"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 42 (186) - 20 ноября 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Прежде чем мы перейдем к сегодняшним текущим делам, хочу напомнить вам вот о чем. 15 декабря в московском Центральном Доме художника портал "Джаз.Ру", неотъемлемой частью которого является наш журнал, будет отмечать свое пятилетие. День этот близится. В следующем выпуске, 27 ноября, мы дадим полный анонс всего мероприятия. Пока же только напоминаю о самом факте.
Я только сегодня, в день выпуска журнала, вернулся из Самары, где по приглашению
Самарского государственного
технического университета читал лекции - не столько о джазе, сколько об интернете (официально это формулировалось как "Опыт создания успешного веб-ресурса") - естественно, на материале пяти лет существования "Джаз.Ру". Надо заметить, это был очень полезный опыт (огромное спасибо инициатору этой поездки Юрию Льноградскому) - он позволил не только самарским студентам узнать что-то новое, но и мне самому кое-что из опыта "Джаз.Ру" заново осмыслить. Кроме того, немаловажной частью поездки оказалось знакомство с самарским джазовым сообществом в лице его лучших представителей в местах их, так сказать, природного
обитания. Начали оформляться кое-какие идеи из области "чем Джаз.Ру может оказаться полезен самарскому джазу, и наоборот". А заодно оформилось твердое убеждение, что этот опыт не только можно, но и нужно распространять на другие города. Как выясняется, не только нам есть что сказать аудитории при личной встрече - аудитория тоже вполне готова к общению и, со своей стороны, вполне имеет что сказать. Будем строить планы. Пишите, кстати, если что.
Редактор
|
|
|
Как
это было
в Москве |
7-8 ноября в Москве, как мы уже писали в предыдущем номере, играл один из самых популярных в мире джазовых музыкантов - Джордж Бенсон. Конечно, его приезд и не должен был стать органичной частью московской джазовой жизни - Бенсона пригласили богатые капиталисты для того, чтобы презентовать свои коммерческие проекты, но все равно честь им и хвала - так или иначе, сотни людей смогли увидеть своего кумира. Вот только что именно они увидели? Своими впечатлениями делится наш новый автор - замечательный московский джазовый пианист
Лев Кушнир...>>>>
19 ноября в Большом зале Московской консерватории выступала легенда бразильской музыки вообще и бразильского джаза в частности - семикратный грэмминосец, пианист, композитор и певец Жоао Донато. Рассказ об этом событии у нас еще впереди, а пока хотелось бы рассказать о том, как Донато - в куда более камерном и куда более джазовом варианте - выступил 15 ноября в посольстве Бразилии в Москве.
Посольство Бразилии не впервые приглашает московскую прессу и музыкантов для тесного общения с приезжающими в столицу российскими музыкантами. Благодаря подвижнической деятельности прежнего культурного атташе посольства, Пауло Сиприано, а главное - благодаря благосклонности самого посла, г-на Жозе Вегаса Фильо, количество бразильских "звезд" в Москве постепенно от нуля начинает стремиться к более или менее удовлетворительной (соотнося его со значимостью этих музыкантов в мировой культуре) цифре. Важную роль здесь играет и продюсерская компания Vartan Jazz, глава которой, Вартан Тоноян, вновь перенес свою активность на московскую землю после более чем 12 лет отсутствия (в течение которых он руководил клубом Vartan's в Денвере). Именно Vartan Jazz пригласил в Москву и Жоао Донато (правильнее произносится как Жуан Донато).
Маэстро начал программу своего небольшого концерта, который проходил в гостиной посольства (старинный дворянский особняк на Большой Никиктской), не с джазового материала, а со своих самых популярных песен, которые, одна за другой, были с удовольствием подхвачены хором присутствовавших представителей бразильской диаспоры в Москве, знающих эти песни едва ли не с детства: от "Sambou, Sambou" и "Bananeira" до "Minha Saudade".
Голос Донато - типичный образчик пения в стилистике босса-новы: он нисколько не скрывает "любительских" качеств своего пения, напротив - подчеркивает их. Достаточно произвольное интонирование создает ощущение разговорной, доверительной интонации, а тот факт, что музыкант не скрывает, что голос у него вполне уже старческий (ему перевалило за 65), эту доверительность только усиливает, так что, когда от собственных произведений он перешел к классике других авторов (он ведь и сам живой классик босса-новы) - вплоть до "Garota de Ipanema" Антонио Карлуша Жобима - восторг как бразильцев, так и российской части аудитории только усилился.
Надо отметить, что немалую роль в звучании Донато играют два его бразильских партнера - контрабасист Луиш Алвез (много лет проработавший в группе Милтона Нашименту) и барабанщик Вилсон дас Невеш. В стесненных условиях "домашней" акустики старинного особняка оба опытных музыканта нисколько не потеряли ни в динамике, ни в выразительности игры, напротив - прибавили в аутентичности, напомнив, что босса-нова и появилась как живая музыка городских квартирных вечеринок (особенно трогательно выглядело, когда оба начинали подпевать Донато безо всяких микрофонов).
