"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 11 (155) -
20 марта 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Нам выпало любить очень странный вид музыкального искусства. Величайшие триумфы этого жанра в России удостаиваются эфира по национальным телеканалам, а пластинок этого стиля продаются считанные тысячи. Да что там. В абсолютном исчислении в самой Америке, где музыка эта родилась, развилась и вроде бы развивается дальше, джазовых музыкантов, наверное, больше, чем в любом другом жанре. Говорят, в одном Нью-Йорке 150 тысяч саксофонистов, и, если выстроить их вдоль Бродвея с двух сторон локоть к локтю, как раз хватит на всю его длину, а это почти 20 километров. Московских саксофонистов, правда, вряд ли хватит даже на какой-нибудь Святопротопоповский переулок (если ставить по обоим тротуарам), но все равно их не так уж мало. А вот если собрать вместе их постоянных слушателей, боюсь, придется трем-четырем людям с саксофонами развлекать одного своего слушателя поочередно... Но что самое удивительное - при том, что доля продаж джаза во всей массе продаваемых в мире пластинок колеблется около одного процента, музыка эта не умирает. Проходят джазовые концерты, да что там - даже фестивали, выходят телепрограммы, открываются и закрываются даже джазовые радиостанции. Музыкальные учебные заведения исправно продолжают выпускать джазменов, и вовсе не все они тут же бегут в ансамбли музыки поп. Жанр исправно воспроизводит сам себя. Не устает меня поражать этот парадокс.
Редактор
|
|
|
Как
это было
в Москве |
13 марта в Москве играл один из самых известных коллективов нью-йоркского авангарда - Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos, возглавляемый гитаристом Марком Рибо, одной из ключевых фигур Даунтауна. Рибо уже выступал в Москве два месяца назад, выступал соло, и концерт этот для многих стал ключом к изменению привычных музыкальных ощущений. Los Cubanos Postizos - это совсем иная музыка. Она по определению апеллирует к куда более широкой аудитории, и ее можно слушать, так сказать, на разных уровнях: и просто как забавную стилизацию под кубинскую сальсу, и как тонкую, ироничную и непредсказуемую постмодернистскую игру. Журналист Михаил Визель рассказывает о том, каким ему увиделся московский концерт "Липовых кубинцев"...>>>>
19 марта в "Ле Клубе" начался цикл из пяти концертов еще одного коллектива, обращающегося к латиноамериканской музыке - Caribbean Jazz Project, который возглавляют вибрафонист Дейв Сэмюэлс и флейтист Дейв
Валентин. Эти концерты в Москве представляют торговая мартка Parliament и
Игорь Бутман.
Пришедшие на пресс-конференцию журналисты застали финальную стадию саундчека группы, так что впечатление о грядущих концертах сложилось вполне исчерпывающе. Как выяснилось, состав Caribbean Jazz Project изменился, со-основателя проекта, гитариста Стива Хана, в ансамбле больше нет. Зато в проект вернулся пианист Дарио Эскенази, который присутствовал на самой первой записи ансамбля в 1993 г.
Все шестеро музыкантов нынешнего состава CJP (трое названных плюс басист Рубен Родригес, барабанщик Дафнис Прието и перкуссионист Ричи Флорес) создают сложный, невероятно насыщенный ритмический конгломерат, в котором даже флейта, временами лиричная и мелодичная, вдруг разражается ритмически острыми пунктирами. В этой музыке много страсти и веселья, но много и "лобных долей головного мозга" - все эти ритмические напластования точно просчитаны и идеально срежиссированы.
На пресс-конференции выяснилось, что оба лидера проекта уверены: умение играть музыку той или иной страны приходит с обучением, может быть выучено, и выученное ничем не отличается от впитанного с молоком матери (если даже не превосходит его по качеству исполнения). Поэтому для них совсем не важно, что не все участники имеют собственно карибские корни (Сэмюэлс - нью-йоркский еврей, Эскенази - аргентинец, присутствуют также кубинцы и венесуэлец, а флейтист
Валентин родился в Бронксе, хоть корни его и пуэрториканские): профессиональное владение этой стилистикой позволяет всем шестерым играть сложнейший синтез элементов разных музыкальных культур, насыщенный собственно джазовым языком и смыслом, и получать от этой игры громадное удовольствие. Это удовольствие, уверены они, и есть главная цель, с которой они вообще берут инструменты в руки.
Общеизвестно, что, если музыканты играют с радостью, то радость передается и публике. У CJP это очень хорошо получается. Флейтист Дейв предупредил, что они играют страшно эмоционально, и пусть слушатели захватят носовые платки, потому что им придется рыдать от счастья. Присоединяемся к этому совету.
