле условной студии Sun Records: совершенное визуальное выражение насквозь мифологической сущности рок-н-ролла!
Константин Волков
|
|
|