Выпуск
# 39
2003
|
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Bill Frisell
-
"The Intercontinentals"
Nonesuch, 2003
70:34
* * * * *
|
|
Гитарист Билл Фризелл до сих пор - видимо, по инерции - известен как джазовый музыкант, хотя времена, когда он увлеченно исследовал горизонты джазового мэйнстрима с Полом Мотяном и дали джазового авангарда с Джоном Зорном, прошли. В течение шести последних лет Фризелл все более последовательно и настойчиво расширяет (чтобы не сказать - стирает) границы стилей и направлений, упорно стремясь к некоей всемирной гармонии, в которой слились бы идеи и мотивы фольклора самых разных уголков Земли. Результаты его трудов невозможно назвать просто этно-джазом, поскольку это наименование утвердилось за теми видами современной импровизационной музыки, которые базируются на неамериканских музыкальных формах - а музыка Фризелла основана в первую очередь именно на глубинных традиционных формах американского музыкального фольклора, как бы молод этот фольклор ни был. Однако метод Фризелла - не изолирование американских элементов от мировых, а включение их в мировой музыкальный поток; его основная идея - не просто сплав музыкальных элементов Америки и внешнего мира, а последовательное вычленение в американском фольклоре элементов, из которых он сложился (музыка Европы и Африки, оплодотворенная друг другом и уникальным историческим опытом общества Северной Америки), и выделение в каждом элементе его праосновы - с тем, чтобы затем эти праосновы сложить в новую, синтетическую общность, подлинную "музыку мира", где элементы разных культур будут не просто сложены, а органично и гармонично сплавлены. И если по прошлым работам Фризелла можно было судить об этом замысле лишь в деталях, то в новейшем альбоме замысел, пожалуй, впервые раскрывается во всей полноте - так, чтобы получался не набор разностилевых композиций, а единый альбом во вполне концептуальной сюитной форме.
Через весь альбом красной нитью проходит африканская тема, навеянная знакомством и сотрудничеством Фризелла с одним из величайших музыкантов современной Африки - малийским гитаристом и певцом Бубакаром Траоре. Парадоксальным образом, сам Бубакар в записи не участвовал, хотя это и планировалось - но не состоялось по политическим причинам: совместные туры Фризелла и Траоре были назначены сначала на осень 2001 г., а затем на лето 2003, и отменились из-за, соответственно, последствий терактов в США и войны в Ираке. Зато участвовала отличная сборная разноплеменных мастеров - от давних соратников по исследованию американского фольклора, стил-гитариста Грега Лейша и скрипачки Дженни Шейнман, до африканского перкуссиониста Сидики Камара, греческого мастера игры на арабской лютне уд Христоса Говетаса и бразильского гитариста Винисьюша Кантуарии.
В создании живого и яркого звукового полотна, где оригинальные звучания электрических и акустических гитар Фризелла деликатно встроены в ткань акустических инструментов его партнеров и переплетены со сложными задними планами, составленными из изысканных дилэев, решающее участие приняли продюсер Ли Таунсенд и звукоинженер Такер Мартин.
|
|
|
Madlib
-
"Shades of Blue"
Blue Note, 2003
56:58
* * *
|
|
Хип-хоп-артист Мэдлиб - далеко не первый, кого пускает в свои закрома легендарный лейбл Blue Note. Из оригинальных лент классических джазовых записей 1960-70-х гг. вообще делали ремиксы очень многие (из тех, кто копался в архивах именно Blue Note, достаточно вспомнить британскую группу US3, а, допустим, к наследию Verve были допущены Thievery Corporation, De-Phazz и другие). Но Мэдлиб пошел (точнее, был допущен) дальше других: ему были предоставлены оригинальные многодорожечные несведенные мастер-ленты шедевров Дональда Берда, Хэрби Хэнкока, Бобби Хатчерсона, Хораса Силвера, Рубена Уилсона... Дело в том, что Мэдлиб - не только фантастически плодовитый хип-хоп продюсер, автор полудюжины проектов, выступающий под полудюжиной псевдонимов: он еще и джазовый музыкант с хорошим образованием (владеет массой разных инструментов) и с отличной наследственностью. Его отец, Отис Джексон-старший - известный бэндлидер, как и дядя, трубач Джон Фэддис. Отис Джексон-мл. (таково настоящее имя Мэдлиба) для каждой отдельной пьесы собрал отдельный виртуальный ансамбль, в основном состоящий из него самого, под разными псевдонимами играющего на разных инструментах, довольно органично вплетенных в оригинальные аранжировки. От оригинальных аранжировок, впрочем, не в каждой пьесе много осталось: хотя общий подход Мэдлиба к переработке джазовой классики оказался довольно мягким, лишенным хип-хопового радикализма, созданные им электронные ритмические фундаменты - "лупы" - занимают его ничуть не меньше, чем игра на живых инструментах в компании звезд давнего прошлого, и этой игре он отдается хотя и без большого энтузиазма, зато с заметным удовольствием.
Вряд ли работа Мэдлиба сильно заинтересует джазовую аудиторию - скорее, слушать ее станут поклонники его хип-хоповых записей. А жаль. Мэдлибу удалось в этом альбоме ненатужно, но очень наглядно продемонстрировать тот факт, который хип-хоперы признали еще на рубеже 80-90-х гг. и от которого поклонники джаза и значительная часть джазовых музыкантов до сих пор всячески открещиваются: если и есть у джаза, как вида музыкального искусства, наследие в нынешней афроамериканской культуре, то это - хип-хоп.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|