Дайте мне точку опоры, и я переверну землю.
Архимед
Бессменный
руководитель легендарного
джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес, рассуждая о материях менее
глобальных, сказал несколько иначе: «Дайте мне пять надёжных человек, и
я проведу фестиваль». Но современные реалии таковы, что и давно умерший
учёный, и находящийся в полном здравии организатор кажутся людьми из
одинаково далёкого прошлого. Уже мало кто понимает, как можно
заинтересоваться культурным событием как таковым, не узнав и не
проанализировав стоимость билетов. А любая стоимость всегда подлежит
экспертной оценке, против которой организатору сказать нечего: «да за
такие деньги я бы и на Колтрейна не пошёл».
Нас давно приучили к магическому звучанию слов «шоу-бизнес», заставив
поверить, что слово «шоу» накрывает собой всю мыслимую музыку, а заодно
и кино с театром. Мы, зрители, знаем и ценим свой небольшой круг
любимцев, а ко всем остальным относимся примерно одинаково. К поющим под
фонограмму эстрадным звёздам. К академическим музыкантам с их
аккуратными костюмами и заведомо качественным репертуаром. К рокерам с
их неаккуратными костюмами и заведомо сомнительным репертуаром. К
представителям менее распространённых стилей, о которых мы порой и вовсе
ничего не можем сказать, но всё-таки судим с позиций того же
«шоу-бизнеса».
А весь «шоу-бизнес» - это всего лишь несколько основополагающих вещей.
Проект, который будет проходить на конкретной сцене в конкретном городе.
Музыка, которую будут играть в рамках этого проекта. Сопровождающая
программа, которая будет обрамлять эту музыку. И финансы, которые
позволят пригласить музыкантов и которые будут частично вынуты из наших
кошельков в виде платы за входные билеты. Всё.
24 и 25 февраля в подмосковном наукограде Дубна пройдёт фестиваль «МузЭнерго»,
стилистика которого настолько широка, что от него никак не отстанет
данное слушателями определение «джазового». И как-то так получается, что
этот фестиваль - не шоу-бизнес, а частная инициатива человека, который
когда-то был слушателем. Моя личная, в общем-то, инициатива - к счастью,
поддержанная помощью других людей, которую трудно переоценить. И мне
почему-то хочется рассказать об этом фестивале не в терминах «приходите
на огонёк», а с точки зрения того, как такое событие растёт изнутри.
Наверное, потому, что я вижу: это событие получается - получается по
всем фронтам, и наверняка кому-то из ещё слушателей будет интересно, как
из слушателей переходят в организаторы.
ПРОЕКТ
Для каждой сложной проблемы имеется простое решение, и это решение
неправильное.
Умберто Эко, «Маятник Фуко»
Если считать, что проект не направлен исключительно на зарабатывание
миллионов (а именно на это, каких бы государственных и «рейтинговых»
званий ни удостаивались исполнители-однодневки, их деятельность и
направлена), то у него должна быть чёткая культурная концепция.
Исполнитель должен не просто спеть «Зайку мою», а дать слушателю то,
чего тот не в состоянии услышать в маршрутке или купить на распродаже
вместе с веником-полуавтоматом и банкой консервов. В идеальном случае -
показать грамотно подготовленному слушателю музыку, о которой тот вообще
не подозревал, но которая гармонично и естественно ложится на его образ
мышления. Исполнитель должен быть открытым и оригинальным в изначальном
смысле слова: не эксцентричным и не позёром, а создающим что-то своё. И
это не обязательно только «высокое искусство»: такими оригинальными
артистами были в своё время и Шостакович, и группа «Битлз».
Простое решение в данном случае - это обратиться к «профессионалам». И
можете не сомневаться, в любой отдельно взятый город с охотой привезут
(за соответствующие миллионы) четыре сцены размером с Тадж-Махал, из
окрестных областей съедутся все, кому не лень, и местные коммунальные
службы ещё месяц будут убирать бутылки из-под пива и мятые упаковки
из-под чипсов. Или, как вариант, какой-нибудь «авторитетный товарищ из
Москвы» грамотно подберёт культурную программу для показа в престижном
зале.
А вот сложное решение - это сделать праздник самостоятельно. Не ронять
шапки перед авторитетами и дать высказаться тем местным коллективам, за
которые не будет стыдно перед приглашёнными гостями (как, к примеру, не
было стыдно за выступивший на первом фестивале в Дубне местный «105-й
элемент», некоторых столичных гостей переигравший). Составить программу
максимально демократичную в отношении регионов, музыканты откуда в
столице, как правило, не котируются. Дать место в празднике тем местным
структурам, которым есть чем его раскрасить без впадания в идиотизм (фотоклуб
с фотовыставкой по теме? пожалуйста! фитнес-центр с развлекательной
танцевальной программой? пожалуйста!). Решится раздать программку
фестиваля посетителям бесплатно, вместо того чтобы заработать ещё по два
рубля на каждой её продаже.
Сложно? Да. Но афиши второго «МузЭнерго» уже висят - и в Дубне, и в
соседних Талдоме, Кимрах, Конаково. Билеты уже продаются. Программа уже
готова. Фотовыставка открылась 18 февраля, и чёрт меня возьми, если она
получилась слабой.
МУЗЫКА
Истина зрима для всех, кто желает ее видеть, и для всех, кто хочет
думать, она познаваема.
Стефан Гейм, «Агасфер»
Музыка, думается мне, ничем не хуже истины. Для каждого, кто желает её
услышать, она доступна. И магическое слово «джаз», которого в России
принято пугаться как чего-то высокого, непонятного и перпендикулярного
общественной морали, на самом деле не так страшно, как кажется -
впрочем, зачем об этом говорить. «МузЭнерго» изначально направлено на
импровизационную музыку как таковую (импровизировал в процессе
исполнения, как известно, ещё Иоганн Себастьян Бах). А импровизация в
музыке - это «два в одном», гарантия в себе: музыкант любительского
уровня хорошо импровизировать просто не в состоянии, сама же
импровизация гарантирует проявление самобытного начала в творчестве.
