502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18
Рыцари джаза на концертах фестиваля JVC
Майкл БрекерСаксофонист Майкл Брекер - артист странной судьбы. Дебютировав в конце 60-х годов, он сразу заявил о себе, как незаурядный исполнитель со своим собственным голосом. Затем были фьюжн-бенд Dreams, ансамбль Brecker Brothers, группа Steps и сотни записей с самыми разными исполнителями, от Пола Маккартни до Фрэнка Синатры - в течение многих лет Брекер был одним из самых занятых студийных музыкантов. Его авторитет и репутация выдающегося саксофониста были неоспоримы. Для всех, кроме джазовых критиков. Те упорно молчали, а если и упоминали Брекера, то лишь в конце списка. Парадокс? И да, и нет. Пуританская критика порицала Брекера за его всеядность, за готовность играть любую музыку, вплоть до коммерческой "попсы". Основания для подобных упреков, возможно, и были, но при этом упускалось из виду, что Майкл Брекер - джазмен новой формации, сформировавшийся в годы, когда уже заявил о себе джаз-рок, и то, что, скажем, для Сонни Роллинса было неприемлемо, для Брокера было естественно. Как это бывает, вместе с водой выплескивался и ребенок - "не замечались" ни виртуозность, ни собственная исполнительская манера, ни огромный творческий потенциал Брекера. Отчасти он сам этому способствовал: первая пластинка под его именем вышла лишь в середине 80-х годов. Мне этот факт говорит только о скромности и большой требовательности Брекера к себе: он не выпустил собственного диска до тех пор, пока не счел себя готовым к этому.
На фестивале JVC Майкл Брекер исполнил музыку из своего нового альбома "Two blocks from the edge". При всем желании быть объективно сдержанным, не могу назвать его выступление иначе как блестящим, великолепным!
Пригласив в свой ансамбль молодых талантливых виртуозов (пианист Джо Калдераццо, басист Джин Джиннес, ударник Ралф Петерсон), Брекер обеспечил себе отличный аккомпанемент, на фоне которого он блистает, как звезда первой величины. Поражает его способность, при всей экспрессивности, сохранять ясность мелодической линии и не терять чувства формы и пропорций. Прекрасным партнером ему оказался Джо Калдераццо - оба артиста демонстрируют неистощимую фантазию и огромную энергию.
Стиль Майкла Брекера берет начало из хард-бопа 60-х (Хорус Сильвер - его первый босс) и по пути вбирает в себя влияние Колтрейна. Но это музыка Брекера, обогащенная его 30-летним исполнительским опытом. Мало кто владеет столь выразительным звуком, умением придать каждой ноте десятки оттенков. В интервью журналу Jazz-Times Брекер раскрывает свою творческую лабораторию. Огромный многолетний труд - вот секрет поразительного мастерства, дающего право утверждать, что саксофонист Майкл Брекер - лучший из лучших.
Пианист Чик Кориа также дебютировал 30 лет назад. Но он недолго оставался в сайдменах. Отдав дань и свингу, и авангарду и став заметной фигурой на джазовой сцене, Чик создал ансамбль Return to Forever, который открыл новый период в его творчестве - период романтического джаза. С экспериментами было покончено. Пьеса Spain, записанная в 1972 г., стала одной из популярнейших джазовых мелодии того времени.
Чик КориаЧик Кориа - музыкант яркой индивидуальности. Что бы он ни исполнял, какой бы области джаза ни коснулся, везде проступают черты его неповторимого стиля - мелодизм широкого диапазона с опорой на красочную 'гармонию, ярко выраженный "испанский" колорит, стремительность и легкость движения, композиционная ясность. Виртуозность Кориа-пианиста - также особого рода. Токкатность, остро-перкуссивное туше сочетаются с взволнованными лирическими монологами и яркими колористическими всплесками.
В концерте Чика Кориа в Карнеги-Холле выступило много музыкантов. Среди них был и ветеран-ударник Рой Хейнс, давний партнер Чика, и басист Джон Патитуччи, участник многих его ансамблей, и пианист Данило Перес. Они изрядно разогрели публику (Рой Хейнс просто поражает своей неутомимостью и изобретательностью). Но главным событием стало выступление нового детища Чика - ансамбля Origin. Название символично. Музыка ансамбля как бы возвращает нас к истокам музыки Чика, охватывает все периоды его творчества. Слышатся и отзвуки фламенко из альбома My Spanish Heart, и авангардная экспрессия Circle, и нео-боповская. стремительность Friends. Настоящая автобиография в звуках. (Когда мы беседовали после концерта, Чик Кориа согласился с такой оценкой, добавив, что не хотел бы терять ничего из сделанного в прошлые годы).
Формат ансамбля - секстет с тремя духовыми - мне представляется очень удачным. Он дает возможность, не теряя камерности, создавать комбинации различной плотности и фактуры - от классического хорала до биг-бендовой яркости. Удачен и подбор исполнителей. Тромбонист Стив Девис, саксофонисты Стив Уилсон и Боб Шеппард образуют гибкий и пластичный ансамбль, в то время как басист Авишай Коэн и ударник Джефф Баллард создают четкий, активный ритмический фон. В этой компании Чик Кориа - первый среди равных. От него исходят волевые импульсы, направляющие фантазию музыкантов в нужное ему русло. Он "играет" на своем ансамбле, как на едином инструменте, поворачивая действие то в одну, то в другую сторону, создавая разнообразные музыкально-сценические ситуации - то расслабленно спокойные, то драматически напряженные Правда, иногда казалось, что передвижений по сцене многовато. Эту часть "спектакля" предстоит, видимо, доработать.
Концерт завершился жизнерадостным "джемом" всех участников. Публике явно понравился этот веселый кавардак, в котором нашлось место каждому - наш герой все же настоящий "кабальеро".
Когда мы разговорились о различных влияниях, испытываемых музыкантами, Чик Кориа заметил, что в юности у него было два кумира - Барток и Стравинский. С годами он открыл для себя Скрябина, Моцарта, Скарлатти А как же джаз? "Джаз - это моя сущность", - говорит Чик Кориа.
Один из альбомов Чика Кориа называется Romantic Warrior Мне кажется, этими красивыми словами можно обозначить творческую суть Кориа-художника. Он действительно Романтический Рыцарь - рыцарь джаза, своего любимого искусства, за красоту которого он готов сражаться. Сражаться и побеждать.

Николай Левиновский
Первая публикация - "Новое русское слово",
Нью-Йорк, 1996

На первую страницу номера