Первый вопрос, конечно - почему контрабас? Не начинали ли Вы школьную карьеру со скрипки или виолончели, как многие?
- Кстати, вот абсолютно не понимаю, почему считается, что если у человека не получилось на виолончели или скрипке, то на контрабасе получится! На виолончели же играть легче намного! Между прочим, такой подход - одна из основных причин, почему у нас столь мало действительно хороших басистов.
На самом деле, я где-то год занимался на фортепиано в районной музыкальной школе, а в ЦМШ я поступал уже в третий класс. Причем только случайно не стал... арфистом - не было места, а терять год не хотелось: сразу же после вступительного экзамена я заявил, что на рояле играть более не намерен, т.к. терпеть его не могу и т.п., и попросился на арфу! Так вот и стал контрабасистом... Насчет рояля: уже несколько позже, я очень полюбил его, намного больше контрабаса, но было уже поздно!.. До сих пор не уверен, правильный ли сделал выбор...
Вообще-то, в ЦМШ меня привело в основном то, что я до сих пор считаю своей основной профессией - композиция. Очень обидно, что жизнь складывается таким образом, что академическую композицию приходится практически забросить - это занятие требует огромного количества свободного времени, абсолютно "свободных" мозгов и соблюдения специфических условий труда - в идеале, надо жить в тихом уединенном месте за городом в своем доме. Надеюсь, что все-таки когда-нибудь это придет. Так что главная мечта и цель - домик над Рейном!
Вы сказали, что у нас хороших басистов немного. Неужели это только потому, что большинство из них - неудавшиеся скрипачи?
- Отнюдь. Причин-то множество. Пожалуй, основная - то, что наша музыкально-эдукационная система отучает думать и анализировать. Знаете, я считаю, что на определенном этапе овладения инструментом с занятиями с педагогом нужно "завязывать". Нужно больше слушать и смотреть на других музыкантов (причем желательно на не контрабасистов), пропуская все это через призму своего собственного аналитического восприятия, а не слушать и копировать педагога. Студент должен полностью отдавать себе отчет в том, что он делает и что происходит, в каждом своем движении. И должен культивировать в себе объективное восприятие. К тому же, педагогов, у которых действительно стоило бы чему-то поучиться, у нас почти нет. Могу назвать, может быть, двух-трех. Вряд ли более...
Вторая причина (корни которой, кстати, также в неумении анализировать) кроется в чудовищно неотлаженных инструментах. Нельзя играть на контрабасе, у которого струны отстоят от грифа на километр. Играть на нашем инструменте и так непросто - зачем же еще больше усложнять жизнь? У нас, к сожалению, еще почти что нет и мастеров, которые бы четко представляли себе, как должен быть отъюстирован контрабас. То есть хорошие мастера у нас как раз есть, но контрабасами они или не занимаются вообще, или - от случая к случаю.
А что у Вас за инструмент? И на каких струнах Вы играете?
- Инструмент абсолютно тривиальный. Какой-то мастеровой чех конца XIX - начала XX века. Зато вот оба смычка - действительно хорошие. Что касается струн, то "соль" и "ре" - D'Addario Helicore, а "ля" и "ми"/"до" - Spirocore Weich (Thomastik). Разумеется, все это пока приходится выписывать из Амерки. К сожалению...
Как мне показалось, Вам свойственно несколько критическое восприятие действительности. Какие человеческие качества в окружающих Вы считаете неприемлемыми?
- Абсолютно не переношу лицемерие. Второе место делят необязательность и непунктуальность. Человеку следует отвечать за свои слова и поступки. Хамство и наглость тоже не украшают...
А есть ли для Вас некие ориентиры - возможно, в среде коллег?
- Вы имеете в виду контрабасистов или музыкантов вообще?
Ну, пожалуй, и тех, и других. Может быть, Вы все таки могли бы назвать кого-то своим учителем? Не педагогом, а именно учителем?
- Безусловно. Что касается классики, то мое инструментальное сознание буквально трансформировал один финн - по имени Йорма Катрама - Первый контрабас Филармонического оркестра Хельсинки. Когда я учился на одном из начальных курсов Московской Консерватории, он приехал с мастер-классом и концертом. В консерватории-то нас учили, что настоящий звук - это только когда громко и у подставки. (К слову сказать, мне потребовалась года три после ее окончания, чтобы отучить себя от этой "подставочной" игры...)
