30
мая, концертный зал им. П.И. Чайковского: впервые в России ведущая
джазовая группа Европы - e.s.t. (Швеция): Эсбьорн Свенссон
(рояль), Дан Берглунд (контрабас), Магнус Острём (барабаны). Начало
концерта в 19.00.
e.s.t. (аббревиатура от Esbjörn Svensson Trio) – настоящая
группа-уникум: джазовое трио, которое считает себя поп-группой, играющей
джаз, порывает с традиционной субординацией «лидер-сайдмен» в пользу
равенства всех участников трио, выступает не только на джазовых
площадках, но и в рок-клубах, а также использует световые эффекты и
дымовые машины на концертах – в общем, e.s.t. далеко выходит за
рамки классических джазовых канонов. Возможно, именно потому их
композиции попадают в европейские поп-чарты, а видеоклипы ротируются на
скандинавском MTV! Смешав в своём необычном творчестве джаз с
европейской классической музыкой, роком, фанком, drum'n'bass, а также
прочей электроникой, e.s.t. завоевало себе внушительную аудиторию
от знатоков джаза до юных поклонников хип-хопа. Критики и публика по
всему миру сходятся во мнении: e.s.t. – определённо, одни из
самых «продвинутых» джазменов. Яркое шоу группы, собирающей в Европе
тысячные залы, имеет все шансы стать самым важным джазовым событием 2008
года!
Открытость
новым музыкальным веяниям, любознательность и немного удачи – вот
элементы становления лидера группы Эсбьорна Свенссона как музыканта: "Я
играю на фортепиано, потому что в нашем доме не было никакого другого
инструмента. На самом деле, я бы предпочёл играть на ударных. Например,
еще ребенком я сделал себе установку из разного старого барахла и
пытался подражать группе«Sweet в их песне «Ballroom Blitz». Но потом
пришел Магнус Острём со своими барабанами, и я решил остаться за
клавишами. Мы выросли вместе с Магнусом, и играли мы тоже вместе с
самого начала. Когда Магнусу подарили его первую ударную установку, он
принес её ко мне домой, и мы начали играть. Мы понятия не имели, как это
делается, но это доставляло нам массу удовольствия. Поскольку у нас не
было педагога и никто не говорил нам, как играть, мы смогли развивать
свою музыку в уникальном направлении". Основательное музыкальное
образование Эсбьорн впоследствии получил в Стокгольмском университете.
С середины 80-х Свенссон и Острём зарекомендовали себя как
многообещающие музыканты на шведской и датской джазовых сценах. Своё
первое трио они собрали в 1990 году, однако так и не смогли начать
записывать свой первый альбом, пока не встретили контрабасиста Дана
Берглунда. Оба были буквально сражены наповал его оригинальным
гармоническим мышлением и мощными творческими идеями. Им удалось убедить
Дана присоединиться к их трио – таким составом e.s.t. играют и по
сей день. В 1993 году Esbjörn Svensson Trio записали и выпустили свой
дебютный альбом, «When Everyone Has Gone».
К
середине 90-х трио сделало себе имя в Швеции и заключило договор с
ориентированным на поп-музыку лейблом Superstudio Gul / Diesel Music.
Первым альбомом, вышедшим на этом лейбле в том же году, стал «e.s.t.
Plays Monk». Он быстро разошелся в Швеции тиражом более чем 10000
экземпляров. Вскоре Эсбьорн Свенссон начал собирать «урожай» наград: в
1995 и 1996 годах его назвали шведским джазовым музыкантом года, в 1998
- шведским композитором года, а вышедший в 1997 году альбом e.s.t.
«Winter in Venice», состоящий в основном из авторского материала, был
отмечен шведской премией Grammy.
«From Gagarin’s Point of View» (1999) стал первым альбомом группы,
выпущенным за пределами Скандинавии на немецком лейбле АСТ; появление на
джазовых фестивалях JazzBaltica и Montreux ознаменовали международный
прорыв e.s.t. Последующие три альбома принесли музыкантам звание
"Трио года" от авторитетного английского журнала Jazzwise, участие во
всех значительных фестивалях Европы, а также целый каскад музыкальных
премий: European Artist of the Year, Victoire du Jazz, German Critics
Award 2002, German Jazz Award, Choc de l'année, а также приз музыкальной
ярмарки MIDEM "Revelation of the Festival",
Предпоследний альбом группы «Viaticum» (январь 2005) превзошёл успех
всех предыдущих альбомов: композиции с него попали в полусотню поп-хитов
Германии и Франции, в Швеции же он дебютировал на 4 месте! За «Viaticum»
e.s.t. удостоились золотой и платиновой наград German Jazz Award,
ещё одной шведской Grammy, ко всему прочему группа попала на обложку
главного джазового журнала Downbeat в мае 2006-го!
