502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 40 (372) - 29 ноября 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 7 декабря 2006 г.

Слово к читателям

CLICK TO ENLARGEВ предыдущем выпуске "Полного джаза" мы впервые анонсировали предстоящий выход в свет оффлайнового варианта нашего издания - журнала "Джаз.Ру". Напомню: 16 декабря мы будем представлять первый номер "Джаз.Ру" в Центральном Доме журналистов, и предварительная продажа билетов на этот концерт-презентацию, где мы одновременно будем отмечать девятый день рождения нашего портала, уже идет.
А сегодня можно посмотреть и на обложку первого номера, который уже в типографии! Обложка (дизайн - Татьяна Балакирская) "кликабельна", т.е. по ней можно щелкнуть и разглядеть в подробностях.
Напомню еще, что каждый купивший билет на концерт-презентацию 16 декабря получит в подарок экземпляр нового журнала!

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Как это было
в Москве

Алексей КолосовФестиваль "Балтийский джаз", впервые проведенный 9-10 ноября в Театральном зале Дома Музыки, на самом деле - мероприятие не вполне новое. Он вырос из "Российско-Норвежского джазового фестиваля", который в 2003-2005 гг. был проведен трижды. Затем кончился грант, полученный на его проведение, и арт-директор фестиваля, радиоведущий Алексей Колосов, решил расширить географические рамки, сделав тематикой нового фестиваля джаз Балтийского региона.
Это плодотворная тема, поскольку именно в Балтийском регионе (понимаемом максимально широко) существуют две очень сильные территориально-национальные джазовые школы - литовская (она на первом фестивале представлена не была) и польская; в Дании работает одно из сильнейших джазовых учебных заведений Европы - копенгагенская Консерватория ритмической музыки; а если мысленно чуть расширить Балтийский регион, то в него попадает и еще одна сильнейшая национальная школа - норвежская, плюс все многообразие джаза Германии, Швеции, Финляндии, стран постсоветской Балтии, да и России.
На первом фестивале, впрочем, представлены были только Польша (довольно странным дуэтом, хотя планировался ансамбль сильного контрабасиста Яцека Неджели), Норвегия (имеющей довольно слабое отношение к джазу поп-вокалисткой Силье Нергоо), Германия (живущим в Америке пианистом Ули Ленцем с американским трио), Россия (музицированием арт-директора фестиваля) и - скопом, одним ансамблем - Эстония, Швеция и Дания. В этом обзоре хотелось бы опустить поп-музыку и прочее, а остановиться на самых интересных джазовых событиях фестиваля.
Яак СоояарЭстонско-шведско-норвежская группа Dynamite Vikings в Москве впервые, хотя ее гитарист Яак Соояар (Jaak Sooäar) уже выступал в России на Днях эстонского джаза в Санкт-Петербурге в этом году. Все три участника группы - Соояар (кстати, президент Эстонской джазовой федерации и глава джазового отделения Таллиннской музыкальной академии - см. его интервью "Полному джазу" в #349), шведский контрабасист Томми Андерссон (Thommy Andersson) и датский барабанщик Карстен Матиесен (Karsten Mathiesen) - вместе учились в копенгагенской Ритмической консерватории, там же создали группу и чаще выступают в Копенгагене, чем в Таллинне (хотя и в Таллинне играют достаточно регулярно). В Москву они приехали со специальным гостем - гитаристом Пьером Доржем (Pierre Dorge), который был в Копенгагене их преподавателем и, следовательно, принадлежит к более старшему поколению.
Впрочем, сначала "Динамитные викинги" вышли на сцену втроем, заиграв мощную и моторную пьесу в дробном размере 7/8 - "Hejudamej" со своего новейшего альбома "Search for Happiness". Вот умение правильно подать ансамбль: музыканты сразу делают то, что по-английски называется bold statement, смелое заявление - и сразу чувствуется нешаблонный подход: даже не столько в конкретных музыкальных проявлениях, сколько на уровне ощущений чувствуется, что музыканты играют что-то выбивающееся за рамки шаблонов и стандартов.

