Неделя и на этот раз выдалась
разнообразная. Несколько раз пришлось делать
нелегкий выбор и, увы, чутье не подсказало - какой.
Так, например, вместо блистательного трио Дейва
Дагласа я, поддавшись рекламе, отправился
слушать некогда очень популярную блюзовую
певицу Одетту, которая после 14-летнего перерыва
записала новый альбом "Blues Everywhere I Go",
номинированный в этом году на премию
"Грэмми". На разогреве был тоже популярный в
прошлом Дейв Ван Ронк, но о нем говорить вообще не
хочется. Заинтриговало меня еще и то, что концерт
проходил все в том же Knitting Factory, который, судя по некоторым
признакам, собирается расширять свои
музыкальные привязанности и завоевывать
популярность среди более почтенной публики.
Тенденция, с одной стороны, конечно,
положительная, ну а с другой - немного пугающая:
вдруг в какой-то момент им надоест устраивать не
приносящие доход концерты, что тогда? Впрочем, я
отвлекся. Долго не задерживаясь на этом событии,
скажу, что с голосом у Одетты все в порядке и
аккомпанирующий ей пианист играет очень
профессионально, но к живому настоящему блюзу
это, к сожалению, отношения не имеет. Да,
классический репертуар хорош, но отполированный,
вылизанный и академически выверенный звук
производит довольно угнетающее впечатление,
хотя - наверное - это именно то, что нужно
массовому слушателю: красиво и без лишних эмоций.
Ну а теперь - о более знаменательных и интересных
событиях последней недели, проходивших все в том
же Knitting Factory. Итак:
Новый суперпроект - трио Джои Барона
при участии Джона Медески и Марка Рибо. Все трое
музыкантов сейчас на пике популярности.
Достаточно вспомнить о том, что последний альбом
трио Medeski Martin & Wood, в котором играет Джон,
взлетел на первую строчку джазового чарта
Биллборд, на всех концертах Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos -
аншлаги, ну а невероятное количество проектов, в
которых занят Барон, говорит само за себя. Не было
исключением и это выступление. Уже во время
первого сета попасть в зал было довольно сложно,
а к началу второго нельзя было даже войти в клуб.
Ударная установка Барона располагалась
справа на авансцене, по левую сторону от нее были
педали и стул Рибо, а в центре, чуть в глубине -
огромный Хаммонд Б-3 Медески. Как обычно, с
двадцатиминутным опозданием, музыканты вышли на
сцену и, быстро поздоровавшись с несколько
одуревшей от утомительного стояния публикой,
стали играть. С первой же ноты стало ясно, что
ансамбль впитал в себя все те стили и приемы,
которыми знамениты его участники. Бешеные
барабаны энергичного Джои Барона в сочетании с
драйвом органа великолепного Джона Медески и
вибрирующей гитарой безумного Марка Рибо
мгновенно раскачали зал и продержали его, ни на
секунду не отпуская, в состоянии близком к
наркотическому в течении всего концерта.
Стилистически описать их музыку довольно
непросто. В основе лежат мощный ритм и уникальный
саунд каждого из музыкантов, проецирующиеся на
различные гармонические и мелодические формы
композиций. В результате с формальной точки
зрения мы слышим мелодии с характерными
блюзовыми, фри-джазовыми, фольклорными,
фанковыми и другими интонациями, соединение
которых и создает неповторимый и легко
узнаваемый звук.
К этому добавлю, что, как мне кажется,
именно этот сплав представляет собой наиболее
вероятный путь развития джаза в ближайшем
будущем. Свежее и яркое звучание, имеющее при
этом глубокие корни - вот ключ к успеху и причина
популярности. Добавьте к этому некоторую
танцевальность и незабываемый визуальный ряд, и
станет ясно, почему на такие концерты собираются
толпы. Судя по тому, что трио собирается
выступать в Европе, проект этот не разовый, хотя
на частые выступления рассчитывать не
приходится - слишком уж плотный концертный
график у музыкантов. Впрочем, загадывать не буду:
концерты записывались и снимались на видео, так
что, возможно, мы скоро увидим его запись в
каком-нибудь виде.
Три следующих события связывает участие в них
кларнетиста (и иногда саксофониста) Криса Спида.
Все увиденное происходило в течении двух дней в
разных залах клуба. В воскресенье прошел двойной
концерт трио Бена Перовского и квартета Pachora.
