Слово к
читателям |
Дорогие друзья,
необычайно
занятым выдалось начало декабря для нашей редакции: комбинированный
приезд тиражей очередного номера нашего печатного журнала "Джаз.Ру" и
специального приложения к нему (фестивального CD-сборника
"МузЭнерго"), совпавшие с организацией и проведением нашего
мини-фестиваля в московском ДомЖуре 12-13 декабря, отняли все наличные
силы - и поэтому "Полный джаз" выходит только сегодня. Однако это не
последний "Полный джаз" в 2008 году: мы рассчитываем 29 декабря
выпустить ещё один номер, 417-й, в котором традиционно поздравим вас с
новым джазовым годом.
Пока же главная наша новость - это выход сдвоенного новогоднего
17/18 номера "Джаз.Ру".
Сдвоенный он не только по нумерации, но и по количеству страниц, и,
кроме увеличенного объёма пригодных для чтения материалов, в этом номере
вы найдёте также джазовый календарь на 2009 год (с указанием всех
крупных джазовых юбилеев предстоящих 12 месяцев), а подписчики (плюс
некоторое количество тех, кто покупает журнал в розницу) - ещё и
CD-приложение, которое служит своеобразным
звуковым расширением опубликованному в этом номере репортажу с
проходящего в подмосковной Дубне фестиваля "МузЭнерго", в организации
которого наша редакция принимает самое непосредственное участие.
Подписчиков волновало, будет ли объявлена подписка на 2009 год, или
возобладает неопределённость, связанная с общей паникой вокруг т.н.
"экономического кризиса". Не возобладала. Подписка началась и идёт.
Подробности - на сайте журнала.
Кроме того, в рамках начавшегося сотрудничества с американским порталом
ReadOZ мы теперь
предоставляем вам возможность читать электронные версии первых 9
номеров журнала "Джаз.Ру", вышедших в 2007 году. Для
этого нужно перейти на специальную
страницу и выбрать интересующий вас номер, чтобы увидеть его
оглавление. Нажав на обложку соответствующего номера или на текстовую ссылку в
оглавлении номера, вы перейдёте на портал ReadOZ,
где сможете читать выбранный вами архивный номер "Джаз.Ру",
перелистывать его, рассматривать страницы с увеличением или уменьшением
и т.д.
Редактор
|
|
|
Как это было в Москве
|
12 и 13 декабря в уютном зале Центрального Дома журналистов
прошёл мини-фестиваль "11+2", которым мы отметили 11-летие
интернет-проекта "Джаз.Ру" и второй день рождения одноименного
печатного издания.
Более или менее развёрнутый репортаж, по всей видимости, будет в
предновогоднем "Полном джазе", а сегодня мы воспроизводим мнение,
высказанное
одним из посетителей "11+2" в своём блоге (с любезного разрешения
пользователя "Живого журнала" ganjey):
Можно согласиться с мнением, что джаз не очень популярен в нашей
необъятной стране. Российский люд "хавает" иное. Но я решительно
отказываюсь внутренне принимать такие ситуации, когда на концерт [с
участием] двух народных (и заслуженно народных) артистов со всей
первопрестольной приходит не более 80 человек, как это произошло 12
декабря на выступлении Анатолия Кролла и Алексея Кузнецова в рамках
концерта, посвященного дню рождения «Джаз.Ру» — интернет-портала и
журнала.
Анатолий Кролл
И
надо отдать им должное - вот ведь Музыканты с большой буквы!!! -
отыграли они вдохновенно. И если коллектив Кролла своим выступлением
попытался задать музыкальную атмосферу, то квинтет [пианиста] Ивана
Фармаковского уже выдал настоящего драйва, такого, когда музыку
чувствуешь кожей! Интересно взаимодействовали труба (Пётр Востоков —
ред.) и тенор-саксофон (Стас Должков — ред.), и удивительно,
что "труба победила саксофон", в том смысле, что понравилась больше,
хотя ИМХО при прочих равных условиях у саксофона объективно больше
преимуществ. С другой стороны, ведь все дело в музыкантах, людях,
играющих на инструментах, не так ли?
Антон Ревнюк, Пётр Востоков, Стас Должков, Иван Фармаковский
Однако поразило не это... Меня совершенно очаровал Алексей Кузнецов,
завершавший концертную программу дня. Этот исключительно обаятельный,
милый человек в возрасте и невероятно талантливый музыкант от Бога, и
счастье в том, что в своей жизни я успел поприсутствовать на его
выступлении. Похожее чувство возникало у меня лишь однажды, когда в
живую слушал Дживана Гаспаряна. [...]
Денис Шушков, Алексей Кузнецов, Борис Савельев
В нашей разношерстной компании 25-26-летних, которая в своих
музыкальных пристрастиях преимущественно далека от джаза, а
применительно к некоторым персонам — невероятно удалена от него, все
получили изрядное количество положительных эмоций. А ведь в пятницу
вечером после рабочей недели можно было поковылять домой и весь вечер
смотреть телевизор... Радостно признать, что хотя бы семь человек
избежали этой участи.
Фото: Владимир Коробицын
|
4 и 5 декабря в московском клубе «16 тонн» прошёл фестиваль
City Jazz.
Третий по счёту, этот фестиваль столкнулся с рядом трудностей (а кто не
испытывает их во время пресловутого экономического кризиса), но тем не
менее представил столичной публике два коллектива, в своём роде
действительно уникальных. Может, это и не очень обоснованный выбор для
мероприятия, носящего название «Городской джаз», зато ценный подарок
истинным меломанам, готовым за вечер слушать и воспринимать целый спектр
музыкальных жанров, смешений стилей и влияний.