Пьер Дорж появился для исполнения далеко не самой очевидной для скандинавского ансамбля пьесы - "Blues for Moyake” южноафриканского контрабасиста Джонни Дьяни, игравшего в 70-е с Доном Черри, Стивом Лэйси и другими столпами американского нового джаза. Седой, усатый, внушительный Дорж начал соло весьма нетрадиционным образом - смычком.
Вскоре выяснилось, что рослый, подвижный и очень забавный с виду Матиесен - не просто барабанщик, а поющий барабанщик. Вернее, вокализирующий, наверное. Он не поет с традиционном смысле слова, а что-то болтает, мычит кряхтит, рычит и т.д. В общем, не ищет легких путей. В процессе исполнения насыщенного контрабасового соло барабанщик сбегал в заднюю часть сцены, к рекламному плакату спонсора, и немножко использовал плакат как ударный инструмент. В общем, состав играет нешаблонный - по всем статьям. Свободный поиск. Что хотят, то и делают. И хорошо делают, между прочим. И, да, насчет блюза: что-то реально напоминающее блюзовую сетку, и блюз как таковой, появилось в виде единственного проведения только в финале пьесы.
Пьер ДоржДальнейшая программа трио со специальным гостем только укрепила ощущение свободной, не связанной шаблонами игры, в которой трудно найти привычные ориентиры не только джазового мэйнстрима, но и стилей, традиционно числящихся по "современному" ведомству, вроде джаз-рока. Тем не менее это, несомненно, современная импровизационная музыка во всей ее красе - очень свободная и в то же время наполненная точно выписанными структурами и хорошо продуманными эпизодами. Доминируют нетрадиционное звукоизвлечение и отрыв от любых традиций. Хотя вроде ничего сверхъестественного не происходит. Вот всего лишь дуэт двух гитар. Что это за форма? Даже сложно описать, настолько не похоже на что-то привычное. Ну, вроде бы похоже на балладу. Вступают контрабасист и барабанщик. Этакая балканско-британская баллада с ломаной ритмикой. Барабанщик отрывается от ударной установки, занимается обстукиванием всех возможных поверхностей своей кожаной табуретки, постепенно переползая опять на установку. Получается этакое естественное крещендо - от деликатного звука ударов по мягкому кожаному сиденью к полному спектру железа и пластика ударной установки. В целях наипущей выразительности в процессе исполнения часть установки даже была демонтирована и разбросана по полу, и далее звуки из этих разбросанных частей Карстен Матиесен извлекал уже стоя на четвереньках.
А вот квартет переходит на что-то быстрое, неизменно дробное, криворазмерное и драйвовое. Меж тем барабанщик в период внезапно родившихся ландшафтных разливов гитар и контрабаса сбегал в зал и там постучал по всему, что нашел пригодного. Особым успехом у публики попользовался двукратный вскрик-взрёв хором всех участников коллектива.
Сет "Викингов" и Пьера Доржа завершил первый за все их отделение номер, где ансамбль играл сколько-нибудь конвенционную ритмическую модель - а именно регги. Впрочем, это по форме был регги, а по сути - коллективный "оттяг". Оставив публику в состоянии очень правильной "недокормленности" (хотелось еще!), Dynamite Vikings ушли на волне очень позитивных эмоций, которые оставило их непростое, яркое и насыщенное отделение.
Второе отделение оставило совершенно иные впечатления.
Польский дуэт колоритного, почти карикатурно длинноволосого скрипача Хенрика Гембальского и не менее колоритного, но почти карикатурно безволосого барабанщика Михала Здуньяка "вписался" в фестиваль экспромтом - планировалось, как мы уже отметили, выступление добротного современного контрабасиста Яцека Неджели, но что-то не срослось, и приехал вот этот вот дуэт - громкий, почти роковый (и даже наверняка роковый, только импровизирующий).

