Тема сегодняшнего рассказа с бессменным главным героем логично продолжает начатый в прошлый раз
разговор об импровизации. Несложно догадаться, что я имею в виду наиболее часто попадающего на страницы заметок из Нью-Йорка персонажа - саксофониста и идеолога новой музыки Джона Зорна. Недавно в клуб "Тоник" он пригласил своих друзей-музыкантов для очередного импровизационного хеппининга.
Вот как все это происходит. Основное правило таких концертов состоит в том, что музыканты не только не репетируют перед выступлением и не планируют, что и как они будут играть, но даже не знают, кому выступать в следующей композиции и с кем придется делить сцену. Ко всему этому стоит добавить, что и сам список участников происходящего никому не известен. Конечно, все это неспроста: такие жесткие, как всегда у Зорна, концептуальные правила вносят в и без того спонтанную импровизацию дополнительную остроту и выпуклость, каждый раз ставя музыкантов в весьма сложную ситуацию, в которой нужно проявить недюжинную изобретательность, находчивость и выдумку.
В первом относительно коротком сете Зорн собрал нетривиальную комбинацию артистов. (В данном контексте я преднамеренно не использую слово "музыкант" - по причине, изложенной чуть ниже.) Расстановка сил была такова: один из новых чрезвычайно прогрессивных проектов даунтаун-сцены города - трио в составе Сильвия Корвузье (препарированный рояль), Сьюзи Ибарра (барабаны и перкуссия), Икуи Мори (powerbook), плюс Дженнифер Чои (скрипка), Тревор Данн (бас-гитара) и сам Зорн (альт-саксофон). Назвать компьютер музыкальным инструментом, а управляющего им человека - музыкантом, я так и не смог решиться. Уникальность этого состава не только в том, что на две трети он состоял из представительниц прекрасного пола (а это в джазе, даже в новом - явление далеко не частое). И не в том, что Тревор Данн, известный широкой публике в основном как участник группы Mr.Bungle - редкий гость на восточном побережье Америки, да и играет он по большей части на контрабасе, а не на басу. Главное - то, что для совместного выступления были приглашены (или случайно оказались в городе) те, кто представляет почти все стили, которыми занимался и занимается Зорн.
В самом деле, Сильвия Корвузье играет авангард, Сьюзи Ибарра - фри-джаз, Икуи Мори - электронную музыку, Дженнифер Чои - новую классику, а Тревор Данн - рок. Естественно, четких границ в том, чем занимаются все шестеро - нет, но почувствовать особенности бэкграунда каждого из них было не так уж и сложно. Довольно скоро стало ясно, что наиболее дискомфортно чувствуют себя в этой ситуации Дженнифер Чои и Тревор Данн, (что вполне объяснимо), зато все остальные играли очень уверенно и, я бы даже сказал, с некоторым чувством превосходства. Ну а основой этого сета был навороченный электронно-акустический авангард с непременными скрипами струн внутри рояля, заклеиванием их же скотчем для получения жесткого молоточного звучания и тому подобными выкрутасами.
Все изменил второй сет, когда довлеющий в первой части матриархат был подавлен появлением вечно улыбающегося барабанщика Джои Барона. В первой же импровизации, в которой Зорн приказал ему участвовать (а именно так происходит выбор, кому и с кем играть), неистощимая энергия Барона выплеснулась с такой силой, что не выдержала ударная установка, и от нее отвалилась одна из тарелок. Но этим дело не закончилось.
Вскоре после этого в
зал в буквальным смысле слова прокрался бразильский гитарист Винисиус Кантуария, которого Зорн чуть ли не силой заставил присоединиться к дуэту Корвузье - Ибарра. Его попытка играть меланхоличную, но ритмичную боса-нову во время разрушительной какофонии звуков, производимых дамами, не вызвала понимания с их стороны. Смущение и робость гитариста были встречены ухмылками и понимающими кивками пианистки и барабанщицы. Однако недолго они радовались. Подоспевший на помощь Барон вскоре не только сокрушил самый большой барабан, но и укрепил позиции мужской части исполнителей, жестоко подавив все попытки их женской части сбить ритм с помощью нечеловеческих шумов ноутбука и срывающихся соло фортепиано.
Хеппи энд наступил совершенно неожиданно. Худрук вечера решил устранить назревающий конфликт, пригласив на сцену всех сразу. Для этого, правда, пришлось разобрать на две части ударную установку и хитро скоммутировать гитару и бас. Забыв о принципах и логике, Зорн дал отмашку, и все заиграли, кто во что горазд. Рок, джаз, самба, нойз, грув, арт, поп и все, что еще можно придумать, слились в бравурном экстазе, завершившись всеобщим ликованием и на сцене, и в зале. Победила дружба!
В качестве бонуса к рассказу о вечере импровизации п.у. Джона Зорна - небольшой анонс: весной все в том же "Тонике" пройдет мини фестиваль импровизационной музыки, традиционно организованный патриархом авангарда - английским гитаристом Дереком Бейли. Без нашего главного героя на этом фестивале, безусловно, не обойдется. Так что ждите отчета.
Иван Шокин,собственный
корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
Downtown
Music
|