Все джазфэны знают журнал "DownBeat" уже много лет как одно из главных мировых изданий о джазе. И хотя сейчас появились другие интересные журналы, все равно по старой памяти мы ищем и зачитываем до дыр каждый счастливо дошедший до нас из Америки экземпляр. Раньше заиметь журнальчик, хотя бы и старый, было просто неслыханной удачей для рядового любителя джаза, сейчас с этим попроще - лишь бы деньги были. Сегодня мы предлагаем вам беседу двух редакторов - шеф-редактора "ДаунБита" Джейсона Корански (Jason Koransky) и шеф-редактора "Джаз-квадрата" Евгения Долгих.
Сперва расскажите немного о себе и о том, как Вы вошли в команду "DownBeat".
- Я стал сотрудником журнала в 1998 году. До этого я был музыкальным редактором виртуального интернетовского путеводителя по Чикаго "Centerstage Chicago", а также редактором в издательстве "Imagination Publishing" и внештатным автором газеты "Chicago Tribune". Я родился и вырос в Денвере, штат Колорадо, а в Чикаго переехал в 1992 году и поступил на факультет журналистики в "Northwestern University" (кстати, редакция "DownBeat" располагается в пригороде Чикаго). Я играю на трубе и люблю джаз с того времени, когда я еще был маленьким мальчиком. Если честно, то моя теперешняя работа - это мечта всей жизни.
За что Вы отвечаете в журнале?
- Как шеф-редактор, я отвечаю за редактирование, работу с авторами, написание ряда статей - я заказываю материалы и сам пишу для рубрик Features, Blindfold Test, Jazz World, Caught In The Act, Players, On The Beat, Backstage With... и некоторых других. Кроме этого, я организую наполнение материалами нашего интернетовского сайта downbeatjazz.com, езжу по фестивалям и конференциям, заказываю фотографии для журнала и занимаюсь другими проблемами. Это солидный кусок работы.
Много ли сотрудников с музыкальным образованием в редакции "DownBeat"? С самого начала моей работы в "Джаз-квадрате" я слышу мнения, что музыкальный журналист и тем более критик обязан иметь музыкальное образование, но я не согласен с этим. А что Вы об этом думаете?
- Сам я играю на трубе с 9 лет, но скорее как любитель, а наш зам. редактора Дейв Заворски - профессиональный басист и гитарист. Я не изучал музыкальную теорию в колледже, хотя и играл во многих оркестрах, но вот Дейв несколько лет учился в престижной джазовой школе при Университете штата Флорида в Майами. Я считаю, что джазовый критик или публицист не обязан иметь формальное музыкальное образование, но он должен обладать солидной музыкальной базой. Что я имею в виду? Он должен разбираться в том, что он слышит, уметь выделить для себя все партии и подойти к произведению аналитически. Если он в состоянии это сделать, тогда все будет о'кей и без собственно формального образования. Ну, и еще одна немаловажная деталь - нужно любить джаз...
Джейсон, когда Вы принимаетесь за статью, "отключаете" ли Вы Ваши личные вкусы и предпочтения? Насколько Вы предвзяты при этом?
- Я не считаю себя критиком, скорее публицистом. И, конечно, я сказал бы неправду, если бы утверждал, что мои вкусы и предпочтения никак не влияют на выбор темы статьи, которую я собираюсь писать. Если я заказываю материал, я тоже стараюсь это учесть. Скажем, когда в журнал нужно интервью с Уинтоном Марсалисом, я заказываю его тому журналисту, который любит его творчество, а не относится к нему критически. Почему? Я ведь хочу получить интересное интервью, а человек, который является его фэном, будет задавать интересные вопросы и сделает хороший материал. Невозможно быть абсолютно беспристрастным, когда пишешь о музыканте - это немыслимо.
Не могу удержаться и не спросить о Ваших любимых музыкантах...
- В первую очередь я бы хотел упомянуть трубачей... Разумеется, Майлс Дэвис, он оказал на меня очень большое влияние и по-моему, является воплощением самой сути джазового артиста. Из традиционных джазменов я бы выделил Ли Моргана, Клиффорда Брауна, Диззи, Фэтса Наварро. Ну, и я могу слушать Луи Армстронга каждый день и мне не надоедает его игра - он единственный в своем роде. Вообще-то этот список можно продолжать и продолжать, особенно если переключиться на пианистов, где Монк и Эллингтон (а я считаю его прежде всего пианистом) - явные фавориты. Для меня трудно остановиться на ком-нибудь из современных музыкантов. Мне нравится Уинтон Марсалис, Брэд Мельдау, Николас Пейтон, Джо Ловано, Джон Зорн, Дейв Дуглас, Данило Перес, Чучо Вальдес... я слишком люблю джаз, чтобы ограничивать себя. Когда я нахожу еще одного интересного музыканта, это всегда радостное событие.
Я считаю сайт "ДаунБита" (downbeatjazz.com) одним из лучших интернетовских источников информации о джазе, но для меня непонятно, почему он начал развиваться только недавно.
- Спасибо за комплимент. Мы хотели подождать до тех пор, пока наши ресурсы не позволят нам сделать классный сайт. Наше партнерство с Tunes.com, который продюсирует Rollingstone.com (рок-н-ролльный сайт) и Thesource.com (хип-хоповский сайт) привело к тому, что мы смогли представить в Сети грандиозные журнальные архивы в высокотехнологичном виде. Могу слегка похвастаться: журнальный сайт начал активно развиваться с моим приходом в редакцию. У меня уже был неплохой опыт в работе с Web-технологиями, и я вполне естественным образом стал ответственным за создание и наполнение downbeatjazz.com.
