Сегодняшний наш репортаж - не совсем
обычный. Планировалось, что на этом
месте будут ДВА репортажа. Потом было
решено, что, чем авторам перебивать
друг друга и рассказывать канву одних
и тех же событий - пусть они лучше друг
друга дополняют. Так что о центральном
событии российской джазовой зимы у
нас репортаж сегодня один, но ДВОЙНОЙ:
дополняя друг друга, о "Триумфе
джаза" в зале "Россия"
рассказывают наш обозреватель Михаил
Митропольский и редактор "Полного
джаза" Кирилл Мошков.
"Триумф джаза" в "России" стал триумфом джаза в России
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал - на такой случай деньги надо копить заранее. Чего уж там, пятичасовой джазовый марафон оправдал капиталовложения. Такого собрания джазовых легенд мы не видывали с памятного 1990 года, со времени знаменитого фестиваля в театре Эстрады. Но чтоб в один вечер, да так!...
И действительно, афиши обещали представить нам в одном концерте созвездие хэдлайнеров, каждый из которых мог бы составить славу серьезному фестивалю на Западе. Фонд "Триумф", отмечающий свое 10-летие, позволил себе такую роскошь. А президент фонда Игорь Шабдурасулов позволил себе выйти на сцену, держа в руках саксофон под правильным углом, и велел под завязку набитому залу вести себя легко и вольно. Он же пригласил на сцену арт-хозяина вечера
Игоря Бутмана, оркестр которого в сильном волнении уже расположился за пультами. Вот тут-то и начался фейерверк.
Для начала место за ударной установкой занял Билли Кобэм - король эпохи фьюжн и уже почти постоянный партнер Бутмана в Москве, за ним на эстраде появились трубач Рэнди Бреккер, один из двух знаменитых Brecker Brothers, тоже партнер, и многоликий тенор саксофонист Джо Ловано, лауреат "Грэмми" прошлого года. Еще одна звезда - наш бэндовый раритет, аранжировщик Виталий Долгов. Совершенно не по правилам дирижируя оркестром, он закатил "St.Louis Blues", обрамивший такое насыщенное и умное соло Бреккера, что зал понял - на этот раз все взаправду, звезды настоящие и надувательства не будет.
(Редактор: надо заметить, что на сцене стояли три ударные установки: одна в левой части сцены - она предназначалась для Элвина Джонса, и после его выступления ее убрали; другая - в центре оркестра, сверкающая именная Yamaha Билли Кобэма. Предназначение третьей, в глубине оркестровой платформы, стало понятно только в самом последнем сете, когда за нее сел штатный барабанщик биг-бэнда Игоря Бутмана - Эдуард Зизак).
Солидность вступления
подтвердилась и появлением не менее легендарного джазового критика Айры Гитлера. Игорь Бутман в своей обычной непосредственной манере предупредил, что критик - не Ира, не женщина и не родственник известного исторического персонажа (редактор: тот персонаж, вообще-то говоря, был Хитлер; Россия - наверное, единственное место, где его зовут иначе). Сам же летописец джаза, автор аннотаций к дискам Джона Колтрейна, быстро убедился, что зал "Россия" наполнен людьми вполне сведущими в джазе и неплохо знающими английский. Действительно, послышавшийся было откуда-то из-за кулис перевод его речи вызвал хохот, так что и эту часть Бутману пришлось взять в свои руки, сказав, что закадровый текст видимо, готовил Михаил Задорнов (редактор: Игорь Бутман в перерыве пояснил, что переводчица за сценой почти не слышала, что говорил Гитлер).
