Начало см. в #25-26
Свинг белой ночи
И еще один джазовый фестиваль состоялся этим летом в Санкт-Петербурге. "Триумф петербургского джаза" - фестиваль "Свинг белой ночи 2003" проходил с 3 по 6 июля.
Этот фестиваль был особенным. Не только потому, что был приурочен к 300-летию Петербурга, и не потому, что его посетила госпожа Матвиенко, даже не потому, что был придуман интересный организационный ход, а потому, что на сцене Филармонии джазовой музыки, да еще в присутствии
Давида Семеновича Голощекина, играли не традиционный джаз, а авангард -
и было это трио Гайворонский - Кондаков - Волков.
Но обо всем по порядку.
И сначала несколько слов о традиции, традиционности и традиционном.
К традиционности можно относиться как угодно - можно любить ее и не любить, можно иронизировать, как я сама это часто делаю, но традицию надо знать и надо уважать. И забываться на этот счет в городе Санкт-Петербурге никому не позволяет Давид Семенович Голощекин.
Фестиваль "Свинг белой ночи" в этом году был юбилейным - десятым, длился четыре дня, в нем принимали участие только петербургские музыканты.
5 июля на сцене Филармонии выступали ансамбль Давида Голощекина, Эльвира Трафова, Геннадий Гольштейн, Владимир Лыткин, ансамбль "Четверо".
6 июля, в день закрытия фестиваля, по традиции прошел гала-концерт на площади Искусств (у Русского музея), где играли оркестр "Саксофоны Санкт-Петербурга", "Джаз-бэнд Алексея Канунникова", "Биг-бэнд Сергея Гусятинского" и "Ленинградский диксиленд".
А 3 и 4 июля в стенах Филармонии и в рамках фестиваля проходил конкурс на лучшую композицию, посвященную городу, и лучшую конкурсную программу. Выступали ансамбли Алексея Попова, Виктории Урусовой,
Максима Некрасова, Сергея Григорьева, Александра Беренсона, Ивана Васильева, Александра Гуреева,
Игоря Тимофеева, Михаила Костюшкина, Леонида Сендерского - Андрея Блинчевского, Петра Корнева, Николая Сизова,
Андрея Кондакова.
Было много ярких выступлений, но самым неожиданным, как я уже упомянула, было выступление трио Андрея Кондакова (фортепиано) - Вячеслава Гайворонского (труба) - Владимира Волкова (контрабас).
Это была странная музыка, но это был джаз, вобравший в себя все, что ему знакомо, все, что есть рядом.
Прозвучало несколько композиций. В одной из них что-то хмурилось стараниями Владимира Волкова, куксилось, рокотало и мельтешило у Вячеслава Гайворонского, накрапывало у Андрея Кондакова. В другой - происходило веселенько-шизовенькое действие - какое-то существо чревовещало посредством трубы Вячеслава Гайворонского - надрывно хихикало, плакало, выписывало кренделя. В еще одной композиции музыканты дружно взялись за дудочки - и поначалу это напоминало щебетанье птиц, потом Андрей Кондаков стал стучать по барабану, и все оформилось в какой-то джангл-джаз с репликами Гайворонского.
Музыканты играли музыку, которую где-то в глубине души я ожидала и от NuJazz Festival'я 2003, и от фестиваля оригинальной музыки в Петропавловке, но, о нонсенс! услышала здесь, на фестивале "Свинг белой ночи" - самом, казалось бы, традиционном фестивале в Петербурге.
Бывает же такое! Не всегда за необычным надо ехать в Индию, достаточно всего лишь оглядеться по сторонам...
NuJazz Festival
Пока одни спорят о том, что считать acid-jazz'ом или, скажем, soulful'ом, а что нет, и можно ли называть такую музыку джазом, другие, удовлетворившись определением nu jazz, устраивают NuJazz Festival'и.
Первый в нашей стране NuJazz Festival состоялся в 2002-ом году в Петербурге. Организатором его стал первый в Петербурге ди-джейский профессиональный клуб "Паръ. spb." - клуб западного уровня, куда, как минимум два раза в месяц приезжают иностранные ди-джеи. Примечательно, что движущей силой этого современного направления джаза стал именно танцевальный клуб, хотя и во времена становления джаза новую музыку играли на танцах.
На вопрос, почему клуб "Паръ. spb." взялся за проведение фестиваля новой джазовой музыки, пресс-атташе клуба Анна Лобашова, в паузе между организационными форс-мажорами, ответила:
- "Паръ. spb.", скорее, хаус-клуб, но мы открыты и другим направлениям, только бы они были качественными. Nu jazz - безусловно качественная музыка, которая близка и современным танцевальным направлениям. Кроме того, nu jazz развивается, сегодня это наиболее интересное направление, его поддерживают западные лейблы, а в нашей стране оно почти не освещается. Мы решили попробовать.
И получилось!
А в этом году 20, 21 и 22 июня в клубе "Паръ. spb." проходил уже второй фестиваль - NuJazz Festival 2003.
Все три дня программа фестиваля была очень насыщенной - начиналась вечером, а заканчивалась уже утром, включала в себя выступления музыкантов из Петербурга, Финляндии, Великобритании, ди-джеев из Лондона, и, конечно же, танцы:
Музыканты выступали два дня - 20 и 22 июня на открытой площадке во внутреннем дворе клуба.