В первый вечер на сцене клуба «16 тонн», забитого донельзя, со своим
коллективом выступил французский трубач Эрик Трюффаз. Трюффаз (или
Трюффа, что вернее, но непривычнее) вообще музыкант не то чтобы выездной
и часто выступающий: если не в силу возраста, то личных убеждений. Его
можно понять, учитывая, что трубач и его музыканты добирались на машине
из аэропорта по московским пробкам столько же, сколько летели из Франции
в Россию на самолёте. Из-за этого начало концерта пришлось задержать, но
на протяжении всего вечера и организаторы, и музыканты упорно извинялись
перед публикой. К России у Эрика Трюффа особое отношение: посещение
Архангельска много лет назад вдохновило его на целый альбом, вышедший
год назад. Вообще заметная часть музыки Трюффа довольно «северная»,
минорная, шумная, с множеством нюансировок. Эрик — один из тех
музыкантов, который очень гармонично и гладко умеет «отполировывать»
звук инструментов электроникой, не сильно его изменяя, но преобразуя в
нечто совершенно необычное. Труба играет то в окружении сильного эхо, то
с заметным запозданием, то совсем приглушённо. Особенно богато звучит
электропиано Rhodes под руками Патрика Мюллера: инструмент стоит на
сцене без крышки, так что в определённый момент клавишник начинает
играть на нём как на перкуссии, ритмично ударяя по струнам. В обработке
электроники получается неожиданный эффект электрогитарного дисторшна.
Иногда под «удары» электронных эффектов попадает и рояль Shimmel —
зрителям, стоящим поодаль от сцены, наверное, и в голову не могло
придти, что играет именно рояль. За вечер музыканты исполнили как старые
сочинения Трюффа, так и кое-что из последнего материала; как быстрого,
подвижного, так и спокойного, лиричного толка. Согласитесь, это
особенная прелесть — наблюдать за музыкантами; каждый коллектив ведёт
себя на сцене совершенно по-разному. Эрик Трюффа и его музыканты играют
очень проникновенно, вдумчиво, внимательно, наблюдая друг за другом и
будто вслушиваясь в музыку.
Участники трио The Bad Plus, выступавшего во второй фестивальный день,
наоборот, играют прямо-таки экстатически — настолько увлечённо, что их
увлечённость невероятно заражает. Это и вправду увлекательно: наблюдать
за экспрессивной мимикой барабанщика Дэвида Кинга, следить за закрытыми
глазами и опущенной головой контрабасиста Рэя Андерсона или вытягивать
шею всякий раз, когда после очередного акцента пианист Итэн Айверсон
вскакивает с места. Увы, в тот вечер очень немногим удалось ощутить
таинство этого процесса — только тем, кто стоял близко к сцене,
оборонительно удерживая своё место. Клуб же при этом не просто трещал по
швам, но напоминал по меньшей мере какую-нибудь кольцевую станцию
московского метро в час пик. Откровенно говоря, это создало основную
сложность концерта: вторая половина зала, находящаяся ближе к бару, едва
могла видеть и, что хуже, слышать всё, что происходит на сцене. А
происходило там нечто весьма захватывающее! The Bad Plus начали с
нескольких замысловатых композиции с авангардным уклоном (источники —
сочинения в самом широком диапазоне, от Игоря Стравинского до Сесила
Тейлора). Подобную музыку действительно лучше «наблюдать» и «ощущать» —
тогда она становится доступнее, понятнее, интереснее. Во второй части
программы трио свернуло в несколько иной жанр, некогда их прославивший,
и сыграло несколько каверов на известные песни, а присоединившаяся к ним
вокалистка Венди Льюис — спела. Началось всё, как нетрудно догадаться, с
группы Nirvana, только не с прославившей The Bad Plus инструментальной
версии «Smells Like Teen Spirit», а с «Lithium», так сказать, со
словами. За этим последовали и U2, и очень медленный кавер на Bee Gees
(«How Deep Is Your Love»), и «Comfortably Numb» группы Pink Floyd, тоже
довольно спокойная, но действительно удачная. Вообще прозвучало довольно
много тихих, лиричных композиций, которые, несомненно, выглядели бы
лучше в концертном зале с рассаженной по местам публикой, не издающей ни
одного постороннего звука. Не сомневаюсь, что многим зрителям,
толпившимся в ближней к сцене части «танцевального партера» и пытавшимся
слушать музыкантов, несмолкающий гул и гам позади изрядно мешал.
Итэн Айверсон, Рэй Андерсон, Венди Льюис, Дэвид Кинг
Конечно, концерты в клубах — это особенный разговор, со своими минусами
и плюсами: лучше чувствуется сам дух фестиваля, позволяющий не просто
сидеть вразвалку на кресле и упрямо смотреть вперёд, но и покивать
головой, немного подвигаться — словом, в полной мере выразить участие и
удовольствие от музыки. С другой стороны, приходится мириться с
трехчасовым столпотворением. Этот фактор и внёс определённые коррективы
в третий фестиваль City Jazz. Вероятно, если бы фестиваль поддержали
крупные спонсоры, он прошёл бы в концертном зале, и всё сложилось бы
по-другому. Но в итоге сложилось так, как сложилось: от двух
замечательных, цельных, интересных музыкальных дней осталось некоторое
впечатление недосказанности, чувство того, что не всё услышано и не всё
замечено. Появление Эрика Трюффа и The Bad Plus в «16 тоннах» — не
первое выступление музыкантов в Москве, но очень хочется надеяться, что
и не последнее. Ведь такие коллективы просто необходимо слушать живьём
на сцене — а почему, объяснять, пожалуй, не стоит. Будем надеяться, что
на следующий год никакие внешние факторы не помешают фестивалю City Jazz
порадовать столичную публику такими же любопытными именами и, может,
даже снова вернуться на концертные площадки Петербурга, как это было в
прошлом году.
