Бобо
Стенсон (его полное имя — Бо Густав Стенсон) родился в шведском городе
Вестерос, в ста километрах к западу от Стокгольма, в 1944 г. 19-летним
он переехал в Стокгольм, уже будучи хорошо подготовленным пианистом —
настолько хорошо подготовленным, что молодой Бобо постоянно выступал с
американскими музыкантами, приезжавшими в шведскую столицу, в том числе
с Сонни Роллинзом, Стэном Гетцем, Гэри Бёртоном и др. Отдельную главу в
его биографии составило сотрудничество с выдающимся трубачом Доном Черри,
который некоторое время жил в Швеции.
Когда начались 1970-е, Стенсон влился в круг скандинавских музыкантов,
складывавшийся вокруг самого значительного европейского джазового лейбла
того десятилетия — ECM. Он играл в совместном проекте с контрабасистом
Палле Даниэльссоном — группе Rena Rama, работал в получившем широкую
известность трио с норвежскими музыкантами — контрабасистом Арильдом
Андерсоном и барабанщиком Йоном Кристенсеном, записывался с
прославленным саксофонистом Яном Гарбареком (игра Стенсона звучит на его
альбомах «Sart», «Witchi-tai-to» и «Dansere»). В конце 1980-х Стенсон
стал постоянным участником тогдашнего квартета американского
саксофониста Чарлза Ллойда, а с 1996 г. регулярно выступал на
фестивальных сценах в составе секстета и септета ещё одной суперзвезды
ECM — польского трубача Томаша Станько. Сольных альбомов у Бобо Стенсона
не так много: первый вышел в 1971-м, и с тех пор до 2008-го, когда вышла
первоклассная запись его нынешнего трио (с контрабасистом Андерсом
Йормином и молодым барабанщиком Йоном Фельтом) «Cantando», в
персональной дискографии пианиста набралось одиннадцать работ.
Бобо, существует ли феномен «скандинавского джаза»?
— Да, обычно его называют «нордическим». Трудно сформулировать, но, мне
кажется, было что-то, что развивалось в течение многих лет. Оно связано
с темпераментом, с климатом (усмехается), да со всем, я думаю. Наша
культура хорошо сочетается с джазовым языком. Мы всегда интересовались и
другими культурами, стремились связать другие музыкальные культуры с
языком традиционного американского джаза. Поэтому мы в музыке несколько
более свободны, чем американцы. Но у Скандинавии всегда была хорошая
репутация в джазовом мире, еще в 1940-х и 1950-х.
Вы сейчас продолжаете путь, на который вступили в 1960-х и 1970-х,
играете в той же манере?
— Более или менее. Может быть, когда я был помоложе, я в большей степени
находился под влиянием джазовой традиции. Это естественно: пока ты
растёшь, ты слушаешь записи легендарных музыкантов. Но меня всегда
интересовал не только джаз – с юных лет я играл классику, потом
увлекался музыкой разных культур, много играл с индийскими классическими
музыкантами.
Обращались ли вы к скандинавской народной музыке?
— Не очень часто.
У вас был этнический проект Rena Rama. Сейчас он прекратил
существование?
— Он существовал не меньше пятнадцати лет, с начала 1970-х, у нас
менялся состав. А сейчас мы больше не играем вместе, музыканты пошли
разными дорогами. Нет ничего вечного, это естественно. С Чарлзом
Ллойдом, например, я играл одиннадцать лет, это тоже много, но нельзя
заниматься всем всю жизнь, повторять из года в год одно и то же. Каждому
хочется развиваться.
Как родилось ваше сотрудничество с турецким перкуссионистом Окаем
Темизом?
— Меня интересовала турецкая народная музыка, а он много лет жил в
Швеции. Мы и сейчас иногда играем.
Что вы можете сказать о музыкантах, которые выступят с вами в Москве?
—
У нас уже шесть лет играет молодой барабанщик Йон Фельт, мне очень
нравится его энергия, идеи, восприимчивость. Я работал с Йоном
Кристенсеном, Полом Моушном – они очень творческие люди, открытые разным
веяниям, и он удачно вписывается в эту линию. Мы уже записали альбом с
этим барабанщиком. На контрабасе у нас обычно играет Андерс Йормин, но
он не сможет приехать, поэтому вместо него будет Кристиан Сперинг. Его
манера отличается от манеры Йормина, но он тоже очень сильный и
восприимчивый музыкант.
Кого бы вы особенно выделили из тех, с кем вам приходилось играть?
Кто более всех повлиял на вас?
