Только
было начавшие затихать разговоры о Годе джаза в Армении после его
эффектного начала в апреле вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли —
на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев
джаза, лучшим саксофонистом своего поколения, новатором и педагогом
Джерри Бергонзи.
Этот подарок армянским фанатам джаза — концерт квинтета Джерри Бергонзи,
который состоялся 7 июня — сделало Посольство США в Армении совместно с
организацией «Армянский джаз-70». И это вполне естественно: было бы
странно, если б родина джаза осталась в стороне от какой-либо акции,
связанной с этим жанром. Так, в прошлом году ереванцы слушали квартет
обладателя «Грэмми» Бобби Санабриа, одного из лучших латиноамериканских
перкуссионистов, а в этом году услышали явного последователя Джона
Колтрейна, энергичного и мощного, изобретательного и оригинального
тенор-саксофониста.
«Джерри Бергонзи — исполнитель мирового уровня, композитор, автор
многочисленных книг по джазу и педагог. Его музыка отличается новизной,
мастерством и искренностью. Неослабевающий драйв, внутренний огонь,
тотальный напор, высочайшая техника и лиризм — его характерные черты», —
так характеризует его Скотт Янофф, авторитетнейший американский джазовый
критик.
Родившийся в Бостоне Джерри Бергонзи с раннего детства заинтересовался
музыкой. Начинал он в восьмилетнем возрасте с кларнета, слушая Дюка
Эллингтона, Каунта Бейси и Лестера Янга. Его дядя, профессиональный
джазмен, подарил мальчику на 12-летие настоящий саксофон. А чуть позже,
когда друг дал ему послушать пластинки корифеев джаза, этот жанр в жизни
Джерри заслонил весь остальной мир. Уже в тринадцать лет Джерри играет в
профессиональном коллективе The Stardusters, затем, будучи студентом
музыкального колледжа Бёркли, он выступает с коллективом Джона ЛаПорта.
Эти годы Джерри всегда вспоминает с большой теплотой: «Я многому тогда
научился у Джона, он всегда учил нас, показывал нам наши ошибки и вообще
относился как родной человек».
В те годы Джерри много занимался, приходя в колледж к 6 утра, чтобы
иметь возможность спокойно играть. Он проучился в Беркли всего год, а
потом возвратился к себе домой, где научился играть на басе и стал
зарабатывать на жизнь, выступая со многими молодёжными составами.
Накопив достаточно денег, он в 1972 году едет завоевывать Мекку джаза —
Нью-Йорк. Там он селится в доме, где уже жил его друг-барабанщик Рик
Килбурн. В доме этом был большой чердак, который они использовали в
качестве концертного зала, где играли такие сегодняшние звезды, как Джо
Ловано, Дэйв Либман, Джон Скофилд, Майкл Бреккер, Боб Берг и многие
другие. Это были прекрасные годы — будущие звёзды играли, учились, учили
друг друга и постепенно начинали завоевывать популярность.
Набравшись опыта, Джерри Бергонзи собирает свой собственный коллектив,
где в качестве гитариста играл Майк Стерн, и начинает выступать с ним в
нью-йоркских клубах. Тогда же начинается и активная студийная
деятельность. Уже в первых записях Бергонзи демонстрирует свой
композиторский талант. На его счету более ста мелодий.
В конце 70-х годов один из столпов джаза, пианист и композитор Дэйв
Брубек, который тогда играл со своими сыновьями Дариусом, Крисом и Дэнни,
услышал игру Бергонзи и пригласил его выступать с ними. И в 1979 году в
карьере Бергонзи начинается новый период — гастроли и записи со всемирно
известным коллективом. За три года они объездили весь мир, выступали в
престижнейших залах, записали три полноценных альбома.
В те же годы Бергонзи начинает свою педагогическую деятельность. Он
пишет шесть книг об искусстве импровизации для всех инструментов,
обучает начинающих джазменов. На сегодняшний день он — профессор в
Консерватории Новой Англии, путешествует по Америке и Европе, проводя
мастер-классы. На его счету около 20 альбомов, записанных под
собственным именем, и бессчётное количество программ, записанных им в
качестве сайдмена. Когда известного саксофониста Майкла Бреккера однажды
спросили, занимается ли он на инструменте каждый день, он ответил:
«Конечно! Пока есть Джерри Бергонзи, ни один саксофонист не может
спокойно почивать на лаврах. Так что надо постоянно держать себя в
форме».