Диана
Кондрашина
|
«Джазовые голоса» в ДомЖуре
В дождливую субботу 6 декабря в ДомЖуре прошел 14-й международный
фестиваль вокального джаза «Джазовые голоса». Арт-директор фестиваля
Александр Эйдельман открыл его шутливым пассажем: «Прежде всего, хочу
принести всем извинения за погоду, за отсутствие зимы, поскольку вина
фестиваля здесь очевидна. Четырнадцать лет подряд звучит призывный девиз
фестиваля из песни «Мне декабрь кажется маем, и в снегу я вижу цветы».
И, конечно, это сработало. Цветы распускаются, вот только снега нет… Так
что простите!».
Переполненный зал отреагировал адекватно, и веселое, дружелюбное
настроение осталось на целый вечер.
Первой выступила Анна Левшина с квартетом пианиста Евгения Гречищева. Ее
задорный, наполненный свежестью голос, хорошая вокальная техника и
незаезженный, со вкусом подобранный репертуар явно понравились публике.
В конце выступления она пригласила на сцену своих учениц — Эру Канн,
Сону Амбарцумян и Аню Полякову. Вместе со своим педагогом девушки
исполнили «I’m Beginning To See The Light».А после этого каждая из них
спела свою песню, специально подготовленную к фестивалю. Свою песню
показала и Ольга Глебец – юная поющая пианистка. Можно смело сказать,
что у этих девушек есть талант и способности, и при упорной работе они
могут заблистать на джазовой сцене.
Во втором отделении выступила казанская певица Лилия Чугунова с
квартетом своего земляка, пианиста Андрея Руденко. Здесь, конечно,
восхищало мастерство, мощный энергетический драйв и потрясающее джазовое
чувство, которое пронизывало саму певицу и передалось всему залу. Это
были 50 минут погружения в старый, добрый джаз.
Третье отделение началось с сообщения о том, что заявленной Полетт
Макуильямс не будет, а вместо нее выступит американская певица Соми. Для
меня, как и для всех, это сообщение мало что значило, поскольку я не
знаю ни первую, ни вторую певицу. Тем не менее, все немного
насторожились. И вот она появилась обаятельная чернокожая женщина. Все
мужчины напряглись, так хороша она была. С ней на сцене появилось трио
Натальи Смирновой. Они начали со «Spain». Голос Соми звучит мощно,
сильно, она тщательно отрабатывает сложные пассажи, но как-то
чувствуется, что это не совсем ее музыка.
Но со следующей песни зазвучал
джаз с афроамериканскими корнями, и здесь певица проявилась в полной
мере, во всем огромном диапазоне и богатых тембрах своего голоса. Соми
была откровенна, раскованна, она растворялась в этой знакомой, любимой
музыке. Зал слушал ее с замиранием и взрывался аплодисментами после
каждой песни.
Фестиваль получился богатым и насыщенным, а уж для фотографов там было
очень много интересного материала, часть которого я прилагаю к этой
статье.
Владимир Косарев
фото автора
|
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсы |
ФЕСТИВАЛЬ «ТРИУМФ ДЖАЗА»
7 февраля 2009, Московский международный Дом музыки, Светлановский
(Большой) зал
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ
В рамках фестиваля “Триумф Джаза-2009” (главный концерт, -7 февраля на
сцене Светлановского зала ММДМ) на сцене Клуба Игоря Бутмана 8
февраля выступит квинтет Кристиана Скотта, а 9 февраля – Андрей Кондаков
и Brazil All Stars!
Aдрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д.
16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концертов - в 20.00
Ахмад Джамал (США)
Ахмад
Джамал, выдающийся американский джазовый пианист и композитор, появился
на свет 2 июля 1930 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания. На рояле Ахмад
начал играть в трёхлетнем возрасте (к слову, тогда его звали Фриц Джонс
— он поменял имя в 21 год, когда принял ислам), а в семь лет уже начал
серьёзно заниматься музыкой. Однажды Арт Тэйтум услышал, как играет
четырнадцатилетний Джамал, и сказал: «Он будет великим!» — ведь уже
юношей пианист обладал феноменальной техникой и стремился создать свой
неповторимый стиль.
В 17 лет Джамал окончил Westinghouse High School и начал выступать как
профессиональный музыкант в оркестре Джорджа Хадсона. Проработав с
Хадсоном всего год, он ушёл из коллектива и создал свою первую группу
под названием The Four Strings. Спустя некоторое время Джамал решил, что
формат трио подходит ему больше всего, и The Four Strings превратились в
The Three Strings.
В 1950 году The Three Strings в составе Ахмада Джамала, контрабасиста
Израэла Кросби и гитариста Рэя Кроуфорда начали выступать в нью-йоркском
клубе The Embers. На один из их концертов пришёл влиятельный джазовый
продюсер Джон Хаммонд. Он сразу же заинтересовался молодыми музыкантами
и приложил все усилия, чтобы они получили контракт с Okeh Records,
отделением Columbia. В 1951 году на лейбле вышел первый альбом трио — «Ahmad’s
Blues».
В 1958 году состав трио Джамала снова изменился: пианист заменил
Кроуфорда на барабанщика Вернела Фурнье. В том же году трио выпустило
легендарный концертный альбом «But Not For Me», записанный в чикагском
Pershing Hotel. Альбом продержался в десятке бестселлеров в США 108
недель (т.е. более двух лет). Внушительный финансовый успех диска
позволил Джамалу отрыть в Чикаго клуб The Alhambra.
Пианист стал широко известен в музыкальном мире, его музыкальные идеи
подхватывали многие джазмены. Майлс Дэйвис называл Джамала одним из
своих любимых пианистов; считается, что Ахмад оказал огромное влияние на
звучание «Первого великого квинтета» Дэйвиса (в который входили Джон
Колтрейн, Ред Гарланд, Пол Чэмберс и Филли Джо Джонс). Трубач
восторгался тем, как Джамал обращается с формой и ритмикой. Дэвис даже
просил пианиста Уинтона Келли, который записался вместо Билла Эванса в
пьесе «Freddy Freeloader» на эпохальном альбоме «Kind of Blue», «играть
как Ахмад Джамал». Джамала считают своим кумиром Рэнди Уэстон, Кит
Джаррет, Джек ДеДжонетт, Гэри Пикок и другие джазовые звёзды.
