502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
|
Игорь Бойко: интервью журналу Jazz
Квадрат, 2005 |
"Пятый элемент" гитариста Игоря
Бойко.
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и
легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов
Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как
Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей Манукян,
человек посвященный однозначно ответит: "джаз". Но человек искушенный
обязательно добавит: "гитарист Игорь Бойко" - и будет прав "на все
сто", так как со всеми вышеперечисленными и многими другими достойными
мастерами этот музыкант уже успел сыграть.
Этот гитарист, скромный парень с обаятельным взглядом и бойкими
пальцами, не стремится залезть в верхние строчки музыкальных
хит-парадов; он спокойно и с достоинством делает свое дело: пишет
музыку, учебники, выпускает альбомы, не забывая о главном своем
предначертании: игре на гитаре.
Если бы в музыке, как и в спорте, существовала градация: "первая
гитара страны", то Игорь по достоинству мог бы претендовать на этот
титул. Однако сам музыкант всегда говорит шутя: "Первой гитарой"
никогда не буду - "первых" и так очень много…"
Тогда первый вопрос: вам довелось играть с Рэем Чарльзом -
легендарным музыкантом, певцом и композитором, отцом-основателем
музыкального стиля "соул". Вот уже год, как он ушел от нас. Каким
запомнился вам этот великий человек?
- Этот день отпечатался в памяти на всю мою жизнь; действительно, мне
посчастливилось сыграть вместе с этим грандом джаза его последний
концерт в нашей стране.
Как сейчас помню, дело было 2 ноября 2000 года. Вдруг мне позвонил
Алексей Козлов и предложил сыграть джем-сейшн в резиденции
американского посла в Москве, на приеме, посвященном приезду Рэя
Чарльза. Естественно, я отбросил все свои дела - от такого предложения
я не мыслил отказаться; уже просто находиться рядом с Рэем на одной
сцене, не то, чтобы играть с ним - огромная честь для любого
музыканта. В этот же день мне привезли домой конверт из посольства,
где находилось роскошно оформленное приглашение.
Вечером в посольстве проходил прием для очень узкого круга
приглашенных. Рэй немного опаздывал - приехал с концерта в Кремле
уставший и явно был не в форме. Нас с Алексеем Козловым и "Арсеналом"
попросили начать; и как только Рэй услышал нашу музыку, он буквально
преобразился - заметно оживился и попросил подвести его к клавишам. Он
моментально влился в нашу игру, с абсолютной точностью уловив ритм и
мелодию, подпевал, самозабвенно подтанцовывал ногами. Мы сыграли
несколько пьес в стиле "фанк", вызвав фурор. Думаю, это в первую
очередь благодаря божественному Рэю Чарльзу, его харизме, его
потрясающей энергетике, его дару.
Игорь, почему именно гитара, а не "модное" во все времена пианино,
или, не утонченно-элитарная скрипка? Не давала покоя романтика: ночь,
луна, балкон возлюбленной, образ "парня с гитарой", поющего серенады?
- Да нет, все начиналось гораздо раньше - когда мне было лет 8, так
что в ту пору ни луна, ни девушки, ни серенады, меня, что естественно,
еще не вдохновляли. Все намного прозаичнее: я родился и рос на
Украине, в городке Сумы, в обыкновенной семье служащих. Родители не
были музыкантами, хотя и любили иной раз - по праздникам, когда
приходили гости, попеть песен. С утра до вечера они трудились на
производстве и не имели времени и возможности уделять внимания нашему
с сестрой музыкальному воспитанию. Все произошло как-то само собой:
однажды вечером в нашем дворе я услышал старших ребят; они сидели на
лавочке и пели популярные в то время песни - репертуар советских
ансамблей - ВИА, а также иностранные песни, которые в начале 70-х были
у всех на слуху - тогда слова "хит" у нас не знали.
