|
Выпуск #3 (13) - 27 января 1999
г. |
|
|
Слово к
читателям |
Невзирая на капризы московской
погоды, заставляющие то и дело забыть, что на
дворе все-таки январь, у нас с вами происходит
разгар зимы. А разгар зимы - это одновременно и
разгар джазового сезона (как, впрочем, и любого
другого). Парадокс Москвы заключается в том, что
джазовый сезон вообще штука прихотливая и
извилистая. Владельцы, да и посетители
малочисленных (непропорционально малочисленных
по отношению к двенадцатимиллионному населению
мегаполиса) московских джазовых клубов хорошо
знают извилины сезона: пик в сентябре-октябре,
застой в ноябре, череда маленьких пиков и
маленьких спадов вокруг запойно-новогодних
каникул, потом продолжительный застой во второй
половине января. Это как раз наш случай. Потом
будет устойчивый рост с февраля по конце апреля,
несколько крупных событий в мае - и тут джазовый
сезон внезапно кончается, поскольку на нашу
климатически капризную Очень Среднюю Полосу
бурно рушится сезон огородно-дачный. С конца мая
по последнюю декаду августа джазовый сезон в
Москве отсутствует, давая простор редким
гастролерам да еще - в последние годы - нескольким
фестивалям в июне. У нас же, напомним, январь,
время застоя. И ведь происходят события-то!
Происходят в Москве, происходят в Петербурге,
происходят в других хороших и разных городах.
Вообще говоря, когда мы брались за издание
журнала, был определенный риск, что в некоторые
недели событий на целый журнал не наберется. Ан -
набирается. Хотя интенсивность джазовой жизни
(особенно в Москве) все-таки снизилась, благодаря
комплексному социально-экономическому кризису и
прочим экспериментам над многострадальным и
долготерпимым народом российским, процентов на
40. И все равно. Эту песню, как известно, не
задушишь и тем более не убьешь... Уж если джаз в
нашей интересной стране умудрился не сдохнуть по
сю пору (см. наш новый эпиграф в оглавлении
всех номеров), задавить его кризисом тоже вряд
ли удастся. Тем более что джаз не столь хрупок,
как, скажем, кинематограф. Когда советское
киноискусство рухнуло вместе с породившим его
государственным устройством, на его
величественных руинах остались стыдные и
позорные поделки типа "Действуй, Маня",
изредка перемежаемые относительно
смотрибельными, но все равно недотянутыми и
недоделанными лентами, технологическое
убожество которых бьет в глаза любому
нормальному зрителю. Творческие же вершины типа
Тарковского или Иоселиани (ну или вершины
массовые, типа "Шерлока Холмса" или "Место
встречи изменить нельзя") остались в далеком
прошлом, подернувшись еще и пеленой ностальгии.
Иначе вышло с джазом. Да, "советский джаз"
рухнул вместе с советской филармонической
системой и монополией фирмы "Мелодия". Но на
его руинах немедленно брызнули вверх и в стороны
многочисленные новые и весьма жизнеспособные
побеги, которые, может быть, не достигают
эпических высот прежних достижений (типа
"Каданса" или "Аллегро"), но вполне
радуют и по качеству, и по мысли и даже не очень
удручают количественно.
Впрочем, начнем по порядку. |
|
|
Как
это было
в Москве |
Предупреждали мы читателя, что
Москву 21-22 января посетит со своим трио
французский пианист Лоран де Вильд?
Предупреждали. А мы никого зря не предупреждаем.
Итак, Лоран де Вильд Москву посетил, мы, в свою
очередь, его концерты посетили дважды (потому что
больше посетить их было нельзя - просто концертов
больше не было) и готовы вам об этом рассказать.
