Тема
Оренбургская земля небогата джазовыми событиями, поэтому фестиваль
«Евразия», который проходит один раз в год, превращается в настоящую
сенсацию для любителей славного искусства под названием «джаз». Этой
осенью Международный джазовый фестиваль имени Юрия Саульского, вот уже
12-й по счету, традиционно проводился в зале областной филармонии при
содействии министерства культуры, администрации области и Московского
джазового партнерства Юрия Саульского. С 7 по 9 ноября оренбургские
слушатели, изголодавшиеся по джазу, принимали лучших российских и
зарубежных музыкантов.
«Евразия 2008» - фестиваль особенный, так как в нем переплелись две
круглые даты - 80-летие Юрия Саульского и 65-летие оренбургской
областной филармонии. В честь юбилеев на церемонии открытия фестиваля
Московское джазовое партнерство Юрия Саульского, в лице его генерального
директора Татьяны Саульской, презентовало филармонии большой портрет
композитора, давшего имя оренбургскому фестивалю.
«Евразия 2008» выделилась среди предыдущих фестивалей ещё и тем, что в
её рамках состоялся однодневный мини-фестиваль любительских коллективов
оренбургской области и Казахстана, который показал, как богата наша
местность джазовыми талантами. Концерт, проходивший 8 ноября в субботний
полдень, собрал полный зал зрителей, что говорит о большом интересе
публики к творчеству джазменов-земляков. Наиболее сильные программы
представили ансамбль «Ретромобиль» из Новосергиевки, биг-бэнд под
управлением Владимира Фоменко (Актобе, Казахстан) и оркестр под
управлением Павла Кравченко из Ташлы, названной ведущим фестиваля
Владимиром Каушанским «самым джазовым посёлком Оренбургской области».
Импровизация первая, детская
Детвора нечасто выступает на взрослых фестивалях. У малышей, как
правило, не хватает виртуозности и свободы в импровизации, имеющихся у
музыкантов постарше, нет творческого опыта, который есть у «старичков».
Однако у них есть любовь к джазу и прекрасные учителя, которые способны
сделать из них настоящих профессионалов. Такой удивительный педагог —
Пётр Петрухин, создавший из своих маленьких учеников ансамбль
«Джаз-Пик». Этим ребятам всюду горит зеленый свет. Они постоянно
участвуют в российских и международных фестивалях, часто выступают перед
политиками. К слову, в 2000 г. в Кремле им выпала честь играть перед
президентами великих держав - Путиным и Клинтоном. И всё это при том,
что ребятам всего ничего: самым старшим нет и 16 лет.
Свое выступление на фестивале ребята начали пьесой «Московские окна»,
которая с первых же звуков настроила зрителей на дружественный лад и
создала ощущение тёплой домашней обстановки. Вовсе не по-детски и очень
свежо звучали джазовые стандарты в исполнении квартета. Свингующая труба
с сурдиной (Михаил Бручеев), лирическое туше пианиста (Александр
Парамонов), чёткий ритм ударных (Сергей Юзвик) и мягкий бас (Марта
Анаква) - все это «Джаз-Пик». Перед финальными аккордами их выступления
на сцену вышел руководитель ансамбля Пётр Петрухин: волевой дирижерский
жест выявил в нем строгого и требовательного педагога.
Импровизация вторая, русско-американская
К русским музыкантам, завоевавшим признание на родине джаза - в США, у
нас отношение особое. Выступая в легендарных американских клубах,
сотрудничая с не менее легендарными музыкантами, русский джазист
обретает хорошую техническую подготовку и большой творческий опыт.
Многие музыканты из России так и остаются жить в Америке, создают там
свои музыкальные коллективы и приезжают на родину лишь для участия в
концертах и крупных фестивалях.
На «Евразию-2008» приехали двое таких «русских американцев». Один из них
- Николай Левиновский. Пианист старой советской джазовой школы,
известный меломанам как создатель ансамбля «Аллегро», выступал в первый
день фестиваля в сопровождении известных московских музыкантов Макара
Новикова (контрабас) и Давида Ткебучавы (ударные). Левиновскому,
по-моему, очень комфортно играть в этом зале. Это неслучайно, ведь
американский рояль «Стейнвей», приобретенный филармонией в прошлом году,
был выбран именно им.
