Как
это было
в Москве |
24-25 октября в Москве прошел Первый российско-норвежский джазовый фестиваль. Он не стал действительно первым появлением норвежских джазменов в нашей стране: ведь еще в конце 1970-х, а затем - полтора года назад на фестивале "Богема Джазз 2002" в Москве выступал ведущий импровизирующий музыкант Норвегии, саксофонист Ян Гарбарек, дуэтом с британцем Джоном Серманом приезжала певица Карин Крог, а в 2000 г. в Ярославле и Москве при поддержке директора фестиваля Natjazz, проходящего в норвежском Бергене - Йона Шьердала - были проведены
Дни норвежского джаза. Но прошедший фестиваль был первым проведенным на действительно высоком межгосударственном уровне - его поддерживала Джазовая Ассоциация Норвегии и российское Минпечати, спродюсировал российский критик, музыкант и радиоведущий Алексей Колосов, а вел (на русском языке!) знаменитый норвежский критик Исак Рогде. Визуальные впечатления - в фоторепортаже Константина Волкова...>>>>
Чак Лоэб в Москве: эмоции и краски
22 октября в Зале им. Чайковского состоялся совместный концерт известного американского гитариста Чака Лоэба и московской группы "Транс-Атлантик". Довольно большой опыт выступления со звездами американского поп-джаза - такими, как певица Карлинсия Пекк и саксофонист Дэвид Манн, позволил музыкантам из "Транс-Атлантика" чувствовать себя вполне естественно на одной сцене с Лоэбом - известным музыкантом и композитором, музыка которого звучит на популярных американских телеканалах, в телевизионных шоу и саундтреках к фильмам. Звезда оркестра Стэна Гетца начала 70-х и московские музыканты, известные также по работе в театре Марка Розовского, в холодный осенний вечер подарили публике два часа согревающих ритмов, ласкающих слух мелодий и живого музыкального юмора.
Концерт состоял из двух программ: той, что привез и исполнил для московской публики вместе с "Транс-Атлантиком" Чак Лоэб, и оригинальных композиций самих московских музыкантов. Несмотря на то, что и группа клавишника Сергея Чипенко, и американский гитарист в своих композициях придерживаются одних и тех же стилей (фьюжн, джаз-рок, smooth-jazz), представленные программы прозвучали по-разному. До безумия влюбленный в свою гитару, Чак Лоэб представил ее королевой всех инструментов и позволил ей выразить все эмоции, на которые только она была способна. Отличная техника и музыкальный вкус американского музыканта заставляли гитару не только менять от композиции к композиции свое настроение, но и амплуа - звучать, например, как орган. Глубокий и живой голос гитары Чака Лоэба порой представлялся самостоятельным действующим лицом, что подтвердила и идея музыканта материализовать этот голос на сцене в образе юной девушки в белом платье.
В программе, представленной "Транс-Атлантик", было больше красок, чем эмоций, и больше действия, чем философского созерцания. Одна из лучших отечественных фьюжн-групп, "Транс-Атлантик" играет музыку с мощным ритмом (Руслан Капитонов - ударные) и изобретательными соло бас-гитариста Алексея Лебедева и саксофониста Святослава Текучева. Оригинальные композиции лидера группы, клавишника Сергея Чипенко, отличает сочетание пограничных с джазом течений и лучших мировых традиций джаз-рока. Особенное удовольствие публике доставило появление на сцене в композиции "Шотландская сказка" "главного шотландца России" - исполнителя на бэгпайпе (кельтской волынке) Владимира Лазерсона.
Совместное выступление группы "Транс-Атлантик" с гитаристом такой величины, как Чак Лоэб, доставило радость не только самим музыкантам, но и московским поклонникам музыки этого направления. Они провожали музыкантов бурными аплодисментами, за которыми совсем не было заметно, что к концу концерта зал поредел на треть.
