Российский тенор-саксофонист Олег
Киреев выпускает совместный с американским пианистом
Китом
Джейворсом альбом «Rhyme & Reason». Пластинка была
записана в апреле 2009 в Америке при участии контрабасиста Бориса
Козлова и барабанщика И Джей Стриклэнда (E.J. Strickland). Оригинальное
американское издание состоит из шести авторских пьес (три — Олега и три
— Кита), в русскую версию добавлены ещё два стандарта. Альбом выходит
весной 2010 г. на принадлежащем Киту Джейворсу новом лейбле Inarhyme.
Российская
премьера прошла задолго до официального выхода альбома и состояла из
нескольких московских концертов: 1 декабря в театральном зале ММДМ, 2 и
3 декабря — в клубе «Союз Композиторов». Вместо перенесённого на весну
2010 г. концерта в уфимской филармонии музыканты сыграли ещё раз в
Москве — 4 декабря в «Палатах старого английского двора», небольшом зале
на Варварке, рассчитанном всего на 60 мест.
Компанию Олегу Кирееву и Киту Джейворсу в этом туре составили польские
музыканты контрабасист Анджей Швейц и барабанщик Кшиштоф Шманда. Перед
Россией квартет отыграл два концерта в Польше — второй из них состоялся
в Кракове.
Перед концертом 3 декабря Олег Киреев рассказал об истории создания
этого альбома:
—
Наша дружба с американским пианистом Китом Джейворсом началась несколько
лет назад благодаря интернету, мы пересеклись в чате и понравились друг
другу как музыканты. И Кит предложил мне, когда я буду на гастролях в
США, доехать до Филадельфии. И вот весной 2008 г. мы сыграли два
концерта — один в Филадельфии в Chris' Jazz Cafe, а второй концерт был в
очень важном месте — это Blues Alley в Вашингтоне, легендарный клуб.
После этого Кейт в начале марта 2009 г. приехал уже ко мне в Россию, мы
сыграли на Ярославском джазовом фестивале, и был концерт здесь, в клубе
«Союз Композиторов», с контрабасистом Сергеем Васильевым и барабанщиком
Артёмом Федотовым.
Далее почти сразу же случились гастроли в Польшу, где один из
промоутеров предложил нам в ритм-секцию замечательных музыкантов
польского ансамбля Soundcheck — это басист Анджей Свенс (Andrzej Święs)
и ударник Кшиштоф Шманда (Krzysztof Szmanda), наши сегодняшние гости.
Нам настолько полюбились эти музыканты, их взаимодействие с нами, что мы
даже попробовали сразу сделать запись. К сожалению, на польской студии в
Лодзи оказался абсолютно непрофессиональный звукоинженер, который шесть
часов выстраивал барабаны. Мы отказались от этой записи, успели записать
только одну вещь и в расстроенных чувствах разъехались, удовлетворённые
туром, но не записавшись.
Буквально через месяц у меня состоялись гастроли в США, и так
получилось, что мы с Кейтом подумали: а почему бы нам не использовать
эту ситуацию для записи? Мы пришли в студию уже с американскими
музыкантами — это наш бывший соотечественник Борис Козлов на контрабасе
и барабанщик И Джей Стрикленд, который уже приезжал в Россию и играл со
многими.
Реально было записано девять композиций — мы сделали по три авторских
композиции и ещё в самом начале записи три стандарта. Пластинка была
записана буквально за три часа. В роли основного продюсера выступал Кит,
именно он выступил с желанием задокументировать наше творчество. В
русской версии добавлены два стандарта «Stella by Starlight» и «On Green
Dolphin Street», а третий стандарт не влез по времени — «Bernie’s Tune».
Альбом называется «Рифма и повод». На самом деле я только сейчас, спустя
полгода после записи, узнал, что на самом деле означает это название. У
американцев есть пословица «no rhyme — no reason», что значит «без рифмы
нет смысла». И в данной ситуации Кит использовал эту игру слов. Это
также можно перевести как «с рифмой и со смыслом».
На пластинке указан 2010 год выпуска, то есть на данный момент это,
фактически, это полулегальный продукт.
Джейворс, Шманда, Киреев, Свенс
Что означает обложка альбома?
— Это дизайн американского художника, который понимает «Rhyme and Reason»
по-своему. Было предложено два варианта, второй — просто фотография, и
это меня не совсем тронуло. А вот выбранный дизайн мне очень понравился.
Олег, расскажи о своих пьесах, вошедших в альбом.