Новый
студийный альбом e.s.t. «Tuesday Wonderland», материал с которого
трио будет исполнять в Москве, напрямую связан с «Viaticum». Идея,
заложенная в «Viaticum», состояла в том, что музыка - это те необходимые
припасы, которые человек берёт с собой в свой долгий жизненный путь. «Tuesday
Wonderland» - это сам по себе путь, таинственное путешествие, которое
открывает новые миры и ведёт вас в Wonderland, Страну Чудес, сотканную
из необычной музыки e.s.t. И путь продолжается…
28
апреля клуб Игоря Бутмана представляет: звезда smooth-джаза Eric
Marienthal (саксофон, флейта - США) и трио Олега Бутмана (барабаны):
Наталья Смирнова (ф-но), Антон Давидянц (бас).
«Мы говорим «партия», подразумеваем - Ленин». Мы говорим «smooth jazz»,
подразумеваем - Эрик Мариентал. Что ж, без этого человека,
действительно, невозможно представить себе ни smooth-джаз в частности,
ни современный джаз вообще.
Без преувеличения влиятельный и очень разноплановый джазовый музыкант и
композитор Эрик Мариентал окончил престижный джазовый колледж Бёркли в
Бостоне в 1980 году и на протяжении нескольких лет играл с Элом Хиртом,
Disneyland Band, а также частенько выступал на джем-сейшнах в джазовых
клубах Лос-Анджелеса. Однажды (дело было в 1986 году) на такой
джем-сейшн с участием Эрика заглянул Чик Кориа, который как раз
подыскивал саксофониста в свой ставший впоследствии легендой Elektric
Band. Игра Мариентала настолько впечатлила титана джаза, что на
следующий день Эрику позвонил менеджер Чика с предложением
присоединиться к группе. Эрик играл в Elektric Band (вместе с Кориа,
Фрэнком Гамбале, Джоном Патитуччи и Дэйвом Уэклом) с 1986 по 1995 год,
записал в её составе шесть альбомов, два из которых были отмечены
премией «Грэмми».
Едва в 1987 году вышел первый альбом Elektric Band "Light Years", лейбл
GRP Records предложил Мариенталу контракт на выпуск сольного альбома. В
1987 году Эрик выпустил свой сольник "Voices of The Heart", продюсером
диска стал сам Чик Кориа. За ним последовали два альбома,
спродюсированных Джоном Патитуччи, в том числе и один из лучших дисков
Эрика «Crossroads» (1990), который, вкупе с работой в Elektric Band,
придал молодому музыканту очень серьёзный вес в джазовом мире. Вскоре он
стал самым востребованным саксофонистом в стиле contemporary jazz:
вначале Мариентал записывался на дисках Ли Ритенаура, Дэйва Грузина, GRP
All-Star Big Band, Дэвида Бенуа, Дэйва Уэкла, Джона Патитуччи и The
Rippingtons, затем последовало сотрудничество с поп-звёздами Элтоном
Джоном, Билли Джоэлом, Стиви Уандером и Барброй Стрейзанд.
Мариентал
не только превосходный музыкант, но и талантливый педагог: Эрик издал
три пособия по джазовой импровизации "Comprehensive Jazz Studies &
Exercises", "The Ultimate Jazz Play Along", "The Music of Eric
Marienthal", а также три видеошколы "Play Sax From Day One", "Modern Sax"
and "Tricks Of The Trade", которые считаются самыми внятными
самоучителями игры на саксофоне и пользуются заслуженной популярностью в
мире.
Каждый новый альбом Эрика Мариентала (а их у него уже двенадцать
наименований) неизменно попадает в США на первые места в национальных
смут-джазовых радиочартах, а также в Billboard Contemporary Jazz Charts.
В дополнение к успешной сольной карьере в настоящее время Эрик выступает
ещё и как участник Gordon Goodwin Big Phat Band, а также Elektric Band
(который Чик Кориа возродил весной 2003 года).
Адрес клуба: м. Чистые Пруды или Тургеневская, Уланский переулок, д.
16 (в здании гостиницы "Уланская")
Заказ столиков по телефону (495) 632-9264
Начало концертов - 20.00
XII международный фестиваль Сергея Курёхина SKIF
24-27 апреля, Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина,
Санкт-Петербург
Двенадцатый Международный Фестиваль Сергея Курёхина SKIF-12 по традиции
состоится с 24 по 27 апреля в Центре современного искусства им. Сергея
Курёхина. Международные фестивали SKIF (Sergey Kuryokhin International
Festival) проводятся Благотворительным Фондом выдающегося русского
композитора конца ХХ-го века Сергея Курёхина, основанным в 1996 году
после трагической смерти музыканта. Два первых фестиваля состоялись в
Нью-Йорке в 1997 и 1998 годах, в октябре 1998 года третий SKIF прошел в
Санкт-Петербурге - с тех пор фестивали стали здесь ежегодными. В основе
концепции этого события, лежат идеи Сергея Курёхина, использованные им в
легендарном проекте «Поп-Механика». С момента своего основания фестивали
SKIF стали крупнейшим ежегодным событием в культурной жизни
Санкт-Петербурга и России, не имеющими прецедентов в нашей стране.
