«What
a Wonderful World» - этой пьесой открылся 21 декабря в «Театре драмы»
юбилейный концерт горячо любимого жителями Челябинска «Уральского
Диксиленда». Коллективу исполнилось ни много, ни мало – сорок лет. Сорок
лет беспрерывной концертной деятельности, сорок лет путешествий по
гастрольным дорогам России и зарубежным странам. Сорок лет признания и
любви поклонников, которых хватает и в нашей стране, и далеко за её
пределами. И как своеобразный итог - юбилейный концерт, на который
собрались лучшие коллективы Челябинска, а именно студия «Бэби-джаз»
Георгия Анохина, эстрадно-джазовая студия Виктора Риккера, капелла
Светланы Андриановой, оркестр «Классика», группа «Шико» и ансамбль «Ариэль».
Если судить по количеству звёзд, приехавших на этот юбилейный концерт,
то он был похож на настоящий джазовый фестиваль! Чтобы поздравить
юбиляров, специально из Москвы и Петербурга прибыли пианист и композитор
Анатолий Кролл, гитарист Алексей Кузнецов, скрипач Давид Голощёкин,
джазовый теоретик Владимир Фейертаг, трио Игоря Бриля и ансамбль Moscow
Ragtime Band.
На концерте звучала не только музыка, но и добрые слова в адрес
«Уральского диксиленда» и его бессменного руководителя. Поздравить
диксиленд пришли коллеги-музыканты, друзья, родственники. Игорь Бурко то
и дело принимал красивые букеты и оригинальные подарки. К примеру,
Георгий Анохин в честь сорокалетия диксиленда вручил Игорю Владимировичу
военную каску, чтобы удары обходили его стороной. Что значат сорок лет
творческой деятельности для самих участников «Уральского диксиленда» –
об этом и многом другом мы беседуем с руководителем и идейным
вдохновителем этого коллектива, трубачом и просто человеком, для
которого джаз стал смыслом всей жизни, Игорем Владимировичем Бурко.
Игорь Владимирович, принято считать, что для человека сорок лет – это
расцвет жизни. Что значат сорок лет для музыкального коллектива?
– Я думаю, это тоже расцвет. Когда организовался коллектив, были другие
музыканты. К сожалению, уже очень многих из них уже нет в живых. У нас
всегда были гастроли по два-три месяца. Потом возвращаемся - месяц,
предположим, дома - и опять на три месяца уезжаем. Не все выдерживали.
Так как у нас в Челябинске было море музыкантов, можно было подыскать
замену, ввести в программу другого музыканта и работать дальше. Через
диксиленд за сорок лет прошло порядка двухсот-трёхсот музыкантов. Иногда
приезжали из других городов. Или вот, мы выезжаем в поездку - а у меня
барабанщика в армию забирают. Пришлось с ходу искать. С барабанщиками
всегда были проблемы.Великолепный барабанщик Борис Савин начинал у нас с
самого начала существования оркестра «Уральский диксиленд». Мы очень
долгое время работали вместе - и за границей, и здесь.
Примечательно то, что праздничный концерт 21 декабря испытал на себе
мистику трех чисел: 40, 50 и 65. Сорок лет, как мы уже выяснили,
«Уральскому диксиленду», пятьдесят – вашей творческой деятельности. И
ещё в этот день вам исполнилось 65 лет! А как всё начиналось?
– Это был декабрь месяц, 1969 год. Тогда во Дворец спорта приехал
«Ленинградский диксиленд». И было принято решение, что при ансамбле
«Южный Урал» будет диксиленд. В то время просто одному диксиленду никто
бы не разрешил отработать сольный концерт. Такие времена были. Джаз все
любили, все его хотели, но произносить слово «джаз» было нельзя. Я
прошёл через всё это. Мы, например, всегда заменяли иностранные названия
стандартов на русские. Всем нравилось! (Улыбается). Только последние
года всё широко развернулось, стало много городов, которые проводят
джазовые фестивали. Но я могу гордиться тем, что наш джазовый фестиваль
назвали лучшим в России! Потому что у нас прекрасный город и проводить
здесь летом фестивали – это просто чудо!
Зачастую человек при знакомстве предъявляет свою визитную карточку. А
какую пьесу мог бы назвать визитной карточкой«Уральский диксиленд»?
– Как таковой визитной карточки нет, потому что мы играем традиционный
джаз. За границей (мы много ездим на фестивали - в Англию, в Швецию, в
Голландию, в Германию), как ни странно, очень много традиционного джаза,
диксилендов. Есть такой знаменитый дрезденский джаз-фестиваль - туда
приезжают только одни диксиленды. Я трижды был там. По 65 диксилендов со
всего мира. Представляете, что это такое! В принципе, играют все одно и
то же, но по-разному. Это импровизационная музыка. Мы всегда отличались,
потому что, сколько диксиленд существует, он всегда был горячим. Самый
первый стандарт, который зазвучал в оркестре - это «That’s a Plenty». С
него начался наш диксиленд. И когда «Ленинградский диксиленд» (они
постарше нас) приехал сюда, его участники побывали у нас на репетиции и
сказали: да, у вас диксиленд состоялся! Это была для нас самая большая
похвала. Мы поняли, что занимаемся той самой музыкой. Я очень люблю
диксиленд с тех пор, как начал играть на трубе. Очень много слушал
Армстронга. Меня так за душу брало!