— Когда я был очень молод, мне посчастливилось играть в Стокгольме с
саксофонистом Бёрье Фредрикссоном. Это очень много для меня значило. Он
был замечательный музыкант, мы до сих пор играем его пьесы с группой
Sister Maj’s Blouse: Палле Даниельссон, Йоаким Мидлер, Фредрик Норен и
я... Что говорить — я ведь играл с Доном Черри, он жил в Швеции! Ещё я
много работал с Джорджем Расселлом. Они оба очень много в меня заложили.
И Чарлз Ллойд, конечно, тоже, и Ян Гарбарек, много было хороших
ансамблей. Все, с кем ты играешь помногу, что-то тебе дают, не хочу
никого особенно выделять.
Как вы сочиняете? Записываете ли темы, отмечаете ли важные моменты?
— По-разному. Иногда отталкиваешься от какой-то мелодии, иногда от
последовательности гармоний, иногда хочется попробовать разные
тональности. У меня нет здесь никакой системы. Не то чтобы я
по-настоящему сочинял, у меня просто есть какие-то идеи, касающиеся
мелодики.
В вашем репертуаре есть произведения классических композиторов
двадцатого века – Альбана Берга, Чарлза Айвза, Ханса Айслера. Вам
интересно работать с классическим материалом, или для вас это такой же
материал, как джазовые стандарты и ваши собственные произведения?
— Просто материал. Так складывается, что я выбираю то или иное
произведение. Но мы с контрабасистом Андерсом Йормином очень
интересуемся классической музыкой, и я, когда занимаюсь дома, играю
классическую музыку. И вот так иногда находишь что-то и понимаешь:
здорово было бы сделать вот это, попробовать сыграть что-нибудь, что
тебе нравится, в трио, посмотреть, как можно импровизировать на основе
этой вещи. То есть не то что я специально задаюсь целью найти
классическое произведение – оно само приходит, мы пробуем, и если
получается, то играем.
Не могу не спросить, как вы обнаружили «Песню о Земле» Владимира
Высоцкого и почему решили записать ее на диске «Goodbye».
— Мы играли две его песни…
А какая была вторая?
— «To the Top» («Вершина» – Г.Д.). Меня с ними познакомил
контрабасист. Собственно, история та же: ты что-то слушаешь, тебе
нравится, и ты хочешь сделать эту песню в том духе, в котором мы играем.
Когда-то вы с Яном Гарбареком записали потрясающую версию песни «Hasta
Siempre». Она тоже была выбрана просто так, или вы хотели отдать дань
уважения Че Геваре?
— В те годы я очень интересовался политикой. А еще у Швеции был
замечательный культурный обмен с Кубой. Я слушал какие-то записи
кубинской музыки, мне очень нравился Карлос Пуэбла. И вот я стал сначала
играть его песни для себя, а потом мы сделали свой вариант «Hasta
Siempre» квартетом. В таком виде он чем-то похож на танго (смеётся).
Сейчас вы тоже интересуетесь политикой? А в музыке это отражается?
— Человек мало меняется: с годами у него остаются прежние мечты, идеи,
предпочтения в общественной жизни. Но сейчас все обстоит не так, как
много лет назад. Тогда политическое движение было сильнее, и в музыке
это отражалось, а сейчас каждый думает о себе. Полагаю, в России этот
процесс тоже происходит. У меня та же система взглядов, что была и
раньше. Мы как-то исполняли квартетом «Hasta Siempre» в Бергамо, в
Италии. Это было в большом оперном зале, собралось очень много народу –
и все повскакали со своих мест. Одно из сильнейших впечатлений, до того
ничего такого не испытывал.
Вы по-прежнему записываетесь на ECM...
— Очень серьёзный лейбл. Он производит музыку, которую не так легко
продать. Конечно, они сталкиваются с трудностями при продаже дисков. Тем
не менее, их диски можно найти по всему миру.
Вам случалось играть с рок-группами. Возможно ли это сейчас?
— Нет, это в прошлом. Это было давно. Я люблю всякую музыку, но рок уже
не для моего возраста.
Слушаете ли вы современные направления – электронную музыку,
например?
— Не особо. Но я слушаю радио и стараюсь уловить, что происходит. Кроме
того, я работаю в государственных фондах, выдающих стипендии музыкантам,
так что слушаю много разных шведских исполнителей в разных стилях.
Было ли что-нибудь совсем новое в музыке недавно, что вас привлекло?
— Ну, я не могу сказать про что-то «совсем новое», но меня всегда
привлекает другой взгляд на вещи.
Беседовал
Григорий Дурново
|