11 мая в Культурном центре "Дом"
состоялось закрытие фестиваля
"Альтернатива-2000" ("Alt-2K").Фестиваль был
грандиозен и по масштабу, и по составу
участников. Не вяжется только с такой
грандиозностью количество публики, которое на
половине концертов было человек 50-60. Дмитрий
Ухов, правда, отмечал, что важно не количество
публики, а ее качество, что, конечно, тоже верно.
Ведь на то она и "Альтернатива", чтобы не
всем нравилась звучащая на фестивале музыка
(кстати, в отношении музыки поражает и
количество, и качество). Народ у нас, как
оказалось, не отличается любознательностью и
интересом к новым и неизвестным именам, хотя и
хранит верность знакомым и любимым (что, конечно,
хорошо).
А
ведь порой можно сделать удивительное открытие
для себя, услышать то, чего не находил в известной
тебе музыке и что, оказывается, как раз искал. Для
меня, не очень просвещенного, но все-таки как-то
ориентирующегося в альтернативной и джазовой
музыке, "Альтернатива" была полна таких
открытий. Взять, например, совместный проект
Джошуа Пирс - Джонни Райнхардт - Майк Эллис...
Еще один состав - звезды из Польши, трио
"Ch&K&K" (Марек Холоневский, Влодзимеж
Киниорский, Кшиштоф Книттель - последний, кстати,
в прошлом - председатель Союза композиторов
Польши: привет Хренникову!), ставящие
захватывающие электроакустические
эксперименты.
Помимо по-чекасински мощной
коллективной импровизации, в сете поляков было и
чистой воды волшебство - световая импровизация
"Освещение 2" пана Холоневского на
фантастическом инструменте, состоящем из
MIDI-контроллера и пучка оптоволоконных
световодов. В полной темноте горели концы
световолокон, и поднесение рук пана Марека к этим
огонькам вызывало взрывы и переливы
синтезируемых звуков и аккордов в динамиках.
Можно было бы принять это за своего рода танец
под фонограмму, но как бурно и радостно
откликнулись световоды на вспышку фотоаппарата Павла Корбута!
Очень, на мой взгляд, интересно прозвучала "Volga
Song" Майка Эллиса. Ее исполнил
целый камерный оркестр: струнная группа,
Ансамбль Дмитрия Покровского; на саксофоне в
оркестре - Олег Киреев, на контрабасе - Игорь
Иванушкин. Дирижировал американский композитор
Антон Ровнер. "Volga Song" - это такой взгляд на
русскую жизнь со стороны (хотя со своеобразной
стороны: ведь корни у Майка русские). Гармонично,
во всяком случае интересно, звучали джазовые
фразы Майка, не вставленные в ткань оркестровки,
а порхающие над ней.
Три дня "Альтернативы" были отданы
ТЕРМЕНцентру. Из Италии приехали композиторы
Джованни Коспито и Джузеппе Джулиано, которые
представили свои произведения, а также опусы
Вальтера Бранчи и Бруно Мадерны, исполненные на
компьютере совместно с роялем, скрипкой и
вокалом. На следующий день австрийские музыканты
Элизабет Шимана и Гюнтер Гессерт исполнили свои
композиции на терменвоксах. На третий день
грянул целый оркестр из девяти разных
терменвоксов музыкантов ТЕРМЕНцентра и Гюнтера
Гессерта.
Это далеко не все, о чем можно было бы рассказать,
но подробно обозреть всех участников в данной
статье невозможно, так их много. Несмотря на это,
хочется, чтобы в "Альтернативе" участвовало
еще больше самых разных музыкантов, создавались
новые проекты, эксперименты. Ведь в
"Альтернативе" эксперимент ставится прямо
на концерте, в нем участвует и следит за его
развитием не только музыкант, но и зритель. Поиск
новых форм, средств выражения музыкальных идей,
их соединение захватывает, за ним следишь, как за
химическим опытом. Этим общим чувством
"Альтернатива" жила, живет и будет жить!
Вячеслав Рогожников
11 мая в центре "Дом" прошла
пресс-конференция, посвященная сразу двум
значительным событиям, - закрытию фестиваля
"Альтернатива 2000" и презентации трех дисков
современных авангардных композиторов,
выпущенных компанией "Длинные руки". Однако,
как это случается при издании CD в России в
абсолютном большинстве случаев, о дисках только
говорили, увидеть их не удалось: "Гимны"
Владимира Мартынова , "Умирающий Гамлет"
Александра Бакши и "Соната" Сергея Загния не
были представлены публике, так как из-за
технических неурядиц (вполне обычных, опять-таки
- на складе шел будничный милицейский обыск) до
места попросту не доехали. Но говорили много.
Рассказали, что идея выпуска дисков возникла еще
в прошлом году, когда Благотворительным
резервным фондом был объявлен конкурс "Первые
композиторские антологии на компакт-дисках"
на соискание соответствующих грантов, и авторы
музыки со всей России присылали свои творения на
суд независимых экспертов. Пока это три из
запланированных пяти дисков, создатели которых
выиграли конкурс. К выходу готовятся еще два CD, а
именно "Литургические сочинения" (работа в
редкостном жанре мелодекламации) сибиряка
Владимира Теплякова, названного открытием
конкурса, и очень необычная музыка заслуженного
деятеля искусств Татьяны Сергеевой.
На пресс-конференции присутствовало руководство
"Длинных рук" - Николай Дмитриев - и
руководство Благотворительного резервного
фонда (Татьяна Черниченко), рассказавшие об
авторах, чьи диски были выпущены и еще выйдут в
рамках этого проекта.
Все это было в первой части пресс-конференции -
несмотря на отсутствие дисков, вполне благостной
и приятной. Далее выступил многолетний продюсер
"Альтернативы", председатель Московской
ассоциации джазовых журналистов - Дмитрий Ухов.
Он говорил о закрытии очередного фестиваля
"Альтернатива", о том, что она может и совсем
закрыться, о том, что он хочет покинуть этот
проект - то есть о вещах по природе своей
невеселых. Много времени Ухов посвятил рассказу
о трудностях проведения "Альтернативы",
главным образом финансовых. С разочарованием
говорил он о СМИ, которые упорно не пишут об
"Альтернативе", не привлекая тем самым
внимания аудитории. По его словам, он вряд ли
будет продюсировать следующий фестиваль, так как
"исчерпал свои идеи".
Яна Лапицкая
|