Этот обзор не совсем обычный.
Во-первых, не было выпуска на прошлой неделе,
во-вторых, нормального джаза в нем нет совсем, а,
в-третьих, почти все, что в нем описывается, уже
было в предыдущих номерах журнала. Почти две недели назад я
отправился в "Макор" на концерт Tin Hat Trio.
Организаторы концерта решили дополнить и без
того интересное выступление еще одним
мини-отделением. Назвать его разогревающим у
меня не поднялась рука. В самом деле, дуэт
исполнителя на народном инструменте "кора"
Кеба "Бобо" Циссоко и виолончелиста Paradox Trio
Руфуса Каппадочиа никак не походил на подготовку
слушателя ко второй части концерта. Циссоко
родом из Гвинеи-Биссау. Его ансамбль Tamalalou, что
переводится как "Человек, странствующий по
миру в поисках знаний и опыта", на сей раз
сократился до дуэта, но репертуар его по-прежнему
состоит из песен на родном языке музыканта, и
главным в нем все так же остается самодельный
щипковый инструмент "кора" -
двадцатиоднаструнная родственница арфы с
кожаным резонатором, заботливо вышитым золотом
числом 2000 и двумя деревянными ручками, за которые
Кеба "Бобо" Циссоко придерживает свою
диковинку, виртуозно играя большими и
указательными пальцами. Удивительно, но народное
пение и игра на коре органично сочетаются с
пятиструнной виолончелью Руфуса Каппадочиа,
звук которой, вдобавок ко всему, пропущен через
несколько педалей обработки звука.
К сожалению, играли музыканты очень недолго, так
как обе части концерта должны были уложиться в
отведенные два часа. Да и публика отнеслась к
этому выступлению довольно прохладно. Впрочем, я
бы скорее удивился обратной реакции. Народная
музыка в чистом виде пока еще слишком непривычна.
Второе отделение было
воспринято со значительно большим энтузиазмом.
Tin Hat Trio - коллектив странный, с какой стороны ни
посмотри. Вот, скажем, состав: Марк Ортон -
акустическая и слайдовая гитары; Роб Бюргер -
аккордеон и препарированный рояль; Карла
Кихльстедт - скрипка. Что можно играть с таким
набором инструментов? А, например, опыт работы и
образование: Марк работал два года
звукорежиссером в Knitting Factory и записывал Джона
Зорна, Билла Фризелла и группу Lounge Lizards, Роб
выступал все с тем же Фризеллом и Доном Байроном,
а Карла - с Зорном, Томом Уэйтсом, группами Mr. Bungle и
Grassy Knoll. А тот факт, что вместо того, чтобы
переехать в Нью-Йорк, как делают очень многие
музыканты, все трое перебрались на Западное
побережье, и именно по дороге туда возникла идея
создать трио?
Так что же все-таки они играют? Конечно, не джаз.
Тем более не рок, не фолк, не авангард, не блюз и не
кантри. От всего перечисленного взяты какие-то
компоненты, добавлены народные цыганские,
венгерские, чешские, еврейские мелодии, и в
качестве приправы эта смесь посыпана
техническими приемами в виде препарированного
рояля и усиленной скрипки. Больше всего
напоминает все того же Уэйтса, который, кстати
говоря, принял участие в записи последнего
альбома группы, а еще - чешскую скрипачку Иву
Биттову и наш "Аукцыон". Звук, в отличие от
всех перечисленных музыкантов, очень чистый и
акустический. Видимо, сказалась
звукорежиссерская работа Марка Ортона. По этой
же причине, наверное, нет такого же мощного
драйва - все достаточно спокойно и выверено. Для
меня так и осталось загадкой - достоинство это
или недостаток. Наверное, нужно будет еще раз их
послушать при случае.
На следующий день открывался Vision Festival. К
сожалению, я попал только на парад по случаю
этого знаменательного события. Примерно
двадцать музыкантов и небольшая толпа, под конец
обросшая довольно внушительным количеством
зевак, прошествовали от угла шестой улицы и авеню
"А" до New Age Cabaret на площади Святого Марка, где
и проходил фестиваль джаза и импровизационной
музыки. Все музыканты дудели, били в барабаны и
кричали без всякой мелодии или ритма, зато
стараясь делать это как можно громче. По дороге
всем желающим раздавались программы фестиваля.