Светлана Аввакумова
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Интересно: если в прошлом во многих городах России, даже самых крупных, джазовая жизнь считалась на единичные мероприятия, каждое из которых на годы приобретало статус легендарного в своем городе, то в последнюю пару лет отдельные города могут уже похвастаться концертной хроникой вполне столичной насыщенности. Живой и яркий пример - в репортаже нашего собкора в Самаре Юрия Льноградского...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
14 ноября в Центре искусств Центрального дома художника на Крымском валу саксофонист Олег Киреев представляет свой проект "Фэн-Шуй Джаз Театр". Музыка этого проекта сочетает джазовые традиции с элементами фольклора Молдавии, Башкирии, Китая и, по словам самого Олега, направлена на достижение состояния космического сознания и вселенской гармонии. "Состояние праздника Духа, Эротики и Тантры" - вот спектр ощущений, который, по замыслу автора, могут испытать слушатели на концертах "Фэн-Шуй Джаз Театр". Музыкальные композиции проекта стилистически относят скорее к скрещениями фьюжн и нью-эйдж, чем к джазу. Тем не менее, эмоциональные и нешаблонные мелодии, родившиеся в процессе сотворчества Олега Киреева (саксофон, горловое пение; ударные), Валерия Панфилова (гитара), Виктора Матюхина (бас-гитара) и Ильдара Нафигова (ударные), отражают индивидуальность музыкантов и вызывают вполне объяснимый интерес аудитории - музыки подобного рода в Москве не так уж много. "Фэн-Шуй Джаз Театр" Олега Киреева, по его определению - это "яркое шоу, порой переходящее в театральное действие, участниками которого зачастую становятся профессиональные художники, поэты, музыканты, танцоры и даже сами зрители".
8 ноября в 15.00 в Центральном Доме художника пройдет мастер-класс выдающегося американского фьюжн-гитариста Скотта Хендерсона.
Имя Скотта Хендерсона стоит особняком в списке самых влиятельных фьюжн-гитаристов. Дружба и сотрудничество с Чиком Кориа, Джеффом Берлином, Жан-Люком Понти, Джо Завинулом, Виктором Вутеном, а также музыкальные эксперименты в проекте Tribal Tech в равной степени создали Хендерсону славу одного из авторитетнейших представителей мирового джаза и блюза.
Юность Скотта Хендерсона прошла в эпоху расцвета блюз-рока, и его музыкальный вкус сформировался под влиянием Led Zeppelin, Джеймса Брауна, Джеффа Бека, Джими Хендрикса, Ричи Блэкмора, Альберта Кинга и Бадди Гая. После окончания школы Скотт отправился в Лос-Анджелес, где получил классическое гитарное образование в Guitar Institute Of Technology. Затем он начал выступать и записывать альбомы вместе с группой Чика Кориа (Chick Corea Elektric Band), Жан-Люком Понти, Джеффом Берлином и Джоном Завинулом.
В 1984 году Хендерсон вместе с басистом Гэри Уиллисом собрал группу Tribal Tech, с которой записал 10 альбомов. Последний диск группы "Rocket Science", выпущенный три года назад, еще раз подтвердил статус Скотта как гитариста и композитора мирового уровня. Однако в конце 80-х Хендерсон только зарабатывал себе имя среди профессиональных музыкантов. Наградой за его труд и талант стали звания "Джазовый гитарист №1", присужденное в 1991 году журналом "Guitar World", и "Лучший джазовый гитарист", которые ему присудили год спустя читатели журнала "Guitar Player".
В 1994 году Скотт Хендерсон выпустил первую сольную пластинку "Dog Party", в которой возвратился к своим блюзовым корням. "Сольник" был с восторгом встречен как публикой, так и критикой, став, по признанию "Guitar Player", лучшим блюзовым альбомом 1994 года. Второй альбом, "Tore Down House", записанный при участии вокалистки Тельмы Хьюстон, увидел свет в апреле 1997 года. Он также получил положительные отклики и, как результат, наивысшие оценки в ведущих джазовых и гитарных журналах. Кроме этого, Скотт вместе со знаменитым басистом Виктором Вутеном и барабанщиком Стивом Смитом (экс-Journey) создал трио Vital Tech Tones, в рамках которого выпустил два альбома. "Well To The Bone" - на сегодняшний день последний сольный альбом Скотта Хендерсона, который, по единодушному мнению критиков, является самой зрелой и целостной работой музыканта. "Well To The Bone" был записан в компании вокалиста барабанщика Кирка Ковингтона и бас-гитариста Джона Хамфри, которые входят в состав гастрольной группы Хендерсона. Трио уже с большим успехом выступила в Северной и Южной Америке, Европе, Японии, исполняя на концертах как композиции с сольных альбомов Хендерсона, так и те песни, которые он записал в составе Tribal Tech. Творческая энергия Скотта Хендерсона находит свое воплощение не только в его альбомах. Музыкант стремиться поделиться своим огромным опытом и уникальным мастерством с молодым поколением гитаристов. Он преподает в голливудском Институте Музыки, ведет рубрики в ведущих гитарных изданиях - "Guitar Player", "Guitar World" и "Guitar School", выпустил две видеошколы ("Jazz Fusion Imrovisation" и "Melodic Phrasing") и книгу "Jazz Guitar Chord System", в которой он раскрыл новый революционный метод изучения джазовых гармоний.
Впервые Скотт Хендерсон выступал в России в мае 2003 г.
