Череда филармонических юбилеев сезона-2002 продолжилась концертом, посвященным дню рождения редактора джазового департамента Новосибирской государственной филармонии Сергея Беличенко.
Перед концертом корреспонденту "Полного джаза" удалось взять интервью у мэтра сибирского джаза:
Сергей Андреевич, сколько лет отмечаете?
Смотря от чего считать. Хотя на самом деле юбилеев два, но главный - сорок лет творческой деятельности. Джаз я играю с пятнадцати лет. Началось все в 54-й школе. Там мы создали школьный джазовый квартет совместно с Сергеем Муравьевым (он сейчас в Москве играет). В нашем репертуаре было все, что мы были в состоянии сыграть, но в основном, не очень сложные вещи, типа "All The Things You Are".
Что будет в программе?
Во-первых, предупреждаю сразу - поздравлений не будет! Никаких гвоздик в корзинах, никаких речей! Мало того, чтобы не утомлять слушателей, которые пришли слушать музыку, а не выступления в разговорном жанре, я подготовил свою "вступительную речь", которую будут раздавать входящим. Кому надо, те прочтут. А главным в концерте будет музыка. Приглашено немало прекрасных коллективов, поэтому я решился на три отделения по 40 минут, чтобы не утомлять слушателей. В первом отделении будет традиционный джаз, во втором - экспериментальный, третий, скорее всего, - "джэмовый". Мало того, я попрошу, чтобы двери в зал держали постоянно открытыми. Пусть народ слушает музыку, выходит покурить, попить пива. И просто отдыхает.
Концерт называется "Джазовая тропа длиною в 40 лет". Почему тропа?
А как иначе? Нынешнее состояние культуры вообще и джазовой музыки в частности такое, что за все свои годы творчества в лучшем случае протоптал именно тропу.
Говорят, вы опять подались в свою первую профессию - медицину...
С годами приходит простое понимание того, что люди болеют чаще, чем ходят на джазовые концерты. А иметь во второй половине жизни единственную возможность - стоять в метро с барабаном - я не хочу. Да и Боливар немного устал. Одна надежда - на выпуск компакт-дисков.
Где их можно купить?
В Америке... Хотя, я не жалуюсь на судьбу, как может показаться. Если бы мне предложили прожить жизнь сначала и что-то в ней изменить, я бы все-таки отказался.
Перед концертом даже непросвещенный слушатель сразу бы понял, чей юбилей празднуется: на сцене в неживописном порядке расположились две традиционные барабанные установки и "кучки" экзотичных тамтамов и конго.
Конечно, совсем без официоза не обошлось, но неоригинальные шутки и дежурные эпиграммы ("к тебе не зарастет народная тропа" и "на таких людях держится современный джаз") парировались самим юбиляром, просившим называть себя просто - лучшим джазовым музыкантом Западно-Сибирской низменности.
Обещания свои Сергей Андреевич все же не сдержал. "Вступительную речь" на входе не раздавали, а продавали по 10 рублей. Первое отделение, начавшееся с размахом и вкусом, вовремя "прекратить" не удалось и оно растянулось на полтора часа. Зато какими были эти и последующие часы! Такого джаза Новосибирск не видел и не слышал с 1999 года, когда праздновался мемориал Дюка Эллингтона! Приехали и так долго зазываемый на гастроли трубач-нижневартовец Геннадий Калинин, и президент Новокузнецкого джаз-клуба Анатолий Берестов с супервокалисткой Ольгой Юшковой. Хотя новосибирских коллективов было, конечно же, большинство.
Официальная обстановка на концерте крайне быстро сменилась на непринужденную и почти домашнюю. Все чувствовали себя на сцене как дома. Последний вибрафонист России Игорь Уваров тасовал вибрафонные палочки, как клюшки для гольфа. Лучший пианист Горного Алтая Игорь Дмитриев чуть не опоздал с вступлением, разгребая разложенные на рояле конфеты-букеты. Но больше всех блистал, естественно, сам юбиляр, попробовавший почти все инструменты и сыгравший со всеми коллективами во всех возможных составах.
Юлия Латыпова
|