Хотя в афишах Ben Perowsky Trio было заявлено вторым,
выступали музыканты в первом отделении. Прием
этот довольно стандартный, заставляющий
слушателей, пришедших послушать одних
музыкантов, для начала высидеть других, с
выступления которых они, возможно, и ушли бы, будь
те вторыми. Видимо, оказаться в такой ситуации
лидеру трио, барабанщику Бену Перовскому,
пробурчавшему что-то вроде "это все подстроено
специально, только вот Крису все равно", было
не очень приятно. Положа руку на сердце, я в
каком-то смысле с ним согласен - так поступать
некрасиво, хотя, возможно, я бы и не досидел до
конца их выступления. Перовский, Спид и третий
участник трио - контрабасист Скотт Колли - играют
довольно типичный для клуба фри-джаз, в котором с
легкостью переплетаются собственные композиции
с обработками Хендрикса, Мессиана, фольклорных и
рок-н-ролльных мелодий. То ли от того, что я
немного устал от такой музыки, то ли от того, что
сами музыканты были в не очень хорошем
настроении, концерт прозвучал излишне серьезно и
размыто. Хотя играли довольно долго, ощущение,
что это разогревающая группа, так меня и не
покинуло, и в результате впечатления чего-то
цельного, завершенного так и не возникло.
Во втором отделении к кларнетисту
Спиду присоединились остальные участники
ансамбля Pachora: Брэд Шепик - тэмпура и электро-саз,
Скули Сверринсон - бас-гитара и Джим Блэк - думбек,
барабаны и перкуссия. Использование столь
замысловатых инструментов объясняется тем, что
квартет играет обработанные турецкие,
балканские и ближневосточные мелодии. И если
раньше в основном все аранжировки и мелодии
сочинял Спид, то теперь в группе нет лидера, и на
последнем, только что вышедшем альбоме все
музыканты заняты примерно в одинаковой степени.
Удивляет, с какой легкостью им удалось
переработать материал так, что он зазвучал, с
одной стороны, современно, а с другой - остался
близким к оригиналу. Одно из подтверждений того,
насколько хороши аранжировки - в том, что кроме
народных и стилизованных под народные мелодий в
репертуаре квартета есть непонятно как попавшая
туда песня Дэвида Боуи "The Man Who Sold The World",
которая не только не выпадает из общей программы,
но совершенно гармонично в ней растворяется.
Отдельного внимания заслуживает
барабанщик-перкуссионист Джим Блэк, играющий на
концерте на всех перечисленных инструментах
практически одновременно; впрочем, все четверо
музыкантов виртуозно владеют инструментами.
Добавлю еще то, что участием в этом проекте
внимание к народной музыке участниками квартета
не ограничено. Так, например, существует трио
Брэда Шепика с необычным для Нью-Йорка названием
"Tridruga", в котором играет на аккордеоне Юрий
Лемешев. А о другом фольклорном проекте речь
пойдет ниже.
Группа Skaros, концерт которой прошел в старом
офисе клуба во вторник - еще один ансамбль Криса
Спида, исполняющий македонскую, греческую,
турецкую и другую восточно-европейскую музыку. В
его репертуаре, кроме народных, есть и авторские
композиции Тейла Огненовского, Тассоса Халкиаса
и Феруса Мустафова. Кроме кларнета Спида, думбека
и перкуссии Блэка, в группе - скрипка, тупан
(большой барабан), уд и джумбуш (струнные щипковые
инструменты). Звучание ансамбля намного более
аутентичное (нежели у Pachora), чему в немалой
степени способствует характерный восточный
вокал певицы, присоединившейся к ансамблю после
нескольких инструментальных композиций. Не могу
сказать, что мелодии так же легко запоминаются и
столько же легко узнаваемы, как и композиции из
репертуара квартета Pachora. Но такая музыка
обладает каким-то непонятным магическим
одурманивающим действием, заставляющим
слушателя погружаться в нее и плыть в волнах
монотонного усыпляющего звука. Неудивительно,
что немногочисленная публика как завороженная
внимала музыкантам, забыв обо всем. Лишь
очнувшись во время антракта, слушатели стали
судорожно допивать включенный в стоимость
билета напиток. Впрочем, спиртное и не должно
сочетаться с тем, что мы слушали, а то, что вполне
с такой музыкой сочетается - запрещено законом. А
к музыкантам этим мы, я надеюсь, мы еще вернемся -
в скором будущем состоятся несколько концертов
еще одного их проекта, рассказ о котором я пока
приберегу.
Что нам готовит следующая неделя, я пока не знаю,
но наверняка что-нибудь примечательное будет.
Иван Шокин, собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
|