Посмотрев на это буйное действо и поняв, что
нельзя объять необъятное и попасть на все
концерты мне не удастся, я пошел в Knitting Factory
слушать и смотреть Марка Рибо. Как выяснилось
много позже, мне не удалось попасть ни на один
концерт Vision Festival, хотя там было много всего
интересного.
Итак, Рибо и его фальшивые
кубинцы. Как и подобает артисту, записывающемуся
на мейджоре, сразу после выхода второго альбома
Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos стали заниматься его
раскруткой. В клубе появились рекламные плакаты,
а в сети - рекламные баннеры. Как и на первом
альбоме группы, на "Muy Divertido! (Very Entertaining!)"
всего десять песен. Все они не раз звучали на
концертах, и большинство из них я слышал еще в
ноябре прошлого года. Однако на альбоме так много
приглашенных музыкантов, что звучат они
по-другому.
Гастрольного тура как такового у группы
нет. Два дня выступлений в Нью-Йорке и четыре в
Европе - вот и вся поддержка альбома. Да и
музыкальный материал концертов не соответствует
обычному раскручиванию. Вещей с первого альбома
вообще почти нет, примерно половина концерта -
композиции со второго альбома, а все остальное -
совсем новые пьесы. Еще больше, чем раньше,
органных соло, еще веселее быстрые танцевальные
и еще серьезнее медленные композиции. Особенное
проникновенно звучит собственная вещь Рибо Las Lomas
De New Jersey (Холмы Нью-Джерси), в которой на фоне песни
на испанском Рибо рассказывает слушателям
по-английски о прекрасных холмах его родины
Нью-Джерси, куда он не может вернуться. Честное
слово, очень трогательно. Но в остальном и альбом,
и программа концерта целиком отвечают его
названию. После того, как отгремит фестивальная
пора, попробую я, наверное, снова выбраться на их
концерт.
Еще один небольшой эпизод из
фестивальной жизни Америки. В прошлые выходные я
был в Бостоне, где в это время заканчивался Bell
Atlantic Jazz Festival. Точнее, заканчивалась его
бостонская часть, а главная - нью-йоркская - еще
только начнется в ближайший четверг. Я попал на
последние полчаса последнего сета последнего
концерта на открытом воздухе.
Мужественная
немногочисленная публика радостно внимала
ансамблю The Sun Ra Arkestra под управлением Маршалла
Аллена. Погода никак не соответствовала уличным
концертам. Даже несмотря на то, что огромный
шестичасовой концерт был бесплатным, слушателей
было человек сто, не больше. Играет оркестр то,
что играл и при жизни самого Сан Ра - довольно
оптимистический фри-джаз с пением и перфомансом.
Составить хотя бы приблизительно четкого мнения
за эти полчаса я, увы, не сумел. Что-то
чекасинообразное, но с большим количеством
мелодий, инструментов и музыкантов. Если
доведется услышать их еще раз, я об этом
непременно напишу.
Вернувшись в Нью-Йорк, я почти целую неделю
никуда не ходил и никого не слушал. Но под конец
все-таки выбрался на несколько концертов.
Первым из них был еще один концерт Matt
Darriau's Celtic Eclectic в старом офисе клуба Knitting Factory (см.
"Полный джаз" #6). С прошлого
раза кое-что изменилось. Во-первых, почти все
первое отделение вместо Лизы Гаткин играл другой
скрипач - мальчик лет четырнадцати-пятнадцати,
лихо справляющийся и с сольными партиями, и с
игрой в ансамбле. Во-вторых, Мэтт Дарриу больше
играл на саксофонах и кларнетах, а не на народных
флейтах. В-третьих, Грэг Андерсон играл не только
на десятиструнном бузуки, но и на новой обычной
шестиструнной акустической гитаре. И только лишь
перкуссионист Херн Габоис остался верен себе - те
же думбек, зарб и прочие шумелки, на которых он
играет руками и ногами. В конце первого отделения
в группе было уже две скрипки - Лиза Гаткин играла
на баритон-скрипке, а молодой гость - на обычной.
Музыка все та же. Рилы, жиги, болгарские народные
песни, стилизации под традиционную музыку и так
далее, и так далее, и так далее. По-моему, о Дарриу
и его проектах я писал так много, что в этот раз
можно особенно и усердствовать. Повторюсь лишь в
том, что слушать его игру легко и приятно. На
концертах всегда стоит веселая и непринужденная
атмосфера, не приводящая, как это иногда бывает,
тем не менее к расслабленному и неинтересному
выступлению. Так что если вам попадет в руки
запись Matt Darriau's Celtic Eclectic, официально, к сожалению,
еще не выпушенная, то послушайте ее обязательно.