Собственно, меня поразили ни столько сами песни, сколько звучание
гитары - яркое, сочное, свободное, немного дерзкое. Мне понравилась ее
легкость и изящность. Я полюбил этот инструмент: приставал к ребятам:
"покажите аккорды - хочу научиться играть, так же, как вы!" Помню,
первым моим "учителем" стал соседский парень Сашка - он охотно
рассказывал свои "секреты", давал слушать записи; с его помощью я
сделал первые шаги своего музыкального самообразования. Что интересно,
гитара настолько захлестнула меня, что я, не раздумывая, променял ее
на занятия спортом - до увлечения ей я серьезно занимался спортивной
ходьбой, причем, у известного тренера, воспитавшего неоднократного
олимпийского чемпиона!
Эти жертвы не прошли зря - буквально через пару лет я создаю школьный
ансамбль.
Услышав, как я играю, выпускники предложили мне поучаствовать в более
серьезном, уже не школьном коллективе. Мы попробовали. Получилось -
настолько хорошо, что мне, обычному школьнику, постоянно предлагали
играть в различных коллективах. Это позволило мне, постоянно
совершенствуя свою игру, развиваться творчески. Дошло до того, что к
16-ти годам я играл в лучшем ВИА своего родного города - ансамбле "Барвы".
И поскольку я был самым молодым в коллективе, который состоял из
опытных, сформировавшихся профессионалов, мне приходилось постоянно
подтягиваться до их уровня.
Репертуар был технически сложным?
- Всяким. Весь трюк заключался в том, чтобы не изощряться в пассажах,
в импровизациях, но точно, "один в один" сыграть популярную на тот
момент мелодию - будь то песня Тухманова или музыка "Биттлз".
?
- Вижу ваше недоумение, но в те годы мы играли и композиции "Биттлз",
и таких команд, как "Чикаго" и "Иглз". Официально советская пропаганда
этого не поощряла, но и запрещать не могла - было уже не то время.
Многие имена иностранных музыкантов знала и любила наша молодежь.
Дискотек в современном виде тогда еще не существовало, поэтому особой
популярностью у молодежи пользовались так называемые танцплощадки при
домах и парках культуры. Наш ансамбль старался идти в ногу со
временем, не деля песни на "наши" и "не наши", просто исполняя, то,
что людям нравится. Разнообразный опыт игры "вживую" постепенно и мне
позволил выйти на новый уровень в музыкальном развитии - мальчишке без
музыкального образования попасть работать в Сумскую государственную
филармонию, в высокопрофессиональный коллектив "Обрий".
Выходит, даже музыкальной школы вы не заканчивали - невероятно! И
все же, какие-нибудь курсы, кружок, занятия гитарой частным образом -
в биографии супергитариста Игоря Бойко - наверняка были?
- Дело в том, что в те годы учиться гитаре в Советском Союзе было
просто негде - преподавали фортепиано, скрипку, но в основном русские
народные инструменты - баян, балалайку. Многие ребята-гитаристы
специально шли в кружки балалайки, чтобы хоть как-то почувствовать
струны, понять принцип игры. Мне же было просто некогда этим
заниматься; мое образование проходило само по себе, эмпирическим
путем. По сути, я самостоятельно освоил нотную грамоту и элементарную
теорию музыки. Такие вот мои "университеты"…
То есть все эти годы гитара у вас была единственным делом жизни?
- Не совсем. Параллельно я успел окончить машиностроительный техникум,
и по настоянию родителей даже собирался идти в институт. Они были
уверены, что у человека, особенно у мужчины, должна быть "настоящая,
серьезная профессия"; в те годы в общественном сознании прочно
считалось, что профессия музыканта, играющего не классическую музыку -
это не профессия. По себе знаю, и это не шутка, при вопросе "кем
работаешь?" и ответе "играю на гитаре", меня часто переспрашивали:
"нет, это понятно, а по профессии ты кто?". В общем, все эти годы я
находился на перепутье: как мотивировать перед родителями свой
окончательный выбор - выбор музыканта. И только мой приход в
филармонию убедил родителей в правильности моего выбора - почти
убедил.
Какие же аргументы им требовались еще?
- Окончательную точку в этом животрепещущем вопросе поставила, как ни
странно, служба в армии. Вижу ваше удивление, но с армией мне в жизни
и вправду на редкость повезло.
