Билли Кобэм, Натик Ширинов
История бакинских джазовых фестивалей началась в 80-х годах прошлого
века: было проведено два масштабных фестиваля памяти Вагифа Мустафа-заде,
собравших музыкантов со всего бывшего Союза. И если первый фестиваль
(1983) проходил на одной площадке на протяжении трёх дней, то второй
(1987) занял уже три концертные площадки столицы Азербайджана и проходил
четыре дня — причём фестивальные концерты в Зелёном Театре заканчивались
далеко за полночь.
В 2002 г. в Баку состоялся первый постперестроечный фестиваль джаза и
блюза, проводимый американской неправительственной организацией.
Американцы привезли в Баку несколько джазовых звёзд, но организация
фестиваля оставляла желать много лучшего, и в 2004 г. сотрудничество с
этими организаторами было прекращено. С 2005 г. организатором Бакинского
фестиваля выступает созданный в 2004 г. Бакинский Джазовый Центр.
Во время подготовки к фестивалю 2007 года были учтены некоторые недочёты
прежних лет: в частности, предыдущего фестиваля, в котором упор был
сделан в основном на звёзд - в то время как большинство остальных
концертов особого интереса не представляли. Для вашего покорного слуги в
фестивальную неделю-2007 не было границ между днём и ночью - в этом году
я был в составе Оргкомитета фестиваля и "вкусил" все прелести
организационной работы. Впервые многие фестивальные мероприятия
проходили на открытой площадке: именно джазмены обновили сцену
открывшегося после капитального ремонта Зелёного Театра.
И, наконец, более подробный отчет о фестивале 2007 г. Во время
подготовки к фестивалю были учтены некоторые недочеты прежних лет: в
частности, фестиваля прошлого года, в котором упор был сделан в основном
на звезд - в то время как большинство остальных концертов особого
интереса не представляли. Для вашего покорного слуги фестивальная
неделя-2007 превратилась в нечто, в котором не было границ между днем и
ночью - в этом году я был в составе Оргкомитета фестиваля и "вкусил" все
прелести организационной работы. Достаточно сказать, что рабочий день
членов Оргкомитета и занятых на фестивале работников порой продолжался
18-20 часов: в отличие от фестивалей прошлых лет, в этом году программа
фестиваля начиналась, как правило, в 11 часов утра с мастер-классов.
В этом году впервые многие фестивальные мероприятия проходили на
открытой площадке - именно джазмены обновили сцену открывшегося после
капитального ремонта Зеленого Театра. Надо сказать, что буквально за
несколько дней до фестиваля некоторые концерты были перенесены из
Филармонии в Зеленый Театр: это пожелание высказал президент
Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.
Фестиваль открылся 7 июня - а уже 8 июня, перефразируя слова лидера
большевиков Владимира Ульянова, "свершилось то, о чем так долго мечтали"
бакинцы: дочь великого Вагифа Мустафазаде, Азиза, приехала в Баку для
выступления на традиционном Бакинском международном джазовом фестивале.
Несколько слов о концерте. Естественно, что он вызвал колоссальный
интерес у бакинцев, и уже за несколько дней до выступления Азизы билетов
в кассах Театра оперы и балета уже не было. Что же касается самого
концерта, то я думаю, что этот концерт Азизы оказался самым триумфальным
на ее творческом пути. Как отметила она сама, особых планов на концерт у
нее не было - самым главным был контакт с земляками и общение с ними.
Но, конечно же, кроме общения со звездой, бакинцы получили также
возможность познакомиться с новыми гранями таланта гостьи родного
города. Азиза не только исполнила уже хорошо знакомые почитателям ее
таланта пьесы; она не раз обращалась к творчеству отца, а также
продемонстрировала свои эксперименты в области сближения классической и
джазовой музыки. Восторгу зала не было границ - и Азиза отплатила
благодарным зрителям той же монетой: после ее пятого выхода на "бис" я
сбился со счета: Джаззиза находилась на сцене 2,5 часа вместо
запланированных полутора, и покинула ее только в тот момент, когда и
физические, и эмоциональные силы были исчерпаны…
Но уже на следующий день, в субботу, неприятный сюрприз участникам
фестиваля и зрителям преподнес классический бакинский ветер - хазри.
