502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Ignacio Berroa
-
"Codes"

Blue Note, 2006
62:53
 

* * * *

Как и множество других музыкантов с Кубы, барабанщик Игнасио Берроа начинал с изучения классической музыки, но затем услышал джаз - и заразился этой музыкой навсегда. В 11 лет он взял первый урок игры на барабанах; последовало обучение в знаменитой Национальной школе искусств и консерватории Гаваны, после чего, в 1970 г., 17-летний Игнасио начал профессиональную карьеру. К 1980 г. в кубинской музыке для него не осталось невзятых вершин, и он эмигрировал в Америку, заручившись поддержкой важнейшего друга кубинских джазменов в США - трубача Диззи Гиллеспи. С 1981 г. и до самой смерти Диззи Берроа был членом его квартета и всех его крупных проектов, включая знаменитый биг-бэнд United Nations Orchestra.
Список музыкантов, с которыми играл Игнасио, занимает не одну страницу. В последние годы он - постоянный участник ансамблей своего знаменитого земляка, пианиста Гонсало Рубалькабы, и очень успешный преподаватель, чей видеоучебник афрокубинской ритмики стал классикой жанра. И вот пришло время для первого сольного альбома, который вышел сразу на одном из ведущих лейблов в джазе - Blue Note.
Не удивительно, что 53-летний мастер стремится показать в этой записи все, что считает важными элементами своей творческой манеры. Здесь и стремительный латин-фьюжн а-ля Чик Кориа, и прохладный пост-боп с латинскими элементами, столь знакомый по ансамблю Гонсало Рубалькабы (впрочем, именно он и играет в 6 из 8 треков на фортепиано и клавишных). Приглашенные звезды (саксофонист Давид Санчес, басисты Джон Патитуччи и Армандо Хола и др.) много и ярко играют соло. Чистый афро-кубинский элемент, владение которым и вывело Берроа в число самых уважаемых барабанщиков современного джаза, выявляется редко, главным образом в сольных эпизодах самого Игнасио. На это мастер замечает в буклете: "Если кто-то купил этот диск только для того, чтобы услышать что-то кубинское - простите, что разочаровываю!".
 


Matthew Shipp
-
"One"

Thirsty Ear, 2006
40:35
 

* * * * *

Пианист и композитор Мэтью Шипп курирует "Синюю серию" на лейбле Thirsty Ear уже около семи лет. Прославившийся (если это слово применимо к авангардному пианисту, чья слава достигает все-таки достаточно ограниченных кругов населения) благодаря многолетнему участию в квартете саксофониста Дэвида С. Уэра, Шипп, которому сейчас 46, в качестве продюсера смело смешивает стили, направления и звучания - в продукции Blue Series пересекаются джазовый авангард, электроника, диджейство, хип-хоп и т.п. Но работы самого Шиппа неизменно оказываются в фокусе самого острого интереса аудитории этого лейбла, как бы ограниченна она ни была. Его провокативный авант-техно-джаз альбома "Nu Bop" (2001) вызвал не меньше споров, чем "Harmony and Abyss" (2004), на котором Шипп, казалось, порвал с джазом как таковым, уйдя в репетитивный академический минимализм с богатым использованием электронных клавишных. И вот новый поворот: все ведущие пианисты поколения 40-летних сейчас выпускают сольные альбомы - пришло время и для очередной сольной записи Мэтью Шиппа!
Новая работа равно далека и от радикальности фри-джаза, и от холодности академического авангарда. Как и в предыдущей своей сольной записи, "Songs" (Splasc(h), 2002), Шипп предстает здесь прежде всего лириком. Но если материалом "Songs" служили заигранные поколениями джазменов стандарты, которым Мэтью стремился найти новые ритмические, структурные и эмоциональные воплощения, то "One" основан исключительно на авторском материале. Безусловно, в его основе лежит (как правило) некий выписанный текст, но, едва наметив его контуры, пианист тут же стремится уйти от них, временами забираясь очень далеко, но никогда не покидая очерченного собственным текстом эмоционального пространства. Спонтанность, богатый импровизационный язык, глубокое и небанальное импровизаторское мышление - и никакого стремления ошеломить слушателя техникой, никакой нарочитой деструкции, никакого хаоса, только внимательное следование логике собственной (и, надо признать, весьма богатой) мысли. Рояль записан нарочито приближенно к слушателю, безо всякой атмосферности, воздушной таинственности (звукорежиссер Гленн Робинсон, студия Леона Ли Дорси, Нью-Йорк), что усиливает ощущение пребывания в самом "нутре" творческой лаборатории импровизатора-мыслителя.

Константин Волков,
для Stereo&Video

 

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service