John McLaughlin & Remember Shakti
Московский Дворец молодежи, 28 июня, начало в 20:00
Приезд в Москву нынешним летом Джона Маклафлина гарантированно станет - не может не стать - одним из главных событий музыкального года, пропустить которое не имеет права ни один уважающий себя меломан.
"...говорят, что джаз пришел из борделей - но на самом деле он пришел с улицы. Я и сам оттуда, я - джазмен".
Музыкант-самоучка родом из Йоркшира, росший на записях американских блюзменов вроде Биг Билла Брунзи и Мадди Уотерса и бельгийско-цыганского джазового гитариста Джанго Рейнхардта, Джон Маклафлин начинал свою карьеру в эпоху расцвета британского ритм-н-блюза, играя с тогдашними звездами - Грэмом Бондом, Джорджи Фэймом, Алексисом Корнером, но его неудержимо влекло к джазу, свидетельство чему - его первый сольный альбом, "Extrapolation" (1969). После его записи он переезжает в США, чтобы работать в ансамбле барабанщика Тони Уильямса Lifetime, и тогда же знакомится с великим трубачом Майлсом Дэвисом.
"...в известном смысле все мы дети Майлса. Майлс - наш крестный отец".
Маклафлин участвует в записи нескольких альбомов Дэвиса, в том числе знаменитого "Bitches Brew" (1970), ставшего краеугольным камнем джаз-рока. Роль Джона здесь столь значительна, что одна из композиций альбома так и называется - "John McLaughlin" (восемь лет спустя Маклафлин ответит Дэвису пьесой "Miles Davis"). С помощью этого диска джазовый трубач привел ритм-н-блюзового гитариста к року, открыв перед ним заложенную в этой музыке силу, мощь и свободу. И потому этот альбом, с одной стороны, и растущий интерес Маклафлина к индийской культуре и музыке (пробужденный еще в начале 60-х композицией Джона Колтрейна "A Love Supreme", построенной на принципах индийской раги) - с другой, приводят его к созданию в 1971 году группы Mahavishnu
Orchestra.
"Когда я услышал индийскую музыку, она стала откровением для меня".
Махавишну - индуистское имя Маклафлина, данное ему бенгальским гуру Шри Чинмоем. Именно под этим именем гитариста знали в первой половине 70-х. Новый состав удивительным образом органично сплел философию с музыкой. Джаз-рок Махавишну и его оркестра не стал примитивным наложением духовых секций и коротких импровизаций на рок-ритмику и драйв (этой дорогой шли другие товарищи Джона по жанру). Маклафлин именно что сплавлял то и другое, пытаясь совместить этот fusion со своей склонностью к индийским рагам в трактовке Колтрейна. Через группу прошло много знаменитых музыкантов - барабанщик Билли Кобэм, клавишник Ян Хаммер, скрипач Жан-Люк Понти... В эпоху арт-рока "Оркестр Махавишну" казался таким же составом, и музыка его шла на ура, будучи при этом на порядок сложнее и осмысленнее, чем у большинства тогдашних рок-монументов. Однако довольно быстро (примерно пять групповых и два сольных альбома - один совместно с Карлосом Сантаной - спустя) Махавишну понимает, что границы того, что он может сделать с этим составом, для него очевидны.
"Я очень горжусь "Шакти" - до нее было очень мало контактов индийской музыки Севера и Юга, а у нас играли музыканты с обеих сторон. Что же до влияния на западного слушателя... мы появились очень вовремя".
Именно поэтому в 1974-м, поначалу параллельно с "Оркестром" возникает ансамбль "Шакти" (санскритское слово, в первоначальном смысле означающее силу, мощь; власть; силу поэтического таланта, в восточных духовных практиках, как правило, под шакти понимают женскую энергию божественного происхождения, придающую силу мужскому началу), в состав которого входят, помимо Маклафлина, только индийские музыканты - скрипач Лакшминараяна Шанкар, перкуссионисты Закир Хуссейн, Рамнад Рагхаван и Ти Эйч "Викку" Винаякрам. Здесь Маклафлин, работает уже не с приемами и ходами, свойственными индийской музыке, но с самой индийской музыкой. Более того, осознавая ограниченные возможности обычной гитары, специально для работы в "Шакти" он разработал специальную гитару с расширенным грифом и семью резонирующими струнами, т.н. "Шакти"-гитару.
Несмотря на критическое отношение к проекту руководства рекорд-лейблов, "Шакти" важна для него прежде всего как средство для самореализации как мыслящего существа и музыканта. По сию пору Маклафлин считает годы работы с "Шакти" "музыкальным раем". На альбомах группы дух свободного взаимодействия между двумя очень разными мелосами и, что едва ли не важнее, дух гармонии присутствуют в максимально возможном объеме.