А дальше Айре Гитлеру пришлось убедиться в том, что русский биг-бэнд в состоянии сыграть непростые аранжировки с переменным размером, быстрыми ходами и приличным звуком. Именно этого потребовала классика джаз-рока - "Crosswind" Билли Кобэма и "Some Skunk Funk" Рэнди Бреккера. Заводные соло альт-саксофониста Дениса Швытова и гитариста Павла Чекмаковского подтвердили не только класс молодых музыкантов, но и вполне понятное волнение из-за близости титанов джаза. А когда прозвучало соло самого Бутмана в теме Бреккера, показалось, что уже наступила ранняя кульминация концерта. Ан нет, за пять часов этих кульминаций набралось - не сосчитать, включая и дуэль двух теноров, Бутмана и Ловано, дуэль, имеющую многолетнюю историю, в том числе и
за океаном.
Тем временем декорации сменились. Свет переместился на соседнюю часть сцены, и там же оказалась не менее знаменитая пара. Теперь уже патриарх вибрафона, ректор самой знаменитой джазовой школы в мире - бостонского колледжа Беркли, четырехпалочный романтик Гэри Бертон начал плести свои кружева в дуэте с удивительным японцем, своим бывшим студентом Макото Одзонэ. Игра Бертона очаровательна и ожидаема, а знаменитый японский пианист, наоборот, неожиданен. Он блестящ и смешон одновременно. Ну, представьте себе, что вам надо выжать из уже пустой бутылки еще пару капель или добыть еще что-нибудь в уже разработанной шахте. Советую пригласить японца, он сделает. Во всяком случае, в музыке.
(Редактор: вибрафон Гэри Бертона, вообще не слишком простой для подзвучивания инструмент, озвучен был не слишком блестяще. Надоедливые высокочастотные прищелкивания изрядно смазывали звуковые переживания, хотя фантастическая по легкости и насыщенности игра Бертона, новаторски перевернувшего игру на этом сложном инструменте тридцать лет назад, все равно говорила сама за себя).
Однако свет переместился еще левее, и вокруг второй ударной установки образовался квинтет щуплого гиганта большого джаза - барабанщика Элвина Джонса, его Jazz Machine. Младший из трех великолепных братьев (старший Хэнк - действующий пианист и посейчас, когда он приближается к 85-летию; средний, покойный Тэд - лидер одного из лучших бэндов 70-х) уже не вполне молод. Пик его славы пришелся на квартет Джона Колтрейна, где он играл с 1960 по 65 год. Но и сейчас его "машина" звучит великолепно. Сам барабанщик - в белом, пианист Карлос Маккини - в черном (ему даже специально вынесли черное сиденье) и тонкий и умный контрабасист Джералд Кэннон создали огромное полотно в духе многоцветной мистики Колтрейна, с хорошей поддержкой духовых ("Полный джаз": тромбонист - Делфиэйо Марсалис, из той самой семейки Марсалисов и очень похожий на старшего брата Уинтона, и саксофнист Пэт Лабарбера), правда, не блистающих индивидуальным мастерством. Это была еще одна кульминация концерта, к сожалению, не поддержанная их вторым номером. Возможно эллингтоновская "It Don't Mean A Thing" и была предназначена для развлечения публики, может, даже и развлекла, но настроение не поддержала.
(Редактор: Jazz Machine вообще была наиболее непростой для массового восприятия частью концерта, хотя публика была очень вежлива и даже открыта. Дело в том, что Элвин Джонс - трудный барабанщик. Трудный и для игры с ним, и для слушания. Его отношения с временем - временем абсолютным, временем ансамбля и своим личным временем - совершенно парадоксальны, и он свободно передвигается между этими тремя временными пластами в прихотливейших рисунках, которые в большинстве случаев не создают комфортного ощущения свинга. В игре Джонса одновременно как бы свингуют сразу три человека. Это осложняется тем, что на контрабасе у него в данном случае - Джералд Кэннон, который хорошо чувствует всех троих барабанщиков внутри Элвина и тончайшими временными сдвигами создает им троим дополнительный ритмический противовес. За этим было исключительно интересно наблюдать, но, боюсь, далеко не всем в зале - это типичная музыка для музыкантов, концепт, исполненный на высочайшем для самого себя уровне, но подчиняющийся вовсе не вкусу публики, а только своим собственным внутренним законам).