Узнав о приезде звезды такой величины, я связался с музыкантом по
электронной почте и попросил о виртуальном интервью, отправив музыканту
с десяток вопросов. На следующий день пришел обескураживающий, но
откровенный ответ: «Чтобы ответить на твои вопросы письменно, мне
понадобится целый день. Я, к сожалению, не в ладах с компьютером и
пользуюсь им только в самых крайних случаях. Вот приеду, тогда уделю
тебе сколько хочешь времени и отвечу на все твои вопросы».
Собравшись с духом, я тем не менее упросил его ответить на два особенно
«животрепещущих» вопроса: знает ли он что-либо об Армении и ее культуре
и что предполагает увидеть и услышать здесь. «Я вырос в городе Уотертаун,
штат Массачусетс, который является одним из крупнейших центров армянской
диаспоры Америки. Так что у меня было очень много друзей-армян в школе и
колледже. Один из них прекрасно играл на уде и скрипке, другой — на
кларнете. Они не были джазменами, но прекрасно импровизировали и,
насколько я помню, играли такие ритмы, которые я никогда до этого не
слышал. Это звучало очень здорово. Так что кое-что об Армении и ее
музыке я знаю. А что касается моих ожиданий, то могу сказать, что я
плохо представляю себе, на что похожа ваша страна, но уверен, что это
совсем другой мир с другой и очень живой и прекрасной культурой».
В Ереване Джерри Бергонзи должен был играть со своим квинтетом,
состоящим из басиста Джошуа Дэвиса, трубача Фила Гренадье, пианиста
Вардана Овсепяна и барабанщика Карена Кочаряна. Эти музыканты достаточно
известны и опытны, несмотря на относительную молодость. Так, Джошуа
Дэвис играл со всемирно известным оркестром Арти Шоу, давал
мастер-классы в Америке и Японии, имеет собственный состав и в настоящее
время является директором музыкальной программы Университета
Саскачевана. Фил Гренадье — выходец из музыкальной семьи, где джазом
занимается вся ее мужская часть, — отец (трубач) и братья Ларри (басист)
и Стив (гитарист). Сам Фил работал с Малгру Миллером, Фредди Хаббардом и
другими звёздами. Имеет два альбома, записанных им в качестве лидера.
Что касается двух других участников, то эти музыканты — уроженцы
Еревана, выпускники Ереванской консерватории, ныне живущие и играющие
джаз в Америке. У обоих за плечами серьёзное джазовое образование в
лучших музыкальных колледжах Америки, выступления и записи со звездами
джаза. А если еще добавить, что Карен Кочарян является «лицом» фирмы
Paiste Cymbals, а Вардан Овсепян учит джазу во многих штатах Америки и
именно про него замечательный пианист Брэд Мелдау сказал: «Его
композиторский талант великолепен!» — то у вас не должно остаться
сомнений в том, что в Ереван приехали достойнейшие музыканты и не пойти
на их концерт было бы огромной ошибкой. Тем более что вход был
свободным. Это был роскошный подарок ереванским любителям джаза от
Посольства Америки. Так вот именно этот факт и сыграл злую шутку с
музыкантами и истинными любителями джаза.
Билеты на концерт, которые бесплатно раздавали в кассе филармонии
любому желающему, закончились за несколько дней до его начала. Их
невозможно было достать даже при наличии крепких личных связей с
организаторами концерта. Поговаривают, что даже Левон Малхасян за день
до концерта искал лишние билеты для своих близких, и это будучи
председателем оргкомитета по проведению Года джаза! Лишь благодаря
доброй воле организаторов из Посольства США пустивших всех желающих в
конце концов в зал непосредственно перед началом концерта, джазовые
фанаты получили возможность послушать свою любимую музыку. Судя по
ситуации, предварявшей концерт, можно было предположить, что на концерте
ожидается полный аншлаг и количество джазовых фанатов в Ереване начинает
зашкаливать. Но вот уже в зале я понял, что ошибался. В рядах кресел
зияли проплешины пустых сидений. Тут сыграл свою черную роль факт
бесплатной раздачи билетов. Вот уже который год, организовывая свои
джазовые мероприятия, Посольство США придерживается принципа – вход на
концерты должен быть свободным! Очевидно, привлечённые этим
обстоятельством, билеты расхватывают люди, которым абсолютно все равно,
на какой концерт эти билеты – по принципу «на халяву пьют даже язвенники
и трезвенники». Но кроме того, что билеты изначально достались не тем,
кому они предназначались, этот факт имел и другие последствия. Через
минут двадцать после начала из зала стали вытекать тоненькие ручейки
людей, которые попали на этот концерт случайно. Дело в том, что
стилистика джаза, в которой представляли свои композиции музыканты, была
достаточно сложной, слушать и понимать её было нелегко даже искушенным в
этом жанре музыки людям. В результате к концу концерта, в зале осталось
меньше половины слушателей.