Первыми были петербуржцы: исполнитель на губной гармонике
Максим Некрасов, гитарист
Ильдар Казаханов, перкуссионист Йоэль Гонзалес, бас-гитарист Алексей Любчик, барабанщик Вадим Марков. Уже инструментально-стилистически это была мешанина, которая породила все же довольно забавных и чертовски симпатичных музыкальных метисов. Как, например, блюз, где, отрываясь от тяжело переминавшихся с одной доли на другую баса и ударных, раритетного звучания гитары (Gibson' 39-го года) и перкуссии, Максим Некрасов - музыкант и без того способный своей гармоникой всю душу наизнанку вывернуть - еще использовал реверберацию, и, в итоге, одна интонационная волна беспощадно нахлестывала другую. Или другой метис - джазовый стандарт "Summertime", где тот же Максим Некрасов искажал звук губной гармоники до противности сигнала крайне недовольного автомобилиста, а Ильдар Казаханов вытягивал жилы гитарным "хонки-тонком" в ансамбле с треском перкуссии и хищнической поступью баса и ударных.
Следующим был коллектив из Финляндии
"Nu Spirit Helsinki".
По составу инструментов и их функциям
"Nu Spirit Helsinki" напоминал диксиленд с африканской - то есть перекрестной, с акцентированием сильных долей и без свинга, ритмикой. А на фоне всей этой полиритмии, даже аритмии, звучали духовые, но выбеленно и бесстрастно, а клавишные и гитара - неосязаемо и бесплотно, бас - очень низко и тяжело. Создавалось впечатление, что с одной стороны движение было и было насыщенным, где-то механическим, где-то хаотичным, а с другой - его вовсе не было. И все это одновременно, как поток времени, когда за одну минуту происходит миллион вещей, а поток остается неизменным. Такой вот - новый финский африканский диксиленд.
Позже к "Nu Spirit Helsinki" присоединялись вокалисты, специально приглашенные для участия в фестивале, и каждый привносил в "Nu Spirit Helsinki" что-то свое, оттенял данность своей индивидуальностью.
Вокалист - темнокожий парень с длинными дредами - жил в своем ритме - кочумал на сцене, неспешно затягиваясь сигаркой, и пел регги, в смысле, просто открывал рот и оглашал окрестности удивительно естественным пением.
О вокале девушки в красном платье и с копной кучерявых волос на голове тоже говорить не приходится. Ее вокал натурален и совершенен настолько, насколько может быть натуральна и совершенна дикая природа. Ее вокал нес в себе рыки, крики, стенания завывания и зов джунглей.
Коллектив "Reel People" из Великобритании.
Здесь не было экспериментов ни со звуком, ни с реальностью, но была отличная танцевальная музыка, адекватная настоящему времени, потому вмещавшая в себя соул и хип-хоп, цветистое пение вокалисток и клавишника, скрипучесть саксофона и просветленность флейты, перекатистость баса, шлепки и звонкие удары барабанов, свинг, и, наконец, азартность всех участников ансамбля.
Продолжил танцевальный марафон еще один англичанин - DJ Roy the Roach, которого в клубном мире называют "a DJ with Jazz in his Soul". Сегодня он один из лучших в мире ди-джеев в стиле funky house.
21 июня вечером первыми вновь выступали петербуржцы - "Ильдар Казаханов Project": Ильдар Казаханов (гитара), Игорь Тимофеев (саксофон), Сергей Тарусин (клавишные), Роберт Пилякальнис (бас-гитара), Гарий Багдасарьян (ударные).
То, что они играли называют smooth-jazz'ом, после нескольких композиций на сцене появился человек, которого зовут Юго Петрович. Он читал рэп на сербском языке и задирал своей горячностью и музыкантов, и публику.
Выступления коллектива "Nathan Haines Band + members of Mark de Clive-Lowe Band" из Великобритании ждали многие. Во-первых, имя Nathan Haines запомнилось и полюбилось питерцам после участия музыканта в прошлогоднем NuJazz Festival'е, во-вторых, Натан Хэйнз - один из лучших музыкантов nu jazz поколения, что он и продемонстрировал прямо на сцене.
Этот скромный британский парень, во всем белом, играл на саксофоне, на флейте, и пел. О, как он пел!
На NuJazz Festival 2003 Хэйнз приехал с коллегами, ранее выступавшими с музыкантом, имя которого Mark de Clive-Lowe (еще одно яркое явление в андеграудной танцевальной тусовке Лондона). Теперь эти музыканты составляют Nathan Haines Band. Вместе они представляли новый альбом "Squile fo Hire", который вышел в это году на лейбле Chilli Funk.
22 июня в клубе "Паръ. spb." был Big Happening after NuJazz Festival 2003, словом - отходняк с презентацией фильма "Soul Funk Cinema special event" и выступлениями ди-джеев из Литвы - Boo и 2Fresh.
На пороге следующего дня NuJazz Festival 2003 завершился, чтобы набраться сил, энергии и потенции, которая прорвется на NuJazz Festival'е 2004.
Елена Насонова,
корреспондент "Полного джаза" в Санкт-Петербурге
|