Нормальный концерт бы уже давно закончился, но в это время на сцене появился человек-гора, 120 кг одного из лучших вокалистов Америки. Кевин Махогани - звезда, и, надо заметить, подтверждающая тезис о том, лучшие музыканты не всегда становятся звездами - и наоборот. Кевину действительно хорошо удаются быстрые скэтовые вещи вроде "There Will Never Be Another You" и "Yardbird Suite", и в меньшей степени он интересен в балладах. На мой взгляд, плосковатый звук и неточное интонирование не компенсировались мощным голосом. Во всяком случае, нам приходилось слышать американских вокалистов получше, хотя и не вполне известных даже в Штатах.
(Редактор: мне показалось, что Кевин не в лучшей физической форме. Я слышал его живьем год назад в Америке, и там он был бесподобен. Но в Москве, действительно, не слишком хорошо прозвучал: куда-то ушел бархатистый, глубокий тембр его богатого низами голоса, да и такого фейерверка скэтовых решений, которые я слышал от него год назад, не было, хотя и тот скэт, что он выдал, достоин всяческих похвал).
Второе отделение вновь открыл оркестр, поддержав звуковые баталии Рэнди Бреккера, Джо Ловано и Игоря Бутмана (редактор: кстати, надо было видеть, как под бодрый фанковый ритм "Red Baron" рука об руку, вальяжно и вместе с тем уморительно приплясывая, вышли из-за кулис Бреккер и Ловано - оба рослые, массивные, в дорогих костюмах, с ухоженными бородками: ни дать ни взять два русских барина в парижском кафешантане!). Здесь стоит заметить, что афиша фестиваля "Триумф", включившего Игоря в число звезд мирового джаза, вызвала выражавшееся вслух сомнение некоторых почитателей этого элитного искусства. Сомнения были в ходе концерта вполне развеяны, причем неоднократно. После весьма добротного соло Ловано в "Красном бароне" Билли Кобэма Игорь взял в руки сопрано и создал такую контрастную поэму, настолько "завел" зал, что стало понятно - всенародная любовь отдана не только президенту. Впрочем, Ловано отыгрался в романтической теме Джина Де Пола ("You Don't Know What Love Is"), объединив мышление а-ля Стэн Гетц с субтонами своего индивидуального саунда. И тут снова кульминация - Рэнди Брекер, Джо Ловано и Игорь Бутман закрутили феерическую карусель в невероятно быстром "Вечном треугольнике" Сонни Ститта, закончившуюся фантастическим соло Билли Кобэма с четырьмя палками в руках.
Дух перевести не удалось. Затихший оркестр и раскрывшая рот публика не могла оторваться от очаровательного дуэта уникального 80-летнего губного гармониста Тутса Тильманса и его великолепного партнера, пианиста Кенни Вернера. Невероятно плотный поток музыкальности, юмора, выдумки и легчайшего профессионализма заполнил огромный зал. Тутс, несмотря на возраст (ему через два месяца стукнет 80), находится в великолепной форме, играет с партнером и публикой, любит всех и получает волну ответного чувства. Тонкость и глубина почти лежащего за роялем Кенни, переигравшего со многими великими музыкантами, не знает пределов. Но, видимо, есть пределы у времени и администрации ГЦКЗ "Россия". Словом, последнюю пьесу, посвящение Луи Армстронгу "What a Wonderfull World", Тутсу пришлось почти выпросить у организаторов. Как, подумали в зале, неужто не будет его знаменитого вальса "Bluesette"? Ан нет, Виталий Долгов постарался, и вальс, к понятному восторгу всех, прозвучал
- в сопровождении биг-бэнда.