Caribbean Jazz Project играет в "Ле Клубе" до субботы, 23 марта, включительно.
Пару недель назад мы анонсировали открытие джазовых дней еще в одной московской точке - ресторане "МосБомбей". Нам всегда интересно, когда музыканты не просто получают еще одно место работы, а находят возможность показывать свои авторские программы. Поэтому, как только начались "джазовые среды"
Алекса Ростоцкого в "МосБомбее", мы направили туда нашего внештатного корреспондента, чтобы оценить перспективы нового места...>>>>
|
|
|
In
Memoriam |
Уход музыкантов старших поколений - всегда боль, хотя это естественный процесс. Особенно больно, когда уходят те, кто заслуживал при жизни куда большего признания, чем имел... Алексей Баташев рассказывает о судьбе одного из лучших оркестровых аранжировщиков нашего джаза, Владимира Прохорова
(1937-2002)...>>>>
|
|
|
Америка и ее джаз |
Писать о джазе и не писать о том, что происходит в США, на родине этой музыки - нонсенс. Наши постоянные читатели знают, что около полутора лет у нас даже был собственный корреспондент в Нью-Йорке - Иван Шокин. Но после событий сентября 2001 года
и начавшейся в американской экономике
рецессии Шокин вынужден был уехать работать в Прагу, так что мы по-прежнему зависим от переводов материалов наших американских коллег и от разовых материалов, присылаемых нашими читателями, живущими в США. Впрочем, нет: один-два раза в год в США ездит редактор "Полного джаза". Последняя по времени поездка пришлась на февраль текущего года (вы обратили, конечно, внимание, что "Полный джаз" в связи с этим пропустил три недели, что пришлось наверстывать двойным и тройным объемом последовавших номеров). Сегодня мы начинаем публиковать материалы, привезенные из этой командировки. Первый на очереди - новый материал из цикла, посвященного американской системе джазового образования (напомним, в этом цикле в 2001 г. вышло четыре материала - два про колледж Беркли и два про Консерваторию Новой Англии). Сегодняшний материал - первый из двух, которые мы планируем посвятить еще одному ведущему джазовому учебному заведению США, нью-йоркскому Университету Новой Школы...>>>>
|
|
|
Специальный репортаж |
Эта рубрика сегодня возникает в "Полном джазе" впервые, хотя, конечно, мы публиковали специальные репортажи и ранее. Просто пришло время вынести рассказы о каких-то
знаковых (будь неладен этот новояз с его неуклюжими словечками!) событиях, отражающих развитие новых тенденций в джазовой жизни, в отдельную рубрику. Как нельзя лучше для первого выпуска такой рубрики подходит рассказ о том, как проходил крупный джазовый фестиваль в столице соседнего государства, городе, где значительная часть населения говорит на одном с нами языке, городе, издавна включенном в общее с нами культурное пространство - Киеве...>>>>
|
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
16 марта исполнилось 55 лет одному из самых деятельных джазовых энтузиастов России - новосибирскому барабанщику Сергею Беличенко. "Полный джаз" поздравляет Сергея Андреевича и с удовольствием рассказывает о том, как этот день рождения отмечали в столице Сибири...>>>>
Следующие материалы отражают напряженную джазовую жизнь одного из важнейших музыкальных центров России - Ростова-на-Дону. Наш корреспондент в столице Южной России рассказывает о том, как в Ростове прошли презентация уникального CD легендарного оркестра Кима Назаретова, премьера документального фильма об участниках уникального женского биг-бэнда 50-х, концерт-возвращение одного из самых интересных ростовских гитаристов, очередной студенческий "Джаз в полдень"...>>>>
26 марта в очередном проекте "Джазового сезона" на сцене Санкт-Петербургской государственной академической капеллы выступит вокальный секстет "Remake". Составляют его выпускники дирижерско-хорового отделения Петербургской консерватории - частые участники престижных фестивалей как в нашей стране, так и за рубежом.
Вот уже пять лет они исключительно a cappella исполняют оригинальные и остроумные версии популярных музыкальных произведений (автор аранжировок - руководитель ансамбля, Михаил Серков), чем привлекают внимание и академической, и джазовой публики.
К выступлению в капелле музыканты подготовили программу, которая называется "Night & Day". В нее вошли преимущественно "околоджазовые" композиции - несколько афро-американских spirituals, обработки известных американских мелодий, отечественные "эвергрины".