Фестиваль открывает новые имена в современной, прогрессивной и
оригинальной музыке - от джаза до электроники, от world music до нойза и
эксперимента.
В фестивале этого года примут участие около пятидесяти творческих
коллективов из разных стран: Nils Petter Molvaer/Thomas Stronen/ Eivind
Aarset (Норвегия), DAAU (Бельгия), Ben Frost (Исландия), Pierre Bastien
(Франция), FM Einheit & Caspar Brotzmann (Германия), Black Engine
(Италия), ZU (Италия) , Alamaailman Vasarat (Финляндия), Funckarma
(Нидерланды), Totem (США), Mitch&Mitch (Польша), MoHa! (Норвегия) BJ
Nilsen (Швеция), Analogik (Дания), Harmonia: Michael Rother/Hans-Joachim
Roedelius/Dieter Moebius (Германия), Leafcatter John (Великобритания),
Midi Lidi (Чехия), Nid & Sancy (Бельгия), Eraldo Bernocchi (Италия),
Тригон (Молдова), Jahcoozi (Германия), Polar Bear (Великобритания), Dick
el Demasiado (Нидерланды), The Сomplainer & the Сomplainers (Польша),
Silence Kit (Москва), Fusedmarc (Литва), «Квартет Актуальной Музыки РСM»
(Смоленск), Port Mone (Беларусь), «Я слева сверху» (Москва),»Механеры
Культуры» (Беларусь), Gurzuf (Беларусь), Earworm (Беларусь), «Н.О.М.»
(СПб), Digital Forks (СПб), Илья Белоруков (СПб), atlantida (СПб),
Cyclofillydea (СПб), «Гроздья Виноградова» (Москва), «Бензольные
мертвецы» (Спб), «Модный Дом Наташи Пивоваровой» (СПб), «Академия
странствий» (Спб), Георгий Багдасаров (Россия/Чехия).
Кроме обширной музыкальной составляющей, на фестивале в полной мере
ежедневно будут представлены: перфомансы, фильмы, анимация и видео-арт.
Кинопрограмма будет показана в последний день фестиваля - 27 апреля (в
течение всего дня). На ней будут представлены российская и чешская
анимация для взрослых и детей, космический вестерн-мюзикл «Американский
астронавт» (The American Astronaut) режиссера Кори Макэби (США). Также
вас ждет специальная программа, фильмов немецкого фотографа, писателя и
режиссера Мирона Цовнира (с его участием) - в частности, российская
премьера картины «Zownir - Radical Man» (Slowboat films, Германия), а
также музыкальные клипы и короткометражные фильмы.
В чилл-ауте - мультимедийные проекты «A-5» (Россия/Германия), Юрий Элик
(СПб), Новые основания (СПб).
Более подробная информация об участниках фестиваля
Расписание по дням
Фестиваль SKIF-12 проходит при поддержке: Комитета по культуре
Санкт-Петербурга, Итальянского Института Культуры в СПб, Посольства
Королевства Нидерландов в Москве и Генерального Консульства Королевства
Нидерландов в СПб, Генерального консульства Республики Польша в СПб,
Консульства Королевства Норвегии в СПб, Генерального Консульства
Германия в СПб, Института Финляндии, Института Гете, Чешского Центра в
Москве, The Finnish Performing Music Promotion Centre (ESEK), Vlaamse
Overheid Kunsten en Erfgoed, Посольство Литовской Республики в
Российской Федерации и других культурных институтов.
ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО
ИСКУССТВА им. С.Курёхина
199106, Санкт-Петербург, Средний пр., В.О., 93, тел/факс: (812) 322 42
23, (812) 322 24 25
23 апреля в культурном центре «ДОМ» пройдёт
концерт-презентация книги Александра Кана «Пока не начался Jazz…».
В музыкальной программе участвуют Аргенис Салазар (Венесуэла) и ансамбли
с участием саксофониста Сергея Летова - «Три О» и «Сакс Мафия» (Москва -
С.-Петербург - Вологда - Львов). Начало в 20.00.Вход: 300 руб.,
студентам - 200 руб.