В 60-х и 70-х пианист выступал и записывался с контрабасистом Джамилом
Нассером и барабанщиком Фрэнком Гэнтом. С этим составом в 1970 году
Джамал записал саундтрек к известной политической комедии Роберта
Олтмана «M.A.S.H!». А 25 лет спустя Клинт Иствуд взял в звуковую дорожку
к своему фильму «Мосты округа Мэдисон» две знаменитые пьесы с альбома
Джамала «But Not For Me» — «Music, Music, Music» и «Poinciana».
Стиль Джамала за более полувека его творчества сильно изменился: от
лёгкости и беззаботности, отличающей его записи 50-х годов — к карибским
мотивам в 70-х и к хоровым коллажам и бравурным пьесам 90-х; однако
импровизация всегда остается центральным моментом в его музыке. Вот что
говорит сам Ахмад Джамал: «Я верю в импровизацию. Импровизируют все
музыканты. Даже Бах, Моцарт и Бетховен импровизировали. Импровизация и
свобода — это синонимы. Цель любого музыканта — достижение свободы, но
добиться этого удается редко».
На фестивале Ахмад выступит в составе своего трио, в котором в настоящий
момент играют басист Джеймс Кэммак и барабанщик Джеймс Джонсон, к
которым в качестве специального гостя присоединится
перкуссионист-новатор Маноло Бадрена.
Christian Scott Quintet
Кристиан
Скотт, нью-йоркский трубач родом из Нью-Орлеана — одна из самых ярких
звёзд, которые появились на джазовом небосклоне в последние несколько
лет. Его дебютный диск «Rewind That» вышел на Concord Records в 2006 г.
и был номинирован на Грэмми в номинации «лучший альбом современного
джаза» — неплохой старт для молодого музыканта, не так ли? Вместо того,
чтобы возвращаться к бибопу, как в 90-х это сделали «молодые львы»,
Свотт играет умный, энергичный и «модный» джаз вместе со своим
электрическим секстетом. Уважающий джазовую традицию, но в то же время
борющийся за то, чтобы джаз звучал максимально современно, Кристиан —
один из тех, кто сегодня определяет будущее импровизационной музыки.
«Я хочу найти свой стиль игры, чтобы выразить то, что я чувствую своим
сердцем. И я не думаю о том, сколько бибоповых паттернов я умею играть»,
— говорит Скотт. Он избегает штампов и не злоупотребляет электроникой,
он экспрессивен и готов нарушать правила, когда это продиктовано
творческой необходимостью.
Один из поклонников творчества юного джазмена — звезда smooth-джаза Крис
Ботти: «Недавно я прослушал множество альбомов молодых трубачей.
Единственное, что мне понравилось — это альбом Кристиана. Он — новое
явление в джазовом исполнительстве... Его игра в корне отличается от
игры других молодых трубачей». Скотт представляет новое поколение
славных ньюорлеанских трубачей, среди которых — Кинг Оливер, Луис
Армстронг, Уинтон Марсалис, Теренс Бланшард и Николас Пэйтон.
В 16 лет Кристиан начал гастролировать со своим знаменитым дядей,
альт-саксофонистом Дональдом Харрисоном-мл. «Дональд научил меня тому,
как важно быть узнаваемым. Он также предостерёг от прослушивания
большого количества трубачей — чтобы я не стал звучать как они».
Характерный хрипловатый, атмосферный звук Кристиана скорее напоминает
тенор-саксофон Бена Уэбстера, чем обычное пронзительное звучание трубы.
«У меня ушло два года на то, чтобы выработать такое звучание, — говорит
Скотт. — Мне нравится, когда труба звучит, как человеческий голос».
На лейбл Concord Скотт попал по рекомендации бостонского дистрибьютора
фирмы, который был впечатлён огромный толпой молодёжи, набившейся на
выступление группы Кристиана в Virgin Megastore в Бостоне. Кристиан
отправил на Concord копию записанного и изданного собственными силами
альбома. В то время никто на Concord не знал, что молодой музыкант —
племянник Дональда Харрисона. Кстати, Харрисон заключил контракт c
Concord, когда ему было 22 года; его племянник подписал договор с этим
лейблом в том же возрасте.
В составе секстета Кристиана на альбоме «Rewind That» записались
гитарист Мэтт Стивенс, тенор-саксофонист Уолтер Смит, клавишник Зэккэй
Кёртис, басист Люки Кёртис и барабанщик Томас Приджен («он играет так,
как играл бы Арт Блэйки, если бы родился в 1983 году. Он настоящий
вулкан», — считает Скотт). На четырёх треках как приглашённый солист
сыграл Дональд Харрисон. «Все хотели, чтобы я записал мэйстримовый
альбом, — говорит трубач, — но это то же самое, что встречаться с
девушкой и пытаться быть похожим на её предыдущего бойфренда. Ты должен
быть особым».
В 2007 г. на Concord вышел второй диск Кристиана под названием «Anthem».
Альбом представляет собой эклектичную смесь джаза, инди-рока, нео-соула
и хип-хопа. Многие пьесы отчасти навеяны размышлениями Скотта об урагане
«Катрина», искалечившем Нью-Орлеан. Как и «Rewind That», «Anthem» далёк
от строгих правил джазового мэйнстрима. Барабанщик Маркус Гилмор играет
упругий грув, характерный для нео-соула и хип-хопа, пианист Аарон Паркс
и гитарист Мэтт Стивенс играют в рок-манере, а в финальном треке «Anthem
(Postdiluvial Adaptation)» яростной трубе Cкотта вторит рэп Brother J из
X-Clan.