Все показанные на фестивале номера были построены совершенно одинаково. Скрипач акустическим тембром, без излишнего детонирования, излагает тему, барабаны поддерживают - большой барабан в нижней части спектра. Барабаны то размечают пульсацией метрическую структуру, то играют иррегулярные, довольно свободные эпизоды, где уже скрипка пытается встраиваться в партию ударных (на деле продолжает излагать какой-то мелодический материал, опять же в довольно простом звукоизвлечении). И все это - на несменяемой, неотступно давящей динамике в несколько "форте". Просто хэви-метал какой-то. Ну, то есть, одному из авторов этих строк доводилось слышать в Польше молодежные джаз-роковые ансамбли, игравшие на одуряющей громкости, но - явно экспериментальный дуэт барабанов и скрипки? Явление это так и осталось нами недопонято.
Ули ЛенцЕдинственным представителем джазового мэйнстрима на фестивале оказался немецкий пианист Ули Ленц, который, строго говоря, уже довольно давно - как минимум с момента заключения контракта с известным лейблом Arkadia Records в 2001 г. - представляет не европейский джаз, а американский. Впрочем, некоторые следы европейской манеры, прежде всего - классического пианизма, в игре Ули Ленца, несомненно, прослеживаются, хотя трио его вполне американское. Американское - да не совсем.
Эд ШуллерКонтрабасист Эд Шуллер - сын известного композитора и идеолога "третьего течения" (попытки слияния джаза и композиторского академизма в 60-70-е) Гюнтера Шуллера и, конечно, хорошо осведомлен о джазовых стилях за пределами мэйнстрима. Тем более осведомлен в них опытнейший барабанщик Джон Бэтч по прозвищу "Эль Капитано", игравший с таким мастерами внемэйнстримового джаза, как Стив Лэйси, Стив Суоллоу, и с массой европейцев - что неудивительно: большую часть времени Бэтч живет в Париже.
В общем, насколько фортепианное трио может быть разношёрстным - настолько оно было разношёрстным.
Ули Ленц обладает по-американски крепким свингом, но то и дело напоминает о своих европейских корнях двумя не очень замысловатыми способами: то жахнет посреди вполне "тонального" построения грубый, полный диссонансов кластерный аккорд, то вдруг, как акриловый тон среди нежной акварели, бросает на клавиатуру очень скоростной, но совершенно чуждый приятной свинговой ткани алеаторический эпизод с беспорядочным перебиранием клавиш высокого регистра. Иногда он проделывает это с такой частотой и так глубоко забирается в низы клавиатуры, что кажется, что оба приёма сливаются воедино и звучит один сплошной динамически подвижный "живой" кластер. Контрабасист чрезвычайно крепок и пишет много музыки для трио (запомнилась его "антивоенная" пьеса "Can't We All Just Get Along", т.е. "Разве мы не можем просто ладить друг с другом", и построенная как "антитеза" теме Телониуса Монка "Ask Me Now" композиция "Don't Ask Me Now"). Но не очень понятно, зачем Эд Шуллер так увлеченно подпевает своему контрабасу, если учесть, что играет он хорошо, а поет при этом в микрофон, но мимо большинства нот. И только к Джону Бэтчу никаких вопросов нет: вот уж кто тут полностью на месте (как, наверное, был бы на месте в десятке любых других ансамблей) - так это надежный, спокойный, не играющий ничего сверхъестественного, но очень мастеровитый барабанщик.
Джон БэтчЭти три выступления, с точки зрения авторов, и составили самые яркие впечатления от первого "Балтийского джаза". Что ж, фестиваль продемонстрировал отличный потенциал, жизнеспособную идею, и нам остается пожелать его арт-директору Алексею Колосову и всей фестивальной команде успешного продолжения и еще более разнообразных и актуальных программ.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Оркестр им. Олега Лундстрема

21 ноября в Московском Международном Доме Музыки состоялся концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Олега Лундстрема (1916-2005). В первом отделении выступал Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема, а во втором - именитые гости, знаменитая американская вокальная группа Take 6.
Иван Волков, Владислав КадерскийКонферансье представил публике оркестр и дирижера Владислава Кадерского. Концерт начался с “Катюши” в аранжировке Олега Лундстрема. Далее оркестр исполнил несколько авторских композиций Олега Лундстрема, прозвучали пьесы “В горах Грузии” и “Снова вместе”. Звучали любимые темы Олега Леонидовича - эллингтоновские “Дорогой старый Юг (Dear Old Southland)”, с которого когда-то, в 1934 г., началось увлечение джазом юного харбинского студента Олега, и “Настроение Индиго (Mood Indigo)”; бурные овации сорвала эффектная “Count Bubba” Гордона Гудвина. Особый интерес у публики вызвал специальный гость, виолончелист Борис Андрианов, который вместе с оркестром исполнил три фрагмента из концертов знаменитого австрийского пианиста-эксцентрика Фридриха Гульды.
Игорь Уланов, Арзу Гуссейнов, Владислав КадерскийЗначительную часть программы составили сочинения Дюка Эллингтона, любимого композитора Олега Лундстрема. Под конец выступления прозвучали знаменитые композиции "Это ничего не значит, если в этом нет свинга" (It Don"t Mean A Thing If It Ain't Got That Swing) и, конечно, "Старый цирковой поезд", самое любимое произведение Олега Лундстрема. Зрители очень горячо приняли выступление оркестра, и аплодисменты долгое время не смолкали. Однако в антракте всех попросили покинуть зал, чтобы следующие участники концерта, вокальный секстет Take 6, могли отстроить звук.
До концерта вокалистам не удалось отстроиться, виной тому стали московские пробки: участников группы привезли на концерт прямо с самолета. Антракт пролетает незаметно, публики в зале заметно прибавляется, гаснет свет, и вот уже слышен густой бас Элвина Чиа. В этом году, как и в прошлый свой приезд, Take 6 начинает свое выступление с яркой композиции “Come On”. С первых аккордов зал взрывается аплодисментами и на протяжении всей песни не перестает притоптывать и прихлопывать. А главные заводилы группы, Джоуи Киббл и Клод МакНайт, постепенно начинают подключать зал к пению: “Say - yeah, yeah! Come On!”

