Александр
Эйдельман – основатель московского «Джаз Арт» Клуба, арт-директор и
продюсер крупных джазовых проектов, таких как «Фестиваль вокального
джаза», «Джазовый пароход», «Театр джазовой оперы», пропагандист и
просветитель, автор статей и литературных произведений, посвященных
джазу.
Окончил Московский автомеханический институт, после которого поступил
в научно-исследовательский институт НАМИ, где прошел путь от инженера
до заведующего лабораторией испытаний автомобилей и агрегатов.
Кандидат технических наук, автор научных статей и изобретений.
Знакомство с джазом произошло еще в раннем детстве на родительской
коллекции патефонных пластинок, на трофейных фильмах, на выступлениях
ансамблей в фойе кинотеатров, на живых концертах биг-бэндов Эдди
Рознера, Леонида Утесова. После выпускного вечера в школе, на котором
всю ночь играли джазовые музыканты во главе с Виталием Клейнотом,
решил пойти в вечернюю музыкальную школу по классу кларнета-саксофона.
Обучаясь в институте и посещая репетиции институтского оркестра п/у
Энгельса Гарасеева, а затем п/у Виктора Зельченко, окончательно
влюбился в джаз, стал постоянно слушать передачи Уиллиса Коновера,
собирать печатные материалы и записи. Однако, период обучения в
музыкальной школе совпал с возникшим неуемным интересом к автомобилям
и гонкам. Последнее увлечение оказалось сильнее, поделить время и силы
между двумя страстями оказалось невозможно, для дальнейшего
совершенствования надо было выбирать что-то одно. Победили автомобили.
Шестидесятые – семидесятые годы были годами активного и плодотворного
знакомства с мировой джазовой культурой и отечественными музыкантами.
Кафе «Аэлита», «Синяя птица», «КМ», «Ритм», «Печора», знаменитые
фестивали в Москворечье стали местами, где происходило знакомство с
живым джазом, устанавливались личные связи с музыкантами, любителями,
коллекционерами дисков и записей. Тогда начал формироваться пул
единомышленников, который позволил потом создать и развивать свое
собственное джазовое дело.
В 1994 г. вместе с Рафом Аваковым впервые в Москве организовал
джаз-клуб на Москве-реке. Раз в неделю на борту теплохода собирались
музыканты, публика и в течение 6 часов наслаждались джазом и видами
вечерней и ночной Москвы.
С вокалисткой Людмилой Николаевой
В
апреле 1995 г. при содействии Рафа Авакова и Льва Корецкого открыл
джазовый клуб, который принципиально отличался от всего того, что было
до тех пор в Москве. Клуб получил название «Джаз Арт» и в этом
названии точно отразились два направления, в которых клуб работал –
джаз и изобразительное искусство. Главным в клубе стал принцип «Дать
возможность подняться молодым и не дать опуститься старым». Это в
полной мере относилось и к музыкантам и к художникам. Увы, и та и
другая проблема часто реально существует. Клуб был ожидаем, настало
время его появления и народ потянулся в него – и музыканты, и
художники, и публика. Многого из того, что было сделано в клубе, тогда
не существовало ни в одном из музыкальных заведений Москвы, например,
огромный экран, на котором показывались выступления звезд мирового
джаза. Сейчас - это не редкость, а в то время - пионерское начинание.
Для многих музыкантов это был важный учебный материал.
Клубная сцена с постоянными Jam Sessions стала школой и стартовой
площадкой для многих молодых музыкантов, некоторые еще подростками
начинали ходить в клуб, а некоторые только приехали в Москву учиться.
Сейчас имена многих из них хорошо известны в джазовом мире, это
Виталий Головнев, Эдуард Зизаг, Сергей Головня, Антон Ревнюк, Дмитрий
Мосьпан, Петр Талалай, Феликс Лахути, Дмитрий Севастьянов, Петр Ившин,
Владимир Нестеренко, Евгений Сивцов, Петр Востоков, Сергей Васильев,
Анна Бутурлина, Анна Королева, Анна Левшина, Наталья Смирнова и
многие, многие другие.
С американским вокалистом Джей Ди Уолтером
В 1995 г. Александр Эйдельман выступил с идеей проведения
международного фестиваля вокального джаза «Джазовые голоса». Первый
фестиваль, в котором выступило12 участников проходил в течение четырех
дней в стенах клуба и это тоже было новинкой для Москвы. С тех пор
фестиваль стал традицией и проводится ежегодно, привлекая внимание и
исполнителей и любителей этого жанра.
В 1997г. Александр Эйдельман поддержал творческую идею Юрия Маркина и
на базе «Джаз Арт» Клуба открыл театр джазовой оперы. За три года было
поставлено 8 спектаклей (!). В репертуаре театра были джазовые оперы
Юрия Маркина, написанные по произведениям русской и зарубежной
литературной классики, таких как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Епифанские
шлюзы» Платонова, «Иуда Искариот» Андреева, «Процесс» Кафки и другие.
В 2000 году в связи со сменой места расположения клуба театральный
проект пришлось закрыть.
В 1999 г. вместе с Рафом Аваковым и Львом Корецким была возрождена
традиция проведения джазовых пароходов. Надо сказать, что и в
организации более ранних джаз-пароходов 70-х годов Александр Эйдельман
принимал самое активное и непосредственное участие. Этот один из самых
ожидаемых летних джазовых праздников Москвы стал ежегодным, по своему
формату он стал фактически еще одним необычным московским фестивалем.
На
базе записей живых концертов в «Джаз Арт» Клубе Александр Эйдельман
стал выпускать эксклюзивную номерную серию компакт-дисков под лейблом
“Jazz Art” Club Collection – Live”. На
дисках представлены уникальные музыкальные проекты в исполнении
великолепных музыкантов. Некоторых из них уже нет, но в этих записях
сохранено их мастерство и творчество. На базе архивных записей, после
5-ти лет работы «Джаз Арт» Клуба 24 мая 1999 г. впервые на музыкальной
радиостанции «Садко» зазвучала передача «Репортаж из «Джаз Арт»
Клуба». Первая передача была посвящена 5-тилетнему юбилею Клуба и с
тех пор каждый понедельник с 10.00 до 10.30 на частоте 1485 кГц
передавалась живая музыка, записанная на клубных концертах и
фестивалях. Автором и ведущим передачи был Александр Эйдельман, вместе
с ним передачу вела Наталья Резничек. К сожалению, радио «Садко»
прекратило свое существование в 2001 г.
Александр Эйдельман известен и как литератор. В этой области
творчества первые шаги он сделал еще в 60-ые годы, придумывая короткие
истории для знаменитых «Рогов и копыт» в «Литературной газете». Круг
его интересов достаточно широк – это и статьи в СМИ на различные темы,
естественно, и о джазовой жизни, это и художественная проза. Два
сборника его рассказов «Своя правда» и «Сны на заказ» изданы в 2006 –
2007 г.г. под псевдонимом Александр Антошин. С некоторыми его
рассказами, имеющими отношение к джазу, можно
ознакомиться в разделе
«Книги».
|