Было забавно...>>>> |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Как всякий уважающий себя
журнал, мы время от времени будем предлагать
вниманию наших драгоценных читателей интервью с
отечественными (и не только с отечественными)
джазовыми музыкантами. Интервью эти мы будем
добывать сами либо пользоваться такими
источниками, до которых обычный читатель все
равно если и может добраться, то с большим трудом. Сегодня
в рубрике "Говорите, вас слушают" -
московский бас-гитарист Александр Ростоцкий,
музыкальный директор клуба "Birdland", продюсер,
недавно создавший для компании "Богема
Мьюзик" первый за тридцатилетнюю историю
этого музыканта альбом аккордеониста Владимира
Данилина...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все!Петербург |
На сей раз роль "не Москвы"
в текущем номере играет Санкт-Петербург. Это
приятно, потому что джазовая жизнь северной
столицы весьма насыщенна, но вести о ней до нашей
редакции доходят менее регулярно, чем о
московской (что, в общем, и понятно - редакция
"Полного джаза" находиться в Москве). Но еще
более приятно, что материалы о питерской жизни
нам прислал побывавший в Петербурге Евгений
Долгих - шеф-редактор минского журнала
"Jazz-Квадрат", с которым нас связывают весьма
тесные отношения дружбы, взаимопомощи и
перекрестного опыления. Пишет он о событиях
весьма важных, и берут нас завидки - почему, ну
почему нас там не было?..>>>> |
|
|
Нижний
Новгород |
Бурлит джазовая жизнь и в
Нижнем Новгороде. Оттуда поступил красиво
набранный анонс, который, по некоторому
размышлению, мы удумали дать целиком, как он есть,
но не на первой странице, а вот здесь...>>>> И
еще одно немосковское событие - о нем сообщает
ведущий и интернет-администратор тольяттинской
радиостанции "Август" Дмитрий Юдин. 12
февраля во Дворце Искусств "Юбилейный"
состоится выступление джазового пианиста Даниила Крамера. Все
подробности этого концерта - в программе
"Синкопа" на волнах "Августа". Запись
беседы с прославленным пианистом будет
опубликована на странице программы Синкопа: http://www.august.ru/AugustRADIO/sincopa.asp |
|
|
Что намечается:
московские
анонсы |
Вняв, кажется,
нашей справедливой критике, господа из агентство
"Длинные руки"
впервые в исторической практике прислали нам
анонс своего события не за день до оного, а
все-таки чуть-чуть заранее. Вот мы его вам и
предлагаем. Итак:
9 февраля в Центре
искусств "Столица" (Центральный Дом
художника) в цикле "Немое кино - говорящая
музыка" в рамках российского тура (Архангельск
- Ярославль - Москва - Екатеринбург - Челябинск -
Сатка - Новосибирск - Красноярск) - программа
"Носферату Возвращается". На экране -
"Носферату" - снятый в 1922 году классический
немой фильм, первый фильм о графе Дракуле, снятый
классиком немецкой режиссуры Фридрихом Мурнау.
Живой музыкой фильм иллюстрирует гость из
Германии Хайнц-Эрих Гедеке (тромбон, диджериду,
тибетские горны, гонги, фонограмма) и специальные
гости - Владимир Резицкий (саксофон) и Алексей
Айги (скрипка). Продюсер и модератор - Николай Дмитриев. |
|
|
А в это время
за бугром... |
Опять грустные новости -
ветераны уходят один за другим. 30 декабря
1998 года в Париже умер один из участников
легендарного Golden Gate Quartet, одного из самых
популярных вокальных ансамблей раннего госпел
(духовной вокальной музыки чернокожего
населения США). Орландасу Уилсону был 81 год, он
прожил в Париже несколько десятилетий. Он
скончался в Парижском Американском госпитале,
однако о причинах его смерти не сообщается, как и
о том, на какой день были намечены похороны.
Легендарный ансамбль, выступления которого
продолжаются и по сей день, был основан Уилсоном
и тремя его одноклассниками в Норфолке
(Вирджиния) аж в 1934 г. Уже первые записи квартета,
относящиеся к середине 30-х, были новым словом в
афроамериканских духовных песнопениях:
вокалисты соединили в своем стиле тексты и
мелодии старинных спиричуэлс с вокальными
приемами и свингом современного им джаза. В 1938 г.