Говорят, что в Баку зима, когда дует хазри. Нечто подобное произошло и в
этот день: сильный ветер не только принес с собой холод, но и не
позволил нормально выступить польской группе Dreams - из-за сильных
порывов ветра никак не удавалось настроить звук в Зеленом Театре: даже
при использовании ветрозащиты микрофоны не справились бы с ветром такой
силы... Отмечу реакцию скэт-вокалиста польского состава Dreams Гжегожа
Карнася на дурную погоду: он стал напевать импровизированный текст со
словами "Crazy today" (сумасшедший день) и "windy" (дует ветер). Одним
словом, и полякам, и зрителям попросту не повезло - выступление
оказалось скомканным, хотя музыканты и пытались спасти положение. Но
ближе к концу их непродолжительного выступления дело стало идти к тому,
что им пришлось бы выступать для самих себя: холод выгонял одного
слушателя за другим с арены Зеленого Театра. Стало очевидно, что
запланированный на 9 часов вечера концерт американского квартета ZJAZZ
под руководством выпускника колледжа Беркли Зульфугара Багирова (кстати,
Зульфугар является представителем славной музыкальной династии: он внук
выдающегося композитора Кара Караева) на открытой площадке проводить
попросту нельзя. Так что было принято решение перенести второй вечерний
концерт в Филармонию.
ZJAZZ
Вообще говоря, во всей программе Фестиваля лично меня особо
интересовали выступления неизвестных в Баку американских коллективов:
квартет Зульфугара Багирова ZJAZZ и группа Volcano. Эти ожидания
оказались оправданными - оба коллектива выступили на очень высоком
уровне, с честью справившись с непростой акустикой Филармонии,
рассчитанной больше на акустическую музыку, нежели на усилители звука. В
частности, барабанщик ZJAZZ Марти Моррисон почувствовал это и очень
точно отрегулировал громкость своей игры - в результате звучала именно
музыка, а не сборная солянка из непонятных ингредиентов. Да и вообще
выступление этого квартета очень понравилось - в программе фестиваля
этот коллектив стал одним из лучших.
О группе Volcano - чуть подробнее. Именно их я ожидал с особым
интересом: дело в том, что двое музыкантов имеют очень большой опыт
сотрудничества с наиболее креативными музыкантами современного джаза:
речь об саксофонисте Эрике Персоне и контрабасисте Джо Фонда. О Фонде
вообще можно говорить бесконечно - настолько ярко он выступил как на
концерте, так и на джем-сешне. Невысокого роста, беспредельно азартный -
и потрясающее чувство музыки. А то, что Эрик, Джо и руководитель состава
Явуз Акязычи сотворили во время джем-сешна вместе с Салманом Гамбаровым,
передать словами невозможно. Для полноты картины добавлю, что сразу два
контрабаса не выдержали энергии Фонды и вышли из строя. И после концерта
эмоциональный музыкант воскликнул: "I killed two basses this night!".
О
Джо Фонда хотелось бы рассказать отдельно. Лично мне его послужной
список внушил, не побоюсь этого слова, священный ужас. Если точнее, то
это чувство я испытал при виде всего лишь одного имени из длинного
списка джазовых звезд, которые приглашали его для совместных
выступлений. Речь идет об Энтони Брэкстоне - иконе мирового джазового
авангарда. Джои Фонда работал с Брэкстоном на протяжении 15(!) лет - а
ведь известно, что музыка Брэкстона требует совершенно особого склада
ума. Так что судить о возросшем уровне нашего Фестиваля мы можем также и
по рейтингу музыкантов, которые в нем приняли участие: пословица "скажи
мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты" справедлива и в этом случае.
В воскресенье состоялось также выступление самого молодого участника
основной сетки Фестиваля - речь идет о нашем соотечественнике Исфаре
Сарабском. Молодой музыкант специально готовился к Фестивалю и выступил
с совершенно новой программой - и это делает честь юному пианисту:
настоящий музыкант должен в равной степени уважать как зрителей, так и
то дело, которому он служит. Вместе с Исфаром выступили как джазмены, с
которыми он уже давно и успешно сотрудничает - басист Руслан Гусейнов,
перкуссионист Тофик Джабаров и барабанщик Сергей Краснянский, так и
музыканты, которые позиционируются как исполнители народной музыки -
речь о блестящем нагаристе (возможно, что в скором времени мы будем
называть его уже перкуссионистом) Натике Ширинове и молодом гармонисте
Орхане Мирзоеве. Программу выступления Исфара составили как джазовые
стандарты (я бы выделил трактовку знаменитой майлсовской темы "All Blues"),
так и азербайджанские мелодии, "уложенные" Исфаром в рамки джазовых
стандартов. За исключением одной лирической пьесы, автором которой
является сам Исфар (она была исполнена на пару с Натиком), все остальные
произведения отличались высочайшей плотностью звука и темпом. Вообще
говоря, очень интересно наблюдать за выражением лица Исфара во время
выступления на сцене - несколько застенчивый в обычной жизни музыкант на
сцене буквально преображается: выражение лица становится жестким и
неприступным, чувствуется, что он живет в музыке и контролирует
буквально каждую ноту - причем не только свои, но и партнеров.