ДИСКОГРАФИЯ
Solo Blues Albums:
- Dog Party (1994)
- Tore Down House (1996)
- Well to the Bone (2002)
- Tribal Tech: Spears (1985)
- Dr. Hee (1987)
- Nomad (1990)
- Tribal Tech (1991)
- Illicit (1992)
- Face First (1993)
- Primal Tracks (1994)
- Reality Check (1995)
- Thick (1999)
- Rocket Science (2000)
Solo Fusion Albums:
- Vital Tech Tones (1998)
- VTT2 (2000)
Книга: The Best Of Scott Henderson.
Видео: Jazz Fusion Improvisation
Организатор мастер-класса - журнал
"Music Box". Информация: тел.(095) 506-4769,
265-4097
Аккредитация СМИ производится только при наличии анонса мероприятия.
Билеты - в кассах ЦДХ: тел. 238-1955, 230-1782.
|
|
|
Радио |
В рамках регулярной программы Михаила Митропольского "Бесконечное приближение" ("Радио России", 66.44 Mz, среда, 22:10 МСК) продолжается внутренний цикл, посвященный творчеству вокальных ансамблей. Поводом к этой теме (помимо пристрастий автора, начавшего знакомство с джазом путем личного участия в таком ансамбле 35 лет тому назад) явилось регулярное получение первых премий на соответствующем конкурсе в Граце (Австрия) нашими людьми (2001г. - Cool & Jazzy, 2002г. - ManSound, 2003г. - A'Cappella ExpreSSS). В гостях у ведущего - участница и движущая сила победителя текущего года, вокалистка Этери Бериашвили. Разговор идет не только о приятном (получение премии из рук самого Уорда Свингла), но и о просто приятном (вокальные составы Swingle Singers, ManSound, Hi-Lo's, Singers Unlimited, Novi Singers, New York Voices, Hilliard Ensemble и т.д.).
Эфир первой встречи - 29 октября, следующие - 12 ноября и 26 ноября.
|
|
|
Блюзовые новости
от "Очаково-Блюз" |
Совершенно непредумышленно именно к 2003 году, объявленному Конгрессом США "Годом блюза", созрело и занялось делом содружество некоммерческого объединения "Другая музыка" и крупнейшего отечественного пивного концерна "Очаково". Для мировой практики пивные спонсоры - типичная составляющая блюзовых фестивалей. И Москва идет той же стезей, заметно ускоряя шаг.
Настолько же непредумышленно первая акция городского масштаба, проведенная новыми союзниками, вошла в рамки празднования дня города 6 сентября.
Именно в этот день на Центральном стадионе "Динамо" прошел многочасовой блюзовый марафон. Его открывали молодые и подающие надежды отечественные блюзовые музыканты из 6 российских городов и столиц ближнего зарубежья. Свежей трактовкой архаичной блюзовой классики блеснули "Свет, Эл и Биг Вэл", этим летом удостоенные Первой премии на блюзовом конкурсе-фестивале в Польше. В составе специальной программы "Сборная России по блюзу" выступили корифеи, а аккомпанировал им и дирижировал ими Леван Ломидзе и его группа "Блюз Казенс", только что отыгравшие триумфальный тур в США и ангажированные следующим летом уже на трехмесячные гастроли в Америке, включая выступления на крупнейших фестивалях.
Порадовали мастерством, энергичностью и хорошим чувством юмора европейские гости: "B.B.& The Blues Shaks" из Германии и шведы "Knock Out Greg & the Blue Weather". Мощным финалом прозвучало выступление американца Джимми Ди Лейна, разогнав вечерний сентябрьский морозец.
Однако программа "Очаково-блюз" нацелена не на разовый, хоть и грандиозный концерт. На протяжении всего года, до следующего стадионного концерта, она еще не раз порадует любителей блюза. На начало ноября намечена большая серия музыкальных событий.
6 ноября в Центрально доме художника Федор Чистяков представит публике свой долгожданный новый альбом "Ондатр" - весьма острую музыкальную смесь, в которой блюз играет не последнюю роль.
На следующий день там же (7 ноября в ЦДХ) состоится уже традиционный, 6-й по счету, Московский фестиваль губной гармоники, в котором примут участие все отечественные мастера этого своеобразного инструмента, играющие в самых разных жанрах: от джаза и блюза до этники и рока. Вот уж где не будет скучно.
Развернутая программа под эгидой "Очаково-блюз" намечена и для московских музыкальных клубов. Блюзовые джемы будут проходить в Cool Train (Б-2), одном из лучших джазовых залов Москвы. Здесь будет играть ритм-секция нового проекта Николая Арутюнова при участии гитаристов Ивана Жука, Гургена Джангеряна и харпера Владимира Кожекина.