Наверняка не обойдется и без сюрпризов...
Елена Насонова
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
29 марта посольство Бразилии в Москве и продюсерская компания Vartan Jazz (США) представляют концерт "Босса-нова в Большом Зале консерватории" в котором примут участие звезды бразильской музыки:
Ванда Са (вокал, гитара), солистка ансамбля Brasil-66;
Роберто Менескал (гитара, вокал);
Данило Каими (флейта, вокал);
Робертиньо Силва (барабаны);
Ней Консейсао (бас).
В концерте также примет участие выдающийся американский пианист Милчо Левиев.
Начало концерта: 19:00.
Справки и заказ билетов: тел. 790-2186 и в кассах Большого зала консерватории.
Пианист, клавишник и композитор Милчо Левиев родился в болгарском городе Пловдив 19 декабря 1937 г. Закончив Болгарскую государственную музыкальную академию, в середине 60-х он работал пианистом и музыкальным руководителем биг-бэнда Болгарского радио и телевидения. В 1970 г. он эмигрировал в Германию и работал там с одним из лидеров западногерманского джаза тех лет - Альбертом Мангельсдорфом. В это время Левиев познакомился с трубачом и бэндлидером Доном Эллисом, который уговорил болгарского пианиста эмигрировать в США (это произошло в 1971 г.).
До 1977 г. Левиев работал в оркестре Дона Эллиса. В 1972-м он играл на записи темы из "Французского связного", за которую Эллис получил премию Grammy в категории "Лучшая инструментальная аранжировка". Покинув этот коллектив, он много гастролировал и записывался с такими музыкантами, как Арт Пеппер, Билли Кобэм (Милчо играл на трех альбомах выдающегося барабанщика), Manhattan Transfer и Ал Джарро. Начало 80-х Милчо провел, экспериментируя с джаз-роком в собственной группе Free Flight. В 1981-м он был номинирован на Grammy в категории "Лучшая вокальная аранжировка" - за хоровую версию В последние годы он много играет с собственным трио и рядом других составов, неизменно используя сложные нечетные ритмы болгарской музыки в изысканном джазовом контексте. Левиев много лет провел в Лос-Анджелесе, и джазовая критика иногда называла его "потаенным сокровищем Калифорнии", имея в виду, что его слава сообразно с высочайшими качествами его игры могла бы быть больше.
Левиев много гастролирует и записывается соло, а также в дуэтах - широко известны его дуэтные альбомы с такими басистами, как Чарли Хэйден и Дейв Холланд. В настоящее время он преподает джазовую композицию и импровизацию в Университете Южной Калифорнии.
Певец и флейтист Данило Каими принадлежит к легендарной музыкальной семье Каими (Caymmi), представители которой составляют цвет современной бразильской музыки. С середины 80-х до середины 90-х он был членом ансамбля Антонио Жобима, но еще до этого, начиная с 1968 г., он сотрудничал и с другими гигантами бразильской музыки такими, как Винисьюш де Мораеш и Дориваль Каими. После смерти Жобима Данило много гастролирует по миру, представляя свой любимый стиль - босса-нову.
Певица и гитаристка Ванда Са начала свою карьеру в середине 60-х, на волне успеха босса-новы в США. С самого начала она сотрудничала с гитаристом Роберту Менескалем, который также примет участие в концерте 29 марта.
Роберту Менескаль считается одним из зачинателей движения босса-новы - наряду с Антонио Жобимом, Винисьюшем де Мораешем и Джонни Алфом. Он также много работал в США, записываясь с такими разными музыкантами, Пол Уинтер, Тутс Тильманс и Хэрби Мэнн. Менескаль - музыкальный директор и вдохновителей туров "Босса-нова", один из вариантов которых мы увидим в Москве 29 марта; артисты, принимающие участие в туре, записываются на принадлежащем Роберту Менескалю лейбле Albatroz.
В концерте также будет участвовать один из самых известных бразильских барабанщиков последних десятилетий - Робертиньо Силва, игра которого звучит на пластинках Жобима, Милтона Нашименту, Уэйна Шортера, Пола Хорна, Джорджа Дюка, Эгберту Жисмонти, Флоры Пурим, Жилберту Жиля, Тониньо Орты, Сары Воэн и т.д.
Басист Ней Консесао родился в Амазонском регионе, самоучкой овладел бас-гитарой и начинал свою музыкальную карьеру с исполнения местной народной музыки, отличающейся от музыки других регионов Бразилии. Переехав в Рио-де-Жанейро в 1996 г., он стал работать с Робертиньо Силва, превратившись в его постоянного партнера. Вместе они объездили полмира, но Ней гастролирует и с другими музыкантами.