Каковы ближайшие и более отдаленные планы по развитию сайта?
- Мы собираемся в ближайшее время разместить на сайте несколько сотен архивных статей и около 500 Blindfold Test'ов. К тому же большое внимание мы собираемся уделить образовательному вопросу, совершенствованию онлайнового радио (включению туда большого количества интервью и ток-шоу), созданию интерактивного Blindfold Test'а, расширению ассортимента загружаемых MP3 музыкальных файлов и многому другому.
Какие стороны Вашей работы в журнале больше всего вдохновляют Вас, а какие больше всего разочаровывают?
- Я люблю беседовать с музыкантами. Когда кто-нибудь из джазменов звонит нам, я заранее предвкушаю удовольствие от разговора. Ну и, конечно, когда выходит очередной номер и мы в редакции получаем его, это всегда волнует. Написание и редактирование материалов - тоже вполне вдохновляющие процедуры. Разочаровывающие моменты, разумеется, бывают. Я часто недосыпаю и уже начинаю замечать седые волосы, заработанные в волнениях из-за опозданий различных материалов. Я также не понимаю слишком придирчивого отношения к джазу. Джаз в целом - развлекательная музыка. Он должен поднимать настроение, а люди часто воспринимают его чересчур серьезно.
Какова, по-Вашему, разница между джазовым критиком и журналистом?
- Критик берет на себя большую ответственность, он является вашим советчиком в мире музыки и старается обратить внимание публики на тот джаз, который, по его мнению, наиболее достоин этого. А журналист - это только проводник, он дает слушателю как можно больше всевозможной информации. Я - журналист, и как вы могли заметить, я не занимаюсь даже рецензированием альбомов.
Как Вы считаете, традиционный и современный джаз - соперники или они имеют совершенно различных поклонников?
- Отношение современности к традиции - одна из главных тем для обсуждения. В 90-х годах мы получили доступ почти ко всему джазу предыдущих лет в виде качественных переизданий на компакт-дисках. Отсюда возникает простой вопрос: как современному джазмену соревноваться со всем музыкальным наследием Майлса Дэвиса или, скажем, Дюка Эллингтона? Ответ прост: никак - это невозможно. Музыкант сегодня должен вслушиваться в "первоисточники", но он ведь постоянно испытывает потребность в чем-то новом. В конце концов, джаз без развития быстро умирает. Джаз - это один жанр, но в нем много различных оттенков. Одним людям нравится, условно говоря, красный цвет, а другим - синий. Джазмену нынче остается только "прицепиться" к какому-то из существующих стилей и попытаться найти в нем свой уникальный оттенок. Конечно, поклонники авангарда и традиции конфликтуют друг с другом. Но встречаются и любители противоположностей - это дело вкуса.
Джейсон, каково Ваше мнение о европейском и, в частности, российском джазе? По-моему, пути американского и европейского джаза далеко не параллельны - они расходятся со временем все больше и больше.
- Я думаю, что американцы и русские (и европейцы) вообще смотрят на мир по-разному. Это отражается напрямую даже в языках. Я немного изучал русский (около года в колледже) и заметил одну особенность: в нем отражено воздействие внешнего мира на индивидуальность, тогда как в английском языке главным образом индивидуум воздействует на внешний мир. Русский гораздо более пассивен, чем английский. И в музыке чувствуется то же самое. Русский джаз не такой активный, не такой атакующий. Конечно, нельзя все подгонять под одни стандарты, но в целом я с вами согласен - пути различны.
Как Вы считаете, достаточно ли внимания "DownBeat" уделяет разным джазовым течениям? Я думаю, что в одном издании охватить все стили сегодня практически невозможно - слишком много вокруг музыкантов и событий.
- Да, рассказать о всех невозможно - мы получаем новые CD каждую неделю дюжинами. Мне лично хотелось бы расширить наши рубрики, посвященные латиноамериканскому джазу, хип-хопу, блюзу, рок-музыке. Я считаю, что "DownBeat" не должен иметь пробелов в этих жанрах. Например, пианист Брэд Мельдау сделал кавер песни группы "Radiohead" "Exit Music" в своем альбоме "Songs - Art Of The Trio - Vol. III", и это получилось великолепно. Музыканты постоянно создают новые звучания и целые направления. И публика не всегда хорошо принимает музыку, "раскручиваемую" с помощью дорогих рекламных компаний (хотя, конечно, реклама важна). На самом деле вы никогда не знаете заранее, когда вы услышите бэнд, который потрясет вас. Может быть, это прозвучит необычно, но джазовые музыканты и джазфэны сегодня должны внимательно прислушиваться к новинкам рок-музыки. Конечно, джаз для нас, это главное - изучение его традиций, концертирование, постоянное слушание, но нельзя замыкаться на прошлом. Молодые музыканты просто не имеют другого выхода, как вдохновляться лучшими образцами рока, рэпа, ритм-энд-блюза... Новое поколение живет в эпоху MTV и музыка для них - это саундтрек к их жизни, она имитирует стиль окружающего их мира.
Пожалуйста, скажите несколько слов для русских джазменов и читателей нашего журнала.
- Джаз - очень органичная музыка. Он может произрастать на любой почве. У меня небольшой опыт слушания российского джаза, в основном это альбомы, выпускаемые "Boheme Music" и некоторые джазмены вроде Игоря Бутмана. Однако я чрезвычайно впечатлен качеством и широтой вашего джаза. Прекрасная музыка зачастую рождается в самом необычном окружении. Продолжайте в том же духе, расширяйте границы музыкальных форм! Я очень рад все это слышать.
Беседовал Евгений Долгих
|