С Левиновским на оренбургской сцене выступала американская певица Кэти
Дженкинс. Их творческому дуэту более 15 лет, и все это время их
объединяет работа в Нью-Йорке: являясь солисткой биг-бэнда Левиновского,
певица помогает музыканту руководить лейблом NLO Records. Своей
непосредственной улыбкой и обаятельным голосом бродвейских мюзиклов она
доказала оренбургской публике, что в Америке живут самые лучшие джазовые
вокалисты планеты. Под конец своего выступления, накинув на плечи белую
шаль, Кэти Дженкинс преподнесла слушателям сюрприз. В её исполнении
прозвучала песня «Оренбургский пуховый платок», - очень душевно,
по-русски, но с долей импровизации, и, ей-Богу, на слух воспринималась
как джазовый стандарт.
Второй
«русский американец» на «Евразии-2008» - это Олег Бутман. Известный
барабанщик, младший брат не менее известного саксофониста Игоря Бутмана,
он - один из самых востребованных современных музыкантов как в России,
так и за рубежом. Часто гастролируя, он постоянно сотрудничает со
звездами мирового масштаба. На фестиваль в Оренбург Олег Бутман приехал
с первоклассными музыкантами - Натальей Смирновой (фортепиано, вокал) и
Владимиром Кольцовым-Крутовым (контрабас). Втроем они представили
программу «Jazz Passion», которая с огромным успехом до этого
исполнялась в Нью-Йорке, в Европе и России.
Своей виртуозностью и ритмической мощью этот проект не нашел себе равных
на оренбургском фестивале. Музыка «Jazz Passion» - это стремительные
румбы со сложнейшими ритмами, сыгранные всеми тремя музыкантами в
идеальный унисон; это нетривиальные темы, наполненные непредсказуемыми
интонациями и гармониями; это фьюжновый динамизм эпохи Чика Кориа с
элементами рока и латиноамериканских жанров. Бешеные темпы композиций и
взрывные соло ударника все же не помешали ощутить необычайную
мелодичность представленной программы.
Импровизация третья, нетрадиционная
Ансамбль «Тромбон-шоу» был создан Максимом Пигановым благодаря…..
анекдотам. Легенды о тромбонистах – пьяницах и бездельниках, ничего из
себя не представляющих в музыке, не очень-то радуют руководителя
ансамбля, виртуозного тромбониста из Москвы. Поработав в Прибалтике со
своим диксилендом, поиграв в Америке с именитыми оркестрами и
обосновавшись в российских биг-бэндах, Максим Пиганов организовал
квартет тромбонов и показал миру, на что способен этот инструмент в
руках настоящих музыкантов.
Выступление «Тромбон-шоу» было одним из самых ярких во всем фестивале.
Вместе с Пигановым на тромбонах солировали виртуознейшие исполнители –
Сергей Серов, Рашид Кулеев и Дмитрий Толпегов, а сопровождали их Евгений
Гречищев (фортепиано), Сергей Проскурин (контрабас) и Кирилл Степурко
(ударные). Квартет тромбонов и ритм-секция - таков нетрадиционный состав
коллектива, исполнявшего известные мелодии традиционного джаза в
нетрадиционных аранжировках (прошу прощения за каламбур!). Веселая
драйвовая программа была сыграна музыкантами с блестящим остроумием и
настроила публику на позитивный лад.
Импровизация четвертая, ностальгическая
Соглашусь с мнением маститого журналиста и ведущего фестиваля Владимира
Каушанского о том, что звезды польского джаза, выступающие в России,
привносят в атмосферу фестивалей ностальгическую ноту. Знакомые
меломанам по виниловым пластинкам 70-80-х годов, польские коллективы для
многих из нас (и автора статьи в том числе!) стали в свое время
открытием мирового джаза. Именно поэтому их музыка всегда воспринимается
как нечто родное, как кусочек прошлого.
На
фестивале «Евразия-2008» при поддержке польского культурного центра в
Москве выступал саксофонист Томаш Шукальский со своим квартетом, в
составе которого лучшие польские музыканты - Артур Дудкевич (пианист),
Адам Ковалевский (контрабас) и Кшиштоф Дзедзиц (ударные). В одной из
композиций мы услышали потрясающую трио-импровизацию: на фоне бесконечно
длящегося баса в унисоне рояля и контрабаса барабанщик «колдовал» над
своей ударной установкой - загадочно шелестел, поскрипывал, постукивал.
После напряженной кульминации, в которую вылился этот таинственный
«музыкальный шум», необычайно тонко и лирично звучал нежный балладный
дуэт сопрано-саксофона и рояля. В каждой композиции после своего соло
Томаш Шукальский не спеша удалялся со сцены, словно предоставляя своим
партнерам возможность высказаться и приоткрыть слушателям свое
музыкальное «я».