— Хоть мы с Китом идём в одном течении, но это же два разных
композитора. Поэтому вещи у нас несколько отличаются. Мои три пьесы были
написаны в разное время и ещё ни разу не записывались. Я мечтал их
записать, но никак не удавалось.
«What Is Love» была написана в начале 90-х, я играл её на концертах, ещё
когда жил в Уфе. Это баллада, которая решена в стилистике свинга. «Springtime»,
по-русски я её перевожу «Предчувствие весны» — это конец 90-х. «Chinatown»,
закрывающая американский вариант альбома, была написана в то время,
когда я ещё работал с «Экзотик Бэнд», это 2003-2004 гг. Я не постесняюсь
сказать, что это очень хитовая вещь, и я счастлив, что она, наконец,
записана. Сколько бы её ни играли — народ всегда подпевает и танцует. В
ней есть элементы фанки, но это не чистый фанки, а опять-таки — фанк с
позиции мэйнстрима.
Альбом в целом получился очень позитивный по настроению, нет ни одной
острой вещи, может быть, за исключением «Springtime», которая получилась
несколько с перчинкой. Для меня самого удивительно, что у меня получится
такой тёплый звук. Это мой звук, но я никогда его раньше таким не
записывал.
Я очень доволен этой пластинкой, в первую очередь самими музыкантами,
как они играли, как она записывалась.
Какие-то элементы этники в этом альбоме есть?
— Ну, может быть, в мелодике немножко, в композиции «Chinatown». А так
это чисто авторский мэйнстримовый альбом, традиция.
1 декабря в Театральном зале ММДМ состоялась русская презентация
нового альбома. Расскажи о своих впечатлениях, как прошёл концерт?
— Я счастлив, что при минимальной рекламе пришёл практически полный зал
(на 500 мест) купивших билеты. Концерт получился очень успешным. Мы
сыграли два отделения — 65 и 90 минут. Первое отделение было посвящено
шести пьесам с пластинки, а второе отделение — мэйнстрим, у нас не было
заготовлено заранее программы, мы играли по настроению то, что в данный
момент напрашивалось — «Softly As In A Morning Sunrise», «In A
Sentimental Mood». Нас три раза вызывали на сцену.
Как польские товарищи влились в ваш квартет?
— Идеально. Мы с Китом хотели привезти в Россию тот же квартет, что
записал пластинку, но американцы не смогли в эти сроки попасть. Поляки,
конечно, играют несколько по-другому, но на таком же высоком, мировом
уровне, и с ними можно смело работать и в самой Америке.
Это твой лучший альбом?
— У меня есть несколько альбомов, которыми я горжусь на сегодняшний день
- это «Song for Sonny», «Mandala», ну и новая пластинка. И есть альбомы,
которые я люблю не меньше, но в силу, может быть, каких-то технических
несовершенств того времени... — это поп-джазовые альбомы середины 90-х —
«What Is Love» и «Love Letters», ещё несколько альбомов, включая и
пластинки «Орлана», которые и сейчас интересно слушать.
4 декабря планировался большой концерт на твоей родине, в Башкирии...
— Он перенёсся на будущую весну в связи с тем, что даты филармонии не
совпали с местными правительственными праздниками. Но это ничего, даже
официальная презентация на родине джаза состоится только 4 мая.
Почему ты решил так рано сделать презентацию в России?
— Так получилось, что у нас с Китом образовались два концерта в Польше,
и мы решили сделать и Россию. Плюс здесь можно было выпустить диск
быстрее, наша страна это позволяет.
Олег, надо полагать, что желание записать мэйнстримовую пластинку
в Америке и с американскими музыкантами у тебя появилось довольно давно?
— Я думаю, что у любого нормального джазового музыканта (абсолютно
неважно, откуда он родом) есть стремление писать пластинки в Америке.
Америка — родина джаза, это всегда престижно и интересно — записываться
с американскими музыкантами, с корневыми носителями джазовой культуры.
Твои мэйнстримовые пластинки раньше выходили в Америке?
— Если вспомнить мою историю, то у меня было две записи таких — это «Romantic»,
кассета, которая не выходила на LP, благодаря которой я когда-то поехал
к Баду Шэнку и получил полную стипендию, она содержала в основном
стандарты и несколько оригинальных композиций, записанных с уфимскими
музыкантами году в 93-м.
