502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 29
2004

"Международный фестиваль джаза памяти Эдди Рознера" в Израиле: как это было
Леон ПташкаИдея проведения этого мероприятия принадлежит известному в джазовом мире израильскому пианисту Леону Пташке. Он же взял на себя роль продюсера, что достойно всяческих похвал.
Для участия в фестивальных концертах прибыли: из США - Валерий Пономарев (труба) и Виктор Двоскин (контрабас), из России - Анатолий Кролл (фортепьяно). Русскоговорящая часть ближневосточных джазфенов была несколько разочарована, узнав в последний момент, что трубач Александр Фишер (Австрия) приехать не смог.
С израильской стороны приняли участие: Евгений Майстровский (ударные инструменты), Марина Блюмина (вокал), Хиллари Моника (вокал) и Леон Пташка (фортепьяно). Следует заметить, что все участники - выходцы из бывшего Советского Союза, за исключением Хиллари Моники, переехавшей жить в Израиль из США (обратите внимание на занятное сочетание ее имен).
Может показаться странным, почему это джазовое действо было посвящено памяти трубача и бэндлидера Эдди Рознера. Казалось бы, никаких "круглых" дат его биографии на июль 2004 года не приходится. Но следует согласиться с точкой зрения устроителей фестиваля - достойных людей надо помнить всегда, а не чтить их только по "круглым" датам.
Итак, мне посчастливилось побывать на одном из фестивальных концертов в Кармиэле, встретиться и пообщаться с давно знакомыми джазменами. 
Кармиэль - красивый молодой город на севере Израиля. Культурный уровень его жителей, среди которых значительный процент составляют русскоязычные, очень высок. Поэтому на концерт пришла публика в большинстве своем подготовленная, знающая и любящая джаз. Кроме того, на фестиваль подъехали джаз-фэны из других близлежащих городов.
Виктор Двоскин, Валерий ПономаревВесь концерт я провел в обществе музицирующих гостей, поскольку предпочитаю слушать выступления джазовых музыкантов не из зала, а находясь в кулисах на сцене. Именно в звуковой атмосфере сцены более обострено слушательское чувство сопричастности к происходящему. Кроме того, имеется возможность по горячим следам обменяться мнениями с музыкантами, ждущими своего выхода на сцену, а также "подглядеть" секреты исполнительской техники с разных точек.
Виктор ДвоскинСвоего рода эпиграфом к концерту послужила цитата из популярной в середине прошлого века латиноамериканской мелодии, известной в Советском Союзе под названием "Вишневый сад". Ее с глиссандной ферматой (как тогда) выдал из-за кулис Валерий Пономарев, обозначив тот незабываемый период, когда здравствовал Эдди Рознер. 
Затем последовало короткое словесное приветствие Пташки, и "one, two, three, four"... Квартет - Пономарев, Пташка, Двоскин, Майстровский - начал концерт серией evergreens, в ряду которых: "Jordu", "What is This Thing Called Love" и др.
В голове выстроилась ассоциативная цепочка - фестиваль, праздник, радость.
Музыканты с первых же тактов буквально "бросились друг к другу в объятия", как после долгой разлуки. Им было что поведать, что спросить, чем ответить. На глазах публики они излучали радость искреннего джазового общения.
Мастерство исполнителей расписывать не к чему, заинтересованным оно хорошо известно. Хочу лишь дополнительно отметить профессиональное владение "скэтом" Пташки и Пономарева, представленное на суд публики в блюзе диалогом "по четыре".
Ритмический фундамент, созданный Двоскиным и Майстровским, был безупречен. (Напомню, что оба музыканта, хоть и в разное время, работали в ансамбле "Аллегро").
Валерий Пономарев, Леон ПташкаИзобретательные сольные и дуэтные импровизации Пташки и Пономарева держали публику в постоянном блаженном напряжении. Зал стонал.
Затем Валерий и Леон уступили место Анатолию Кроллу. И началось пиршество лиричности. Импровизация на тему советской песни "Что так сердце растревожено?" из кинофильма "Верные друзья" (этакая дань ностальгии по прошлому) и "In А Sentimental Mood" не дали повод усомниться, что профессионализм с годами только крепнет, а талант - он и в средиземноморском климате, порой довольно экстремальном, не меркнет. 
Леон Пташка, Анатолий Кролл Затем к трио присоединяется Пташка. Звучат диалоги двух пианистов при надежной поддержке ритм-секции. Задействован синтезатор Roland и духовая гармоника. В "Буги-вуги" не обошлось и без "в четыре руки" на одном рояле с одним стулом, на котором двум мэтрам тесно не было.
Второе отделение было отдано джазовому вокалу.
Марина БлюминаМарину Блюмину в Израиль привезли из Днепропетровска в трехлетнем возрасте. Сейчас ей 16 лет, она еще школьница. Правда, учится в школе с художественным уклоном. В ней девочка сначала обучалась академическому вокалу, но затем джазовый змей-искуситель сделал свое дело. Добавлю, что если в музыкальной жизни Марины все сложится благоприятно, на небосклоне израильского джаза появится новая звезда.
Хиллари МоникаХиллари Моника - давно состоявшаяся "фирменная" джазовая певица с тембром голоса, близким к контральто. Она весьма востребована на израильской джазовой сцене, постоянный участник всех значительных джазовых событий страны.
Контраст двух вокалисток стал изюминкой концерта. С одной стороны - молодость, почти детская непосредственность Марины, ее искренняя радость музыкального общения с маститыми артистами джаза, с другой - искушенность, богатый джазовый опыт Хиллари Моники. Так, композиция "Lover Man" с вокалом Блюминой являла собой маленький театр, где "кокетливые" нотки женского голоса обволакивались "ловеласными" фразами трубы.. А в стандарте "You Don't Know What Love Is", исполненном Хиллари, публика услышала все то, что присуще лишь чернокожим североамериканским джазовым вокалистам. 
Казалось бы, ну чем может удивить современный вокальный мэйнстрим? Но поверьте, просто не нашлось слов, чтобы выразить восторг от пения этих див джаза.
В заключение концерта Леон Пташка пригласил на сцену всех для участия в забойной "джемовой" коде на тему "When The Saints Go Marching In".
А потом долгие овации и ощущение сладкой горечи - все закончилось и надо расставаться.

Гдалий Левин (Цфат, Израиль)

Фотографии - Александр Токарев (Израиль, Цфат). На этом сайте вы можете познакомиться с интересным фото-художником и его полным фотоотчетом о концерте.
Идея - Георг Искендер (Москва)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service