Специально для "Полного джаза" нижегородская вокалистка и пианистка Яна Тюлькова задала несколько вопросов участникам проекта Brazil All Stars, выступавшим в России 27-30 сентября. На вопросы отвечают гитарист Алегре Корриа, басист Серджиу Брандау, перкуссионист Эдсон "Кафе" Да Силва и барабанщик Вандерлей Перейра. Но первый вопрос Яны - продюсеру, основному композитору и пианисту проекта, петербуржцу Андрею Кондакову.
Андрей, как родилась идея этого проекта?
А.К. Идея этого проекта родилась уже больше, чем год назад в Нью-Йорке, когда летом 1999 года в "Zing Bar" я встретился с Серджиу Брандау, Паулу Брага и Кафе. Именно тогда я понял, что это и есть те самые музыканты, с которыми нужно сделать этот проект. Естественно, первый шаг пришлось сделать мне - в этот проект был приглашен гитарист Пол Болленбэк и саксофонист Борис Курганов. И совсем недавно, в апреле, прошла серия выступлений в городах России и Украины и была осуществлена запись компакт-диска, который, кстати вышел буквально вчера на лейбле Landy Star / Jazzland. Примечательно, что на этом диске использована стилистика плакатов, которая была разработана известным в Нижнем Новгороде дизайнером-графиком Игорем Масловым (группа "Лого"), а фотографии взяты из программы Дмитрия Диброва "Антропология" на канале НТВ.
"Brazilian Tales" - бесспорно, очень сильная команда, и поэтому хотелось бы услышать буквально несколько слов о каждом участнике этого проекта.
А.К. Да, конечно. На этот раз с нами приехал великолепный бразильский музыкант Вандерлей Перейра, с которым я познакомился год назад в Нью-Йорке. Он известен по выступлениям с очень многими звездами - как, например, Аирто Морейра, Флора Пурим. Вандерлей, к сожалению, с 1986 года не обладает зрением, но я думаю, сегодня на концерте публика сможет оценить эту незаурядную личность, убедиться в том, насколько это профессиональный и чуткий музыкант. Кафе - это музыкант, который долгие годы живет в Нью-Йорке, который общается и записывается с Рэнди Бреккером, Анной Карам, Херби Мэнном. Это очень занятый музыкант, как говорят в Нью-Йорке, - "нарасхват" ("on demand"). Серджиу Брандау - это, собственно, причина существования этого проекта. Именно с ним мы разработали, продумали и осуществили этот проект. Серджиу совсем недавно приехал из Рио-де-Женейро, где он работал с известными музыкантами - Деодату, Милтоном Нашименту. В этот раз вместо Пола Болленбэка, который вынужденно не смог приехать с нами, играет прекрасный музыкант, бразильский гитарист Алегре Корриа. Последние восемь лет он живет в Вене, где заключил контракт с "Sony music", и через две недели выходит его сольный компакт-диск.
Еще хочу сказать, собственно, о Стасе Григорьеве - это выдающийся российский саксофонист, занимающий высокое место в рейтинге московских музыкантов. Кстати сказать, Станислав Григорьев отличается тем, что в "слепом тесте" - на слух его невозможно отличить от американских коллег.
У меня вопрос к бразильским участникам проекта: что же такое бразильский джаз и бразильская босса-нова?
Кафе: Бразильский джаз - это интегрированный сплав бразильского ритма, бразильской мелодии и европейской гармонии. А босса-нова - это часть традиционной музыки с очень сложным ритмом, с бразильским ритмом, с бразильским движением музыки. Для меня и джаз, и босса-нова - это культовая музыка, это музыка черных, это их история. И если по центру расположить джаз (как музыкальную тенденцию), то слева будет латино, а справа - бразильская музыка. Я считаю так. И я верю, что сейчас наступает очень благоприятное время для развития бразильской музыки не только в Нью-Йорке, но и во всем мире.
Общеизвестно, что в Америке есть аэропорт имени Кеннеди, а вы назвали свой аэропорт в Рио-де-Жанейро именем Жобима. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом музыканте?
Вандерлей: Жобим - великий бразильский композитор. Он написал множество прекрасных композиций таких, как "The Girl from Ipanema", "Corcovado", "Wave"... И три года назад международный аэропорт Галсан в Рио-де Женейро был переименован в честь маэстро Антониу Карлуша Жобима. Я думаю, что Жобим достоин этого. Он очень много сделал на земле, и я надеюсь, что полет с ним будет отличным.
Алегре, я знаю, что Вы играете не только на гитаре, а также на перкуссии, кавакуинбу, беримбау. Кроме того, Вы иногда поете на своих концертах. Это действительно так?
Алегре: Да, это так. Я пытаюсь играть на многих музыкальных инструментах, раньше я даже играл на барабанах. Я считаю, что это очень важно для музыканта. В таком случае появляется возможность играть в разных музыкальных стилях, постоянно совершенствоваться, тем самым расширять свой музыкальный кругозор.
Алегре, я прочла в интернете, что Вы занимаетесь еще и композиторской деятельностью. Как давно Вы сочиняете музыку?
Алегре: Занятие композиторской деятельностью - это первое, что случилось в моей жизни. Почему? Потому что я никогда не мог поверить в то, что из меня может получиться хороший инструменталист. В общем-то, я и не предполагал, что буду записывать CD, я просто хотел сочинять музыку, мне просто нравилось этим заниматься, это было моим самовыражением. И сегодня на концерте мы будем играть и мои композиции, и Андрея.
Серджио, я знаю, что Вы вместе с Кафе и Вандерлеем живете в Нью-Йорке. А, как известно, Нью-Йорк - это крупнейший центр мировой джазовой культуры. Скажите, что значит для Вас этот город, что он Вам дал?
Серджио: Я живу в Нью-Йорке уже более двадцати лет. Жизнь здесь очень многогранна: постоянно встречаешься с разными музыкантами, играешь в разных музыкальных стилях. Здесь можно делать все, что тебе захочется. За это я люблю этот город, я чувствую себя здесь свободным.
Вандерлей: Это была моя мечта - жить в Америке. И я всегда верил в то, что я буду жить и играть здесь, и что у меня будет шанс показать свои музыкальные возможности всему миру.
Вандерлей, барабаны - это сердце в джазе. Скажите, кто были Вашими учителями?
Вандерлей: О, так много учителей! Очень сложно назвать кого-то одного. Вы знаете, всегда важен тот факт, в какой семье ты родился. Мне повезло, с детства мне была предоставлена возможность слушать и учиться у великих музыкантов, таких как Арт Блэйки, Тони Уильямс, Элвин Джонс - это американские барабанщики, но также и у бразильских великих музыкантов, таких как Паулу Брага, Аирту Морейра - все они оказали на меня большое влияние.
Андрей, расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее.
А.К.: Вы знаете, за время гастролей мы стали не только музыкальными партнерами, но и друзьями. И мы думаем серьезно об этом проекте. Сейчас трудно сказать, но я думаю, что впоследствии мы продолжим наши совместные выступления в Америке, в Бразилии, может быть - в Европе...
Беседовала Яна Тюлькова
(Нижний Новгород)
|