На фестивале Кристиан Скотт выступит вместе с гитаристом Мэттом
Стивенсом, пианистом Милтом Флетчером, контрабасистом Кристофером Фанном
и барабанщиком Джамиром Уильямсом (последние двое, к слову — ритм-секция
Кенни Гарретта).
Биг-бэнд Игоря Бутмана
Лучший
джазовый оркестр России. Полтора десятка выдающихся джазовых музыкантов.
Самый известный российский биг-бэнд за рубежом. Нетрудно догадаться, о
каком музыкальном коллективе идёт речь. 10 лет назад саксофонист
Игорь Бутман и
аранжировщик Виталий Долгов собрали легендарный Igor Butman Big Band,
который с тех пор активно гастролирует в России, Европе и США. Биг-бэнд
неоднократно выступал в Карнеги-Холле, Линкольн-Центре, легендарном
джазовом клубе Birdland и на других не менее престижных концертных
площадках мира.
Cенсацией для всего джазового мира стало совместное выступление в
сентябре 2003 года Биг-бэнда Игоря Бутмана и Lincoln Center Jazz
Orchestra под управлением Уинтона Марсалиса на открытии джазового сезона
в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. На этих аншлаговых концертах были
исполнены оригинальные композиции Марсалиса и Бутмана, джазовые
стандарты, а также специально аранжированные для двух оркестров пьесы
«Полюшко-поле», «Вечер на рейде» и «Водные лыжи» из мультфильма «Ну,
погоди!». Газета New York Times в своем репортаже написала, что Биг-бэнд
Игоря Бутмана показал «отличную компетентность и беглость».
Первый альбом Биг-бэнда «Eternal Triangle» («Вечный треугольник») с
участием знаменитого американского трубача Рэнди Бреккера был записан в
августе 2003 года в Москве и сведен лучшим американским джазовым
звукорежиссером Джеймсом Фарбером в ноябре 2003 года в Нью-Йорке. «Eternal
Triangle» задал чрезвычайно высокую планку исполнительского мастерства и
качества звучания для всего российского джаза. Подтверждением тому
служит тот факт, что музыка из ещё не вышедшего альбома уже звучала на
многих джазовых радиостанциях Америки.
Вcемирно известные джазмены были в восторге от совместных выступлений с
Биг-бэндом Игоря Бутмана, среди них — Ди Ди Бриджуотер, вокальный
квартет New York Voices, Кевин Махогани, Джордж Бенсон, Джино Ванелли,
Уинтон Марсалис, Ларри Корриэлл, Билли Кобэм, Билл Эванс, Джо Ловано,
Гэри Бёртон, Тутс Тилеманс.
Биг-бэнд Игоря Бутмана вместе с народной артисткой России Ларисой
Долиной создали концертную программу «Карнавал джаза», с которой успешно
выступили в Москве, а также в других городах России, Украины, Израиля и
Америки. В 2003 году вышел двойной альбом «Карнавал джаза», записанный
во время концертов в зале «Россия». Премьера новой программы «Карнавал
Джаза 2. No comments» состоялась в июле 2008 года на сцене
Линкольн-Центра в рамках JVC Jazz Festival и вызвала ажиотаж среди
поклонников джаза в Нью-Йорке: Rose Theatre едва вместил всех желающих
попасть на концерты.
Руководитель оркестра Игорь Бутман не ограничивает себя рамками
джазового мэйнстрима и любит создать кроссовер-проекты: Биг-бэнд часто
гастролирует c американским пианистом и композитором Игорем Райхельсоном,
лауреатом премии «Грэмми» альтистом Юрием Башметом и его камерным
ансамблем «Солисты Москвы». Большой тур по городам США запланирован на
февраль-март 2009 года.
Готовится к выходу записанный при участии Уинтона Марсалиса альбом
Биг-бэнда Игоря Бутмана с музыкой замечательного джазового композитора и
пианиста, создателя группы «Аллегро» Николая Левиновского.
Андрей Кондаков и Brazil All Stars
Идея создания проекта «Андрей Кондаков и Brazil All Stars» возникла в
Нью-Йорке в 1999 году, когда пианист и композитор
Андрей Кондаков познакомился и
впервые выступил в популярном в Гринвич Виллидж месте Zinc
Bar с замечательными бразильскими музыкантами: басистом Серджио
Брандаo (Sergio Brandao), перкуссионистом
Эдсоном "Кафе" да Сильва (Edson “Cafe” da
Silva) и барабанщиком Пауло Брага (Paulo Braga). Выяснилось, что эти три
музыканта часто играют вместе в различных комбинациях. Они уже
вошли в историю бразильской музыки и джаза
благодаря концертам и записям с великим
Антонио Карлосом Жобимом, Джаваном, Деодато, Милтоном Нашименту, Хэрби
Мэнном, Таней Марией.
В апреле 2000 года был организован тур для этого проекта по России и
запись музыкального альбома, который вышел под названием «Старые и новые
бразильские истории». Тогда музыканты с успехом выступали и в
Санкт-Петербурге.
В 2003 году проект был представлен в рамках 1-го Санкт-Петербургского
Международного Петропавловского джазового фестиваля, а в 2006 году
музыканты были приглашены выступить на международном джазовом фестивале
в Коктебеле. Кроме того, в последние годы музыканты тесно сотрудничают и
периодически выступают в разных клубах в Нью-Йорке и на различных
площадках в России и на Украине.
Проект «Андрей Кондаков и Brazil All Stars» несколько раз принимал
участие в телепроекте Дмитрия Диброва «Апология».
«Кафе»: «Для меня и джаз, и босса-нова - это культовая музыка, это
музыка черных, это их история. И если по центру расположить джаз (как
музыкальную тенденцию), то слева будет латино, а справа - бразильская
музыка. Я считаю так. И я верю, что сейчас наступает очень благоприятное
время для развития бразильской музыки не только в Нью-Йорке, но и во
всем мире».