Как обычно, за пределами США одного из участников секстета, Седрика Дента, заменял другой вокалист. На этот раз это был не молодой и живой Кристиан Дэнтли, а немного “замерзший” Роджер Райан, который перед соло в песне “Fly Away” объяснил залу, что в Москве ему немного холодно - что и не удивительно, так как родом он с жаркого тропического острова Тринидад.
В прошлый приезд зрители услышали только несколько композиций из нового альбома “Feels Good”, а основной костяк программы был составлен из старых хитов. В этот приезд Take 6 основательно познакомили московскую публику с материалом последнего альбома, иногда разбавляя концерт композициями из ранних записей. Вслед за “Come On” прозвучала песня “Feels Good”, а дальше давние поклонники радовались попурри из "I’ve Got Live" и "Spread Lov"e. Особое оживление возникло, когда на звучавшее попурри участники с ходу сделали ремикс, добавив в звучание тяжелые хип-хоп-биты. Зал восторженно зааплодировал. Джоуи Киббл стал “жаловаться” на своих коллег, что они не очень хорошо поют. Попросив спеть их несложную мелодию, музыканты поддержали его шуточную игру и спели очень неумело. Стало понятно, что этот фрагмент предстоит сейчас пропеть залу. Пришла очередь одного из обязательных моментов концерта - музыкальной игры “Repeat After Me” и госпела "Wade In The Water".
Один накатанный номер следовал за другим: как обычно, на примере песни “Just Time” Take 6 показали, насколько сложными могут быть вокальные аранжировки и насколько технически-безукоризненно их можно исполнить. Три с половиной минуты непрекращающихся сложнейших аккордов, которые периодически разбавлял фальцет Клода МакНайта и бас Элвина Чиа. Дальше прозвучала приятная и успокаивающая босса-нова “Set You Free”, а за ней лиричный госпел “Lamb Of God”. Не обошлось без любимой публикой песни “Fly Away”, в которой солировал Роджер Райан. Он, как и Кристиан Дэнтли, ничуть не разрушает фирменное звучание Take 6 и демонстрирует отличное владение голосом, а также уверенное владение фортепиано в некоторых композициях. Несмотря на то, что Take 6 совершенно не нуждаются в музыкальных инструментах, в некоторых композициях были задействованы гитары и фортепиано, чтобы разнообразить концерт и показать всестороннюю музыкальную состоятельность участников группы. “Grandma’s Hands” Билла Уизерса в очередной раз сорвала бурные овации, а после “You Can Make It” публика партера и части амфитеатра выбежала к сцене, уже предчувствуя окончание концерта. Конечно, без фирменного биса Take 6 никто бы не отпустил. И вот уже звучит “Mary”, весь зал стоя подпевает, танцует и аплодирует. В конце песни, как и в прошлом году, возникла вокальная дуэль между Джоуи и Марком Кибблами. Каждый из них показал все, на что способны их связки, выпевая невероятные мелизмы. К концу песни зрители плотно обступили сцену, а участники Take 6 пожимали всем руки, бегая вдоль сцены.

Константин Корешков
(текст, фото)

24 ноября в клубе Jazz Town играла белорусская блюзовая группа Svet Boogie Band; мы не так часто освещаем события смежных жанров, но, во-первых, группа играла в джазовом клубе, во-вторых - в концерте участвовали джазовые люди, а в-третьих - наш автор Дарья Белецкая предложила нам не столько вербальный рассказ о музыкантах, сколько фоторепортаж!..>>>>

Постсоветское пространство:
что будет

Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 16 городам России до 15 декабря...>>>>

