"Джазовое
пение - это как порнография. Никто не знает точного определения, но,
стоит услышать (или увидеть) - все сразу понимают, что это такое".
Вокалист Курт Эллинг
(фото: Владимир Коробицын)
Слово к читателям
Жизнь не стоит на месте. С этого выпуска "Полного джаза" мы начинаем
экспериментировать с новой формой подачи материала. Большая часть
"текущих" материалов - новостей, репортажей, анонсов - будет теперь
появляться не раз в две недели в фиксированных выпусках электронной
версии журнала, а постоянно, по мере поступления материалов, в
специальной новостной ленте, которую мы назвали "Полный
джаз 2.0". Сегодня часть новостных материалов "Полного джаза" уже
размещена именно там, а не в фиксированном выпуске.
Там же будут появляться авторские материалы новых для нас жанров -
условно говоря, "посты из авторских джазовых блогов": мини-рецензии,
рассуждения тех или иных авторов о прослушанной музыке и т.п. - особенно
полемические материалы, предполагающие сиюминутное обсуждение в
"древовидных" лентах комментариев (такая возможность в "Полном джазе
2.0", в отличие от собственно "Полного джаза", есть). А здесь, в
выпусках "Полного джаза - old school" раз в
две недели, останутся интервью, объёмная аналитика и т.п., плюс
оглавления накопившихся за время между выпусками материалов в ленте 2.0.
Подписавшись на
rss-обновления ленты 2.0, можно быть в
курсе джазовых новостей постоянно, а не только раз в две недели.
Мы надеемся, что освоим эти новые технологии достаточно быстро, чтобы
уверенно перейти на новые рельсы уже в течение первого квартала года. Во
всяком случае, работать так явно будет интереснее!
Кирилл
Мошков
редактор «Джаз.Ру»
Подкаст - аудиоверсия "Полного джаза"
(ведущая - Анна Филипьева):
слушать прямо здесь, без предварительной загрузки -
ГЕОРГИЙ
ГАРАНЯН (1934-2010)
11 января на гастролях в Краснодаре от сердечного приступа умер народный
артист России, композитор, аранжировщик, бэндлидер - альт-саксофонист Георгий Гаранян. Подробности - в "Полном джазе 2.0"...>>>>
Барабанщик Эд Тигпен (1930-2010)
13 января в Копенгагене (Дания) в возрасте 79 лет
скончался барабанщик Эдмунд Леонард “Эд” Тигпен, известный прежде
всего как член трио Оскара Питерсона в конце 1950 - начале 1960-х гг. Подробности - в "Полном джазе 2.0"...>>>>
В январе московская группа Marimba Plus,
один из самых своеобразных коллективов в российской
импровизационной музыке, отмечает свой день рождения. Поскольку в
ближайшее время ансамбль будет отмечать своё 10-летие, программа
празднования состоит из нескольких крупных и более камерных концертов,
растянута на несколько месяцев и предполагает показ всего лучшего, что
"Маримба Плюс" сделала за минувшие десять лет. Александр Никитин
рассказывает о первых концертах этой обширной программы, а лидер
"Маримбы" Лев Слепнер комментирует её в "Полном джазе
2.0"...>>>>
С октября 2009 г. в
одном из ведущих московских джаз-клубов "Союз Композиторов" по
воскресеньям перед основным вечерним концертом идёт программа
"Джазовая лаборатория", где профессиональные молодые музыканты
показывают свои авторские, "креативные" программы. Александр Никитин
расспрашивает арт-директора клуба, саксофониста Олега Киреева, и
руководителя "Джазовой лаборатории" Евгения Гречищева о том, как
устроена и работает эта инициатива...>>>>
"Формообразующий" джазовый коллектив Челябинска - "Уральский
диксиленд", вокруг которого вращается почти вся джазовая жизнь этого
крупного уральского города - отметил 21 декабря своё 40-летие.
Ведущая джазовой радиопрограммы на челябинском радио Мила Перетрухина
беседует с лидером "Челябинского диксиленда" трубачом Игорем Бурко...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы
3-7 февраля в Москве пройдёт
X международный фестиваль "Триумф джаза".
Впервые фестиваль представляет двухдневную концертную программу в Доме
Музыки (6 и 7 февраля) и четырёхдневную (3-6 февраля) - в более камерной атмосфере Клуба Игоря Бутмана. В
программе - выступления отечественных джазовых звёзд ("Академик-бэнд"
Анатолия Кролла, Биг-бэнд Игоря Бутмана), составов с участие
российских и зарубежных музыкантов (квинтет пианиста Ивана
Фармаковского при участии американского барабанщика Дональда
Эдвардса, квартет пианиста Леонида Винцкевича с американским
барабанщиком Джоэлом Тейлором, трио барабанщика Олега Бутмана при
участии американской вокалистки Ченды Рул, трио японской пианистки
Тихиро Яманака при участии россиян Игоря Бутмана и Александра
Беренсона) и американских джазовых солистов и коллективов: это
вокалистка Кармен Ланди, трио гитариста Лионеля Луэке,
группа гитариста Майка Стерна при участии барабанщика Дейва Уэкла
и трио великого пианиста Маккоя Тайнера. Подробности и заказ билетов - в "Полном джазе 2.0"...>>>>
17 января в клубе
"Олимпиада80" поёт американская вокалистка Ада Дайер. Вход
бесплатный! Подробный анонс в "Полном джазе 2.0"...>>>>
25 и 26 января в Московском Доме Музыки пройдет
российская премьера оперы-импровизации «Боббл» (Bobble)
величайшего импровизирующего вокалиста мира Бобби Макферрина,
в ходе которой он будет выступать центром и лидером впервые собранного в
таком составе коллектива из 17 вокалистов со всего мира, в том числе и
из России. Подробный анонс в "Полном джазе 2.0"...>>>>
Уже десять лет в конце первой недели сентября в Тихвине звучит джаз. На
сцене этого знаменитого районного центра Ленинградской области,
гордостью которого является Богородицкий Большой мужской монастырь с
иконой Божьей матери и дом-музей родившегося в Тихвине
Н.А.Римского-Корсакова, выступали Даниил Крамер и Сергей Манукян,
Алексей Кузнецов и Игорь Бриль, джаз-бэнд Алексея Канунникова и наш
американец Валерий Пономарёв, ведущие ансамбли Петербурга и Москвы,
Петрозаводска и Архангельска, Ярославля и Великого Новгорода. Во многом
появление фестиваля в Тихвине обязано энтузиазму педагогического
коллектива Детской школы искусств им. Н.А.Римского-Корсакова (директор
Н.А.Румянцева), но вряд ли это стало бы возможным, если бы в городе не
оказалось талантливого и самобытного композитора-пианиста Игоря
Володина.