Конечно, к музыкантам нет и не может быть никаких претензий. В этом нет
никакой их вины. Они играли великолепно. А вот организаторам, наверное,
можно посоветовать в следующий раз жесты делать не такими широкими и
раздавать билеты, скажем, в джаз-клубах, в джаз-колледже, консерватории,
чтобы билеты доставались не совсем далеким от этого жанра людям.
В первый же день приезда музыкантов, по достигнутой с ним ранее по
интернету договоренности, я-таки встретился с Джерри Бергонзи и его
партнерами и наконец-то получил ответы на свои подготовленные давно
вопросы.
Вы выступали по всеми миру и имели возможность слушать самых разных
джазменов. Есть ли какая-либо разница между исполнением джаза
музыкантами разных стран?
— Впервые я попал в Европу (это была Германия) в середине 60-х. Тогда
люди там были одеты по другому, держали себя по другому, слушали и
выражали свои чувства отлично от американцев. А вот в последние годы я
уже практически не вижу никакой разницы. Одеты все одинаково, едят одну
и ту же пищу, благодаря интернету все слушают одну и ту же музыку, даже
нравы уже почти везде одни и те же. Так что сейчас я почти не вижу
никакой разницы ни в чем, в том числе и в музыке. Хотя если говорить
серьезно, то надо отметить, что в исполнении музыки европейцами сильно
чувствуются отголоски классической музыки, ведь в массе своей они все
воспитанники классической школы. И классика — это часть культуры
европейских народов. В Америке ситуация с классикой совсем другая.
Например, я никогда не играл классической музыки. В результате подходы к
исполнению разные. И это пожалуй, самое главное отличие между
музыкантами Европы и Америки.
А что происходит с джазом сейчас и что будет происходить в
дальнейшем? Ведь если разобраться, то уже много лет наблюдается некий
застой – никаких экспериментов и серьёзных нововведений. Что? Все,
выдохлись, никаких идей?
— Я бы сказал, что в джазе ничего не происходит с 1967 года. Ничего
нового. Все рискованные эксперименты закончились уже тогда. Шагов
вперёд, может, и много, но они какие-то уж мелкие, осторожные. Вперёд не
идут, а лишь ступают на ощупь. Хотя, знаешь, история джаза напоминает
мне расположение и движение планет в нашей вселенной. Они сходятся и
расходятся. Когда-то чуть ближе, когда-то чуть дальше. И если сегодня
Нептун ближе к, скажем, Марсу, то через сотню лет он отойдёт от него и
приблизится к другой планете. А еще планеты появляются, исчезают. Так же
и в джазе – стили появляются, исчезают... Становятся популярными, потом
предаются забвению, а через сто лет, может — чуть-чуть изменившись,
опять станут популярными...
А кто и как вообще создает стили?
— Создатель! Кто же еще? (При этом Джерри показал наверх). Тот,
кто создал и всю музыку.
А я вот думал, что джазовые стили создают джазмены...
Они лишь получают музыку, обрабатывают её и представляют людям. Все
большее — выше человеческих сил.
Вы много лет работали с Дэйвом Брубеком. Мы, конечно, много слушали
его записи и читали о нем. А вот какой он в жизни?