5-13 декабря пройдут российские гастроли международного проекта бас-гитариста Аркадия Овруцкого с участием американского тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси. Музыканты выступят 05.12 в Рыбинске, 06.12 в Рязани, 07-09.12 в Москве ("Ле Клуб"), 11.12. в Казани и 13.12 в Челябинске.
46-летний "Ку-Умба" Фрэнк Лэйси (Ku-Umba Frank Lacy) - один из самых стилистически "широких" тромбонистов современного джаза: его послужной список охватывает стили от бибопа до фри-джаза. Он играл с такими звездами джазового авангарда, как Оливер Лэйк или Джулиус Хемфилл, но в то же время работал и с Диззи Гиллеспи, и с Абдуллой Ибрагимом, столпами джазового мэйнстрима второй половины прошлого века; на репутацию Лэйси как мастера пост-бопа работают и полтора года в качестве музыкального директора Jazz Messengers великого барабанщика Арта Блэйки (в поздний период жизни последнего), и работа в ансамбле Horizon саксофониста Бобби Ватсона. Он записывался даже на ECM с Карлой Блэй в составе ее The Big Carla Bley Band.
Родом из Хьюстона (Техас), Фрэнк Лэйси (Ku-Umba Frank Lacy) вырос в музыкальной семье: его отец - профессиональный джазовый и ритм-н-блюзовый гитарист, а мать - вокалистка госпел. В детстве Фрэнк учился играть на фортепиано, трубе, тубе и эуфониуме, взяв в руки тромбон только в 16 лет ("мне просто нравилось, насколько он ненормальный, насколько необычно на нем играть", - пояснял музыкант позднее). При этом первое высшее образование Лэйси получил в конце 70-х по... физике. Только на рубеже 80-х он поступил в бостонский колледж Беркли по классу тромбона (его соучеником там был, например, саксофонист Грег Осби), а затем учился в университете Ратгерса в Нью-Джерси. Бурные 80-е и 90-е, помимо описанных выше ансамблей и оркестров, видели Фрэнка Лэйси в лучшем джазовом оркестре Нью-Йорка конца 90-х - Mingus Big Band - и в парадоксальном неоавангардном духовом ансамбле Brass Fantasy под руководством лидера чикагского джазового авангарда, трубача Лестера Боуи из легендарного Chicago Art Ensemble. Лэйси работал также в биг-бэндах Дэвида Мюррея и Маккоя Тайнера, утвердив там свою репутацию не только превосходного солиста, но и надежного оркестрового тромбониста. Его первый альбом в качестве лидера, "Tonal Weights And Blue Flame", был выпущен европейским лейблом Enja в 1991 г.
Басист, бэндлидер и композитор Аркадий Овруцкий в последние два года ведет активную международную деятельность, создавая проекты с участием, в основном, американских музыкантов. Среди его музыкальных партнеров - пианист Марк Соскин, саксофонист Стив Слэйгл, тромбонист Фрэнк Лэйси, а также польские джазмены Збигнев Намысловский, Йоахим Менцель, Петр Барон, Петр Войташик, Адам Перончик и многие другие.
На рояле и клавишных в этом проекте Аркадия Овруцкого играет постоянный участник квартета Аркадия - Владимир Нестеренко, на барабанах - замечательный молодой барабанщик из Нью Йорка Джейсон Браун, уже выступавший в Москве на фестивале в саду "Эрмитаж"с Алексом Сипягиным и Дейвом Кикоски.

Что намечается:
столичные анонсы

2-3 декабря:
XII международный фестиваль
 вокального джаза “Джазовые голоса”

20 января 2007, Концертный зал имени П.И.Чайковского: пианист Брэд Мэлдау (США)
Брэд Мэлдау - один из самых известных, востребованных и авторитетных джазовых пианистов поколения 1990-х. Еще в период учебы в бостонском колледже Беркли он был отмечен премией "Лучший музыкант во всех областях" ("аll-аround"). А затем последовали более значимые звания, в том числе "Пианист года" и "Альбом года" по версии ведущих джазовых изданий. В в рейтинге лучших пианистов 2003 года журнала Down Beat Мэлдау занял вторую позицию вслед за великим Китом Джарреттом.
Успех Мэлдау - в его универсальности. Получивший внушительную профессиональную подготовку классического пианиста, Мэлдау в виртуозности и технической оснащенности соперничает с лучшими академическими исполнителями нашего времени. Одаренный композитор и блистательный импровизатор, он поражает слушателя стилевой изысканностью и творческой изобретательностью. Для Мэлдау нет стилевых ограничений: он с одинаковым успехом играет сочинения Баха и импровизации на темы The Beatles и Radiohead. Он с успехом сотрудничает с такими известными музыкантами, как Пэт Мэтини, Чарли Хэйден, Ли Конитц и др. Настоящим событием стала работа с великой оперной певицей Рене Флеминг над диском "Love Sublime" (2006). Мелдау записал более 15 сольных альбомов; его записи "Places" (2000), "Largo" (2002), "Anything Goes" (2004) и "Day Is Done" (2005) входили в пятерку самых продаваемых джазовых альбомов США.
Музыка Мэлдау звучала в фильмах Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами", Вима Вендерса "Отель Миллион долларов" и др.

