Уникальный
продюсерский центр David Orchestra уже два года подряд привозит в
Екатеринбург именитых джазовых музыкантов со всего света. Идея создания
проекта David Orchestra родилась у саксофониста Игоря Паращука зимой
2007 года. И с той поры джазовая жизнь в городе стала изобильной.
Уральскую столицу уже успели поразить израильский пианист Леон Пташка,
альт-саксофонист Джесси Джонс, вокалист Рой Янг (работал с самим Рэем
Чарльзом), великий саксофонист Ричи Коул, кубинский трубач Денис
Эрнандес et cetera, et cetera. Под чутким руководством томского
контрабасиста и продюсера Асхата Сайфуллина проект собрал лучших
музыкантов Екатеринбурга: Виталия Владимирова (тромбон), Игоря Паращука
(саксофон), Александра Титова (клавишные), Игната Кравцова (ударные).
David Orchestra не только будоражат екатеринбургского слушателя
заморскими диковинками – но и сами взрывают залы Европы и Америки. Они
стали любимцами на ежегодном зимнем фестивале в Майами и связали
Екатеринбург с Новым Светом.
В этом сезоне уральские музыканты открыли серию концертов «Звёзды
Бродвея» выступлением с американской джазовой певицей Джулией Никсон (Julia
Nixon). В Россию звезда бродвейских мюзиклов привезла свой дебютный
сольный альбом «Keepin’ On Track», который получил высокие оценки
критиков и был представлен на концерте в историческом Театре Линкольна,
в Вашингтоне. Критики сравнивают ее с Аретой Франклин и Тиной Тёрнер.
Журнал Down Beat писал, что её голос насыщен тембральными красками Пегги
Ли, Нэнси Уилсон и даже Барри Уайта. С середины 80-х она поражала мир
своим бархатным контральто и диапазоном в 4,5 октавы. И вот теперь
певица добралась до России. Первым в списке городов стал Екатеринбург.
Джулия, как жизнь соединила вас с музыкой?
-
О, музыка в мою жизнь пришла сразу после колледжа. Я встретила своего
будущего мужа (теперь - бывшего) в школе, и он меня вдохновил на
театральную и музыкальную деятельность. Мы стали выступать в Школе
Искусства – и тогда я поняла, что мой голос подходит именно для
музыкального театра. Постепенно я стала изучать сценическое движение и
танцы – и так началась моя карьера в мюзикле.
Затем настал период, когда я прослушивалась для театральной постановки
мюзикла «Hair» («Волосы»), потом меня пригласили на прослушивание в
музыкальном фильме – и я не прошла ни один отбор. После чего я стала
выступать в джазовых клубах и кафе.
Мой пианист и я занялись совместными выступлениями – тогда появилось в
нашем репертуаре больше джаза, выступления стали более насыщенными. И
вот как-то раз меня подкололи спеть отрывок из мюзикла «Dreamgirls»
(«Девочки мечты»): аудитории очень понравилось – и я включила композиции
из этого мюзикла в свои клубные концерты. И кто-то из знакомых режиссёра
Майкла Беннета (Michael Bennet) был однажды среди моих слушателей – и
позвонил ему.
Через трубку режиссёр услышал, как я пела (а в тот момент Майкл как раз
путешествовал по стране в поисках актрисы на роль в его постановке) – и
тут же пригласил меня на эту роль. Так я попала на Бродвей и стала
играть главные роли в мюзиклах.
Хотя, признаться, в детстве я хотела быть оперной дивой (улыбается).
А чем вас привлекала опера?
- Знаете, однажды я просто влюбилась в оперную диву Лионтин Прайс (Leontyne
Price) – у неё просто шикарный голос – и она стала моим идолом. Я хотела
быть как она.
Но так получилось, что любовь меня привлекла именно в мюзикл, а не в
оперу.
Вы столько лет поёте в музыкальных постановках, а хотелось бы вам
самой попробовать себя в качестве режиссёра мюзикла?
- В принципе, я написала два мюзикла – и поэтому не думаю, что режиссура
будет чем-то сложным для меня. Но пока не планирую заниматься
постановкой. Сейчас я пытаюсь реализоваться в качестве актрисы (недавно
Джулия получила престижную награду «Hallen Hase» как лучшая актриса в
главной роли мюзикла. - Авт.), а о режиссуре пока не думала.
В нашем городе не так часто приезжают с презентацией альбома
американские звёзды. Почему вы решили включить в свой тур Россию?
- У меня было большое желание путешествовать, и к тому же мне хотелось
увидеть Россию. И я очень рада, что попала сюда. Россия интересная
страна. Самобытная. Люди интересные. Вообще, впечатлила меня Россия. Это
замечательно, что я приехала сюда со своими концертами.
