Не так давно в украинском джазовом реестре появилось новое имя:
Magnifika Group. Под ним скрывается коллектив молодых харьковчан,
буквально вчера закончивших музыкальные вузы и за считанные месяцы
создавших музыкальный проект, который можно со спокойным сердцем
показывать на событиях даже самого высокого уровня. Парни — Дмитрий
Бондарев (труба), Роман Винсковский (саксофон), Вадим Фигурский
(бас-гитара), Вадим Самосюк и Алексей Хорольский (гитара) — не только
занимаются саморазвитием в исполнительском отношении: они стали
инициаторами серии концертов в Харькове, на которых выступают сами и
показывают своих коллег.
Группа за последний год сделала многое: приняла участие в конкурсе
фестиваля «Усадьба.Джаз», где вышла в финал, но недобрала несколько
очков; выступила на нескольких украинских международных фестивалях,
включая семидневный Za Jazz Fest (неожиданно сильно «выстреливший» в их
родном Харькове прошлой весной и показавший слобожанам Рона Картера,
Джей Ди Уолтера, Марсьяля Соляля, Поля Болленбэка и ещё добрую дюжину
первоклассных музыкантов). Кстати, вышеупомянутый Za Jazz Fest фестиваль
стал «крёстным папой» группы, взяв над ним своеобразное шефство: именно
благодаря его поддержке коллектив смог выбраться в Россию и показать
себя на летнем фестивале импровизационной музыки «МузЭнерго», который
проходил в подмосковном наукограде Дубна. Именно там мы поближе
познакомились с парнями и смогли чуть позже, уже по электронной почте,
задать им несколько вопросов. Но прежде чем показывать результат этой
беседы — ещё несколько слов о группе.
Отличительная черта коллектива заключается в их неимоверной сыгранности
и крепчайшем взаимодействии. «Пачка», состоящая из саксофона и трубы,
звучит так, словно на сцене находится как минимум 4-5 духовых
инструментов. Материал, который играет Мagnifika, не всегда первичен —
есть в их репертуаре, например, композиция «Some Skunk Funk»,
исполняемая практически нота в ноту с оригиналом, только в бешеном темпе
(именно за это экспертный совет конкурса «Усадьба.Джаз» снял несколько
очков), но не одним «сканк-фанком» жива Magnifika. Ребята сочиняют
собственные композиции, основанные на национальном мелосе: и вот здесь,
с учётом вышеприведенных характеристик, — у Magnifika мало равных даже
среди более зрелых коллег-соотечественников.
Беседуют: Дмитрий Бондарев (труба) Д.Б.
Роман Винсковский (саксофон) Р.В.
Вадим Фигурский (бас-гитара) В.Ф
Вадим Самосюк (ударные) В.С.
Алексей Хорольский (гитара) А.Х.
Расскажите немного каждый о себе и о том, как вы нашли друг друга;
как образовывалась группа, с какими трудностями и радостями пришлось
столкнуться.
В.Ф.: Я родом из Бердичева. В Харьков приехал шесть лет назад — учиться
в Академии Культуры. Там мы с ребятами и встретились. Трудности… они
есть на пути любого музыканта. Терпеть и добиваться своего — самая
большая трудность. Имели место и технические трудности, — например,
отсутствие хорошего инструмента. Да и банальные финансовые трудности —
куда же без них.
Р.В.: Родом я из курортного Трускавца. Закончил музыкальную школу, затем
музыкальное училище в Дрогобыче. Когда поступил в Харьков, встретился с
Самосюком и Бондаревым, с которыми мы и задумали сделать проект. К нам
присоединился басист Ярослав Роденко. В этом составе у нас прошло два
концерта: джаз-фест в Донецке и сольное выступление в Харькове, после
чего Ярослав Роденко более не хотел в этом участвовать. Разъехались на
летние каникулы. Собравшись вновь на учебу, начали сколачивать новый
коллектив, состав которого существует и поныне. Радости было немного.
Вокруг народ не интересовался музыкой особо, а джазом — так и вообще… А
мы хотели — и хотим — играть хорошую музыку и постоянно
совершенствоваться.
А.Х.: К настоящей, серьезной музыке я пришел недавно. Еле-еле окончил
музыкальную школу. А в институт культуры поступил почти случайно. В
середине 90-х модно было учиться юриспруденции. Вот сначала и я поддался
общей моде. Проучившись год, в связи с рядом обстоятельств переехал в
Харьков, на родину. А до этого мы с родителями 14 лет прожили в России.
Возникла потребность в продолжении образования. Выбрал институт культуры
и без особых трудностей туда поступил. Там и познакомился с Вадиком
Самосюком. Впоследствии он меня и пригласил в группу, когда я уже
временно отстранился от музыки. Главной трудностью было реанимировать
себя как хоть какого-нибудь музыканта, а затем уже учиться играть что-то
похожее на джаз. Первое выступление состоялось 16 декабря 2005 года на
харьковском фестивале «Салтовская весна». Мы заняли второе место и
получили целый DVD проигрыватель! Очень радовались, праздновали три дня.
Трудности есть — но мы их переживаем вместе. Так легче.
В.С: Начал заниматься музыкой в 8 лет. Музыкальную школу окончил по
классу альт-саксофона. В 12 лет стал играть в ВИА на барабанах. Играли
советские хиты. В 14 лет поступил в Мариупольское училище по классу
альт-саксофона. Через год понял, — не моё. И перевёлся на барабаны. В 19
лет пошёл в Харьковский «кулёк», там встретил Рому, Диму, Ярика. Позже
«убрал» Ярика, взял Вадика и Лёшу. Образовался коллектив Quadrosound,
который просуществовал пару концертов. Потом уже появилась Magnifika
group. Название придумали спонтанно, рассматривая словарик
польско-украинских слов вместе с Лёшей. Остальным понравилось. Потом уже
узнали, что с латыни переводится как «великолепный».