Теперь слушателей за душу берёт и «Уральский диксиленд». Причём не
только в России, но и в Польше, Голландии, Бельгии, Франции… Где ещё
давал концерты «Уральский диксиленд», и какова протяжённость
гастрольного тура, совершённого вами за сорок лет существования
оркестра?
– Это невозможно сосчитать! В те времена был график «Союзконцерта», и
диксиленд стоял на этом графике. Хочешь – не хочешь, у тебя были
гастроли. Мы объездили Среднюю Азию, Казахстан, Литву, Латвию,
Прибалтику, Север, Дальний Восток, Сахалин, Камчатку. Если взять нашу
Россию-матушку, мы искатали всё! Нет почти ни одного города, где бы мы
не были. А за пределами России - Голландия, Бельгия, Франция, Германия,
Ирландия, Англия, остров Мэн. Это остров между Ирландией и Англией, там
ещё проходят мировые соревнования байкеров. Классно было! Помню, когда
мы ехали на этот остров, увидели полный паром дедов с такими бородами,
все в металле! Сначала не поняли, откуда они. Потом нам рассказали, что
они едут на соревнование. Только закончился наш фестиваль, и сразу у них
соревнования начались.
Мы уже земной шар несколько раз вокруг объехали. Ещё есть страна
Кабо-Верде - Острова Зеленого Мыса. Там нет ни одного комара и ни одной
мухи! Экзотика классная!
Какие города вам особенно запомнились?
– Везде было здорово! Мы много работали в Москве. И был такой престижный
концерт. Это был 75-й год, у нас тогда очень сильный был состав.
Руководил оркестром Олег Тергалинский. Такие аранжировки были шикарные!
И вот представьте, молодые звёзды Москвы - Хазанов, Клара Новикова,
биг-бэнд Театра Эстрады - отработали первое отделение, а второе
отделение играл «Уральский диксиленд»! Когда я спросил, как так
получилось, режиссёр концерта Александр Конников сказал: «Игорёк,
периферию надо вытаскивать»! (Смеётся).
Игорь Владимирович, можно сказать, благодаря вам и «Уральскому
диксиленду» периферия перестала быть музыкальной периферией. А какие
главные творческие достижения в биографии диксиленда?
– Всероссийский конкурс артистов эстрады. Это был 73-й год. После этого
конкурса мы были признаны лучшим инструментальным ансамблем. Нам было
разрешено работать сольное отделение. Затем 78-й год, когда после
одиннадцатилетнего перерыва был Международный фестиваль в Таллине.
Впервые в Тбилиси состоялся фестиваль «Тбилиси 78». Шикарнейший просто
фестиваль на хорошей площадке - у них там филармония на 3 000 мест. Там
столько музыкантов было, и все – звёзды! Нас ещё не так знали, как,
предположим, «Ленинградский диксиленд», но я всё-таки туда пробился. Я
сделал хитрый ход, прилетел туда, подписал договор на гастроли по
Закавказью. Март месяц, было тепло, великолепно. Меня спрашивают:
«Уральский диксиленд»? Почему мы не знаем?» Я говорю: «Мы вообще-то на
гастролях всё время работаем» - «Вы понимаете, у нас уже гостиница
полна…» – «У меня уже есть гостиница. Не надо.» – «А дорога?» – «Дорога
уже оплачена» – «А что вам нужно?» – «Просто участие, чтобы вы нас
вставили в программу». И они нас вставили. Мы классно выступили. Просто
здорово! Получили звание лауреатов. Это сыграло огромное значение в
биографии диксиленда. В то время это было достижение. 79-й год –
Всесоюзный конкурс артистов эстрады, мы становимся лауреатами. А потом
гастроли, гастроли, гастроли… Выезды на какие-то джазовые фестивали.
Тогда было просто. Ребята, предположим, хотят поехать по Северному
Кавказу, мы выбирали весну: тепло, хорошо. Можно было зимой поехать в
Среднюю Азию. Тогда давалось гастрольное удостоверение. И если нам в
Ташкенте нужно было отработать пять концертов, то Ташкент был обязан нам
организовать эти пять концертов. То же самое в Челябинске было.
Какими творческими знакомствами вы особенно гордитесь?
– Шикарнейший саксофонист Скотт Хамилтон – американская звезда, правда,
проживает в Англии. С Диззи Гиллеспи за ручку здоровался. Мэйнард
Фергюссон. Нэт Гонелла - это друг Армстронга, который с нами работал,
когда ему было 89 лет. Берилл Брайден. Множество музыкантов. Наша работа
в чём заключалась? Еженедельные джазовые фестивали. Предположим, сегодня
мы работаем в Голландии, на следующий день – в Бельгии, а потом – в
Германии.
Игорь Владимирович, как всё-таки удалось на протяжении сорока лет
сохранить «Уральский диксиленд»?
– Нужно быть оптимистом и нужно желание, чтобы коллектив был и чтобы он
работал. Если бы у нас был слабый коллектив, он бы, конечно, мог
рассыпаться. Самое главное - что я всю жизнь занимаюсь любимым делом.
Знаете, какое счастье! Что бы ты ни делал, ты делаешь от души. Я всю
жизнь работаю с открытым сердцем и отдаю его публике. Это очень здорово!
Мила
Перетрухина
Челябинск, радио «Студия 1»
программа «Джаз-Тайм»
|