Тихвинцы уже давно оценили его талант, первоначально всячески
поддерживая его дуэт с местным саксофонистом Василием Катышевым, а
впоследствии разные проекты с петербургскими и архангельскими
партнёрами. Игорь Володин успешно выступал на фестивалях в России и во
Франции, играл в двух российских столицах и опубликовал в издательстве
"Композитор" клавиры своих джазовых тем. И вот, наконец, альбом,
записанный вместе с московским саксофонистом Алексеем Кругловым и
архангелогородцами - барабанщиком Олегом Юдановым и контрабасистом
Николаем Клишиным.
Игорь окончил Ульяновское музыкальное училище по классу кларнета
(сегодня он ещё играет на кларнете в местном диксиленде), но в
дальнейшем предпочёл фортепиано, работал на круизном пароходе, входил в
ульяновскую группу "Опус", а в начала 90-х годов поселился в Тихвине. С
его активностью связано появление в городе клуба "Кафе-блюз" (есть у
пианиста такая тема), а также "джазификация" загородной базы отдыха "Верижица"
(была даже целая концертная программа "Мелодии Верижицы"). Разумеется,
повседневность требовала исполнения традиционного бибопа и свинга, и
только появление новых партнёров стимулировало интерес к новым формам и
новым звучаниям. Конечно, музыка, представленная в первом альбома
квартета, не так уж далека от традиции - и рамочная конструкция налицо
(тема звучит в начале и в конце пьес), и ритмо-гармонические ходы
напоминают о модальном джазе 60-х годов прошлого века. Но музыканты
пытаются разрушить привычную монотонность мэйнстрима изобретательным
флиртом с фри-джазом (думаю, это заслуга москвича Алексея Круглова),
интригующими ударно-перкуссионными фантазиями Олега Юданова и спокойной
раскованностью Николая Клишина.
Название "Иллюзии" как нельзя лучше характеризует направленность
устремлений четырёх музыкантов - играть современный авторский джаз,
драматургия которого не связана конкретно с каким-то единственным
направлением. И пусть слушатель сам решает, что ему ближе и интересней.
Мне кажется, что никакие самые неожиданные драматургически страсти не
могут затмить того факта, что музыка Игоря Володина красива и
романтична.
Владимир
Фейертаг
Радио и ТВ
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
Подкаст
"Слушать здесь": 15.01.10 - #401. Заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру"
Анна Филипьева комментирует пьесу "Loom Song" с альбома контрабасиста
Уильяма Паркера и барабанщика Хамида Дрейка "Piercing the Veil / First
Communion" (AUM Fidelity, 2007
12.01.10 - #400. Заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру"
Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о
текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале
готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз");
слушаем пьесу "Just In Tune" с альбома "Open Land" гитариста Джона
Аберкромби и трубача Кенни Уилера - к 80-летию последнего (ECM, 1999)
31.12.09 - #399. ведущие подкастов - Кирилл Мошков, Анна
Филипьева и Андрей Соловьев - поздравляют слушателей с новым годом.
Играют оркестр Дюка Эллингтона, Рэй Чарлз и группа Jethro Tull. Всем
весело, все довольны, все встают, под сводами зала звучат бурные
аплодисменты, переходящие в овацию!
28.12.09 - #398. Трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) об использовании
внеевропейского микротонализма в фанке: группа Bill Ravi Harris and the
Prophets играет пьесу " Cissy Strutt" с альбома "Funky Sitar Man" (BBE
Music, 1997)
24.12.09 - #397. Продолжаем публикацию избранных треков из архива
советского джаза радиопрограммы "Радиоклуб Метроном", спасённого ведущим
Аркадием Петровым (1935-2007) от уничтожения в 1973 г. Главный редактор
журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу трубача Константина
Носова "Скольжение" в исполнении "Группы Василькова-Пищикова" (под
руководством барабанщика Владимира Василькова и саксофониста Александра
Пищикова) в неопубликованной студийной записи 1970 г.
Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Александр Никитин,
Владимир Коробицын,
архив портала
"Джаз.Ру"
Макет:
Павел Абраменков
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у
них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за
труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите
им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти
всегда публикуются. Пишите!