В программе проекта - авторские композиции Андрея Кондакова, а также
известные мелодии Антонио Карлоса Жобима.
В июле 2007 года проект был представлен в рамках музыкального фестиваля
Государственного Эрмитажа, специальный гость Давид Санчес (саксофон).
Концерты также с успехом прошли в Одессе и Киеве.
В рамках фестиваля “Триумф Джаза-2009” (главный концерт, -7 февраля на
сцене Светлановского зала ММДМ) на сцене Клуба Игоря Бутмана 8
февраля выступит квинтет Кристиана Скотта, а 9 февраля – Андрей Кондаков
и Brazil All Stars!
Aдрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д.
16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концертов - в 20.00 |
|
|
Образование |
Джаз на оркестровых ассамблеях в МГУКИ
В Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ)
появилась традиция каждый год проводить оркестровые сессии, собирающие
большое число музыкантов и педагогов со всей России. В прошлом году в
таком оркестровом празднике впервые принимали участие студенты и
педагоги джазовой специализации, о чем было написано в
«Полном джазе»
#397. Опыт оказался удачным и в этом году повторился в рамках Шестых
Российских оркестровых ассамблей, проходивших 23-27 ноября. На этот раз
иностранными гостями, принимавшими участие в работе джазовой секции,
были Джон Пэррин (профессор Кливлендского государственного университета)
и нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв, не нуждающийся в представлении.
События на джазовой секции разворачивались следующим образом.
23 ноября в открытии ассамблей принял участие «Университет-бэнд»,
руководитель и дирижёр – заведующий кафедрой эстрадных оркестров и
ансамблей профессор Евгений Савин. Оркестр исполнил две пьесы
Юрия.Чугунова (кстати, работающего в МГУКИ) «Мои маршруты» и «През»,
посвятив их 70-летию композитора, и композиции Фила Коллинза «Something
Happened in the Way to Heaven», Джона Олбрайта «Chips and Salsa» и Херри
Уоррена (в современной аранжировке) «There Will Never Be Another You».
24 ноября состоялись три мастер-класса – два по классу саксофона (Джон
Пэррин и Сергей Резанцев) и по классу ансамбля (Валерий Мелехин),
выступил диксиленд ветеранов джаза под управлением Виктора Васильева и
состоялась презентация его же «Джазовой школы на кларнете».
Джон Пэррин, который ведёт в своем университете классы саксофона и
биг-бэнда, имеет и классическое, и джазовое образование. Он уже давал
мастер-класс саксофона в МГУКИ в 2006 году. Но тогда это была работа со
студентом духовой кафедры над современной музыкой для саксофона. В этот
раз он сам сыграл пьесу «Mai» современного японского композитора Рё Нода
и отвечал на вопросы педагогов - гостей ассамблей, касающиеся дыхания,
звукоизвлечения, инструментов.
Сергей Резанцев построил свою работу по-другому. Его студент Никита
Трубицин, тенор-саксофонист, демонстрировал работу над джазовой техникой
– гаммы, упражнения, обыгрывание аккордов. Потом вместе с баритонистом
Валентином Островским они показывали применение техники в импровизациях
на тему Чарли Паркера.
Валерий Мелехин, прекрасный педагог класса ансамбля в МГУКИ и в колледже
на Ордынке (ГМКЭДИ), показал два своих состава, включающих студентов
обоих учебных заведений. Ядром обоих ансамблей были дипломники МГУКИ
Антон Давидянц (бас-гитара) и Юрий Топчий (гитара). В первом ансамбле
композиции Джо Хендерсона и Хораса Силвера с ними играли Дмитрий Зинаков
(МГУКИ), Илья Симаков, Павел Кован и Михаил Дубовик (ГМКЭДИ). Второй
ансамбль (оба гитариста и ударник Эдуард Петрухин) показал себя в стиле
фанк-рок-фьюжн в двух инструментальных пьесах и в двух вокальных с
Борисом Голиком (ГМКЭДИ).
24 ноября Джон Пэррин провел мастер-класс с «Университет-бэндом». Он
заключался в том, что ребята прочитали с листа труднейшую пьесу Марии
Шнайдер «Wyrgly», причем в быстром, практически конечном темпе. Помогая
Джону в переводе, я услышала, что кто-то из оркестра тихонько сказал «Да
это, ребята, подстава». Действительно, задача стояла очень трудная,
поскольку помимо мелодических и ритмических трудностей, в пьесе была еще
и полиметрия. Всё это «схватить» в течение часа – это не так-то просто
даже для профессионального оркестра. Но Джон намеренно выбрал такой план
действий. В 2006 году он уже проводил мастер-класс с этим биг-бэндом, но
тогда ребята играли партитуру из своего репертуара, а он предлагал свои
детали в исполнении и в конце затеял коллективную импровизацию. Послушав
сейчас оркестр на открытии ассамблей и отметив высокий уровень сложности
репертуара и его качественное исполнение, он решил работать на
мастер-классе именно так. В итоге пьеса Марии Шнайдер была освоена, а
Джон похвалил ребят, сказав: «Мне было приятно работать с таким
виртуозным и интересным оркестром. Читая с листа пьесу Марии Шнайдер,
ребята быстро почувствовали ее музыкальное содержание. Импровизации были
энергичными и стилистически аккуратными. Очевидно, что молодые музыканты
имеют отличных учителей. Я поздравляю оркестр с его достижениями и
считаю, что это студенческий биг-бэнд международного класса».
