Лоран де Вильд, как мы уже имели
счастье доложить своим читателям, пианист
достаточно именитый. Напомним, что родился он в
Вашингтоне тридцать восемь лет назад, вырос во
Франции, а музыкантом стал, вновь оказавшись в
Америке. Играл со многими достаточно именитыми
музыкантами. Последние два его альбома, The Black Burner
и Spoon-a-Rhythm, вышли на Columbia Jazz, лейбле достаточно
знаменитом, хотя и захиревшем несколько после
перехода под японское крыло, во владение Sony Music.
Вот такой информацией мы владели, придя 21 января
в Центр искусств "Столица" (Центральный Дом
художника) на первый московский концерт Лорана и
его трио (Кловис Николя - контрабас, Филипп Суара -
ударные). Надо сказать, что такого столпотворения
в ЦДХ мы (которые туда ходят только на джазовые
концерты) давно не видали. Зал был заполнен
полностью, тютелька в тютельку. И неудивительно:
по конфиденциальной информации, двести билетов
на концерт были куплены Французским культурным
центром в Москве, так что процент
франкоговорящей публики был едва ли не равен
проценту говорящей на отечественном наречии.
Короче, аншлаг. Вел концерт сам Алексей Баташев,
муж высокоученый, чей образ в массовом сознании
неразрывно сливается с понятием отечественного
джаза вообще. Муж сей подробно рассказал о
биографии де Вильда (см. выше) и намеревался вести
весь концерт так, как он привык это делать
где-нибудь в Большом зале консерватории, то есть
подолгу объявлять каждую вещь, но музыканты
такой возможности Алексею Николаичу не дали -
заиграли все нон-стопом. В результате ведущему
удалось вклиниться в поток раза, наверное, три.
Что мы почувствовали, слушая концерт? Ну,
во-первых, сразу стало заметно, что рояль ЦДХ
сильно расстроен. Ну очень сильно. Во-вторых,
почувствовалось, что вне борьбы с роялями Лоран
де Вильд стремится сочетать в своей игре
американскую хватку, экспрессию с европейским
мрачновато-медитативным мышлением. В-третьих...
Лоран был очень счастлив, объявляя тему
Эллингтона "Reflections in D", то есть
"Размышления в тональности Ре мажор". Почему
счастлив? Да потому, что помимо общего
расстройства, рояль ЦДХ в этот день страдал еще и
выпадением двух нот - как раз ми-бемоль и
ре-бемоль, для этой темы весьма насущных. В одном
из сольных брейков Лорана, когда контрабас и
барабаны молчали, зал это отчетливо услышал -
пальцы пианиста впустую щелкнули по клавишам,
которые не отозвались.
Тем не менее можно было сказать, что пианист
умелый, что контрабасист весьма крепкий и
надежный, и что барабанщик как-то подкачал -
играет какие-то ученические сольные брейки, соло
вообще завалил, отчетливо пресекаясь при
переходе от одной ритмической структуры к
другой. Но общее впечатление было безнадежно
смазано, хотя зал с энтузиазмом свистел и
аплодировал. Мы решили, что французы
поддерживают своих, не взирая ни на что... И еще
одно запомнилось - барабаны, на которых играл
Филипп Суара. "Бочки" - басового барабана - в
них просто не было, а был вместо него том-бас,
обычно стоящий справа от барабанщика, но
положенный на попа вместо "бочки", с
присобаченной к нему педалью.
На следующий вечер французское трио играло в
"Джаз-арт клубе". Народу там было
невпроворот, хотя без двухсот французов на этот
раз обошлось (но ведь и емкость зала поменьше).
Сидели на полу, стояли вдоль стен, клубились
вокруг стойки, уж не говоря про то, что все
сидячие места были заняты. Французы появились в
начале первого отделения и внимательно слушали
ансамбль пианиста Юрия Маркина, специально к
этому вечеру подготовивший целую программу
аранжировок музыки Мишеля Леграна. Аранжировки,
сделанные Юрием Ивановичем, были лаконичны и
изобретательны, хорош был и новый для ансамбля
гитарист Алексей Бадьянов (преподаватель
Московского колледжа импровизационной музыки),
но общее впечатление опять "проехалось" - уж
больно ритм-секция вялая. А ведь с Маркиным,
который после двухлетней давности инсульта
играет по-прежнему только правой рукой, надо
играть особенно ритмично (сам он весьма остро
ритмичен, и от ритм-секции ждешь того же).
И вот на сцене французы. Филипп Суара - за
обычными джаз-арт-клубовскими барабанами, а не за
какой-то недоделкой с том-басом вместо
"бочки". Кловис Николя после первых нот
решительно выкручивает ручку басового усилителя
на максимум. Да и сам Лоран заметно радуется,
оказавшись за местным роялем. Он, этот рояль,
кончено, всего-навсего "Красная Москва", да
еще и в 3/4 обычного размера. Но он по крайней мере
настроен, и у него все ноты играют!
Отказавшись от многочисленных авторских вещей
де Вильда, игравшихся в первый вечер, трио
активно прошлось по стандартам, играя их
напористо, мощно и изобретательно. Барабанщик
внезапно зазвучал уверенно и четко. Лоран же
наконец развернулся в полную мощь,
продемонстрировав, что он, может быть, и не гигант
современного джаза, но вполне интересный,
сильный и несколько жесткий пианист. Многие его
соло, в которых он применял один и тот же прием на
разных музыкальных структурах - со страшной
скоростью играл закольцованную, многократно
повторяющуюся триольную фразу, смещающуюся по
отношению к основному размеру - вызывали
настоящую овацию. И очень хорошо была принята
последняя пьеса, авторская - эдакий джазовый
регги. Регги - музыка во Франции необыкновенно
популярная, и кому, как не французам, вводить его
в европейский джазовый обиход. Только заметим,
что все-таки с другим барабанщиком - месье Суара
упорно играл "бочкой" на первую, сильную,
долю, тогда как в классическом регги обычно
играют на вторую, слабую.
Потом был перерыв, во время которого музыканты
смешались с медленно перемещающейся по клубу
толпой, а мы, представители "Джаза в России",
тем временем со сцены вручали заслуженный приз
нашему читателю Сергею Цыганову, придумавшему
название нашему журналу (см. "Полный
джаз" #1-99). А затем грянул джем, во время
которого парижане органично слились с
москвичами. Вся гнесинская Молодая Гвардия, во
главе с саксофонистами Денисом Швытовым и
Дмитрием Мосьпаном, рванулась играть с гостями.
Часть президент клуба Александр Эйдельман
отсеял, дабы не допустить разрастания джема в
"бесконечную историю", но часть к сцене
все-таки прорвалась и посолировала изрядно. Под
конец уставший Лоран взмолился - неужели, мол, нет
в клубе других пианистов? Оказалось, что нету...
Если бы не оказавшийся в клубе гость из Украины
(каемся, не запомнили его имени), некому было бы и
честь отечественную защитить. А так получилось
очень хорошо: московскую честь защитил гость из
ближнего зарубежья. И хорошо сыграл.
Выводы. Конечно, если гостям из зарубежья
дальнего подставлять неработающие рояли и
заставлять оных гостей с таковыми роялями
сражаться - впечатление от гостей будет, понятное
дело, невыразительным. Но если их, гостей,
помещать в привычные им условия и предоставлять
рояли пусть не самые лучшие, но работающие - оные
гости нас же самих будут сильно радовать и
поднимать наш (и без того не очень низкий)
идейно-художественный уровень! |