К сожалению, выступление венгерской группы Djabe также пришлось
перенести из Зеленого Театра в Филармонию - не желающий стихать ветер не
дал возможности выступить на открытой площадке. И сразу же во всей своей
полноте проявила себя проблема настройки звука в очень капризном зале
Филармонии: как было отмечено выше, для акустики он хорош, а вот
применение звукоусилительной аппаратуры, что называется, чревато. Кроме
того, надо учесть, что музыка, исполняемая венгерской командой, сама по
себе не предполагает камерных помещений - музыка этой группы идеально
подходит для открытых площадок. Очень насыщенный и плотный звук
ритм-секции с упором на нижний регистр на открытом воздухе идеален - он
придает саунду общую глубину. Но из-за акустики Филармонии общее
звучание группы стало своего рода звуковой кашей: практически невозможно
было выделить отдельные инструменты. Правда, в какой-то момент меня
вызвали из зала по фестивальным делам - и когда я возвращался через
боковой вход, то на некоторое время там и остался: в этой точке звук был
весьма недурным. Как мне кажется, одной из важных причин, вызывающих
проблемы со звуком, является купол над сценой филармонии: отраженный от
него звук создает постоянное эхо - и что происходит в результате,
объяснять не надо. А с учетом доминирования нижнего регистра в это вечер
было уже не просто эхо, а постоянный гул. Еще до приезда музыканты из
Венгрии изъявили желание поближе познакомиться с азербайджанской музыкой
и, если это окажется возможным, выступить вместе с кем-либо из
азербайджанских исполнителей. Естественно, что Оргкомитет пошел
навстречу просьбе наших гостей из Венгрии - так что вместе с ними
выступили тарист Малик Мансуров и нагарист Натик Ширинов. Замечу, что
Натик уже имеет немалый опыт сотрудничества с джазовыми музыкантами - да
и поймать нужный ритмический рисунок и раскрасить его по-своему он может
всегда.
Следующий рабочий день Фестиваля ожидался с особым нетерпением - в Баку
прибыл знаменитый барабанщик Билли Кобэм. Сказать что-либо новое о Билли
Кобэме, наверное, уже невозможно… но тем не менее нечто весьма
интересное выудить из него удалось.
В интервью съемочной группе Оргкомитета Фестиваля Кобэм заявил, что он
не позиционирует себя в качестве джазового музыканта - хотя его
известность и связана в первую очередь с джазовыми проектами: достаточно
вспомнить одну из первых джаз-роковых групп Dreams (Билли Кобэм, братья
Бреккеры, Джон Аберкромби), участие Билли Кобэма в записи
основополагающего для джаз-рока альбома Майлса Дэйвиса "Bitches Brew",
работу в знаменитом "Оркестре Махавишну" Джона Маклафлина, а также
собственные альбомы "Spectrum", "Crosswinds" и "Funky Thide Of Sings". В
ходе небольшой дискуссии удалось выяснить, что все дело в используемой
нашим гостем и нами системах классификации музыкальных жанров: в понятие
"джаз" мы вкладываем все стили и жанры, корни которых лежат в джазе.
Билли Кобэм, напротив, относит к джазу только те направления, на которые
современные веяния влияния не оказали. Я также особо отметил бы одно
важное заявление нашего гостя: он сказал, что создал направление-бренд
"Билли Кобэм" - и с этим уже нельзя не согласиться. Исполнение Билли
Кобэма узнаваемо всегда и в любых сочетаниях, что он и продемонстрировал
как во время мастер-класса, так и на концерте в Зеленом Театре.