Простите, а что это означает?
- Ну, когда вы ведете смычком близко к подставке. Получается довольно резкий, сильный и - казалось бы - мощный звук. Беда лишь в том, что к музыкальной эстетике он мало когда имеет отношение, да и в зал, кстати, идет плохо. Конечно, абсолютно необходимо грамотно владеть этой техникой, но все-таки делать из нее основной принцип исполнительства недопустимо. Кроме антимузыкальности, это еще и "калечит" руки и извращает подход к инструменту.
А Катрама показал, что и на контрабасе можно заниматься истинно музыкальным творчеством, причем играя порой вообще у самого грифа. Его концерт в Малом зале Консерватории у меня до сих пор "в ушах звучит". Для меня это был поворотный пункт, с которого я начал всерьез задумываться о своей игре и в корне менять некоторые подходы, отучая себя от того, что мне столь старательно прививали столько лет. О том, что поменял, не жалею ни секунды.
А в джазе могли бы Вы назвать кого-нибудь?
- Обычно называю Эдди Гомеза. Кстати, он об этом знает - вообще, у нас с ним прекрасные отношения, и я очень горжусь своей, можно уже сказать, дружбой с, пожалуй, наиболее "оснащенным" и совершенным басистом современного джаза. Некоторые говорят, что мы даже внешне слегка похожи - особенно, когда стоим рядом!
Вообще же, в разное время я слушал разных "старших коллег" - одно время мне очень нравился Рэй Браун; очень высоко ценю аккомпаниаторское мастерство Рона Картера (с которым мы тоже довольно хорошо знакомы); считаю, что ряд приемов мне удалось почерпнуть у Джона Патитуччи... Однако, тем человеком, который (точнее, чей альбом) толкнул меня на "скользкий путь" поиска новых технологий, был Нильс Педерсен. Еще учась в ЦМШ, я начал осваивать трехпальцевую схему правой руки (тут, кстати, спасибо моему тогдашнему педагогу Ринату Ибрагимову, который показал мне один из основных аппликатурных приемов для тренировок) и развивать беглость игры - на специально приближенных к грифу струнах; благодаря Гомезу я позднее начал серьезно работать над джазовым звукоизвлечением; в результате, к настоящему моменту у меня есть, как я считаю, достаточно уникальная технология - во всяком случае, аналогов моей постановки я пока не видел нигде. Более того, возьму на себя смелость утверждать, что в России вряд ли найдется хотя бы один контрабасист, обладающий хотя бы такой же технической "сноровкой".
Безусловно, в моей игре есть еще ряд моментов, которые меня не устраивают, но мне кажется, что я достаточно отдаю себе отчет в своих недостатках и стараюсь над ними методично работать.
Как Вы считаете, сколько нужно заниматься на инструменте в день, чтобы это было результативно?
- О, часто приходится слышать всякую чушь - что за инструментом нужно проводить чуть ли не 25 часов в сутки. Важно не количество времени, а количество прилагаемых к этому мозгов. Если с осознанием происходящего все хорошо, то достаточно минимума. Для поддержания формы больше часа в день никак не нужно. Другое дело, если приходиться готовиться к какому-нибудь серьезному проекту - тогда все обуславливается объемом программы. Но, в любом случае, чрезмерное усердие неизбежно негативно отражается на руках.
И - напоследок: чего бы Вы хотели пожелать своим более молодым коллегам-студентам?
- Студентам-"классикам" контрабасистов слушать не рекомендую категорически (кроме, конечно, джазовых). Музыканты настоящего сольного класса среди них редки. Слушайте вокалистов, скрипачей, пианистов; больше знакомьтесь с современной академической музыкой, старайтесь понять ее эстетику. И не нужно забывать, что любой музыкант должен быть чуточку джазменом - тогда в его игре появится своего рода "свинг", необходимый в любой музыке - момент управления временем.
Ну а будущим джазистам как раз полезно ориентироваться на "классиков" - как в общемузыкальном плане, так и в техническом! И старайтесь найти собственную - как технологическую, так и стилистическую линию - свой язык. Пусть Вашу игру будут узнавать с первых же тактов!
Беседовала Инга Коршунова
|