К 1977-му "Шакти", однако, распадается - по разным причинам. Маклафлин собирает пост-джаз-роковый состав One Truth Band, с которым записывает альбом, потом некоторое время работает с супергруппой, в которую, помимо него, входят басист Джек Брюс (экс-Cream), клавишник Стю Голдберг и барабанщик Билли Кобэм. Затем он переезжает во Францию и становится участником гитарного супертрио, в которое, кроме него, входят виртуоз фламенко Пако де Лусия и известный фьюжн-гитарист Эл ДиМеола. 5 декабря 1980-го трио записывает концертный альбом "Friday Night in San Francisco", который мгновенно становится лидером продаж. Все трое участников концерта словно общаются при помощи своих инструментов - рассказывают истории, произносят монологи, вступают в дискуссии, даже шутят. Альбом, состоящий из трех дуэтов и двух трио, помимо своих музыкальных достоинств, является, безусловно, звуковым олицетворением свободы музыкального творчества. Это трио запишет еще два альбома (в 1983-м и 1997-м), но ни один из них не повторит успеха первой пластинки.
"Можно быть превосходным музыкантом... а слушатели будут с трудом сдерживать зевоту. Важно не что ты делаешь, а как ты делаешь... из этого и рождается музыка".
80-е для Маклафлина (он давно уже не называет себя "Махавишну") -- время очень разных составов и разной музыки. Он играет дуэты с гитаристом Кристианом Эскуде, записывает с Катей Лабек альбом "Music Spoken Here"... В 1984-м он воссоздает свой "Оркестр", называя его теперь, впрочем, просто Machavishnu (из старых участников здесь лишь барабанщик Билли Кобэм, зато прибавилось молодых музыкантов - речь идет о саксофонисте Билле Эвансе и басисте Йонасе Хелборге) и записывает с ним альбом, как бы подводящий некоторые итоги всего предшествующего творчества. Не случайно в его записи участвует Закир Хуссейн.
Удивительно, но именно тогда же происходит и "второе пришествие" "Шакти" - все четверо оригинальных участников собираются для короткого тура по Индии. Многие критики считают, что именно тогда ансамбль звучал лучше всего. Шанкар играет уже на новой, двухсмычковой электроскрипке, Маклафлин - на новой "Шакти"-гитаре. Они играют старый репертуар, но, с учетом выросшего мастерства музыкантов, он звучит свежее и увереннее. Однако за временные рамки апреля 1984 года "Шакти" не выходит. Но Закир Хусейн и еще один индийский музыкант, Пандит Хари Прасад Чаурасиа (флейта бансури), принимают участие в записи альбома "Mahavishnu". Год спустя Маклафлин снова работает с Майлсом Дэвисом (альбом "You're Under Arrest") и снимается в эпизоде одного из лучших фильмов о джазе - "Около полуночи" Бертрана Тавернье с Декстером Гордоном в главной роли. В 1986-м он участвует в записи сольного альбома Закира Хуссейна "Making Music" вместе с Хари Прасадом и норвежским саксофонистом Яном Гарбареком, еще одним выдающимся музыкантом, как и Маклафлин, всю жизнь исследовавшим возможности соединения различных музыкальных жанров и форм.
"Каждая моя запись - это картина, несущая в себе отражение моего музыкального таланта и духовного состояния периода, в который она создавалась".
Новый состав Маклафлина возникает в 1988-м, и называется он The John McLaughlin Trio. У трио - постоянный перкуссионист, Трилок Гурту, и ряд меняющихся басистов. С ним записаны два альбома, концертный "Live At The Royal Festival Hall" и студийный, "Que Alegria". Маклафлин здесь играет развернутую, многоходовую музыку, в которой, как и всегда, сильна импровизация, но ее организованность и подчиненность воле лидера очевидны. В то же время Маклафлин записывает вместе с симфоническим оркестром альбом "The Mediterranean", абсолютно вписывающийся в каноны академической музыки.
В 1993-м Маклафлин собирает еще одно трио, получившее название Free Spirits. Это - более джазовый по звучанию состав, в котором участвуют барабанщик Денис Чемберс и многообещающий молодой органист Джои де Франческо. Трио записывает два удачных альбома - как и с предыдущим трио, один концертный и один студийный.
Вообще 90-е - время исполнения разных замыслов, некогда отложенных. Так, Маклафлин переаранжировывает для пяти гитар и записывает пьесы замечательного джазового пианиста Билла Эванса с квартетом, состоящим из молодых европейских гитаристов. В 1996-м он записывает один из самых своих удачных сольных альбомов, "The Promise". Это очень разноплановая и в то же время очень цельная работа, для создания которой Джон привлек под свои знамена давних друзей и коллег - Закира Хуссейна, Трилока Гурту, Майкла Бреккера, Денниса Чемберса, Джои ДеФранческо, Эла ДиМеолу, Пако де Лусию, Дэвида Сэнборна, ситариста Нишата Хана - и даже таких почти что поп-звезд, как Стинг и Джефф Бек!