Надо сказать, что во время урока Кобэма зал Джазового Центра был забит
до отказа: мастерство легенды мирового джаза (что бы ни говорил сам
Кобэм, для меня он в первую очередь является джазменом!) вызывает
интерес у всех, кто хотя бы немного знаком с его творчеством. Отмечу,
что подготовка к проведению мастер-класса началась задолго до его
начала: сотрудники представительства фирмы Yamaha в Баку и люди из
команды Билли Кобэма монтировали на сцене ударную установку маэстро. В
это же время обустраиванием своего перкуссионного хозяйства занимался
бразилец Марко Лобо, также принявший участие в мастер-классе. К
сожалению, во время своего бакинского выступления Кобэм работал с одним
басовым барабаном: как правило, он использует два. Но, тем не мене,
поклонники таланта Билли Кобэма, пришедшие в Бакинский Джазовый Центр,
не обманулись в своих ожиданиях: мастер продемонстрировал высочайший
класс игры! Чуть позже он пригласил на сцену перкуссиониста Марко Лобо и
наглядно показал взаимодействие ударных и перкуссии. Надо сказать, что
Марко произвел не меньшее впечатление, чем лидер группы. Исполнение
бразильца было вдохновенным - он словно уходил в музыку, которую сам и
создавал. Ближе к окончанию урока Билли пригласил на сцену Натика
Ширинова. Этого момента я ожидал с особым интересом. Жаль, что это
действо продолжалось совсем недолго - всего лишь минут 10. Как сказал
мне потом сам Натик, он начал с достаточно простого ритма - для того,
чтобы Кобэм мог включиться без особых проблем. И только потом Натик
собирался перейти на очень сложный ритм на счет 72 (первый рисунок был
на счет 9). Но вот наблюдать за тем, как Билли ловит ритм, было истинным
наслаждением: вначале он взял литавровые палочки, головки которых
звучали наподобие детских погремушек - и стал выстукивать ритм на самом
себе. Чуть позже, распознав рисунок, он уселся за ударную установку и
стал подыгрывать Натику. Следующим в разговор включился Марко Лобо - в
этот момент Билли так и продолжал оставаться в тени (умение поддерживать
других, не выпячивая себя на первый план, является одним из важнейших
критериев мастерства), а Натик и бразилец устроили своего рода диалог
(хочу заметить, что одним из самых запомнившихся для меня моментов на
джем-сешнах фестиваля 2005 г. была перестрелка Натика с перкуссионистом
Завинула, также бразильцем, Жоржи Безеррой). После мастер-класса Кобэм
репетировал в Джазовом Центре - а мы с еще большим нетерпением стали
дожидаться его концерта.
Вообще говоря, этот фестивальный день выдался одним из самых напряженных
- сразу два мастер-класса (Якова Окуня и Билли Кобэма) и два концерта:
группа Александра Машина из Москвы и Эмиль Ибрагим с друзьями. Таким
образом, Фестивальная программа была заполнена мероприятиями с 11 часов
утра и до поздней ночи - не забывайте, что входившие в расписание
джем-сешны продолжались чуть ли не до утра. Из музыкантов особенно
большие нагрузки выпали на прилетевшего в воскресенье барабанщика из
Москвы Александра Машина: он был задействован не только в программе
своего коллектива, но также и в программах арт-продюсера Фестиваля Эмиля
Ибрагима и Шаина Новрасли. В результате два дня подряд Машин после
джем-сешнов снова садился за барабаны и репетировал до утра: на
Фестивале для него было только время работать и время подремать - о
полноценном сне речь идти уже не могла.
В этот день погода наконец-то смилостивилась над организаторами
Фестиваля и музыкантами - так что концерты из Зеленого Театра переносить
не пришлось. Первыми на сцену вышли наши гости из Москвы во главе с
Александром Машиным, а вместе с ними выступил блестящий саксофонист из
США Марк Тернер: еще до Фестиваля, знакомясь с информацией о нем, я
отметил для себя его сотрудничество с корифеями мирового джаза - речь
идет о таких музыкантах, как Брэд Мэлдау, Ларри Гренадир, Брайан Блэйд и
Джефф Баллард. Причем это было не просто сотрудничество - эти музыканты
записывались практически на всех альбомах Тернера. По этим данным можно
было сделать вывод, что Марк - в первую очередь лирик. Может быть, я
ошибаюсь, но мне показалось, что в ограниченной достаточно жесткими
рамками музыке москвичей Тернер чувствовал себя не совсем уютно. Но в
данном случае речь может идти только о вкусе и цвете - на роль истины в
последней инстанции я ни в коем случае не претендую. Что же касается
музыки группы Машина - то она, как всегда, была на очень высоком уровне:
грамотная, отточенная в каждом нюансе, с великолепным взаимопониманием
членов коллектива. Хотел бы особо выделить совсем молодого трубача Петра
Востокова: у этого музыканта не по годам зрелая игра. А вообще говоря, в
последнее время что-то не тянет меня слушать джаз в исполнении москвичей
и вообще российских музыкантов: слишком отстраненно они играют.