Радости начались с поездками на джаз-фесты. А трудности как всегда
одинаковые — как правило, плохие барабаны и страшный звук в мониторах.
Д.Б.: Познакомились во время учёбы. Много всего было и ещё больше будет!
Трудности: диплом, может, и даёт путевку в жизнь, но не в нём суть.
Главное — играть.
Хватает ли вам того образования, что вы получили, или хотелось бы
дополнить его ещё какими-то клиниками и мастер-классами?
Д.Б.: В Харькове, например, половина джазовых музыкантов не имеет
высшего музыкального образования. Это никак не мешает реализовать себя.
А если и дополнять себя, то, разве что, в колледжах вроде Бёркли. У нас
каждый учится джазу самостоятельно, с помощью записей, мастер-классов и
практики.
В.С.: Образования не хватает. Хотелось бы позаниматься у Стива Смита или
Дейва Уэкла.
А.Х.: Никогда мне не хватит образования. Сейчас… есть возможность только
для самообразования.
Р.В.: Я думаю, что нет. Всегда хочется больше. В нашем «пост-совке» его,
к сожалению, толком не получишь.
С какими мыслями вы репетируете? Как себя настраиваете? Какой
психологический подход вырабатываете в творчестве?
Д.Б.: Настрой такой: расслабиться и получить удовольствие. А чтоб этого
состояния действительно достичь, нужно хорошо подготовиться к
предстоящему выступлению во всех отношениях.
В.С.: 1) Группа важнее всего 2) Репетиции каждый день 3)
Самосовершенствование постоянно!
А.Х.: Если не могу сам настроиться, — настраивает группа. У нас даже
свой язык внутригрупповой выработался. Если есть проблемы, — пару минут
на этом языке и можно репетировать с отличным настроем!
Р.В.: Максимум позитива!
В.Ф.: Настраиваюсь, прежде всего, на точность и качество исполнения.
Надеюсь на своих парней, всегда есть желание репетировать.
Психологический настрой — «только вместе».
В чем, по вашему мнению, состоит изюминка «Магнифики»?
Изюминка, наверное, в материале, подобранном под участников. Если
кого-то поменять — это уже не Magnifika group. Ещё — наверное, в плотном
груве ритм-секции и духовой пачки. В достаточно высокой слаженности
выступлений. Ещё в единстве и понимании. А главное — в том, что мы
друзья.
Какое, по вашему собственному мнению, занимаете место в харьковской
джазовой жизни? Может ли среднестатистический харьковский музыкант быть
просто музыкантом или ему приходится брать на себя функции промоутера,
менеджера, организатора концертов?
Р.В.: Не думал об этом. Промоушн и организация концертов — на нас,
поскольку кроме нас это никому не нужно (улыбается).
А.Х.: Думаю, что на каком то месте точно. Но то, что наших клонов нет, —
стопроцентно. Организацией заниматься — приходится, «хай ей грець».
Почему не едете в Киев добиваться признания? Правильно делаете — но
почему?
Д.Б.: Не вижу в этом необходимости.
В.С.: Если ехать, так уж сразу в Нью-Йорк!
А.Х: Я в Харьков верю.
Р.В.: Если без шуток, в Киев нужно ехать более подготовленными, чем мы
сейчас есть, чтоб уж дать так дать!
В.Ф.: Нужно доказать, что не только в Киеве есть хорошие коллективы и
что без их признания можно занять нишу в любой сфере.
Что изменилось в вашей жизни после того, как в Харькове появился
ZaJazz Fest и начал разворачивать деятельность?
Д.Б.: Приятно, что на днях состоится очередной ZaJazz и я снова принимаю
в нем участие. Окончательно перехотелось возвращаться в родной Донецк.
В.Ф.: Появилась возможность играть на одной сцене с мировыми звездами
джаза.
Р.В.: Есть возможность послушать крутых чуваков вживую. Помогли съездить
нам в Дубну, спасибо!
А.Х.: Поживем-увидим. Пока всё хорошо. Для Харькова огромный плюс, да и
для Украины не маленький. Масштаб довольно приличный.
Что дает музыканту выступление в фестивальном, а не в
сольно-концертном формате? Ваши наиболее яркие впечатления от
фестивалей?
Огромный опыт. Нет плохих и хороших фестивалей. Все отличные! Каждый
фестиваль — яркое событие для нас. На фестивалях больше куража, чем на
других выступлениях. Одно из главных моментов — зрители уже с первых
секунд нашей игры начинают шевелиться, плясать, хлопать, кричать и.т.п.
Прямо загадка какая-то для нас! На разных фестивалях свои забавности.
Например, выступали с одним известным белорусским трубачом. Отстроились,
стоим. Обсуждаем рабочие моменты. А он стоит рядом, не видит нас и
говорит своим собеседникам: «пойдем послушаем, там рокеры в бешеном
темпе «Some Skunk Funk» играть будут».
С другого фестиваля возвращались в ночь автобусом. Водитель разрешил
курить. Зря он это сделал! Потом было, как в кино: густой дым в салоне и
водитель практически с головой, торчащей из окошка, всматривающийся в
ночную дорогу. Или — как в Дубне: дождь стеной, мокрые инструменты, а
нам классно и джазово! Много всего. Организаторам фестивалей — дай Бог
здоровья, сил и веры.
Татьяна
Балакирская
|