- ПРЕАМБУЛА
Идея премии зародилась в конце
минувшего года у трех московских джазовых
журналистов - Дмитрия Ухова
("Коммерсантъ-Daily", Радио России и пр.),
Михаила Митропольского (радиостанции
"Надежда" и "Маяк") и Кирилла Мошкова
(информационное агентство InterMedia), постоянно
общающихся друг с другом и уже имевших ряд
совместных проектов (в том числе, например,
"Передвижной джем-сейшн джазовых
журналистов", кочевавший по
специализированным программам московских
радиостанций ("Надежда", "Радио России",
"Ракурс"...) в 1995-96 годах. Идея заключалась в
следующем: посовещавшись, пишущие о джазе
журналисты раз в год называют самых достойных
джазовых музыкантов ушедшего года, причем в
выборе руководствуются только своим
субъективным мнением. Справедливости ради стоит
сказать, что идея не нова - уже лет двенадцать
подобную премию вручает нью-йоркский "Круг
Джазовых Критиков". Но у них она вообще не
имеет материального воплощения. "Джаз'Ухо"
же как раз вполне материально: лауреат получает 1
рубль неденоминированных денег (т.е. 0,1 копейки
новыми) в специальном мягком прозрачном пакетике
с вложенным ярлычком вроде аптечного. К
деятельности свежеиспеченной Московской
ассоциации джазовых журналистов (именно
"журналистов", а не "критиков", каковыми
участники МАДЖ себя не считают) подключился
Алексей Колосов (джазовые программы "Радио
России", в том числе "Беседы о джазе" и
ежепонедельничная "Когда не хватает джаза"),
Владимир Каушанский (пресс-атташе
Международного джаз-ангажемента, сотрудник
"Красной звезды") и старейшина цеха - Аркадий
Петров, еще в 60-е ведший первые регулярные
джазовые программы на советском радио, а ныне
пишущий для "Огонька", "Вечернего
клуба", минского "Jazz-квадрата" и других
изданий. Ассоциация - структура открытая, в
дальнейшем в нее может войти любой пишущий о
джазе журналист (пресса, радио, телевидение,
online-издания и т.п.). Было бы желание участвовать!
Самый известный в стране джазовый журналист
Алексей Баташев, например, участвовать не
пожелал по каким-то личным соображениям.
Вольному - воля... Никакой церемонии, конечно, не
было бы, если бы не: - информационное агентство
InterMedia, поддержавшее всю процедуру морально
(главный редактор Евг. Сафронов); - телеканал
"Культура", снявший предварительные
обсуждения и собственно вручение для
создающейся новой регулярной джазовой программы
"Джазофрения" (руководитель программы
Григорий Шестаков); - арт-кафе "Ностальжи",
любезно предоставивший помещение (директор
Игорь Бухаров).
- АМБУЛА
На церемонию
было приглашено около 20 журналистов, пришло
ровно вдвое больше (одних только фотографов
полдюжины). Плюс музыканты и их сопровождающие
лица - короче, зашедшая в недешевый клуб просто
пообедать пристойная публика изумленно
теснилась по углам. В первую (к сожалению,
большую) часть мероприятия вошло собственно
вручение пакетиков с рублями, сопровождавшееся
рассказами членов МАДЖ о всемирно-историческом
значении каждого из лауреатов. Таковыми стали:
в номинации ТОЧКА ГОДА
(клуб/концертная площадка, наиболее регулярно, с
наибольшим общественным резонансом и наиболее
творчески интересно обращавшиеся к джазу в
минувшем году): Центр
искусств "Столица" (Центральный Дом
художника) / "Джаз-арт
клуб" (поровну). Вручено директору
"Столицы" Галине Толмачевой
и президенту "Джаз-арт клуба" Александру
Эйдельману.
в номинации НАДЕЖДА ГОДА
премию решили не вручать из-за разноголосицы
экспертов, отметив всех, кого эксперты все-таки
назвали. Это 15-летний Дмитрий Мосьпан
(тенор-саксофон), 28-летний Андрей Разин
(фортепиано), 17-летний Антон Севидов (фортепиано).
в номинации МАСТЕР ГОДА
(самый впечатляющий comeback на российской сцене): Анатолий Герасимов.
Именно в 1997 г. 53-летний мастер
окончательно вернулся в Россию после 23 лет
работы в США и во Франции, выпустил в России
пластинку и создал отличный ансамбль, играющий
сложный афро-регги-джаз-фолк-фьюжн или что-то
вроде этого (определению не поддается, но звучит
здорово).
в номинации ПРОЕКТ
ГОДА: Новосибирский фестиваль "Сорос
Интерджаз-97", организатор - Сергей
Беличенко (ударник, энтузиаст
новоисбирского джаза, директор джазового
департамента Новосибирской филармонии и
джазового лейбла "Ерматель"). Увенчан даже
не столько героический труд г-на Беличенко,
сделавшего действительно отличный фестиваль,
сколько факт, что денег на фестиваль дал Фонд
Сороса (который, как известно, в барахло денег не
вложит).
в номинации АЛЬБОМ ГОДА:
валторнист Аркадий Шилклопер
- "North Story" (в составе квинтета Михаила
Альперина, ECM), "Hornology" (соло, RDM), "Заговор
медных" (с собственным
"Акустик-квартетом", Ерматель) - ПО
СОВОКУПНОСТИ РАБОТ
в главной номинации ЧЕЛОВЕК
ГОДА: Игорь Бутман
(в объяснениях, видимо, не нуждается, но назовем
хотя бы четыре CD за год (два на
"Ермателе" и два на "Союзе"),
собственный фестиваль в Центре искусств
"Столица" (Центральный Дом художника) в июне,
а также самостоятельно организованные в течение
года гастроли по России Эдди Гомеса, Ленни Уайта,
Джона Аберкромби, плюс Энди Лаверн, Дэнни Готлиб
и др. - и все это со своим совершенно полноценным
участием!
Кроме того, были
названы НУЖДАЮЩИМИСЯ В БОЛЕЕ ШИРОКОМ
ПРИЗНАНИИ: фьюжн-группа
"Транс-Атлантик" (наибольшее количество
голосов); пианист Борис Прусаков;
пианист Иван Фармаковский;
пианист Лев Кушнир; трубач Андрей Соловьев; дуэт Андрей
Разин (фортепиано) - Игорь
Иванушкин (контрабас)...
...и МИНУС ГОДА:
"международный" статус III Московского
джаз-фестиваля (начало октября), куда не приехало
ни одного значимого зарубежного солиста (если не
считать западных сейшнменов в ансамблях русских
звезд - Бутмана, Александра Сипягина, Николая
Панова...). Эту номинацию вслух объявлять не стали.
Чего пинать фестиваль, который, если не считать
нелепой претензии на "международность",
вообще-то получился хорошим...
Во второй части
церемонии лауреатов заставили играть вместе. Да,
это стоило видеть! Началось с того, что Бутман и
Шилклопер заиграли дуэтом, чего ранее не
случалось никогда. Валторна с тенор-саксофоном
деятельно поддерживали друг друга; затем к ним
присоединился Анатолий Герасимов с
сопрано-саксофоном, а также "нуждающиеся в
признании" пианист Разин и басист Иванушкин.
За ударные сел кстати оказавшийся в клубе Олег
Бутман, брат Игоря, живущий в Нью-Йорке отличный
барабанщик, с которым Человек года только что
откатал очередное турне по России. И этот секстет
сыграл пятнадцать минут первоклассного джема,
который стал достойным завершением церемонии.
Кирилл Мошков
фото: Петр Ганнушкин
|