Чуть позже на сцену Зеленого Театра вышел Эмиль Ибрагим с друзьями -
именно так была названа его программа, в которой приняли участие как его
постоянные партнеры Руслан Гусейнов, Тофик Джабаров и Александр Машин,
так и Севда Алекберзаде (напомню, что Эмиль был продюсером и
аранжировщиком ее проекта "Шеби-Хиджран") и Зульфугар Багиров со своими
музыкантами. К тому же в этот вечер, кроме Машина, во второй раз на
сцену вышел Марк Тернер.
Одним словом, этот день Фестиваля выдался очень напряженным - и
напряжение не стихло даже в Джазовом Центре. Правда, произошло это
несколько своеобразно: в результате аварии на одной из подстанций в
центре города попросту вырубился свет - а резервный генератор не смог
выдержать нагрузку всего оборудования, которое требовалось обеспечить
электроэнергией. Дело в том, что за несколько дней до Фестиваля в
Джазовом Центре установили новую, намного более мощную звукоусилительную
аппаратуру - а генератор заменить попросту не успели. И если бы это было
зимой, то особых проблем не возникло бы - но жаркое бакинское лето
вынудило задействовать кондиционеры на полную катушку, иначе зрителям
пришлось бы совсем несладко. Но все хорошо, что хорошо кончается: минут
через 20 все вошло в норму…
На следующий день Джазовом Центре прошел концерт группы саксофонистки и
вокалистки Клэр Микаэль (Франция), а в Филармонии прошел концерт Шаина
Новрасли. В своей программе Шаин задействовал всех своих братьев,
которые специализируются на этно-музыке. А вечером в Зеленом Театре
начался центральный концерт Фестиваля - Билли Кобэм представлял свой
проект Cilture Mix. И несмотря на то, что музыка была мне хорошо знакома
(за творчеством Кобэма я слежу уже более 30 лет), выступление нашего
гостя вызвало бурю эмоций у всех - в том числе и у меня. Высочайшей
пробы профессионализм, потрясающий саунд состава: если закрыть глаза, то
могло бы создаться впечатление, что слушаешь компакт-диск - настолько
идеально все было сбалансировано. О мастерстве музыкантов речь даже не
идет, абсолютно все соответствовало заявленному уровню. Кроме лидера
состава Кобэма, особое восхищение вызвали перкуссионист Марко Лобо и
исполнитель на стил-пэне (steel-pan) Уилберт Гил.
Состоявшийся в этот же вечер джем-сешн оказался в своем роде уникальным:
дело в том, что в нем принял участие сам Билли Кобэм (как признался наш
гость, он не играл в джемах уже 25 лет, хотя и любит их посещать). А
вместе с ним на сцене были не только музыканты его проекта, но и
практически все остальные - и подъехавший в Баку его друг гитарист
Хайрам Буллок, и Дениз Джанна, и Клэр Микаэль… Кстати, сама по себе
ситуация, благодаря которой Кобэм выступил на джеме, довольно-таки
курьезна. Дело в том, что днем Билли Кобэм и председатель оргкомитета
фестиваля Нуру Ахмедов вместе пообедали. Кобэм, естественно, был в
восторге от нашей кухни - и протянул г-ну Ахмедову кусок мяса, который
сам и выбрал. В результате г-н Ахмедов сломал зуб, а наш гость был
сильно сконфужен. Вечером г-н Ахмедов потребовал у Билли Кобэма
компенсации за понесенный ущерб в виде выступления на джеме - и наш
гость был вынужден согласиться. Так что порой и сломанный зуб может
сыграть положительную роль!
Для меня на этой высокой ноте бакинский джазовый фестиваль-2007
практически завершился - хотя впереди были выступления и вокалистки
Дениз Джанна, и Хайрама Баллока. Но накопившаяся усталость не позволила
мне пойти на концерты, даже свои обязанности я выполнял на автомате...
Подробнее о джазе в Азербайджане и о джазовой жизни Баку читайте в 6
номере журнала "Джаз.Ру"! |