8 апреля в концертном зале им. Чайковского
Алексей Баташев представит американскую вокалистку родом из Италии - Роберту
Гамбарини. Американская джазовая критика всерьез называет ее одной из самых перспективных джазовых певиц нашего времени.
Джаз она слушает и поет с детства, профессиональную карьеру начала в 17 лет. Роберта - обладательница диплома Всеитальянского телеконкурса в категории "джазовый вокал", а также дипломант Международного конкурса джазовых вокалистов им. Телониуса Монка в Вашингтоне. В этом искусстве она совершенствовалась в бостонской Консерватории Новой Англии и сегодня уже выступает по всему миру. Ее приглашали на такие престижные джаз-фестивали, как Монтерей, Монреаль, Торонто, Саратога, Умбрия, Международный Гаванский, Северное Море, Фестиваль Лайонела Хэмптона в американской Москве.
Она уже выступала с такими корифеями, как Хэрби Хэнкок, Хэнк Джонс, Седар Уолтон, Монти Александер, Бобби Хатчерсон, Джонни Гриффин, Майк Бреккер, Фил Вудс, Харолд Лэнд, Куртис Фуллер, Слайд Хэмптон, Рой Харгроув, Рон Картер, Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, Джордж Мраз, Билли Хиггинс, Эл Фостер, Билли Райли. В январе этого года она совершила триумфальный гастрольный тур по Европе. В России она впервые.
Заказ билетов по телефону: 299-5362 (касса зала Чайковского)
29 марта в московском Театре Юного Зрителя группа "Транс-Атлантик" представляет своего специального гостя - саксофониста Дэвида Мэнна, одного из ведущих инструменталистов в стилистике smooth jazz, выступавшего и записывавшегося как со звездами этого жанра (Tower of Power, Spyro Gyra, Special E-Fex, Чак Лоуб, Пэт Мэтини, Иван Линс, Чака Хан, Серджио Мендес), так и с известными поп-музыкантами (Стинг, Мадонна, Билли Джоэл, Пол Саймон, Элтон Джон, Рики Мартин, Джордж Майкл, Бэт Мидлер, Майкл Болтон...)
Проезд: м. "Тверская," "Пушкинская". Начало концерта: 20.00. Стоимость билетов - от 150 до 600 рублей. Телефон для справок: 299-6350.
30 марта тот же состав музыкантов
выступит в клубе Forte.
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем две новых отечественных джазовых работы, что в условиях значительного дефицита оных - большое событие...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 19 марта (США) |
- Adams, Jerri: It's Cool Inside - переиздание, Collectables 6873
- Brown, Les: Lerner and Loewe Bandbook/Richard Rodgers Bandbook - переиздание, Collectables 7460
- Chicago Underground Duo: Axis and Alignment, Thrill Jockey 106
- Douglas, Dave: Infinite, RCA 63918
- Dyers, Errol: Kou Kou Wa - переиздание, Sheer Sound 55
- Hawkins, Erskine: Complete: 1938-1939 - переиздание, Collectables 2814
- Krog, Karin: Raindrops Raindrops, EFA 27615
- Miller, Glenn: Definitive Collection, K-Tel Entertainment 3520
- Mitchell-Ruff Duo: Brazilian Trip/Campus Concert - переиздание, Collectables 7475
- Modern Jazz Quartet: Third Stream Music - переиздание, Wounded Bird 1345
- Modern Jazz Quartet: Modern Jazz Quartet, 1957 - переиздание, Wounded Bird 1265
- Modern Jazz Quartet: Jazz Dialogue - переиздание, Wounded Bird 1449
- Mrubata, McCoy: Hoelykit, Sheer Sound 59
- Mrubata, McCoy: Phosa Ngasemva, Sheer Sound 45
- Mrubata, McCoy: Tears of Joy, Sheer Sound 28
- Nokwe, Tu: African Child, Sheer Sound 76
- Parker, Charlie: Dial Masters and Roost Sessions - переиздание, Cleopatra 1194
- Various Artists: Mastercuts the Best of Jazz Funk, Mastercuts 47
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ
Авторы:
Михаил
Митропольский,
Елена Насонова,
Юлия Латыпова,
Ольга Коржова,
Алексей Баташев,
Константин Волков,
Анна Левковцева,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.
Фото:
Кирилл Мошков,
Всеволод Данилочкин,
архив сервера "Джаз в России" Воплощение:
Павел Абраменков |
|