Для ценителей традиционного блюза в клубе "Крымские каникулы" пройдет серия акустических блюзовых джемов. 12 ноября откроет ее московский дуэт Кораблин-Братецкий, недавно подготовивший к выходу альбом собственных интерпретаций кантри-блюзовой классики. Альбом обещает стать весьма интересным событием, поскольку исполнительское мастерство и пиетет перед заочными учителями гармонично сочетаются в нем с оригинальными идеями и действительно трепетным стремлением сыграть "по-своему".
Здесь же в середине ноября пройдут музыкальные премьеры. 16 ноября свою новую группу представит ветеран отечественной блюзовой и рок-н-ролльной сцены Валерий Гелюта. В понедельник 17 ноября будет играть весьма любопытный проект певца и гитариста Юрия Каверкина, собравшего три "Wrong Way Band" для исполнения блюза, близкого по духу как ранним работам Сона Хауса, так и поздним записям Джона Ли Хукера. Это выступление должно открыть серию еженедельных концертов "Stormy Monday Blues".
Организация выступлений корифеев и помощь начинающим - лишь часть обширной программы "Очаково-Блюз". В условиях, когда система клубных гастролей еще не отработана, она будет помогать в организации выступлений москвичей в других городах и привозить в Москву тех музыкантов, знакомство с которыми может стать для московских меломанов весьма приятным сюрпризом. Высоким исполнительским уровнем и собственным, ярко индивидуальным блюзовым почерком отличаются петербургский септет "Big Blues Revival" и квартет из Екатеринбурга "Blues Doctors". Оба коллектива будут выступать в клубе "Крымские каникулы" 8 ноября. В дополнение к отличной музыке в этот день посетителей клуба порадует и бесплатная кружка пиво от "Очаково".
Уже два года, как ушел из жизни блюзовый патриарх Джон Ли Хукер. На конец октября фирма Eagle Records объявила о выпуске альбома с его "новыми" записями. Это альбом под названием "Лицом к лицу" (Face to Face), над которым Хукер работал в последние годы жизни. Наряду с нестареющими песнями, которые Хукер не раз перезаписывал за время своей долгой карьеры: "Ямочки" (Dimples), "Блюз Сумасшедшего" (Mad Man Blues) и, конечно, "Гуляй, Ребятня" (Boogie Chillen) - здесь присутствует целый ряд песен, никогда прежде не исполнявшиеся им в студии. Как и в последних его прижизненных альбомах, ему аккомпанируют звезды блюза и популярной музыки: Van Morrison, Johnny Winter, Dickey Betts, Warren Haynes, Elvin Bishop, George Thorogood and Roy Rogers. Дочь Хукера, певица Закирия осуществляла художественный контроль над работой по завершению альбома после смерти отца.
Более подробно о событиях программы "Очаково-Блюз", адреса клубов и расписание радиопередач о блюзе, более подробные новости и обзор отечественных и зарубежных блюзовых новинок можно найти на главном
блюзовом ресурсе в рунете, который также поддерживается союзом "Очаково" и "Другой музыки".
Андрей Евдокимов,
фото Федора Романенко,
Blues.Ru
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем две работы: одна, отражая общую тенденцию этого номера, записана гитаристом, причем одним из важнейших в современном джазе; другая представляет собой крайне любопытную междужанровую запись...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 28 октября (США) |
- Count Basie: Wild and Swingin', Varese 061352
- Hot Club of Cowtown: Continental Stomp, Hightone 8163
- Scott Jones: Freedom, Progressive Arts 1022
- Gene Krupa & His Orchestra: Hot Drums - переиздание, Quicksilver 5050
- Arnie Lawrence: Renewal - переиздание, Quicksilver 4023
- Jacques Loussier Trio: Allegretto from Symphony No. 7, Theme and Variatio, Telarc 83580
- Randy Scott: Words Unspoken, Orpheus 90927
- Various Artists: Mistletoe Magic: Holiday Jazz Improvisations [Quic - переиздание, Quicksilver 4008
- Various Artists: Jazz Sexy, Chesky 261
- Various Artists: Jazzactuel, Vol. 1 - переиздание, Varese 061353
- Various Artists: WNUA 95.5 - Smooth Jazz Sampler, Vol. 16, WNUA 29553
- Voodoo Village: Funk Soup, 40 West 7911
- Larry Vuckovich: City Sounds, Village Voices - переиздание, Quicksilver 4021
- Andre Ward: Feelin' You - переиздание, Orpheus 90925
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Оригинальные материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются.
Пишите!! |
© "Полный джаз",
1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Светлана Аввакумова,
Константин Волков,
Юрий Льноградский,
Андрей Евдокимов,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
Федор Романенко,
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|