Продюсеры бывают разные - в том числе разные и по специализации. Среди бесчисленного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески организует создание нового произведения звукозаписи, есть не очень большое подмножество тех, кто как таковых новых записей не создает, но тем не менее способствует выходу на рынок десятков, сотен альбомов, которые в продаже оказываются зачастую более успешными, нежели новые. Да, речь идет о продюсерах переизданий.
Роль продюсеров переизданий особенно высока в джазе: этот вид музыки за век своей истории (и за 84 года документированной истории джазовой грамзаписи) успел нарастить колоссальный корпус звукозаписей. Кроме того, в силу различных причин (исторических, социальных, чисто музыкальных) получилось так, что огромное большинство джазовой аудитории слушает именно старые записи. Главная причина здесь - в том, что в истории джаза есть несколько пиков колоссальной высоты, превысить творческий уровень которых современные нам джазмены не в состоянии. Проще говоря, записи титанов - Дюка Эллингтона, Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна; "просто великих" - Джо Хендерсона, Коулмена Хокинса, Декстера Гордона, Фредди Хаббарда, Стэна Кентона, Чарлза Мингуса, Бобби Хатчерсона, Милта Джексона, Джекки Маклина, Ли Моргана, Айка Квебека, Вуди Шоу и десятков других - в обозримом будущем все еще будут продаваться лучше, нежели работы нынешнего поколения джазовых музыкантов; при этом плодовитость титанов и "просто великих", даже тех, кто давно ушел из жизни, оставила для истории неисчислимое число их записей, значительная часть которых до сих пор вполне конкурентоспособна как по творческим, так и по техническим показателям. Это и есть тот самый "груз прошлого", который ощущают на себе нынешние джазмены и о котором говорил в своем
интервью в одном из предыдущих номеров "Полного
джаза" один из величайших джазовых продюсеров прошлого Джордж Авакян. И существование этого "груза" означает, что сегмент переизданий на джазовом рынке в обозримом будущем будет оставаться весьма и весьма важным. А значит, велика будет и роль продюсера переизданий.
Безусловным лидером в этом сегменте рынка считается нью-йоркский продюсер Майкл Кускуна. Кстати, альбомы всех вышеперечисленных титанов и "просто великих", равно как и еще нескольких десятков им подобных, в изобилии присутствуют в
дискографии работ Кускуны. И отнюдь не единично: так, Майкл продюсировал переиздания девяти альбомов Мингуса, пятнадцати - Кентона, двенадцати - Хаббарда, семнадцати - Гордона, двадцати девяти - Колтрейна... Общее число выполненных им переизданий исчисляется сотнями. Кускуну считают ключевой фигурой в истории бума джазовых переизданий, начавшегося в середине 80-х с массовым распространением формата CD, а его имя - синонимом понятия "качественное переиздание". Хотя, помимо переизданий, он продюсирует довольно много и нового материала - зачастую тех же самых музыкантов, чьи более ранние работы он переиздает.
Майкл Кускуна родился в Стэмфорде (Коннектикут) 20 сентября 1948 г. Он учился (и довольно успешно учился) играть на флейте, саксофоне и барабанах, однако говорит, что его целью с самого начала было создание собственной фирмы грамзаписи. Путь его к этой цели не был особенно тернист, зато был извилист. Он начал с работы на радио (филадельфийская станция WXPN, где он вел джазовую программу в конце 60-х, и сразу вслед за ней - WPLJ в Нью-Йорке, где он вел утренние музыкальные эфиры) и работы на лейбле ESP. Отдал он дань и журналистике, много публикуясь в "Даунбите" и журнале "Jazz And Pop". Кстати, именно его журналистский опыт позволил ему в дальнейшем стать одним из лучших авторов так называемых liner notes - статей на обложках и в буклетах пластинок.
Первые его опыты в продюсировании относились тоже к концу 60-х - причем начал он сразу с величайших блюзовых артистов того времени, гитариста Бадди Гая и исполнителя на губной гармонике Джуниора Уэллса.
Самой первой его профессиональной продюсерской работой в джазе стал альбом, вышедший в 1969 г. на чикагском лейбле Delmark - дебютная запись чикагского фанк-джазового гитариста Джорджа Фримена, брата одного из нынешних патриархов чикагской сцены, Вона Фримена, и дяди саксофоониста Чико Фримена, прославившегося в 80-е. Полученный опыт так впечатлил Кускуну, что он покинул радиовещание и в начале 70-х стал штатным продюсером крупного, авторитетного лейбла Atlantic, где он делал записи пианиста Дейва Брубека и звезд чикагской авангардной сцены - Art Ensemble Of Chicago. 70-е были для Кускуны довольно пестрыми: помимо Atlantic, за это десятилетие он успел поработать с такими лейблами, как Motown, Arista, Muse, Freedom, Novus - заметим, что в это время он впервые сталкивается с работой над переизданиями, выпуская на лейбле ABC записи 50-х гг., в оригинале выходившие на лейбле Impulse!.