Совершенно случайно я попал служить в Венгрию - в военный ансамбль
песни и пляски ЮГВ - южной группы советских войск. Оказаться в
подобном коллективе музыкантов-профессионалов рядовому без
специального образования было практически невозможно. Но во время
прослушивания факт биографии - работа в филармонии - сыграл решающую
роль.
Это был полноценный эстрадно-симфонический оркестр в усеченном
составе. Служить было интересно и приятно; никакой дедовщиной, сами
понимаете, среди музыкантов даже не пахло. И за время службы, видимо,
зарекомендовав себя с хорошей стороны, я получаю предложение остаться
работать в этом коллективе - по вольному найму.
То есть сверхсрочно?
- В том-то и дело, что нет! Сверхсрочник обязан постоянно носить
форму, участвовать в военных учениях, жить на территории военного
городка, притом, согласно уставу. Вольнонаемный же работник находился
вне строгих рамок армейской жизни. Мне предоставлялась возможность
жить за территорией части, свободно одеваться, облачаясь в форму лишь
во время выступлений ансамбля, посещать клубы и кафе, театры и музеи,
коих в Будапеште было немало. Разумеется, не раздумывая, я согласился.
Именно с этого момента - с 1984 года начинаются мои публичные джазовые
выступления - на сценах джаз-клубов Будапешта. Я играл как в составах
с местными музыкантами, так и сольно.
Чем "братская" Венгрия отличалась тогда от СССР - "старшего соседа
по социалистическому лагерю"?
- Да всем отличалась. Венгрия уже тогда была одной из самых
"западных", продвинутых во всех отношениях соцстран. Естественно, и в
музыкальном плане это ощущалось тоже; здесь были открыто представлены
различные стили и направления современной музыки, о чем в Союзе и не
помышляли. А главное, Венгрию уже тогда посещали ведущие группы и
исполнители мирового значения: от рок-музыки до джаза - причем как
традиционного свинга, так и современных, электронных его форм:
джаз-рока, фьюжна и других. После службы я провел в Венгрии в общей
сложности еще 2 года.
Что так мало? Не верится, что Будапешт - жемчужина Дуная,
творческому человеку может надоесть…
- Будапешт прекрасен. И руководитель ансамбля предлагал мне продлить
контракт, но дело в том, что для себя я решил: все-таки получить
музыкальное образование. Для этого выбрал Киевское музыкальное училище
им. Глиэра - старейшее и с царских времен весьма уважаемое заведение.
Во многом еще потому выбор пал на этот вуз, что там преподавал
известнейший на тот момент джазовый гитарист и педагог страны -
Владимир Алексеевич Молотков. Счастлив, что судьба свела меня с этим
удивительным человеком, русским интеллигентом, настоящим учителем,
который в корне изменил мои представления о гитаре как об инструменте,
о ее возможностях, вооружил меня глубокими знаниями в области основ
джазовой импровизации и гармонии. Кстати, благодаря этому человеку,
еще тогда я начал заниматься исследовательской деятельностью на этом
поприще, и уже 1988-м году у меня вышло первое учебное пособие по
теории импровизации; пусть пока самиздатом, на паршивой бумаге, зато с
собственным видением проблемы.
Удавалось ли совмещать учебу в училище с концертной деятельностью?
- Да, на протяжении всех 4-х лет учебы я участвовал в совершенно
разных музыкальных мероприятиях. Одним из самых ярких, запоминающихся
событий тех лет я считаю участие нашей группы - "Dinamo Kiev Orchestra”
в московском международном фестивале "Интершанс-89", лауреатами
которого мы стали. Это помогло группе записать свой первый собственный
диск под названием "001". Несмотря на учебу, музыкальная жизнь
бурлила; многочисленные фестивали, гастрольные поездки по разным
городам страны помогали мне совершенствоваться на практике, оттачивать
исполнительское мастерство.
По окончании училища - уже были какие-то конкретные планы?
