Вечер первый
У петербургского Джаз-Филармоник Холла юбилей -
ему исполнилось первого января десять лет! В
честь этого события 13-го января (на старый Новый
Год) в нем состоялся большой гала-концерт, в
котором участвовало около 10 коллективов: от
известнейшего "Ленинградского диксиленда"
до совсем молодого, но очень талантливого
исполнителя на губной гармошке Максима
Некрасова.
На концерте были замечены, пожалуй все крупные
джазовые деятели Петербурга (В.Б.Фейертаг, Н.Ш.Лейтес
и другие), музыканты, не участвовавшие в
выступлениях, но пришедшие просто послушать, а
также многочисленные "высокие гости" во
главе с мэром города.
Весь вечер в зале звучал джаз, который явился как
бы концентрированным выражением концепции Джаз-Филармоник
Холла - мэйнстрим, мэйнстрим и еще раз мэйнстрим.
Надо сказать, что в его рамки вполне уложился и
приехавший из Москвы по специальному
приглашению в общем-то нетрадиционный
барабанщик Виктор Епанешников - он даже сыграл
вместе с хозяином праздника, Давидом Голощекиным,
и выглядело это весьма интересно и свежо,
особенно если учесть, что они оба не изменяли
своим музыкальным принципам.
Упомянуть всех участников шоу практически
невозможно - их было явно не меньше пятидесяти
человек. За счет такого разнообразия, когда
следом за диксилендом выступал Гасан Багиров с
акустической гитарной программой, а в финале на
сцену вышло 20 (!) саксофонистов под управлением
Геннадия Гольштейна, концерт слушался очень
легко практически для всех пришедших независимо
от их личных пристрастий. После окончания
мероприятия молодежь отправилась в клуб "Квадрат"
и продолжила там праздник ночным джемом,
длившимся до утра.
Событие действительно получилось грандиозным и
запоминающимся. Долгих лет тебе еще, Джаз-Филармоник
Холл!!!
Вечер второй
В петербургском клубе JFC 15 января прошел
необычный концерт. Впрочем, его необычность
проявилась в полной мере только в самом финале, а
начинался он вполне обыденно, разве что к
музыкантам, которых часто можно было видеть на
местной сцене - пианисту Андрею Кондакову и
контрабасисту Владимиру Волкову добавился гость
из Москвы - валторнист Аркадий Шилклопер. В афише
этот состав был представлен как "СуперТрио"
и еще дополнительно упоминался специальный
гость из Нью-Йорка Аркадий Кириченко (экс "Три
О" - туба).
В клубе собралось столько народа, что были
полностью заняты все проходы и некоторым (включая
Владимира Борисовича Фейертага) даже пришлось
слушать, стоя в фойе. Ожидания публики
оправдались полностью, хотя поначалу все
развивалось спокойно. Трио играло в основном
композиции Кондакова и Шилклопера - фьюжн-авангард,
то лиричный и мечтательный, то жесткий, с
ломаными ритмами и "вскриками" валторны.
Аркадий время от времени брал в руки еще и
флюгельгорн, извлекая из него мягкие неспешные и
даже где-то прохладные пассажи, несмотря на
довольно высокий общий темп. Духовые в трио
вообще исполняли как минимум две роли - обычную и...
перкуссии: в те минуты, когда мелодию вел дуэт
Кондаков-Волков, Шилклопер отчетливо отбивал
ритм открытой ладонью либо по раструбу валторны,
либо по мундштуку флюгельгорна, извлекая из
последнего странные булькающие звуки.
Володя Волков, как обычно, танцевал вместе со
своим контрабасом, пренебрегая чистым ритмом и
заставляя свой инструмент выпевать темы почти на
манер саксофона или тромбона. Иногда он брал в
руки смычок и вводил слушателей в транс
протяжными стонущими звуками, дополняющими и
оттеняющими страстную манеру его партнеров. В
числе прочих было исполнено несколько вещей с
недавно вышедшей пластинки трио с немецким
барабанщиком Кристианом Шойбером "Live In Norway"
(диск выпустил московский лейбл "Boheme Music").
В середине концерта на сцену вышел невысокий
плотный Аркадий Кириченко с огромной сверкающей
тубой, и дело пошло намного веселее. Он вытворял
на своем с виду неуклюжем инструменте
поразительно виртуозные пассажи и даже пытался
извлечь звуки, больше "подобающие" трубе,
чем басистой толстой тубе. На этом Кириченко
решил не останавливаться и... запел. Традиционным
вокалом это назвать было трудно, он страшно
эмоционально выкрикивал то слова, то их имитацию
- короче говоря, получился такой диковатый
хриплый экстатичный скэт. Народ в зале пребывал в
полном восторге.
В самом финале концерта к трио присоединились
вместе с Кириченко еще два музыканта, не
заявленных заранее в программе: вокалист Сергей
Старостин и трубач Юрий Парфенов из Москвы. И вот
тут началось такое... То, что играли они все
вшестером, можно назвать примерно так: этно-фанк-фьюжн.
Русские народно-джазовые попевки Старостина под
мощнейший ритмичный аккомпанемент всего бэнда
перемежались сольными "вставками"
остальных музыкантов, и здесь вне конкуренции
был флюгельгорн Парфенова (да простят меня
остальные) - он буквально взлетал под небеса с
первыми же нотами и выделывал там такие
головокружительные экзерсисы, что натурально
захватывало дух. Все его коллеги, понятное дело,
не отставали и, честное слово, такая вдохновенная
коллективная импровизация была достойна записи
и издания отдельным альбомом, тем более, что
длилась она (в двух частях) минут двадцать пять,
не меньше. В общем, как выражается один читатель
"Полного джаза", концерт (и особенно его
финал) получился очень "мурашечным" - это
значит, "мурашки" по коже благодаря музыке
так и бегали.
Закончилось мероприятие не очень поздно только
благодаря тому, что над помещением, где
располагается зал, находятся... обычные жилые
квартиры, и продолжение концерта после 11 вечера
чревато неприятностями руководству клуба. С
неохотой и видимым желанием играть дальше (музыканты)
и слушать хоть до утра (зрители) тусовка
разошлась, переполненная впечатлениями и
предвкушающая следующую встречу.
Евгений ДОЛГИХ,
"Jazz-Квадрат" -
специально для "Полного джаза".
|