Александр
Кан - один из ведущих экспертов в области новой музыки, джазовый
критик, продюсер, обозреватель русской службы британской вещательной
корпорации Би-Би-Си. В 70-е - 80-е годы - организатор основных событий в
области новой музыки в Ленинграде. В 1989-1993 - организатор фестиваля
«Открытая музыка» (первого фестиваля свободной музыки в СССР-России). С
1996 г. живёт и работает в Лондоне. С 2005 года - продюсер российской
программы Лондонского джазового фестиваля.
«Петербург 70х-80х годов сильно напоминал планету Татуин в начале
«Звездных Войн»; повседневная жизнь и власть находились в
противостоянии, говорить о котором было настолько бессмысленно, что
просто не принято. В таких местах должны существовать люди, знающие код
жизни: на Татуине был старый джедай Оби-Уан Кеноби; в Петербурге -
знаток новой музыки Александр Кан.
В мире тотальной ненадежности Алек был человеком надежным, авторитетным
и держащим свое слово. Но главное - он был Слушателем с большой буквы. И
если что-то происходило, Алек был в курсе, и, скорее всего, помогал это
устраивать. Неудивительно, что вскоре после нашего знакомства он стал
первым слушателем каждого нового альбома «Аквариума»: как только
заканчивалась запись, я набирал его номер, чтобы услышать сделанное
вместе с ним и узнать, наконец - что же у нас на этот раз получилось.
Потом пришли новые времена; Алек уехал жить и работать в Лондон. С его
отъездом Петербург опустел и жизнь в нем прекратилась; во всяком случае,
жизнь музыкальная. Исчез человек, который, как известно, «является мерой
всех вещей». Не стало Слушателя, не стало и музыки.
Но пока джедаи живут где-то во Вселенной, Сила остается с нами» (Борис
Гребенщиков)
О книге
Книга «Пока не начался Jazz…» - документальный роман-воспоминание. Это
подробный, искренне-ностальгический рассказ Александра Кана о советской
джазовой сцене и людях, которые ее создавали. «Пока не начался Jazz…» -
книга не только о формировании новой музыкальной сцены в конце
70-х-первой половине 80-х годов, но и рассказ о том времени, о рождении
«второй культуры». Впервые в истории российского non-fiction автор
рассказывает не только о внутренне жизни музыкального андеграунда, но и
взаимоотношениях с КГБ, иностранцами, об истории издания на Западе
первых альбомов российского новой музыки.
Героями книги стали трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, дуэт
Гайворонский-Волков, Сергей Курехин, «Аквариум», «Странные Игры» и
другие.
Прямая речь автора
«Революция в искусстве, как и любая другая, всегда неожиданна. Глядя из
будущего, историки и искусствоведы находят ей рациональное объяснение,
раскапывают причины и следствия и распутывают клубок политических,
культурных и эстетических причин, по которым взрыв был неизбежен. Как
могли наивные и недальновидные современники не заметить, что у них на
глазах творится история?!
В гуще событий у свидетеля и участника нет возможности на мгновение
остановиться, на шаг отступить, отстраниться и взглянуть на происходящее
со стороны.
Я, однако, убежден: если и в самом деле повезет, и окажешься в центре
бурного революционного потока, то перепутать и принять его за плавный и
тихий ход эволюции невозможно. Наоборот, вихрь событий настолько
захватывает, что невольно переоцениваешь значимость происходящего у тебя
на глазах. Мне повезло: я был свидетелем и, по мере сил, участником
такой эстетической революции. Сейчас, годы спустя, приступая к написанию
книги, я оказался перед двойной задачей: попытаться воссоздать её накал,
наше собственное возбуждение и в то же время проанализировать
происходившее холодным «объективным» взором критика».
В
начале мая в России пройдут выступления двух известных российских
джазовых эмигрантов - альт-саксофониста
Бориса Курганова, одного из
важнейших действующих лиц московской клубной сцены 90-х (в последнее
десятилетие живёт в Нью-Йорке), и тенор-саксофониста Алексея
Николаева, в 90-е - ведущего солиста «МКС Биг-бэнда» Анатолия Кролла,
а в последнее десятилетие - жителя Сиэтла.
Расписание
выступлений Алексея Николаева:
08.05 - Jazz Town
(Таганская площадь, 12 ), начало в 21:00
09.05 - «Союз
Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00
11-12.05 - Клуб Игоря Бутмана (Москва, Уланский пер., д. 16, стр. 1 А.)
в здании гостиницы "Уланская",
начало в 20:30
17.05 - Владимир (площадка уточняется)
Расписание выступлений Бориса Курганова:
02.05 - «Союз
Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00
04.05 - «FAQ кафе» (Газетный пер., 9 стр. 2в), начало в 20:00
06.05 - «Союз
Композиторов» (Брюсов пер.8 /10 стр. 2), начало в 21:00 |