Ирония судьбы - пластинка была
записана давно, еще в 1995-96 годах, но вышла только
сейчас, и первой сольной пластинкой пианиста
Бориса Прусакова успела стать другая, "Тихие
ночи". Впрочем, историческая справедливость от
этого никак не пострадала. Бывают все-таки
равнозначные работы. Это нисколько не умаляет
значимости ни той, ни другой пластинки. Наоборот -
лишний плюс Прусакову, одному из самых
недооцененных музыкантов российского джаза.
Самоуглубленный, сосредоточенный звук - не
только результат блестящей работы
звукорежиссера Дениса Жалнина (запись делалась
на роскошном "Стейнвее" в знаменитой
мелодиевской "кирхе"). Это - характерная
особенность игры самого Прусакова. Игры, в
которой куда больше монковской угловатой "архитектуры"
или, как выражается Дмитрий Ухов, "авангардной
лирики" Пола Блэя, нежели простой демонстрации
виртуозности. Этой демонстрации на альбоме,
почитай, что и нет совсем. И не то чтобы нечего
было демонстрировать: просто для Бориса не
виртуозность определяет субъективную ценность
того, что он играет. Самое главное - что ему
безусловно удается донести это свое
субъективное до слушателя, тем самым превращая
свою субъективную ценность в объективную.
Выбор пьес для альбома чем-то напоминает первую
пластинку: тот же разумный баланс всем знакомых
стандартов и авторских тем. Вот только стандарты
поданы с такой степенью субъективизации,
настолько пропущены "через себя", настолько
сделаны "по-прусаковски", а авторские пьесы
столь влиты в исследуемый Борисом фортепианный
мир, что все вместе эти пьесы образуют единый,
новый конгломерат, некую новую ценность,
достигают того - ой, нечастого в нашем джазе! -
состояния, когда сумма составляющих частей
далеко не равняется целому. Нечастая для
отечественного джаза форма, сольный
фортепианный альбом, дополнена отнюдь не частым
даже не только для отечественной продукции
уровнем проникновения в суть исполняемой музыки.
Уровнем, на котором имеет значение не степень "лохматости"
или "кудрявости" используемых гармоний и
тем более не количество тридцать вторых долей,
играемых за секунду. Это просто музыка, которую
слушаешь - и она все время остается рядом, сама
собой, погруженная в едва уловимое эхо.
Настоятельно рекомендую.
Константин Волков
|