В середине ноября нашу страну впервые посетили музыканты уникального
каталонского квартета KaulaKau. 21 ноября квартет выступил в
Дубне в рамках очередного фестиваля «МузЭнерго», а на следующий день
состоялся концерт в помещении Еврейского культурного центра на Большой
Никитской улице в Москве. Второй концерт прошёл как часть курируемого
известным джазовым обозревателем Михаилом Митропольским проекта
«Импровизация нового века». Коллектив выступил на самом деле уникальный
— наряду с традиционными инструментами: ударными/перкуссией (Энрик
Канада) и контрабасом (Франко Молинари) в состав квартета входит два
этнических каталонских инструмента — колёсная лира «виола де рода» (Марк
Эхеа) и тенора (Жорди Молина).
Квартет был создан не так давно, весной 2005 г, но в него входят очень
опытные и известные в своём регионе музыканты. Стоит сказать, что все
музыканты квартета живут в Каталонии — автономном объединении в составе
Испанского королевства, области с богатой историей и культурной
традицией, где родной язык — не испанский, а каталанский. Ансамбль
исполняет собственные композиции, выполненные на стыке каталонской
этнической музыки и европейского джаза. Структурная организация
музыкального пространства вполне обычна для подобной музыки — есть
жёстко прописанные фрагменты, а есть эпизоды, специально открытые для
импровизации.
В декабре 2006 г. музыканты записали дебютный альбом «Bernoiver»,
выпущенный на лейбле Discmedi в 2008 г. Квартет KaulaKau достаточно
много гастролирует по всему миру (хотя музыканты задействованы и в
нескольких других составах, а Жорди Молина и Энрик Канада ещё и
преподают). В сентябре 2008 г. KaulaKau принял участие в молдавском
фестивале «Этноджаз», а следующей осенью добрался и до России.
На концертах внимание
зрителей наиболее приковано, конечно, к необычному музыкальному
инструменту — колёсной лире — и к изящному человеку, извлекающего из
него звуки. Марк Эхеа заслуживает того, чтобы рассказать о нём
подробнее, тем более что он создатель квартета и автор большинства
композиций из репертуара KaulaKau.
Марк Эхеа (Marc Egea) родился в 1973 г. в каталонской столице Барселоне,
но сейчас проживает в провинции, у моря — в местечке Сан-Поль-де-Мар.
Две главных страсти Марка Эхеа — философия и музыка, и до 25 лет он
сочетал два этих интереса. Марк Эхеа закончил философский факультет
Университета Барселоны и даже получил стипендию для написания докторской
диссертации, посвященной творчеству Раймунда Луллия (Рамона Льюля),
одного из самых значительных средневековых философов, жившего в XIII
веке на острове Мальорка. Спустя четыре года, посвященных изучению
материала и написанию статей для специализированных изданий Марк
вынужден был оставить академическую работу из-за разногласий со своим
руководителем. С тех пор основным его занятием стала музыка.
Музыка увлекала Марка с детства. Он занимался игрой как на нескольких
традиционных инструментах, так и на этнических флейтах, тарогато, или
тараготе (венгерско-румынская разновидность кларнета), дудуке, лютне, и
конечно, занфоне (другие названия - харди-гарди, колёсная лира, виола де
рода), которой он занялся в 22 года и на которой сосредоточились его
основные усилия. Кроме того, Марк Эхеа участвовал в создании серии
дисков, посвященных воссозданию народного каталонского пения.
Теперь немного
о самом инструменте. Колёсная лира внешне более всего похожа на
скрипичный футляр с ручкой от кофемолки. Этот инструмент известен у
разных народов и под разными названиями около тысячи лет. Изначально на
нём играли вдвоём — один музыкант вертел ручку, а другой — нажимал на
клавиши. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн
(6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо,
вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть
которых укорачивается или удлиняется с помощью клавишных стержней левой
рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное
гудение. Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим
гнусавым оттенком. Харди-гарди периодически используется и в современной
музыке — её задействовали такие известные музыканты, как Роберт Плант,
Джимми Пейдж, группы Blackmore's Night и Metallica. В России тоже играют
на колёсной лире — в основном, ансамбли, исполняющие старинную музыку.
Музыкантов, играющих на харди-гарди, не так много, но стоит выделить
француза Валентэна Кластрье (Valentin Clastrier, р.1947), занявшегося
харди-гарди в начале 1970-х и много сделавшего для популяризации этого
инструмента при исполнении средневековой и народной музыки. Марк Эхеа
пошёл дальше, развивая собственную технику игры — ему удалось поместить
харди-гарди в другие контексты, для которых этот инструмент необычен:
это джаз, экспериментальная музыка, современный танец, поэзия,
взаимодействие с видеорядом и т.д. В 2008 г. музыкант выпустил учебник
по игре на колёсной лире.