14 декабря, как мы уже писали, исполняется 100 лет со дня рождения одного из пионеров советского джаза - выдающегося пианиста и композитора Александра Цфасмана. 19 декабря в Колонном зале Дома союзов пройдет посвященный столетию Цфасмана вечер-воспоминание "Музыка нашей Родины"...>>>>

Дин Браун (photo: Tasic Dragan)Le Club и Игорь Бутман представляют: 19, 20 декабря - трио Дина Брауна (США): Дин Браун (Dean Brown - гитара, вокал), Ник Лазарев (Nick Lazarev, бас-гитара) и Джин Лэйк (Gene Lake, барабаны).
Дин Браун - один из самых востребованных гитаристов в современном джазовом мире. Доказательство тому - постоянная работа с Маркусом Миллером, Дэвидом Сэнборном, Билли Кобэмом, Джорджем Дюком, братьями Бреккерами и др.
По собственному признанию Дина, решение связать свою жизнь с музыкой он принял еще в детстве, впервые услышав альбомы The Beatles и Джими Хендрикса. В 15 лет Браун уже вполне профессионально начал выступать как гитарист. В Южной Корее, где он провел три года, он играл и пел в чрезвычайно популярной местной группе. "Я походил на поп-звезду: у меня были телохранители, собственный фэн-клуб... Это было дико", - со смехом вспоминает Дин.
После окончания Университета Джорджа Вашингтона, Дин поступил в престижный Berklee College of Music. Его однокурсниками стали гитаристы Майк Стерн, Билл Фризелл и Джейми Глейзер.
В 1981 году Билли Кобэм пригласил Дина в свой ансамбль Glass Menagerie - с ним гитарист записал альбом "Observations" и выступил на фестивале в Монтре. Примерно в это же время Дин также вошел в первоначальный состав легендарной группы Стива Смита Vital Information. 80-е и 90-е годы в жизни Брауна прошли под знаком непрекращающихся гастролей и записей с большим количеством именитых музыкантов - от Роберты Флэк до Роя Харгроува.
С 2000 года Браун, продолжая работать в качестве сессионного музыканта, начал заниматься сольным творчеством и сейчас с собственным трио исполняет лихой джаз-рок с примесью фанка. В составе трио Дин выпустил уже два сольных альбома - "Here" и "Groove Warrior".
"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, 21 (здание театра "Товарищество актеров Таганки", м. "Таганская").
Телефон для справок и заказа столиков: (495) 915-1042
Начало концертов в 20.30.

С 6 по 15 декабря в Особняке приемов и торжеств Петра Смирнова в центре Москвы пройдет фестиваль премьер "Magic Mix", в котором примет участие ряд джазовых артистов, прежде всего - сотрудничающих с продюсерской компанией братьев Михаила и Андрея Ивановых. Подробности - в сообщении организаторов…>>>>