25 ноября оркестровая аудитории была битком забита, потому что всем
хотелось пообщаться с Валерием Пономарёвым. Сначала он рассказал о себе,
о своей работе в Штатах, ответил на вопросы. Потом «Университет-бэнд»
сыграл специально для него (он приехал только накануне, а оркестра этого
«живьём» раньше не слышал) три пьесы, и встреча пошла в другом
направлении. В итоге оркестр «с ходу» сыграл «Blues March» Бенни Голсона
под управлением Валерия, причём практически все оркестранты сыграли свои
соло. Один из белгородских педагогов сказал: «Зачем водить комиссии по
джазовым отделениям? Одно такое выступление – и все ясно».
Валерий у нас широко известен как трубач, но ведь он еще и педагог, и
бэндлидер, Он преподает в Центре исполнительских искусств Нью-Джерси,
работает с подростками и руководит оркестром V.P.J.B.B.(Валерий
Пономарёв Джаз-Биг-Бэнд). Он рассказал о своем отношении к бэнду и его
репертуару, которое формулируется в идее «Our Father Who Art Blakey»
(что-то вроде «Отче наш иже еси Арт Блэйки»). Валерий делает оркестровки
своих любимых пьес, как бы «возвращая» музыку покойного Арта Блэйки к
его биг-бэндовой молодости. Некоторые из своих аранжировок он привез для
оркестра «Си-Джем-Бэнд», с которым он выступал 28 ноября, предварительно
проведя репетицию.
Валерий с удовольствием общался с педагогами и студентами, никому не
отказывая в фотографиях и автографах. В университете и на ассамблеях ему
очень понравилось, и он был доволен, что я его уговорила приехать к нам
несколько раньше его поездки в Сибирь, для чего ему пришлось поменять
свой напряжённый график.
Во второй половине этого же дня свой мастер-класс давал Евгений Савин,
ведущий российский педагог джазовой трубы. Но его уникальная методика
универсальна – поэтому в занятии участвовали также саксофонисты и
тромбонисты. Правильное дыхание и ощущение звука, постановка корпуса и
аппарата необходимы для любого музыканта. Вопросов к профессору было
много. И Валерий Пономарёв тоже внимательно следил за работой своего
друга. Итоги своего участия в ассамблеях он сформулировал так: «Я всегда
говорю, что Россия богата природными ресурсами, и главное ее богатство –
люди. Таких талантливых педагогов, как Евгений Савин, в мире очень мало.
Ребята, которых я услышал, обязательно лет через пять станут
профессионалами самого высокого уровня. Я с удовольствием выступил бы с
«Университет-бэндом». Мне хотелось бы, чтобы его лучше узнала публика
Москвы».
Подводя итоги пяти дням большого оркестрового «съезда», можно с
уверенностью заключить, что второй опыт участия в нем джаза получился
еще более содержательным и разнообразным.
Зинаида
Карташёва,
музыковед
|
|
|
Новые альбомы
Five Spot - «Poltva»
SoLyd Records, 2008 |
5 декабря на лейбле SoLyd Records вышел альбом «Poltva»
международного ансамбля нового джаза Five Spot (SLR 0381).
Five Spot – это квинтет ведущих мастеров нового европейского и
американского джаза, большинство из которых хорошо известны российским
любителям новой импровизационной музыки: Пятрас Вишняускас (Petras
Vysniauskas, Литва) – сопрано-саксофон, Юрий Яремчук (Украина) –
сопрано- и альт-саксофоны, кларнет, бас-кларнет; Роберта Пикет (Roberta
Piket, (США) – фортепиано, Марк Токарь (Украина) - контрабас, Клаус
Кугель (Klaus Kugel, Германия) - ударные.
Альбом записан в декабре 2007 года на Львовском джазовом фестивале,
сведение и мастеринг были произведены в Германии знаменитым
звукорежиссером Ульрихом Зайпелем.
Пятрас Вишняускас - один из ведущих музыкантов самобытной литовской
джазовой школы. Он окончил Литовскую консерваторию, где учился у
Владимира Чекасина — известного джазмена-импровизатора. Позже Пятрас
объединился с Аркадием Готесманом, прошедшим в своей музыкальной карьере
путь от Тульского военного оркестра до вильнюсского коллектива «Trimitas».
Аркадий и Пятрас организовали дуэт, названный «PetrArka», затем дуэт
перерос в трио «Альянс», третьим участником стал музыкант и композитор
Вячеслав Ганелин. В 1987 году Ганелин переехал в Израиль, Готесман также
некоторое время жил и работал на земле обетованной. За это время
Вишняускас выдвинулся в число лидеров не только литовского джаза, но и
всего постсоветского пространства. Cаксофон Вишняускаса многогранен и
многоголосен. Он нагнетает атмосферу повторяющимися фразами, он сыплет
трудно перевариваемыми потоками, россыпями нот, а потом, будто
упорядочивая их, выстраивает необычные фразы… Он меняет звучание от
сочного «диксилендового» до прохладного, по тембру напоминающего флейту,
характерного скорее для классической музыки. Он неудержимо виртуозен и
подчеркнуто скуп, он нежен и покладист.
Юрий Яремчук родился в 1951 году в Новокузнецке (Россия). В данный
момент живет на во Львове (Украина). В 1978 г. закончил
эстрадно-джазовое отделение по классу саксофона в Ростовском институте
искусств, выступал как инструменталист биг-бэнда под управлением Кима
Назаретова.
Композитор и инструменталист, играет на сопрано, альт и тенор
саксофонах, кларнете, бас-кларнете, ударных, фортепиано. Владеет разными
стилями (free jazz, contemporary music, improvisation music),
современной техникой игры на саксофоне (мультифоны, слеп, двойное
стаккато). Обладает ярким звуком и подвижной техникой, в своих сольных
концертах отдает предпочтение свободной импровизации с применением
современной техники игры.
Его музыка достаточно ритмична и мелодична, она содержит в себе юмор и
философию. Юрий Яремчук писал музыку для театра, принимал участие во
многих авангардных перформансах с художниками, театральными актерами и
современными танцорами.