На первом «МузЭнерго», отчасти в целях популяризации, мы сделали спектр
максимально широким: был и блюз-рок, и испанское фламенко, и
традиционный джаз, и этнические эксперименты. Был, чего уж там, и
откровенный стёб, вряд ли до конца правильный и уместный. Однако
дубненская публика прошла «тест» на «отлично»: упрощать и
популяризировать для неё оказалось не к чему. На «Второй производной», к
примеру, чистого блюза уже не будет; однако существенно повысится
качественный уровень артистов, а «выходы» за пределы джаза будут куда
более необычны и интересны. К примеру, германско-американский дуэт
Григория Немировского и Джона Карлсона работает в «электроакустическом»
направлении: это крайне популярное сейчас в Европе гармоничное смешение
всех мыслимых музыкальных выразительных средств, с использованием
широчайшего спектра инструментов и высокой театрализованностью действа.
А казахстанский проект Андрея Рынейского играет в стиле, который сам
пытается определить чуть ли не как «индастриал» (тот самый индастриал,
где постоянно гремит железо), но, признаться, лукавит. Пожалуй, это тот
случай, когда надо срочно знакомить с «индастриалом» неподготовленных
бабушек и дедушек: в музыке Рынейского ничего не лязгает, он словно
стоит от современной фабричной действительности на удалении, не может не
признавать её роль в жизни современного человека, но умеет доносить до
слушателя человеческие переживания.
ПРОГРАММА
Говорить о музыке можно только с человеком, который познал смысл
мира.
Герман Гессе, «Игра в бисер»
Чтобы познать смысл мира, надо просто смотреть на него под разными
углами и думать, и фестиваль попробует обеспечить для этого какую-то
базу.
Тем, кто относит себя к «визуальному типу», наверняка стоит посетить
фотовыставку «Музыкант и его музыка», которая проходит в ДК «Мир» с 18
февраля по 2 марта. Как и фестиваль, она получилась международной:
представлены работы фотохудожников из России, Украины и Азербайджана, в
том числе известных московских музыкальных фоторепортёров Сергея
Самойлова и Владимира Коробицына. Конечно же, не обойдётся и без
представителей Дубны. И что особенно импонирует - так это то, что зал ДК
примет 2 марта выборы Президента и на лица Алексея Кузнецова, Авишая
Коэна, Маркуса Миллера и Гэри Бёртона посмотрят все до единого
законопослушные избиратели…
Тем, кто любит и смотреть, и слушать, наверняка будет интересна
предваряющая фестивальные концерты шоу-программа от фитнес-клуба «Juna
Sport», которая начинается (с бесплатным входом) в 17.00 в ДК «Октябрь».
Инструкторы клуба (которых можно в силу занимаемых должностей назвать
самыми гармоничными девушками Дубны) покажут несколько танцевальных
номеров в сопровождении фанковой музыки - и, наверное, это самый сильный
из возможных «ответов» фестиваля ночным клубным танцам, в котором
границы приличия совсем не нарушены.
Поклонникам серьёзных музыковедческих бесед наверняка будут любопытен
мастер-класс известного новосибирского композитора и пианиста Романа
Столяра, который пройдёт 24 февраля в музыкальной школе №1. Тема этого
собрания - «Современная композиция и импровизация».
И, наконец, традиционный джем-сешн, который состоится 24-го февраля
после фестивального концерта в кафе «Кремлёвское» - это возможность не
только вживую пообщаться с музыкантами, но и при желании принять участие
в спонтанной совместной игре. На джем обещали прибыть музыканты из
Ярославля, Иваново, Москвы, Костромы и Рыбинска (всех их в основной
фестивальной программе нет).
ФИНАНСЫ
Не может быть творчества без надежды и веры.
Торнтон Уайлдер, «День восьмой»
Самая проблемная составляющая праздника - это его финансирование. Отсюда
такая странная цитата - если о сути музыки великие писатели
высказываются охотно, то об её денежной поддержке так и не высказался
почти никто. Придётся несколько вольно обойтись с фразой Уайлдера: он,
конечно, имел в виду надежду и веру человека творческого, однако и у
устроителей фестиваля тоже есть своя вера и своя надежда. Вера в город,
который уже доказал свой высокий культурный уровень реакцией на первый
фестиваль и появлением ко второму фестивалю местных меценатов. И надежда
на то, что город оценит этот проект и мы не прогадаем, опустив цену
билетов до какого-то совершенно криминального для события такого уровня
порога. Двести рублей в день за концертную программу в трёх отделениях с
шестью представляющими разные города и страны коллективами… Не может
быть творчества без надежды и веры, друзья.
Юрий
Льноградский
продюсер фестиваля
Фото: Сергей К. Incognito
ПОСТСКРИПТУМ
В общем-то, я сам не понимаю, зачем написан этот текст. Он не похож на
стандартный зазывающий пресс-релиз, и никакой «аналитики» в нём нет тем
более. Скорее это реакция на появление в моей персональной голове неких
наконец-то окончательно устоявшихся основ, в соответствии с которыми я
хочу и буду делать что-то такое всю свою жизнь. Это ещё совсем небольшие
основы. И в чём-то, наверное, очевидные. Но устоявшиеся. И мне важно
записать то, что я знаю теперь наверняка: что фестиваль должен быть
разнообразным, честным и некоммерческим. Если это кому-то в чём-то
поможет… значит, это правильно. |