(Редактор: физическая форма 79-летнего Тутса и впрямь вызывает уважение: при игре он легко и экспансивно приседает, сгибается-разгибается, в общем - двигается дай Бог молодому. Да и техника его игры, хоть и претерпела очевидные возрастные изменения, все еще остается образцовой для этого с виду простого, но весьма нелегкого для джазовой игры инструмента - хроматической губной гармоники, которую в афишах и конферансе упорно называли по-постонародному "гармошкой". Правда, когда после соло Тутс вставлял микрофон в держатель стойки, вблизи видно было, что это движение - а значит, и предшествовавшие двадцать минут активной игры - нелегко ему дались).
Почти в полночь Игорь Бутман объявил, что в финале концерта мы подошли к началу самого главного. Перекрывая реакцию на шутку, на сцену с шумом и искрами выкатилась настоящая шаровая молния в лице еще одной звезды - Ди Ди Бриджуотер. Великолепная вокалистка, пышущая энергией и нескрываемым эротизмом, сказала бурную речь, подчеркнула свой возраст, резко контрастирующий с фигурой и темпераментом, напомнив, что впервые приехала в Россию 18-летней в 1968 году, и сообщила, что
оркестр Игоря Бутмана ей ТАК нравится,
что после репетиции с оркестром они - то есть она и оркестр - теперь женаты. Кстати, второй раз в России она появлялась в качестве солистки бэнда Тэда Джонса - Мэла Льюиса в 1973-м и великолепно пела, будучи в весьма интересном положении.
Диалоги с залом и пение Ди Ди продолжило этот поток энергии и в стандартах, и в посвящениях Элле Фитцджеральд, и в быстрых скэтовых импровизациях, и в балладах, и в блюзах. Она великолепна, если не считать несколько резковатого тембра, с течением времени достающего слух и мешающего последнему.
(Редактор: насчет резкости тембра готов согласиться, но такова уж индивидуальная "фишка" Ди Ди. Зато это самая классная, извините за жаргонизм, из приезжавших в Россию афро-американских певиц, не говоря уж про их более светлых коллег. Классность ее - и в той пронзительной эротической энергии, которую она обрушивает на зал, заставляя многотысячную аудиторию реветь и стонать, и в несколько утрированном в манере "старых звезд" 50-х артистизме, и в мощном голосе - эвона как она дала в "Let The Good Times Roll", никто из старых blues mama не постыдился бы спеть с такой же мощью и драйвом!)
Кажется, все это могло бы продолжаться всю ночь. Но на дворе уже наступил следующий день, метро в городе готовилось к закрытию, и все звезды "Триумфа" решили предоставить нам, бедным, иной вид транспорта - железнодорожный. "Take the A Train" стал финальным аккордом, джемом всех триумфаторов, показавшим, что в джазе нет границ, нет цвета кожи, что "американский" джаз - всеобщее достояние, что Билли Кобэм и Эдуард Зизак могут на равных сыграть на двух ударных установках, а Игорь Бутман и фонд "Триумф" достойны гораздо большего почитания, чем "застекольщики" в той же "России".
(Редактор: ай, молодца, Михаил Михайлович, присоединяюсь! Честно скажу - помните мои стенания на тему "бывает ли джаз скучным"? Тема снята. Не бывает. Во всяком случае, не
должен быть. Доказано, и доказал это Игорь Бутман, бесконечным талантом и энергией которого была заварена вся эта каша, обернувшаяся таким блистательным - безо всяких там кавычек - Триумфом).
Сокращенная версия текста М.Митропольского (без дополнений редактора) будет опубликована в "Независимой газете" 7 февраля.
Михаил Митропольский,
обозреватель "Полного джаза";
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
Следующий материал прислал нам известный музыкальный журналист Миаил Визель, и посвящен он совершенно другому жанру - новой импровизационной музыке: 3 февраля в "Доме" саксофонист Сергей Летов представлял свой новый all-saxophone проект "Саксофонная мафия"...>>>>
|