А в это время
за бугром...
23 ноября в Лос-Анджелесе умерла последняя из великих джазовых певиц свинговой эры - Анита О'Дэй. Ей было 87 лет.
Анита Белл Колтон (таково настоящее имя вокалистки) родилась в Чикаго в 1918 г. В семилетнем возрасте она перенесла неудачное удаление гланд, в результате которого ее голосу стал недоступен важнейший певческий прием - вибрато. В результате ее вокал обрел необычное звучание - гладкое и подвижное (ей приходилось компенсировать неспособность голосовых связок впадать в резонансную вибрацию). Ее певческая карьера началась еще в подростковом возрасте, во времена Великой Депрессии, когда юная Анита пела с ансамблями, сопровождавшими легендарные "танцевальные марафоны на выживание" (когда потерявшие надежду найти работу люди участвовали в конкурсах, где последняя остававшаяся на ногах пара танцоров получала денежный приз; иногда такие конкурсы длились больше суток). Именно тогда она взяла сценический псевдоним O'Day - словечко из детского "шифрованного" жаргона "поросячья латынь", являющееся "вывороткой" слэнгового слова "dough" - деньги, "бабки". Вскоре она переместилась в клубы чикагского Аптауна, где ее заметил и стал продвигать в мир шоу-бизнеса комик Лорд Бакли. Во время ее выступления в клубе Off-Beat на чикагской Петле к ней подошел популярнейший свинговый барабанщик Джин Крупа, только что покинувший самый модный в стране биг-бэнд Бенни Гудмена и создавший собственный оркестр, и заявил: "Анита, я никогда никого не увольняю, но если певица моего оркестра вдруг уйдет, я найму тебя". В начале 1941 г. он выполнил свое обещание. Именно с вокалом Аниты О'Дэй были записаны первые хиты оркестра Крупы, "Let Me Off Uptown" и "Thanks For the Boogie Ride". Барабанщику так нравилась манера Аниты, что и более поздних вокалисток своего оркестра, Джун Кристи и Крис Коннор, он заставлял петь примерно в том же стиле.
Годы Второй мировой для Аниты О'Дэй прошли сначала в гастролях с оркестром Джина Крупы, затем была короткая работа с первым оркестром Вуди Хермана, короткий период работы с оркестром Стэна Кентона (с которым она записала хит "And Her Tears Flowed Like Wine") и возвращение в оркестр Крупы, откуда она вскоре вновь ушла, перенеся тяжелый нервный срыв.
Первые сольные записи певица сделала в 1947 г. для лейбла Signature, который возглавлял прославившийся в будущем продюсер Боб Тиле. Но наибольшим спросом среди ценителей джаза пользовались ее записи 1955-1962 гг., сделанные для лейблов Нормана Гранца - Clef и Verve. В этих остро свинговых записях голос Аниты звучит под аккомпанемент игры Джина Крупы, Роя Элдриджа и других мастеров, а ее манера фразировки и построения скэтовой импровизации явно свидетельствует о близком знакомстве не только со свингом, но и с бибопом.
В сознании большинства Анита О'Дэй, впрочем, запечатлена еще более поздней записью - точнее, съемкой, в которой она на Ньюпортском фестивале 1958 г., одетая в сногсшибательное черное платье, шляпку с пером и белые перчатки, поет скоростные версии свинговых эвергринов "Tea for Two" и "Sweet Georgia Brown".
Популярность и множество удачных записей певицы - лишь одна сторона медали. С подростковых лет она курила марихуану, и в 40-е годы попадала под полицейские облавы, в скандальные колонки газет и даже в тюрьму. В 1954-м она под влиянием барабанщика своего ансамбля, Джона Пула, перешла на героин - и вновь попалась, проведя несколько месяцев в лос-анджелесской федеральной тюрьме "Терминал-Айленд". Тем не менее, от героиновой зависимости она не избавилась. В 1966 г. в своем доме на Беверли-Хиллс она едва выжила после передозировки героина, после чего, по примеру других знаменитых джазовых героинщиков - Майлса Дэйвиса, Джона Колтрейна и др. - прошла через мучительное очищение организма "переломкой".
В последующие десятилетия интерес к творчеству певицы то и дело вспыхивал заново. Свой первый "камбэк" она прошла еще в 1970-м, на Берлинском джазовом фестивале, к удивлению многих выступив с сильным сольным сетом. У нее было два собственных лейбла грамзаписи, на которых она выпускала достаточно интересные альбомы, с материалом которых успешно гастролировала в 90-х. В конце 90-х, после тяжелой пневмонии и заражения крови, ей пришлось оставить гастроли, но Анита до самого конца жизни не бросала выступления в лос-анджелесских клубах, куда ее приезжали послушать поклонники со всего мира. Ее последний сольный альбом, "Indestructible! Anita O'Day" (Kayo Records), вышел в апреле 2006 г., когда певице уже было 87.
Официальный вебсайт певицы сообщает, что поминальная служба по Аните О'Дэй состоится в часовне голливудского кладбища Hollywood Forever в час дня 2 декабря.
Джазовые дни рождения
на 29 ноября - 8 декабря
29.11 - барабанщик традиционного чикагского джаза Дэнни Элвин (Danny Alvin, 1902-1958); пианист и композитор Билли Стрэйхорн (Billy Strayhorn, 1915-1967); канадский гитарист Эд Биккерт (Ed Bickert, 1932); барабанщик Билли Харт (Billy Hart, 1940); трубач и флюгельгорнист инструментальной поп-музыки Чак Манджионе (Chuck Mangione, 1940); трубач Рэнди Бреккер (Randy Brecker, 1945); барабанщик Адам Нуссбаум (Adam Nussbaum, 1955)
30.11 - трубач и вокалист Джек Шелдон (Jack Sheldon, 1931); южноафриканский контрабасист и композитор Джонни Дьяни (Johnny Dyani, 1945-1986)
01.12 - новоджазовый альт-саксофонист Джимми Лайонс (Jimmy Lyons, 1933-1986); бас-гитарист и композитор Джако Пасториус (Jaco Pastorius, 1951-1987)
02.12 - тенор-саксофонист Чарли Вентура (Charlie Ventura, 1916-1992); пианист Уинтон Келли (Wynton Kelly, 1931-1971)
03.12 - вокалистка Сильвия Саймс (Sylvia Syms, 1917 или 1919-1992), пианист Хэрби Николс (Herbie Nichols, 1919-1963), трубач и корнетист Уэбстер Янг (Webster Young, 1932-2003)
04.12 - трубач и вокалист Расселл Жаке (Russell Jacquet, 1917-1990); гитарист Джим Холл (Jim Hall, 1930); барабанщик Деннис Чарлз (Dennis Charles, 1933-1998); пианист Энди ЛаВерн (Andy LaVerne, 1947)
05.12 - контрабасист Арт Дэйвис (Art Davis, 1934); бразильский гитарист, пианист и композитор Эгберту Жисмонти (Egberto Gismonti, 1947)
06.12 - пианист Дейв Брубек (Dave Brubeck, 1920); контрабасист Джей Лионхарт (Jay Leonhart, 1940); чешский контрабасист Мирослав Витуш (Miroslav Vitous, 1947); контрабасист Харви Суортц (Harvie Swartz, 1948)
08.12 - органист Джимми Смит (Jimmy Smith, 1925-2005); пианист Ларри Вукович (Larry Vuckovich, 1936)
Телевидение
Джазовые концерты на телеканале "Культура"1 декабря, 1 декабря, 01:15
Все это джаз. Концерт Государственного камерного оркестра джазовой музыки
Концерт одного из лучших в России джазовых коллективов, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса. В программе – самые популярные произведения Исаака Дунаевского, Уильяма Хэнди, Дюка Эллингтона. Главный дирижер оркестра – Георгий Гаранян.