Уже позже, в 95-м, я записал в Польше пластинку, которая до сих успешно
продаётся по всему миру, она называется «Song for Sonny» (по композиции,
названной дань уважения в честь ныне здравствующего титана). На ней
записаны потрясающие польские музыканты — пианист Иоахим Менцель и
барабанщик Казимеж Йонкиш, это тоже большое имя на польской джазовой
сцене, потому что он много лет 25 проработал со Збигневом Немысловским,
плюс музыкант украинско-московский — басист Аркадий Овруцкий — был на
той пластинке.
И с тех пор я опять вернулся к экспериментам в области этники и джаза,
но уже не к башкирской или татарской, времен группы «Орлан», а уже к
более расширенной, world music. И я записал пластинку, которая тоже,
кстати, вышла в Америке, она называлась «Mandala», записал я её со своим
«Экзотик Бэнд», и она прошла первый тур номинации на «Грэмми».
Эта пластинка, хоть она и вышла на небольшом независимом лейбле
JazzHeads, была серьёзно представлена на американской сцене, презентация
диска два года назад прошла в одном из престижнейших залов на 94-ой
улице, назывался он Symphony Space, прошёл ещё и концерт на фестивале в
Техасе, и ещё делали презентацию в клубе Iridium, одном из лучших клубов
Нью-Йорка.
И в какой-то момент ты переключился на мэйнстрим. Как так получилось:
ты устал от этники? Или это развитие по спирали — сначала «Орлан», потом
мэйнстрим , потом «Мандала» и снова мэйнстрим?
— Это произошло примерно два года назад... На самом деле я всегда играл
мэйнстрим. Ты знаешь, я иду по течению... Музыка сама накапливается, и
это выливается в такие пластинки. Просто «Экзотик Бэнд» выполнил своё
назначение, дальше в рамках этого проекта мне идти было некуда.
Но параллельно с мэйнстримом этника у меня продолжается и сейчас,
какие-то элементы сохранились, но это больше реализуется в проекте Sky
Music... Но в целом сейчас у меня такой вот мэйнстримовый период, и он
может всю жизнь продолжаться, тем более с такими замечательными
музыкантами.
То, что ты недавно переключился с этники на мэйнстрим — был ли в этом
коммерческий расчёт?
— Никакого. Я никогда не делал коммерческого расчёта. Я, может быть, с
уважением отношусь к публике, которая приходит к нам на концерты, и,
понимая, что в зале не все тонкие знатоки, я всегда в шоу играю какие-то
знакомые вещи, стандарты или мелодии.
Как тебе удаётся играть настолько разную музыку?
— Я не думаю об этом. Сегодня мне это интересно, сегодня вокруг меня
такие люди, музыканты, так складываются обстоятельства. А ведь есть ещё
и третье течение — Sky Music.
В этом году большинство наших ведущих музыкантов устроили просто
парад альбомов, записанных или сведённых в Америке и при участии
американских музыкантов — Иван Фармаковский, Игорь Бутман, Олег Бутман,
Вадим Эйленкриг, Дмитрий Илугдин...
— ...и это прекрасно. Это означает, что уровень российских музыкантов
растёт.
Удалось побеседовать и с пианистом Китом Джейворсом, автором половины
материала альбома и продюсером пластинки.
Кит, как вы оцениваете этот альбом?
—
Я считаю, что это уникальный альбом — просто за счёт того, что в нём
участвуют музыканты разных национальностей. Что-то привносят со своей
стороны американцы — свои знания и опыт; что-то — русские музыканты, и в
результате получается нечто уникальное.
Каков уровень музыкантов, с которыми вам довелось играть в России?
— В принципе в любой стране очень много музыкантов, которые играют на
одном уровне с американскими музыкантами, просто у музыкантов из других
культур другой подход, не менее интересный, другой стиль игры. Например,
польские музыканты привносят совершенно другие интонации в наше
звучание, но это делает проект ещё более интересным. Собственно, в этом
и заключается джаз.
Что это за лейбл Inarhyme Records, на котором выйдет эта пластинка в
Америке?
— Это мой собственный новый лейбл, и он записывает не только джазовых
музыкантов, но и музыкантов других жанров - R’n’B, World Music.
У вас музыкальное образование?
— Целых три — бакалавр, магистр и доктор музыки, и всё это в разных
колледжах.
Вы продюсер, музыкант. Есть ли у вас хобби или какие-то другие виды
деятельности?
— Для меня нет ничего ближе, чем музыка и всё, что с ней связано. Но
иногда я играю в баскетбол, занимаюсь водными видами спорта, ну и,
конечно, общаюсь с семьёй и друзьями.
Александр
Никитин
фото: Гульнара Хаматова
|