- Третьим "элементом", таким же судьбоносным в моей жизни, как работа
в филармонии и служба в Венгрии, для меня стало приглашение в оркестр
"Современник" под управлением Анатолия Кролла - признанного джазового
мэтра отечественной сцены. И как профессионал, и как человек, в моей
жизни Анатолий Ошерович сыграл огромную роль; за это я ему благодарен
всегда! В период работы в его блестящем коллективе мне посчастливилось
познакомиться со многими прославленными джазменами страны, особенно с
неподражаемым пианистом и джаз-вокалистом Сережей Манукяном, с которым
у нас начинается профессиональная и человеческая дружба.
Насколько известно, несколько лет вы жили и плодотворно трудились в
Нидерландах. Как судьба занесла вас в эту желанную для любого
творческого человека, абсолютно экзальтированную, но малодоступную для
нас страну? И что, наконец, побудило вас уехать?
- Шел 1992-й год - время политических потрясений и пустых прилавков. В
России царили социальная и бытовая неустроенность, коллапс в
искусстве, музыке и кино. Эта обстановка, неясность творческих
перспектив, вынудили меня откликнуться на авантюрное, на первый
взгляд, предложение знакомого-музыканта съездить поработать в
Голландию. Авантюрность заключалась в том - что он сам нашел этот
"скользкий" вариант и предложил поехать вместе с ним - в качестве
моральной и музыкальной поддержки: мы не знали, что будем там играть,
где будем жить. Тем не менее, нам удалось "зацепиться" в Амстердаме -
на самом деле, это оказалось не так сложно. Вскоре я реализовал
собственный проект - стал играть музыку в стиле "фанк" на базе
электронных новшеств, а также создать свою фьюжн-группу, группу
интернациональную, что для космополитичного Амстердама характерно.
"Голландский" период моего творчества продолжался почти 2 года и
завершился возвращением в Москву - настоял все тот же Сергей Манукян,
объясняя, что сейчас для джазистов в России открываются все новые
творческие горизонты. Как оказалось, я и впрямь вернулся не зря:
вместе с Манукяном мы объездили полстраны, участвовали во множестве
фестивалей, нарабатывая имя и связи.
К этому времени жизнь в стране более-менее начала налаживаться; для
музыкантов тоже стала появляться работа, а труд их соразмерно, - даже
по европейским меркам, - оплачиваться. Примечательно, что джаз как
музыкальный жанр стал становиться востребованным: открывались новые
клубы, площадки; к джазу просыпается интерес в нашей прессе.
Тем не менее, то, что вы работали со звездами поп - и рок-музыки -
факт общеизвестный.
- Отрицать не буду... В 1995-м году я получил лестное предложение от
коллеги по творческому цеху Андрея Большакова участвовать в
беспрецедентной акции - профессиональном шоу гитаристов “Washburn days
in Russia” с участием культового гитариста-виртуоза Майкла Анджело и
лучших гитаристов России. Пожалуй, этот период знаменует четвертый
столь значимый в моей жизни элемент. После этого концерта мое имя
стало известным не только в джазовой музыкальной среде, - я начинаю
совместную работу с такими асами жанра, как Игорь Бутман, Слава
Горский и другими, - но также в популярной и рок-музыке. В качестве
студийного гитариста на запись своих альбомов меня приглашают к
сотрудничеству исполнители, объективно добившиеся успехов в этих
направлениях: Валера Сюткин, Земфира, Чичерина и другие. Не скрою, что
работа в этих жанрах оплачивается лучше, чем в джазе, а деньги лишними
не бывают. Однако я всегда выбирал - с кем именно мне работать, и
наличие профессионализма всегда здесь являлось для меня определяющим.
Одновременно с этим я собираю свой собственный коллектив "Игорь Бойко
Бэнд", который, претерпевая изменения, периодически выступает и по сей
день.
Игорь, вы скромно умалчиваете еще об одной своей "эмиграции" -
американской.
- Ну, эмиграция - это, наверное, громко сказано, поэтому и
рассказывать особенно нечего. В 1996-м году; я узнаю, что выиграл
"Грин Кард"; на которую когда-то подавал заявление. Поначалу не
поверил, расценивая ее выигрыш как розыгрыш друзей; позвонил в
посольство - оказалось: правда.