3 декабря, 01:25
Джем-5. Лайонел Хэмптон
Звучат редкие записи 40 – 50-х годов. Вступительное слово Георгия Гараняна

6 декабря, 22:00
Современники века. "Джазмен из ГУЛАГа". Документальный фильм (Франция, 1999).
Режиссер Пьер-Анри Сальфати. Сценарий: Наталья Сазонова, Пьер-Анри Сальфати.
Режиссер и шоумен, дирижер, композитор и аранжировщик Эдди Рознер стал важнейшей фигурой для советской музыкальной эстрады. Он не был баловнем судьбы, жизнь временами обходилась с ним жестоко и беспощадно. О короле советского джаза пред- и послевоенной эпохи вспоминают его дочь и коллеги, сотрудники КГБ и друзья по лагерю.

8 декабря, 01:20
Все это джаз. Биг-бэнд Западногерманского радио. Музыкальная программа. Запись в Московском международном Доме музыки.
Музыканты знаменитого оркестра из Кельна самой увлекательной своей задачей считают "путешествия по музыкальным границам". В этой программе они совершат путешествие по всему мировому джазу, исполняя как оригинальные композиции, так и аранжировки тем классиков - Иоганна Себастьяна Баха, Эрика Сати, Сергея Рахманинова. Художественный руководитель этой программы репертуарного биг-бэнда WDR (Западногерманского радио), приглашающего нового лидера под каждый новый проект - один из основоположников европейского авангарда, трубач и композитор Манфред Шооф.

10 декабря, 01:25
Джем-5. Дайана Кролл.
Известная джазовая вокалистка и пианистка Дайана Кролл и ее трио на джазовом фестивале в Монреале исполняют джазовые стандарты и произведения Дайаны Кролл. Вступительное слово Георгия Гараняна.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
2 декабря - программа из цикла "Лица необщее выраженье". IX выпуск посвящен сольным программа крупнейшего российского ударника Владимира Тарасова, а также его совместным проектам с другими музыкантами.
9 декабря - из цикла "Персоналии": 5-я программа, посвященная творчеству британского саксофониста Джона Сёрмана, плавно переходит в обзор творчества композитора и трубача Кенни Уиллера
16 декабря - из цикла "Импровизация". Начинается выпуск с Джона Зорна, плавно перетекает в различные вариации музыки Эннио Морриконе усилиями Энрико Перанунци, Yo-Yo Ma, который, в свою очередь, исполняет Бетховена и Паганини. Затем наступает очередь Ауры Урзичану и Жака Лусье.

Подкаст "Слушать здесь":
27.11.06 - #103: Кирилл Мошков комментирует пьесу "Milestones" с альбома "Jazz Hits Vol.1" гитарного трио MB3 (Кори Крисченсен, Вик Джурис, Джимми Бруно; Mel Bay, 2006).

24.11.06 - #102: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Careful with Aks, Peter" мастеров синтезатора Moog Питера Намлука и Клауса Шульце с альбома "Evolution of the Dark Side of the Moog" (World Ambient, 2002)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анна Филипьева, Константин Корешков,
Майя Кочубеева,
Дарья Белецкая,
Юрий Льноградский,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Юлия Кузьменко,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0