Golden Gate Quartet участвовал в знаменитом цикле
концертов "От спиричуэлс к свингу",
устроенном в нью-йоркском Карнеги-Холле
выдающимся импресарио темнокожих артистов, энтузиастом
самобытности афроамериканской культуры Джоном
Хэммондом. Их успех рос, и в 1941 г. они стали
первыми темнокожими исполнителями, выступившими
в Конститьюшн-Холле в Вашингтоне. В 50-е, как и
многие другие чернокожие музыканты, участники
Golden Gate Quartet нашли убежище от всепроникающего
расизма своей родины в Париже (они не выступали
на родине до 1994 г.).
Орландас Уилсон в конце 90-х оставался в квартете
последним вокалистом из оригинального состава
1934 г. В октябре минувшего года он перестал
принимать участие в концертах и записях, нашел
себе замену, но регулярно появлялся на
репетициях, чтобы проследить за тем, как его
преемник справляется с репертуаром. Престарелый
певец участвовал в составлении антологии музыки
Golden Gate Quartet, которая в конце января должна выйти
на лейбле Sony Jazz. Однако дождаться ее выхода в свет
не успел...
21
января 1999 в Окленде (Калифорния) скончался
76-летний блюзовый пианист и вокалист Чарлз Браун.
Об этом музыканте говорили, что именно он оказал
решающее влияние на формирование стиля Рэя
Чарлза. Как и Орландас Уилсон, Браун кое-чего не
дождался - на 15 марта намечена церемония его
приема в Зал славы рок-н-ролла. Впрочем, о плохом
состоянии здоровья калифорнийского блюзмена
было известно давно, в январе его счета за
лечение достигли таких астрономических объемов,
что потребовался специальный сборный концерт
сборной блюзовых "звезд" (в том числе Джона
Ли Хукера, Бонни Райтт и Чарли Масселуайта), чтобы
помочь Брауну заплатить по счетам. Кульминацией
концерта было появление на сцене самого Чарлза
Брауна в инвалидной коляске... Карьера Брауна
была разделена на две неравные части. С 1944 по
середину 50-х он был весьма популярен в Калифорнии
и оказал влияние едва ли не на всех серьезных
блюзовых музыкантов Западного побережья. Затем
он пропал из поля зрения публики и вновь возник
только в конце 80-х. Эти недолгие годы стали его
звездным часом - одна за другой выходили
пластинки, проходили гастроли, пресса
восхищалась им. Теперь его последний по времени
выхода альбом, Honey Dripper, навсегда останется самым
последним...
Для
баланса - новость позитивная. На наступивший год,
год 100-летия со дня рождения Дюка Эллингтона,
нью-йоркский Линкольн-центр запланировал...400
юбилейных мероприятий! А кроме того - специальную
телепрограмму на канале PBS, выпуск специальной
книги, концертного компакт-диска, концерты в
Центральном парке Нью-Йорка и даже на станциях
нью-йоркской подземки. При этом джаз-оркестр
Линкольн-центра, возглавляемый трубачом
Уинтоном Марсалисом, в рамках юбилейного года
продолжит мировой тур, который в текущем году
займет у оркестра пять месяцев и включает
выступления в Европе, Австралии и Азии. Первое из
запланированных мероприятий, концерт под
названием ``Happy Reunion - Memories of Duke'', состоялось сразу
после пресс-конференции в Линкольн-центре, на
которой были анонсированы юбилейные планы.
Семнадцать музыкантов, работавших у Дюка до его
смерти в 1974 г., играли в Линкольн-центре его
музыку, а затем руководитель джазовых программ
Центра Уинтон Марсалис исполнил написанную
Эллингтоном пьесу "Портрет Луиса
Армстронга" в сопровождении школьного
оркестра из Уэст-Хартфорда, Коннектикут. "О
Дюке больше ничего и не скажешь", - заявил
Марсалис журналистам. - "Просто играйте его
музыку, и все будет ясно". |
|
|
Рецензии |
Сегодня рецензии у нас только
на зарубежные пластинки, но зато на очень
хорошие. Что за имена! Кен Пепловски, которого
можно, наверное, назвать в числе лучших
кларнетистов современного джаза. Великий
революционер барабанного дела Макс Роуч. Один из
лучших современных саксофонистов - Джеймс
Картер...>>>> |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать! Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|
|
|