— Его же дети всегда называли отца «Дядя Дэйв». Он очень мало бывал с
ними, вообще мало занимался семьей. Постоянно бывал в разъездах и сильно
страдал от того, что не мог уделять детям и семье необходимое количество
внимания и времени. Что касается отношений с людьми, своими партнёрами в
частности, то он был настоящим джентльменом. Всегда аккуратен, вежлив,
уважителен, никакой расхлябанности. Он никогда не указывал своим
музыкантам, как играть то или иное своё произведение – давал лишь
основную идею. Он доверял своим партнёрам. Мы всегда вместе решали, как
и что играть. Но вот что касалось качества, отношения к музыке,
поведения не только на сцене, но и в жизни – тут он требовал
неукоснительного выполнения всех норм. В подобных вопросах он был
настоящим диктатором.
Кроме исполнения джаза, вы еще и учите джазу. А можно ли научить
играть его? Или это понимание должно сидеть в тебе изначально?
— На этот вопрос есть очень простой ответ. Можешь ли ты научить ребенка
говорить по-армянски? Как он учится? Он слушает, как говорят родители, и
повторяет. И так он учится. Это язык. А любая музыка и джаз в том числе,
это тот же язык. Надо его слушать всё время, как можно больше, и тогда
ты научишься. Например, я и сейчас слушаю джаз практически круглые сутки
— как только проснусь и пока не лягу спать.
Русские известны своим балетом, причем, уже много лет. Итальянцы –
оперой, американцы – джазом. Означает ли это, что такое положение
сохранится навсегда? Возможна ли ситуация, когда, например, армяне
завоюют все главные позиции в джазе?
— Я итальянец по происхождению и очень люблю оперу, но играю джаз. И,
поверь, делаю это не хуже, а намного лучше некоторых коренных
американцев. Я считаю, что национальная принадлежность играет в этом
вопросе самую незначительную роль. Гораздо важнее чувство музыки,
правильный подход в выражению своих мыслей в музыке и наличие этих самых
мыслей. А национальный колорит может лишь добавить красок основной
музыкальной картине.
Ну, вот, кстати, у вас в коллективе два уроженца Еревана. Вы
чувствуете что-то особенное в их музыке в связи с их национальной
принадлежностью?
— Я познакомился с ними случайно. Однажды услышал и сразу же решил
пригласить к себе в коллектив. При этом я, конечно же, не знал ни откуда
они родом, ни какая кровь течет в их жилах. Кстати, она у всех красная.
Они прекрасно играют, отлично понимают мои замыслы, и все мы составляем
один единый коллектив. Хотя, если сильно вдуматься, конечно, у них есть
свой своеобразный подход к музыке, и это, безусловно, связано с
культурой того народа, который является для них родным.
Вы в первый же день посетили ереванский джаз-клуб «Поплавок». Как
впечатления?
— Прекрасные. Отличное место. Очень уютно, приятно. Хорошая музыка и
великолепные музыканты. Пианист играл в манере великого Бада Пауэлла (речь
шла о Ваагне Айрапетяне – прим. авт.), и должен сказать, играл он на
очень высоком уровне, хорош был басист. Но больше всего мне понравилась
игра музыканта на вашем народном духовом инструменте, кажется, его
назвали зурна. Очень впечатляюще.
А что вы нам покажете на концерте?
— Пока не знаю. Завтра будет видно. Видишь ли, мы много играли вместе и
хорошо чувствуем друг друга. Что играть — мы решим позже. Это зависит от
настроения каждого и всех вместе. Мы настоящая группа единомышленников.
На
концерте в Большом зале филармонии пятерка продемонстрировал джаз
высочайшего уровня. Конечно, играли кое-какие стандарты (но в абсолютно
непривычной манере), но в основном звучали композиции лидера. Больше
всего впечатлений — от лидера, саксофониста Джерри Бергонзи, и трубача
из славной джазовой семьи Гренадье – Фила. Музыка
высокоинтеллектуальная, сложнейшая по технике исполнения, требовала
большой концентрации внимания и напряженной умственной деятельности.
Модерн-джаз с элементами фри-джаза достаточно сложно слушать два часа
подряд. Было нелегко, но истинные любители и ценители стиля, тем не
менее, слушали с интересом – ведь так никто в Ереване до этого не играл!
«Дюк Эллингтон говорил – нельзя ничего делать на полупрофессиональном
уровне. Делать надо или хорошо, или вообще не делать», сказал мне
руководитель квинтета перед концертом. Джерри Бергонзи, Фил Гренадье,
Джошуа Дэвис, Вардан Овсепян и Карен Кочарян все сделали хорошо.
Армен
Манукян
|