В этом альбоме вы предстаёте не только как исполнитель, но и как
поэт-песенник. Как долго вы вынашивали идею записи своего альбома?
Расскажите о записи диска.
- Этот альбом рождался более десяти лет. Первую песню к нему я написала,
когда моему сыну было девять лет. Сейчас ему 22 – и сын сам
спродюсировал эту песню. Поначалу я не знала, какие аранжировки подойдут
к этим композициям, я только представляла, что альбом должен быть
урбанизированным, очень сильным, как у Мэри Джей Блайдж. И вот пока я
играла в мюзиклах – у меня рождалось много идей, было огромное желание
выразиться.
Толчком к обрамлению этого альбома, к созданию цельной пластинки,
послужила одна песня: она рассказывает о трагической любви, история
которой заканчивается самоубийством. Именно после этой песни
преобразился, выстроился весь альбом.
Ваш альбом очень ждали. И многие недоумевают, почему он так долго не
выходил.
- Знаете, я чувствую очень большую ответственность перед слушателями.
Поющих актрис сегодня тысячи, и только единицы могут превратить концерт
в музыкальное событие экстра-класса.
Кто из джазовых музыкантов вас вдохновлял и вдохновляет по сей день?
- Я очень люблю старую школу: Рэй Чарлз, Элла Фицджералд, Майлс Дэйвис...
К нескольким песням из этого альбома вы сами написали тексты. Кто из
поэтов вас вдохновляет на написание текстов?
- Я не столько люблю поэзию, сколько прозу. Я просто люблю читать. И
просто люблю слова, как сочетаются некоторые слова. Просто нахожу
сочетания слов.
Каждая страна, каждая культура порождает свою уникальную музыку.
Поиграв сегодня с русскими музыкантами, вы можете сказать, как
отличается русский музыкант от американского?
- Не-е-ет, я не слышу разницы абсолютно! Эти русские музыканты, с
которыми я сегодня играю, просто замечательны! У меня много
друзей-музыкантов из различных стран – они все играют чудесно. Нет, мне
кажется, разницы нет.
То есть, вы не согласны с утверждением, что настоящий джаз могут
исполнять либо темнокожие – либо евреи?
- (смеётся) Конечно, нет. Я понимаю, почему могло родиться такое
изречение: и афроамериканцы, и евреи –народы, которые много натерпелись
в своей жизни, много пережили. В одно время были гонимы. И теперь у них
рвётся душа.
А что слышно о русских музыкантах в Америке?
- Много слышно о европейцах в Америке (Джулия почему-то отнесла
русских к европейцам. - Авт.; а почему бы и нет? - Ред.). Молодое
поколение американцев не занимается музыкой всерьёз, не любят живую
музыку, они помешаны на электронике, которую делают на компьютерах. А в
европейцах чувствуется настоящая любовь к музыке, к джазу.
В России в разных городах люди отдают предпочтения разному джазу.
Например, в Санкт-Петербурге чаще можно услышать традиционный,
классический джаз. А в Екатеринбурге, наоборот, чаще современный джаз,
лаунж. А как в Америке? Какой джаз сейчас там любят?
- В разных городах не ощущается сейчас разницы. Особняком, пожалуй,
стоит только Новый Орлеан – там более тёплый, более южный джаз, более
южный блюз. Мне интересно наблюдать, как джаз сейчас становится более
цельным. Стираются границы в музыке.
Если сейчас стираются границы, то каким будет джаз лет через 100?
- Мне кажется, это будет не джаз, не блюз, это будет что-то смешанное и
непохожее на то, что мы сейчас слышим. Джаз перестанет быть просто
джазом. Границы в музыке будут стираться – и музыка будет более
целостной, какой она, в общем-то, и должна быть.
Как пример можно взять рэп, который родился в 80-е – и все тогда
сказали, что он не выживет. Но даже Майлс Дэйвис играл с
хип-хоп-исполнителями в конце своей жизни. Сейчас возрождается диско,
все стили соединяются. Объединяются города и страны. И по-моему, это
здорово!
В этот вечер Екатеринбург внимал истории глубокого и завораживающего
рассказчика, поведанные то чувственным и пронизывающим, то экспрессивным
и даже нахальным, но очень нежным женским вокалом. «It’s music from God!..»
(«Эта музыка от Бога!..») – Шептал весь вечер Асхат Сайфуллин. Музыка,
соединившая два континента и так органично сочетавшаяся в исполнении
Джулии Никсон и David Orchestra. Действительно. От Бога.
Вероника Грозных
Фото: Мария Руль
|