Если
Томаш Шукальский - это ветеран польского джаза, то легендой советской
джазовой традиции является Герман Лукьянов. Трубач, композитор,
аранжировщик, писатель и поэт привез в Оренбург свой возрожденный
ансамбль «Каданс», первый состав которого был создан ровно тридцать лет
назад. В секстете Лукьянова играют теперь высококлассные молодые
музыканты - Алексей Круглов (саксофон, кларнет), Роман Соколов
(саксофон, флейта), Алексей Беккер (фортепиано), Макар Новиков
(контрабас) и Александр Зингер (барабаны). Команда представила несколько
пьес из альбома «Чёрным по белому».
Композиции «Каданса» очень оригинальны по своему музыкальному языку.
Русские (а не привычные нам американские) интонации, угловатые
мелодические линии, неожиданные гармонические диссонансы, - всё это
результат композиторского мышления Германа Лукьянова, за плечами
которого солидная академическая школа.
На фоне всего фестиваля выступление «Каданса» стало одним из самых
любопытных, например - потому, что это был единственный ансамбль, в
музыке которого преобладают тембры деревянных духовых инструментов.
Флейта, кларнет, альт- и тенор-горны, экзотическая трехствольная
цуг-флейта с чуть фальшивым, а оттого немного мультяшным, детским
звуком, - таков инструментарий коллектива, благодаря которому «Каданс»
воспринимается не традиционным джазовым ансамблем, а скорее камерным
академическим. Тем не менее, тембр саксофонов, сопровождение ритм-секции
и импровизационность – все эти черты джаза в их музыке тоже есть. Таким
образом, в творчестве коллектива гармонично соединяются элементы
академической музыки и джаза, оправдывая название «Каданс», которое
расшифровывается как «КАмерныйДжазовыйАНСамбль».
Импровизация пятая, традиционная
На фестивале «Евразия-2008» наибольшим количеством ансамблей было
представлено традиционное направление джаза. Один из них – частый гость
ведущих телевизионных каналов, известный московский пианист, композитор
и аранжировщик Сергей Жилин и его «Фонограф – Диксиленд-Бэнд». За 25 лет
существования «Фонографа» музыканты приехали в Оренбург впервые и
показали программу «Мир Диксиленда». Произведения традиционного джаза и
обработки известных мелодий в стиле «диксиленд» вместе с ансамблем
исполняла солистка проектов Жилина певица Алла Сидорова. Одну из
композиций бэндлидер посвятил барабанщику «Фонографа», нашему
соотечественнику Леониду Гусеву, и оренбуржцы, испытывая чувство
гордости, не жалели аплодисментов для своего талантливого земляка.
«KROLLJAZZ-квартет» под руководством пианиста Олега Кролла, сына
прославленного Анатолия Кролла - ещё один ансамбль традиционного джаза
на фестивале «Евразия-2008». В составе квартета на оренбургской сцене
выступал певец и шоумен Лев Лазарев, обаятельный низкий голос которого
пришелся по душе любителям джазового мэйнстрима. В его исполнении
звучали джазовые стандарты и известные мелодии из мюзиклов, а в качестве
сюрприза музыкант спел песню «Катюша» Матвея Блантера в неожиданной
американской стилистике, на английском языке и в свинговой обработке.
В последний вечер фестиваля публика гостеприимно и тепло встречала
оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга», организованный десять лет назад
Геннадием Гольштейном из своих студентов и выпускников класса саксофона
музыкального училища им. М.П. Мусоргского. Гольштейн – гениальный
музыкант и учитель, из ансамблей которого вышли такие известные
саксофонисты, как Игорь Бутман, Алексей Попов, Игорь Тимофеев и многие
другие. Неудивительно, что «Саксофонам Санкт-Петербурга» выпала честь
завершать фестиваль.
Предваряя выступление оркестра, маэстро Гольштейн не без иронии назвал
музыку, которую им предстояло исполнить, «нафталинной программой с
антикварными номерами». Так он окрестил джазовые мелодии 20-30-х годов,
которые звучали в исполнении вокалисток Яны Радион и Айрин Буше. Маэстро
не только дирижировал своим необычным коллективом из 13 саксофонов и
ритм-группы (фортепиано, гитара, контрабас и ударные), но и объявлял
названия композиций, переводил на русский язык тексты песен, а иногда
выходил к микрофону петь. В перерывах между произведениями Гольштейн
искрометно острил, рассказывая байки о джазе и удивительные истории из
своей творческой жизни. Своей непосредственностью дирижёр завоевал
симпатию публики, общаясь со слушателями, как с добрыми старыми
друзьями. Теплой душевной атмосферой выступление оркестра на
филармонической сцене стало прекрасным завершением фестиваля
«Евразия-2008», увенчавшегося грандиозным джемом в ресторане
«Театральный».
Юлия Александрова,
Оренбург
|