Марк Эхеа записал несколько сольных акустических альбомов, на которых он
один играет на харди-гарди, использует флейту, перкуссию и голос. Самая
свежая сольная запись Марка Эхеа «Glimpse» сделана весной 2009 г. для
интернет-лейбла Lunar Flower, и её возможно бесплатно скачать с сайта
этого лейбла в разных вариантах качества (ссылку ищите в конце
посвященной Марку Эхеа статьи википедии). Но, конечно, эту часть
творчества музыканта стоит рекомендовать уже познакомившимся с его
работами в ансамбле. Для начального знакомства имеет смысл найти или
названный ранее альбом квартета, либо пластинку 2005 г. «Melanocetus»,
на которой вместе с Эхеа играют и Энрик Канада, и Франко Молинари.
Для игры в группе Марк вынуждено подзвучивает свой инструмент
(естественно, он играет не на старинном экземпляре, а на современной
версии) — хотя бы по той причине, что клавиши харди-гарди при нажатии
сильно трещат и в случае квартета это не украшает акустический звук.
В
рамках KaulaKau Марк Эхеа впервые получил возможность использовать в
составе квартета тенору, на которой сыграл очень опытный и известный
музыкант — Жорди Молина. Музыкальная карьера Молины продолжается уже
сорок лет. Он — многолетний участник различных коблэ (cobla) — так
называют традиционные каталонские ансамбли, распространённые только в
испанской Каталонии и французском регионе Северной Каталонии. Коблэ
может включать от 3 до 11 музыкантов и исполняет аккомпанемент для
сарданы — традиционного каталонского танца-хоровода, исполняемого прямо
на городских площадях и выражающий единство каталонского народа (в годы
диктатуры Франко сардана была под запретом и стала танцем народного
протеста). Основной инструмент коблэ — это тенора, удлинённый
двухтростевой тенор-кларнет (отсюда и название). Длина теноры — 70-85
см.
Два других музыканта, Франко Молинари и Энрик Канада, в основном играют
традиционную каталонскую музыку, фламенко, музыку сефардов (осевших в
Испании примерно в I веке евреев), впитавшую в себя множество влияний,
главным образом арабских.
Стоит коснуться и происхождения самого названия коллектива. На прямые
вопросы музыканты отшучиваются, что это просто такое слово, мол, мы
играем «музыку KaulaKau», но, зная о серьезной философской подготовке
лидера ансамбля, в такое верится с трудом. Древнееврейское сочетание «kav
la kav» (дословно «правило на правило») упоминается в Ветхом Завете, а
также в девизе офитов, представителей одной из основных гностических
систем апостольского века. Вся дальнейшая информация из мира философии
не смогла быть воспринята моим мозгом в силу ограниченности оного, но
люди интересующие смогут исследовать этот вопрос самостоятельно —
направление я показал. Впрочем, для восприятия музыки эти подробности
можно и не знать, она и так вполне самодостаточна.
В качестве специального подарка русским слушателям каталонцы на бис
исполнили... как вы думаете, что?.. ну конечно же — «Подмосковные
вечера». Но сделали это блестяще, тем более, что услышать наиболее
известную в мире русскую мелодию на харди-гарди и теноре удаётся, мягко
говоря, нечасто.
К сожалению,
посещаемость московскими слушателями концертов интересных и самобытных
музыкантов обычно оставляет желать лучшего; были свободные места и в
этот раз, но на две трети зал заполнился. Те, кто пришёл, получили
громадное удовольствие от выступления настолько оригинального квартета и
вполне могут подтвердить утверждение, размещённое на страничке группы в
myspace: «эта музыка сделана с помощью души, сердца и разума»
После концерта каталонские гости расположились на стульчиках и начали
отвечать на вопросы слушателей. Этот традиционный для данной серии
концертов процесс проходил достаточно затруднительно в силу языкового
барьера — английский язык понимал только лидер квартета. В такой
ситуации даже обычно удаётся получить ответы только на очень точные и
односложные вопросы. Тем не менее, что-то удалось выудить. Марк Эхеа
рассказал о том, что в силу занятости им удаётся собраться на репетицию
в полном составе только раз в месяц, но больше в принципе и не надо —
музыканты готовят свои фрагменты самостоятельно, ну и плюс они играют
вместе достаточно концертов. Далее Марк показал принцип действия своего
чудо-агрегата (вы можете видеть это на снимке).
Выводов по этому концерту у меня два: 1) если у вас будет возможность
посетить концерт квартета KaulaKau или послушать их записи, сделайте это
непременно; 2) если у вас будет возможность посетить следующие концерты
проекта «Джаз-гостиная «Импровизация нового века» - это тоже будет
хорошим и правильным решением.
Александр
Никитин
фото автора
|