Решил поехать - было интересно окунуться в атмосферу нью-йоркских
клубов, живьем соприкоснуться с колыбелью джаза. Пожил в Нью-Йорке у
родной сестры Людмилы, которую увез супруг значительно раньше, а также
у друзей по Киеву, ныне эмигрантов - в городе Торонто, в Канаде.
Ну, а Америка чем вам не угодила?
- Америка хороша, но, чтобы адаптироваться к жизни там, и, в
особенности, в моей профессии, нужно родиться там. Или, по крайней
мере, приехать в раннем детстве. Взвесив все обстоятельства, я
принимаю решение вернуться назад; о чем не жалею - в Москве начинается
новый творческий подъем: выпуск первого сольного альбома. Помимо
работы с Валерой Сюткиным, в тот момент я получаю приглашение от
легендарного Алексея Козлова поработать в новом составе его
знаменитого "Арсенала". Я отработал год и записал пластинку с этой
командой, но жизненные обстоятельства вынудили меня приостановить
сотрудничество; при этом и с Алексеем Семеновичем, и с его ребятами у
нас сохранились добрые отношения.
Кроме того, с 2000 года осуществилась моя давняя мечта: начинается
лицензированное издание моих учебных пособий, которых в общей
сложности пока вышло пять. В них я систематизирую свой опыт
музыкального теоретика и гитариста-практика. Приятно, но факт - все
они пользуются спросом.
Это говорит о том, что сегодня у нас к гитаре новый всплеск
интереса?
- Интерес к гитаре, по крайней мере, последние 30 лет, неизменно
растет. И до сих пор гитара как инструмент находится в стадии
совершенствования; ее возможности далеко не исчерпаны. Поэтому, а
также благодаря появлению в стране доступной информации о гитарах и
гитаристах, появлению широкого ассортимента гитарного оборудования, и,
конечно же, инструментов раскрученных гитарных брэндов, за последние
лет 10 произошел массовый скачок в развитии гитарной музыки. Это
повлекло рост нового поколения динамичных и способных гитаристов. Все
это, а также многочисленные просьбы уже ко мне: "научите играть, как
вы", сподвигли меня на создание в 2005-м году авторской учебной школы
- "Лаборатории профессионального образования для гитаристов".
Игорь, кому доступна эта роскошь - любому талантливому человеку,
или только тем, кто преуспел в таланте "зарабатывать деньги"?
- К сожалению, всем это не может быть доступно по определению. И дело
здесь не столько в стоимости обучения, сколько в специфике организации
учебного процесса и моих определенных требованиях. Во-первых, я не
беру начинающих гитаристов - азы гитары вполне можно освоить
самостоятельно, особенно, при наличии соответствующих пособий;
во-вторых, гитаристы с опытом игры должны иметь колоссальную
мотивацию, "жить гитарой" - иначе успеха не будет. И вообще, я не учу
игре на гитаре как таковой, я помогаю музыкантам раскрыться путем
кропотливой работы над собой, подчас, "полного погружения" и глубокого
изучения инструмента. Хочу подчеркнуть, что это делается совершенно
независимо от стилистических предпочтений ученика: профессионал должен
владеть всеми необходимыми приемами и нюансами гитарной игры.
Такая ответственная деятельность, как педагогика, отнимает много
сил и времени. Удается ли заниматься более привычным делом - играть?
- Очень хороший вопрос. Действительно, в полной мере совмещать две
ипостаси невозможно. Именно потому я объявил мораторий регулярным
гастрольным поездкам - в первую очередь, с поп-музыкантами, и
сконцентрировался, помимо преподавания, на карьере соло-гитариста. И в
этом контексте я бы выделил еще один важнейший - пятый элемент в своей
биографии. Совсем недавно, кстати, вышел в свет мой новый сольный
альбом "Игорь Бойко 5".
Намек на то, что Игорь Бойко всегда все делал на "отлично"?