На другой день в "Тонике"
всего одно отделение было отдано известному
бразильскому гитаристу и певцу Винишиусу
Кантуарии. Впервые он стал выступать лет
тридцать назад в ансамбле Жильберту Жиля, но, как
это часто бывает, известность пришла лишь
недавно после выхода в 1999-ом году альбома Tucuma, для
записи которого ему удалось собрать звездный
состав музыкантов - таких, как Билл Фризелл, Шон
Леннон, Дори Андерсон, Арто Линдсей, Джои Барон,
Нана Васконселос, Эрик Фридландер и другие. Этот
концерт прошел также не без помощи Арто Линдсея.
В квартете гитариста играют трубач Майкл
Леонхарт, виолончелистка Мэри Вутен и барабанщик
Паулу Брага. Уже по составу инструментов видно,
что это не обычная босса-нова. Кто-то из критиков
сказал, что Винишиус Кантуария играет в стиле
босса-супернова. Знакомые всем по альбомам
шестидесятых грустные бразильские мелодии
звучат и в самом деле совсем не так, как мы
привыкли. Игра Леонарта немного напоминает
позднего Майлса Дэвиса, в игре Мэри Вутен много
свободной импровизации, со всеми модными
приемами игры за подставкой, флажолетами и
использования смычка и инструмента не по прямому
назначению, а лишь для создания всевозможных
шумов и звуков. Ну а когда к квартету
присоединился и сам Арто Линдсей со своим нойзом,
от бразильской музыки осталась только форма, а
содержание стало совсем иным. Одна из загадок
Арто Линдсея в том, что, несмотря на его весьма
шумную и немелодичную игру, песни все так же
лиричны и красивы, даже если он или Винишиус
Кантуария поют не по-португальски, а
по-английски.
Последней композицией концерта должна была
стать веселая танцевальная пьеса, во время
исполнения которой Кантуария отложил гитару и
взял в руки бубен. Этот почти речитатив напомнил
о том, что, когда он только начинал записываться,
его основным инструментом была перкуссия.
Забитый почти до отказа зал, конечно же, не
отпустил музыкантов просто так. И только на бис
была исполнена самая настоящая спокойная и
грустная бразильская босса-нова.
А в полночь, как и две недели назад,
играл квартет Sex Mob (см. "Полный джаз" #17). Начиналось все почти так же.
Пятнадцать минут на сборку ударной установки и
настройку аппаратуры - и понеслось. Громко,
громче, еще громче! Стив Бернстин и его верные
друзья верны себе. Вот только почему-то почти нет
слов со сцены. Оказалось, что после одного из
концертов к нему подошли люди из администрации
фестиваля, на котором он играл в тот вечер, и
попросили больше не комментировать личную жизнь
мэра Нью-Йорка Джулиани. Теперь, пожаловался
музыкант, приходится сдерживаться. Зато в музыке
ему сдерживаться совершенно не пришлось.
На этот раз гостем концерта был саксофонист
Питер Апфэлбаум, коллега Стивена Бернстина по
ансамблю Kamikaze Ground Crew. Кроме тенор-саксофона, он
играл и на рояле, но, хотя это ему удавалось
совсем неплохо, пианистом я бы его все-таки не
назвал.
В остальном концерт был почти таким же, как и
предыдущий. Однако в зале чувствовалась какая-то
усталость, и ближе к концу гул голосов по уровню
громкости почти сравнялся со звуком на сцене.
Бернстин было попытался играть потише, чтобы
привлечь внимание зала, но из этого ничего не
получилось. Отыграв уже с нормальной для Sex Mob
громкостью еще минут пятнадцать и послушав не
менее громкие, чем обычно, аплодисменты,
музыканты спустились со сцены, и вечер
закончился.
Пожалуй, с музыкальной точки зрения мне этот
концерт понравился даже больше, чем первый, но
такого же светлого и радостного чувства он не
вызвал. Хотя, если сравнивать с концертами других
музыкантов, выступления Бернстина по-прежнему
остаются на недосягаемой высоте.
Как видите, почти никакого джаза. В следующий
раз я его тоже обещать не могу. Ждите первого
репортажа с Bell Atlantic Jazz Festival, программа которого
настолько замысловата, что все концерты
ближайшей недели, которые я намереваюсь
посетить, прямого отношения к джазу не имеют.
Иван Шокин,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
|