С ними же Жоао Донато исполнил несколько треков с одного из самых удачных своих альбомов последних лет, "Amazonas", на котором он создал впечатляющую смесь нескольких бразильских стилей (от босса-новы до "тропикализмо" и стиля Байя) и афрокубинских (и - шире - карибских) ритмов. Тут он уже не пел, продемонстрировалв лучшие стороны своей игры на фортепиано: органичное и свободное обращение с тончайшими ритмическими нюансами, стремление к лаконизму и законченности каждой фразы, изящное интонирование.
Эти номера послужили естественным мостиком к заключительной части концерта-вечеринки, в ходе которого Донато поиграл джаз - сначала в квартете (к бразильским музыкантам присоединился нью-йоркский тромбонист Вэл Грин, в котором знатоки узнали московского эмигранта 30-летней давности Владимира Гринберга), а затем и во все расширяющемся составе, к которому подключались: гитарист Александр Виницкий, саксофонист Александр Закарян и, наконец - народный артист России Георгий Гаранян. Джем был умеренно хорош, маэстро был в радужном настроении, русско-бразильская аудитория - в восторге. Впереди Донато ждала встреча с более широкой публикой - в Консерватории (обширность аудитории там, говорят, так его поразила, что он даже сделал со сцены несколько снимков публики в зале).
Кирилл Мошков
фото автора
|
|
|
Америка
и ее джаз |
Мы продолжаем публикацию цикла материалов о джазовом образовании в США, начатого в 2001 г. очерком о колледже Беркли. С тех пор мы уже успели познакомиться с Консерваторией Новой Англии, с нью-йоркским Университетом Новой Школы и вообще с историей джазового образования в США (см.полный список ссылок на публикации этого цикла
в разделе "Образование" на портале "Джаз.Ру"). Сегодня мы переходим к новой теме - джазовым программам "малых школ". Это могут быть и программы в небольших учебных заведениях, это могут быть и программы по изучению джаза в крупных вузах, но - не "профильные", не образующие отдельного факультета или департамента. В любом случае, представление об этом типе джазового образования весьма важно для понимания картины в целом...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
27 ноября молодой джаз Санкт-Петербурга поворачивается лицом к своим ровесникам: впервые джазовая концертная программа, включающая выступления лучших молодых джазовых коллективов города, будет проведена в Университетском центре на Васильевском острове. О том, как это будет и кому надо за это сказать спасибо - в пресс-релизе организаторов...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
На протяжении ноября в "Ле Клубе" проходит осенний "Ле фестиваль", в рамках которого Москву посещают разные первосортные музыканты (вспомним, например, приезд
New York Voices или Гэри Бертона). В конце месяца москвичам предлагается окунуться в ностальгию по середине 90-х: в "Ле фестивале" примет участие одно из самых заметных действующих лиц московской клубной сцены тех лет, вокалист Тим Стронг...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 19 ноября (США) |
- Barnet, Charlie: 1939-1940, Melodie Jazz Classics 1266
- Beneke, Tex: On the Beam, Magic [UK] 107
- Brown, Ray: Best of the Concord Years - переиздание, Concord Jazz 2164
- Carlisle, Una Mae: 1944-1950, Melodie Jazz Classics 1265
- Cherry, Don: Blue Lake, Fruit Tree 826
- Cherry, Don: Orient - переиздание, Fruit Tree 825
- Dorsey, Jimmy: Dixie by Dorsey - переиздание, Collectables 7519
- Fambrough, Charles: Upright Citizen [переиздание], Random Chance 7
- Goodman, Benny: Swing Master, Memoir 570
- Gray, Wardell: 1946-1950, Melodie Jazz Classics 1264
- Gray, Glen: Smooth Sounds of the Great Swing Bands, Eric 11516
- Gray, Glen: White Jazz - переиздание, Old Bean 5
- Hampton, Lionel: 1950-1951, Melodie Jazz Classics 1262
- Jacquet, Illinois: Illinois Jacquet Story 1942-1947 - переиздание, Proper Box 49
- James, Harry: 1944-1945, Melodie Jazz Classics 1268
- Johnson, Marcus [Keyboards]: In Person: Live at Blues Alley, Lightyear 54582
- Kenton, Stan: Let's Go to Town, Magic [UK] 108
- Lyle, Bobby: Joyful, Lightyear 54562
- Marmarosa, Dodo: Live Dodo - переиздание, Sounds of Yesteryear 610
- Martin, Freddy: Smooth Sounds of the Great Dance Bands, Eric 11517
- Mole, Miff: 1927, Melodie Jazz Classics 1269
- Moody, James [1]: 1950-1951, Melodie Jazz Classics 1263
- Ocasio, Roberto: Algo Para Ti: Something Just for You, Little Fish 1345
- Ortega, Michael: Man by the Bay, Asap 74572
- Pollack, Ben: Vol. 5, Jazz Oracle 8032
- Stitt, Sonny: I Remember Bird/Tribute to Duke Ellington - переиздание, Collectables 7258
- Vanhorne, Randy: Sleighride, Hitchcock 2002
- Vinson, Eddie "Cleanhead": 1947-1949, Melodie Jazz Classics 5042
- Wheatley, David: Out of the Blue, Freshwater 102
- Whiteman, Paul: Sweet and Low Down, Naxos 8120628
- Williams, Mary Lou: 1949-1951, Melodie Jazz Classics 1260
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Лев Кушнир,
Феликс Народицкий,
Максим Тимошин,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
НТВ,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|