Как только формат CD получил более или менее массовое распространение в США, а именно - в 1983 г., Кускуна наконец реализовал свою мечту о собственном лейбле, основав в тандеме с покойным ныне Чарли Лурье компанию
Mosaic
Records. Концепцией этого лейбла было и остается создание своего рода "академических" изданий - полных переизданий всех записей того или иного музыканта за тот или иной период его творчества (как правило, связанный с работой на том или ином лейбле - ну, например: "Все записи квинтета Чико Хэмилтона на лейбле "Pacific" - всего 91 трек, записанный с 1954 по 1959 г.). Причем это не массовые издания. Все без исключения коллекции записей, выходившие на Mosaic за восемнадцать лет существования лейбла (их общее число перевалило за сотню, то есть лейбл выпускает больше пяти коллекций в год!), выпускаются в виде так называемых box sets - "коробочных комплектов" - и никогда не продаются в магазинах (кроме, разве что, бывших в употреблении экземпляров, которые иногда встречаются в отделах Used CDs). Все продажи Mosaic осуществляются только и исключительно через прямые почтовые заказы. Все коллекции выходят "лимитированным тиражом" (как правило, от двух с половиной до десяти тысяч копий; "лимитированность" его заключается не в количестве экземпляров, а в периоде, на который Mosaic выкупает лицензии - это, как правило, от трех до пяти лет, и после истечения этого срока лейбл не имеет права делать допечатку тиража). Все "бокс-сеты", как "компактные", так и до сих пор выпускаемые (буквально считанными десятками) виниловые, стоят очень дорого - в среднем от 100 до 300 долларов. И тем не менее лейбл не только успешно живет, полностью окупая свои затраты и даже принося кое-какую прибыль, но и стал своего рода эталоном, создателем индустриального стандарта переизданий исторического аудиоматериала. Считается, что выпустить переиздание лучше, чем это делают на Mosaic, очень трудно, если вообще возможно: можно лишь приближаться к их уровню.
Каждое такое переиздание, будь то виниловое или на CD (значительное большинство наименований выпускается в обоих форматах, хотя, конечно, на виниле гораздо меньшим тиражом), упаковывается в красивую коробку размером в стандартный виниловый альбом (12 на 12 дюймов), в которой, помимо собственно пластинок, находится и буклет размером в хорошую книгу, содержащий исчерпывающие исторические материалы (как фактические, так и аналитические) по всем использованным записям и всем артистам-участникам, а также огромное количество фотоматериалов. Последними особенно славятся переиздания материала, первоначально выпускавшегося Blue Note: одной из ключевых фигур этого лейбла был фотограф Фрэнсис Волфф, который запечатлевал на пленке практически каждую сессию грамзаписи, делавшуюся для лейбла.
Помимо Mosaic, Кускуна на протяжении всех этих лет продолжал работать и с другими лейблами - как с переизданиями, так и с оригинальными записями: наиболее значительна его работа на GRP, где он переиздавал классический каталог Impulse!, и на
Blue Note, с которым в последние годы тесно инкорпорирован лейбл Mosaic. Наряду с главой Blue Note! Брюсом Линдваллом и Бобом Белденом, Кускуна входит в продюсерский "правящий триумвират" этой авторитетнейшей фирмы.
Кускуна начал свою деятельность на Blue Note еще в 1976 г., причем начал с впервые начатых тогда этим лейблом переизданий бестселлеров прошлых десятилетий (продюсировавшихся в 1950-е - 60-е гг. основателем Blue Note Алфредом Лайоном и записывавшихся великим звукорежиссером
Руди Ван Гелдером) и в тандеме с Чарли Лурье - откуда нетрудно проследить будущую последовательность: основание Mosaic вместе с Лурье в 83-м, титаническую программу переизданий нового лейбла и последовавшую во второй половине 90-х ассоциацию Mosaic и Blue Note.
Зачем понадобилось создавать отдельную компанию для переизданий? Хотя Кускуна дипломатично обходит этот вопрос, думаю, причина тут в том, что Blue Note переиздавала и переиздает только собственные записи, не касаясь даже каталогов других лейблов, принадлежащих тому же концерну EMI, что и сама Blue Note (финансовый контроль над лейблом EMI через свои филиалы установила еще в 1980-м). Что же до Mosaic, то ее переиздания включают продукцию таких значимых в джазовой истории лейблов, как Pacific Jazz, Capitol, CBS, Verve, Roulette, Decca, Atlantic, Reprise - включая, разумеется, и Blue Note.
Переиздания Mosaic (и вообще все переиздания, делающиеся Кускуной) считаются эталонными не только по издательским показателям: это еще и эталонный звук. Обычное восстановление исторических записей - далеко не все, что делает Кускуна. Например, один из самых успешных релизов Mosaic, "Thad Jones/Mel Lewis Solid State Recordings", фактически был не восстановлен, а почти что сделан заново: мастера оригинальных пластинок содержали введенную в начале 70-х дополнительную искусственную реверберацию и довольно грубо смонитрованы (было даже слышно, где ножницы продюсера исходных выпусков удалили то или иное соло), так что пришлось поднимать оригинальные ленты и все сводить и мастерить заново.
Первые шесть лет лейбл работал у Чарли Лурье дома. Потом, в 89-м, Лурье и Кускуна сняли здание в родном городе Майкла - Стэмфорде, в котором лейбл располагается и сейчас. Тогда работников Mosaic было четверо, в последние годы стало семеро (по этому поводу Кускуна замечает: "Мы не стремимся нанимать слишком много народу, потому что, знаете ли, это не тот бизнес, который купается в деньгах").
Сейчас Кускуна руководит лейблом один: Чарли Лурье умер 31 декабря 2000 г.
Полностью, включая интервью с Майклом Кускуной, материал будет опубликован в журнале "Звукорежиссер"
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
|