- Названию этого альбома сопутствовал целый ряд факторов: случайных и
закономерных. Прежде всего, это мой пятый по счету сольный диск,
выпущенный, заметьте, в 2005-м году. Но и это еще не все: у каждого
человека есть свое число, приносящее удачу, оберегающее, ведущее его в
течение всей жизни. Так число "5" - это мое число; пять событий - пять
судьбоносных элементов моей жизни. Анализируя все прожитое, ловишь
себя на мысли, что годы, кратные цифре "5" - всегда оказывались
решающими в моей судьбе. Добавьте сюда же дату "25 лет
профессиональной деятельности", отмечаемую в нынешнем году - цифра "5"
здесь опять же навязчиво присутствует. Хотя, сказать по правде, в
школьные годы отметка "5" нечасто посещала мой дневник. Кто знает -
может тайна круглых чисел в их условности… (смеется)
Все события с цифрой "5", кажется, уже состоялись. Неужели грядет
спад творческой активности Игоря Бойко?
- Отнюдь, наоборот - начало нового цикла творческой активности. Так
что у Игоря Бойко все еще впереди! Да и в целом, в развитии
отечественного джаза тоже.
Глубоко убежден, что именно в России джаз сегодня на подъеме. И этому
есть свое объяснение: возрастающий интерес к тому, что происходит в
джазе и вокруг него. Проведение по стране джаз-фестивалей, открытие
джазовых клубов, как в Москве, так и во многих городах России,
беспрерывные гастроли мировых джазовых звезд - все это способствует
нарастающей симпатии людей к этому виду творчества.
Оптимистично. А что же в Штатах - на "исторической родине" джаза?
- Боюсь, что в Америке сегодня джаз занимает не столь ведущее место в
жизни общества, как это происходило полвека назад. Ежегодно бывая там
и посещая джазовые клубы, я все реже и реже вижу в них американцев;
все чаще - европейцев, японцев, а также студентов-музыкантов.
Традиционные афроамериканские ритмы сегодня подменяются примитивным
рэпом. Еще к этой мысли я пришел, общаясь со своими американскими
друзьями, являющимися к тому же известными гитаристами: Фрэнком
Гамбали, Скоттом Хэндерсеном, Майком Стерном и другими. А им верить
есть все основания.
Потрясающе, Игорь, как вы успеваете дружить с этими общепризнанными
музыкантами, а еще: писать учебники, проводить мастер-классы по
гитарной игре, да к тому же активно выступать - сольно, со своей
группой, с другими известными исполнителями.
- Легко. С годами у меня выработался определенный жизненный ритм - я
научился правильно организовывать свой рабочий день… Месяц… Год…
И достойный отдых, признайтесь, тоже. Качественно "ничего не
делать" - ведь тоже искусство…
- А вот с отдыхом - проблемы. Я незаслуженно забыл эту сторону жизни.
Надеюсь всерьез задуматься об этом - пора. Но "ничего не делать" - не
получится, смысл жизни для меня в движении. В жизни так много всего
интересного, чтобы тупо жариться на солнце "пузом кверху". Отдых я
получаю от перемены мест, от общения с новыми людьми, а также,
занимаясь кулинарными "экспериментами".
Логично. Вот где вовсю проявляется творческий подход!
- А как же иначе? В кухне, как и в музыке, необходимо чувство меры,
вкуса, такта, знание традиций кулинарного фольклора. Человек на кухне,
особенно творческий, как и на сцене - немного композитор, аранжировщик
и импровизатор. Поэтому этот процесс увлекает меня и затягивает уже
более 20 лет - с тех пор, как я попал в Венгрию. Что интересно,
готовка доставляет мне удовольствие только тогда, когда оценить мое
кулинарное "произведение" может публика - в данном случае, родные,
друзья и гости. В этом плане удобны и универсальны такие коллективные
блюда, как шашлык на природе или барбекю. Сам же могу довольствоваться
обыкновенной яичницей; правда, с чашечкой ароматного кофе или кружкой
душистого чая.
Михаил Трофимов
|
|