После краткосрочного, но очень удачного тура с Пако и Элом, последовавшего за выпуском альбома возрожденного супертрио, Маклафлин вместе с новым составом записывает альбом, как он сам считает, "интеллектуального джаза" - "The Heart Of Things". Это название присваивается и составу, который затем выпускает концертный альбом с записью, сделанной в Париже.
"Remember Shakti - одна из величайших групп в мире! Я, конечно преувеличиваю - ведь я в ней играю..."
В 1997-м Маклафлин принимает решение о возрождении "Шакти". Увы, Шанкар в нем участия не принял, и в группу был приглашен Хари Прасад Чаурасиа. В остальном состав не претерпел изменений - Маклафлин, Винаякрам и Хуссейн.
Концерт группы в Осло выходит как первый (двойной!) альбом под названием "Remember Shakti" - с того момента это название считается названием нового состава. Именно нового - и критики, и поклонники считают, что музыка здесь отличается от оригинального состава "Шакти". Она более спокойна (несмотря на то, что на этот раз Джон играет на электрическом "Гибсоне", а не на акустической гитаре), более медитативна, и в то же время преемственность по отношению к "Шакти" безусловна. Композиция "Mukti", к примеру, длится более часа, однако это не вызывает ни напряжения, ни отторжения у слушателя - и концепция, и исполнение абсолютно гармоничны.
Этот состав группы просуществовал менее года. В 1999-м Маклафлин вновь возвращается к Remember Shakti, но у группы вновь иной состав - вместе с Джоном и Закиром в нем участвуют молодые музыканты - У.Шринивас (мандолина) и сын Винаякрама В.Сельваганеш (гатам). У обоих, несмотря на юный возраст - серьезная репутация и опыт работы как с классическими индийскими, так и с западными музыкантами. В этом составе группа гастролирует, выпускает альбом "The Believer" (который оценивается даже выше, чем "Remember Shakti") и потрясающий концертный альбом "Saturday Night In Bombay". Здесь вместе с группой играют несколько приглашенных индийских музыкантов, и их участие придает звучанию альбома новые измерения.
В этом составе группа существует и поныне, и именно c ним Маклафлин приезжает в Москву.
Однако, как и все последнее время, Джон Маклафлин, музыкант и философ, не ограничивает свою активность каким-то одним направлением. Последняя его работа - альбом "Thieves and Poets", объединивший две его работы, каждая из которых продолжает одно из предыдущих направлений. Во-первых, это - 26-минутная композиция для симфонического оркестра и гитары, давшая название альбому (написана по заказу балетмейстера Жана-Кристофа Майо для балета Монте-Карло). Ее классическая форма очевидно вытекает из "The Mediterranean" - хотя и без Индии тут не обошлось (сам Маклафлин говорит, что посвятил это произведение и Ганеше, богу воров и поэтов). Во-вторых - записанные с тем же Aighetta Quartet, что участвовал в записи альбома "Time Remembered", четыре кавер-версии классических джазовых композиций, среди которых - знаковые "Stella By Starlight" и "My Foolish Heart".
Помимо этого, вышло в свет действительно роскошное издание - полное собрание ВСЕХ выступлений Джона Маклафлина на джаз-фестивале в Монтре, практически развернутая звуковая иллюстрация ко всей творческой биографии музыканта (многие из представленных концертов уникальны тем, что не имели студийного воплощения - среди них дуэты с Карлосом Сантаной, Чиком Кориа, Пако де Лусиа). И, наконец, совсем уже недавно Маклафлин решил выступить в ипостаси педагога, выпустив комплект из трех DVD под названием "This Is The Way I Do It", на которых максимально подробно раскрывает свои гитарные секреты...
Маклафлин - не только один из ведущих гитаристов мира, не только живая легенда джаза и рока, но, что намного важнее - один из тех, чьими усилиями менялся музыкальный ландшафт прошлого столетия, один из тех, кто прокладывал новые пути и показывал новые возможности. Он внес свой вклад в главные музыкальные жанры своего времени - джаз и рок, он исполнял академические произведения, закладывал основы того, что позднее стали называть world music. Собственно говоря, и в веке наступившем Джон Маклафлин не становится "героем вчерашних дней" - он слушает джангл, транс и чистое техно (особенно выделяя при этом D*Note, Lemon-D и Grooverider), ему нравится street-dancing. Он верит в музыку, меняющую лицо мира - и потому останется актуальным артистом до тех пор, пока актуальна сама музыка.
"Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит, она должна быть истиной"
Артем Липатов
|