В разных проектах играл со многими известными джазовыми музыкантами,
такими как:
Езас Микашис и Владимир Тарасов (Литва); Вячеслав Назаров, Герман
Лукьянов, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Андрей Разин, Сергей
Летов, Владимир Макаров, Михаил Жуков, Александр Нестеров, Фред Фритт,
Уильям Паркер, Хамид Дрейк, Роб Браун, Владимир Чекасин, Аркадий
Шилклопер, Владимир Миллер, Сайнхо Намчылак, и др.
Участник многочисленных джазовых фестивалей, акций, хеппинингов,
фестивалей новой импровизационной музыки.
Роберта Пикет – американская джазовая пианистка и органистка. Родилась в
1966 году в Бруклине. Дочь венского дирижера и композитора Фредерика
Пикета, она училась в Консерватории Новой Англии. В течение двух лет
играла в женском биг-бэнде DIVA, в 1993 году заняла 2 место на конкурсе
композиторов имени Телониуса Монка. Записывалась и выступала с такими
признанными музыкантами, как Лайонел Хэмптон, Джейми Баум, Стивен Крамп,
Бенни Голсон, Майкл Форманек, Дэвид Либман, и др. Роберта Пикет
выступала в многих клубах и концертных залах США, Испании, Японии,
Украины. Среди ее недавних проектов – запись положенных на ее
собственную музыку стихотворений Владимира Набокова.
Марк Токарь закончил Государственный университет «Львовская
Политехника». После этого учился в училище им. С. Людкевича по классу
классической гитары. Параллельно начинает заниматься контрабасом.
В 2002-2004 годах многократно участвовал в джазовых воркшопах в Кракове
(директор M.Parkinson (USA).
В 2006 году в рамках стипендии “Gaude Polonia” от министра культуры
Республики Польша учился в джазовой академии им. К.Шимановского в
Катовицах в классе проф. Яцека Недзели.
С 2006 года периодически преподает в джазовых школах.
В 2005-2006 гг. работает как арт-директор украинско-польского фестиваля
Jazz Bez.
Как музыкант выступает с разными коллективами на многих фестивалях в
Германии, Чехии, Польше, Украине, России.
Лидер международных проектов Leo'm'art и Квинтет Марка Токаря.
Играл с Кеном Вандермарком, Стивом Свеллом, Робертой Пикет (США),
Клаусом Кугелем, Аркадием Шилклопером, Петрасом Вишняускасом (Литва),
Маззолем, Миколаем Тшаской, Пшемыславом Боровецким (Польша), Юрием
Яремчуком (Украина), Мирчи Тиберианом (Румыния) Магнусом Бру (Швеция).
Клаус Кугель учился в Мюнхенской школе джаза. С 1989 года он много
выступает с известным литовским сопрано-саксофонистом Пятрасом
Вишняускасом в различных международных проектах, в том числе в ансамбле
Вячеслава Ганелина Ganelin Trio Priority.
Клаус Кугель - один из самых креативных и смелых немецких барабанщиков.
Признание по всему миру ему принесли совместные проекты с Карлом
Бергером, Томашем Станько, Чарли Мариано, Кентом Картером, Мишелем
Пильцем, Тео Юргенсманном, Кенни Уилером, Бобо Стенсоном, Гленом Муром,
Стивом Свеллом, Сабиром Матином, Робертом Диком, Кеном Филиано, Питером
Эвансом, Брюсом Айзенбейлем, Перри Робинсоном, Альбрехтом Мауэром,
Аркадием Шилклопером, Сироном, Эриком Фломансом, Бартоном Грином,
Хиллиардом Грином, Виджаем Айером, Чарльзом Гейлом, Гербом Робертсоном,
Луи Белогенисом, Мэттью Шиппом, Уильямом Паркером, Бобби Фью и др. |
|
|
Радио |
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Подкаст
"Слушать здесь":
16.12.08 - #293: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует ранние демонстрационные записи альт-саксофониста Чарли
Паркера, сделанные в 1942 г. - "I Found A New Baby" и "Cherokee" -
опубликованные на сборнике "Charlie Parker: Bird in Time 1940-1947" (ESP-Disk,
2008)
11.12.08 - #292: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "All Wrong"
и "Thirsday" с альбома группы Morphine "Cure for Pain" (Rykodisc, 1993)
08.12.08 - #291: мастер губной гармоники, художественного свиста
и гитарист Тутс Тилеманс. Главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует пьесы "Bluesette" с альбома "The Whistler And His Guitar" (ABC
Paramount, 1964) и "Blue And Green" с совместного альбома Тилеманса и
пианиста Билла Эванса "Affinity" (Warner Bros, 1978).
01.12.08 - #290: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о мастере
импровизации на корейской цитре комунго Чжин Хи Ким. Слушаем пьесы "Naby"
и "Point" с её альбома "Komunguitar" (OODiscs, 1993).
26.11.08 - #289: джазовый обозреватель Михаил Митропольский в
любезно предоставленном для подкаста архивном выпуске программы Радио
России "Музыкальный повод" (2006) рассказывает о саксофонисте Алберте
Айлере. Слушаем пьесу "Divine Peacemaker" с концертного альбома "Albert
Ayler In Greenwich Village" (Impulse!, 1967)
21.11.08 - #288: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о новоджазовом
виолончелисте Томе Кора (1953-1998). Слушаем пьесы "New Clear Daze" с
альбома проекта The Ex and Tom Cora "And the Weathermen Shrug Their
Shoulders" (First Puppet, 1993) и "Trivial Disaster" с альбома Тома Кора
"Gumption in Limbo" (Sound Aspects, 1982).
19.11.08 - #287: к 75-летию саксофониста и композитора Уэйна
Шортера (р. 1933) - главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует пьесу Шортера "Adventures Aboard The Golden Mean" из его
сольного концертного альбома "Beyond The Sound Barrier" (Verve, 2005)
|
|
|