О первенстве Союза во всех областях жизни нам твердили с пеленок до
старости (кто дожил до нее в этом приснопамятном государстве) и с утра и
до вечера: в космосе первые, водка и мороженое лучшие, "в области балета
мы впереди планеты всей", да и в области классической музыки, в хоккее,
шахматах… Многое было правдой (в спорте или космосе не наврешь), многое
- ложью (каждый сам подчеркнет насущный для него обман), а некоторые
области жизни были вроде бы известны, на самом же деле мы не имели о них
понятия. Практически не знали профессионального спорта и лишь по
крохотным обрывкам в фильмах и по привозимым родителями-дипломатами (у
некоторых такие были) дискам узнавали джаз и рок. Еще по вражеским
голосам, когда не глушили. "Снимали фирму" с записей и учились, как
слепые котята, подражая Паркеру и Дэйвису… Потом началась эмиграция, ее
волны захлестнули не только инженеров и врачей, но и музыкантов, а среди
них, среди обилия скрипачей и пианистов, оказались несколько эстрадных
певиц, джазменов и рок-н-рольщиков. Слухи о том, как кто устроился,
исходили из двух источников - писем друзьям и КГБ. Письма
пересказывались из уст в уста, и с каждыми следующими устами
увеличивалась этажность дома, размеры гонораров и тиражей пластинок.
"Контора" распространяла информацию противоположную: Мондрус повесилась,
Аранович умер прямо на концерте, кто-то погиб на Синайском полуострове,
кто-то моет полы… 90 процентов лжи было в обоих источниках. Примеров
приводить не буду, у каждого есть своя коллекция подобных историй, одно
бесспорно - все как-то устроились, с голоду никто не помер. Но
"классики", в большинстве, свою музыкальную карьеру продолжили, а
эстрадники, джазмены и рок-музыканты к своей мечте так и не
приблизились. Первые пели по русским ресторанам, вторые им
аккомпанировали, иногда, между песнями, вспоминая про джаз, третьи
постепенно вообще ушли из профессии. В конце 80-х все они начали
приезжать на родину и рассказывать, как они покоряли Америку.
Действительно, покоряли. Но почти никто не покорил. Почти - потому, что
был пример настоящего покорения американского джаза простым русским
трубачом Валерием Пономаревым, сегодня ставший хрестоматийным.
Двадцать лет спустя в одном из ведущих бэндов Нью-Йорка появился русский
трубач. Не объездивший по 10 раз с Кроллом или Лундстремом страну, в
которой так вольно дышалось кухаркам, ею управлявшим, но скромный
молодой парень, закончивший Гнесинку и вырвавшийся в Штаты с
единственной целью, которой и достиг. Спустя три года в этой же
нью-йоркской команде буквально с улицы появился еще один русский,
играющий на этот раз на контрабасе; его взяли на время, и длится это
время уже восемь лет. Команда эта - Mingus Dynasty (а также ее
биг-бэндовый вариант - Mingus Big Band), а я беседую с трубачом и
контрабасистом - Алексом Сипягиным и Борисом Козловым.
Боря,
ты - контрабасист в команде имени великого контрабасиста. Вы только что
сыграли программу без единого соло на контрабасе. Что, это не
обязательно?
- Как правило, обязательно. Но по логике течения сегодняшнего концерта,
по его композиции, соло не потребовалось.
Часто бывает наоборот, даже большие музыканты ради лишнего соло
иногда идут против логики.
- Обычно в нашем ансамбле я, как солист, представлен на сцене подробно.
Но сегодня это нарушило бы темп концерта. (На втором концерте Борис
солировал много и ярко. И соло были гармоничными составляющими
композиции. - В.М.)
Впервые я тебя услышал лет 20 назад в ДК медиков с Лукьяновым.
- Такое бывало часто. Потом я ушел в армию и Лукьянов ждал меня, чтобы я
играл в его "Кадансе". Но у "Каданса" было мало работы, и я поступил в
"Мелодию", где у меня была свобода, отличная практика в читке нот и, что
очень важно - у "Мелодии" были свои инструменты. В наше время я бы смог
работать и в "Кадансе" и в "Мелодии", но - 1989 год, это, хоть и конец,
но еще советской эпохи.
Когда ты оказался в Штатах?
- Сначала я дважды приезжал в составе студенческих оркестров на
фестивали, затем провел в Америке полгода с "Мелодией". Самостоятельно
приехал в 1991 году.
С академическим образованием?
- Мое образование - джазовое отделение Гнесинского училища. Я учился у
покойного Анатолия Соболева. В его классе я не был, но он специально
оставался со мной после официальных занятий, и начинались занятия
настоящие. Он мне поставил руки - я ведь перед училищем на бас-гитаре
играл…
А классику ты не играл никогда?
- Только в пределах училищной программы - то, что рекомендовал Соболев.
Я даже когда смычком играю, то это идет не от сонат Боттезини и
Кусевицкого, а от транскрипций саксофонных соло Колтрейна.
Тебя, наверное, 100 раз спрашивали - как удалось попасть в такой
ансамбль. Однозначного ответа нет?
- Вообще есть - судьба. В Mingus Big Band не смог выйти на концерт
контрабасист, и тогдашний барабанщик оркестра Томми Кэмпбелл, с которым
я познакомился через его студента, с которым семь лет играл на улице,
рекомендовал меня, зная, что я не только умею играть, но и могу быстро
читать с листа. После концерта мне позвонила хозяйка оркестра - вдова
Мингуса, которая, сама меня не слышав, сделала 14 звонков специалистам и
демократическим путем определила, что я могу играть на контрабасе в
оркестре имени ее мужа. Я был приглашен на два тура с оркестром. Было
это в 1998 году, остальное - история.
Все отъехавшие в одно время с вами из Союза джазмены пошли играть
разную музыку или вообще сменили специальность, и только вы с Сипягиным,
простояв на улице много лет, попали в большой джаз.
- Сипягин попал несколько раньше. Я же натурально семь лет проиграл на
улице. Менять специальность - какой смысл? Я уехал из Москвы один, цель
была - научиться играть лучше, чем умел, иметь постоянный шлепок под зад
- стимул для прогресса. На улице я играл, чтобы прокормить себя и
возникшую позднее семью. Было попутно много разовых проектов, но от
своей музыки я не уходил. В Америке есть несколько путей заработка для
музыкантов (не академических - В.М.): бродвейские шоу - это
музыкальный тупик, свадьбы, вечеринки и рестораны - это тоже тупик, есть
музыканты, пишущие рекламу на телевидении - это абсолютно закрытый круг,
не пускающий никого со стороны, причем они в основном пишут музыку
электронную и малоинтересную. Ну, а есть путь - постоянно предлагать
себя в джазовые проекты, их очень много, все они связаны с выездами и
это тяжелая работа, но она приносит со временем плоды и творческое
удовлетворение. У меня было много выгодных предложений на первых двух
путях, но я всегда помнил, зачем приехал…
Подходит Александр Сипягин, далее мы беседуем втроем.
Вместе с вами на сцену выходят пятеро коренных американцев, и вы себя
чувствуете с ними абсолютно на равных. Но ансамбль - это репетиции,
гастроли, много совместно проводимого свободного времени, человеческие и
профессиональные отношения. Как вы себя чувствуете в Mingus Dynasty?
А.
С. - Мы играем в этой организации ("Оркестр имени Мингуса" объединяет
биг-бэнд, малый оркестр и септет "Династия Мингуса" - В.М.) уже
очень давно, Боря с 1998 года, я с 1995-го, и мы приходим на работу, как
к себе домой. В общении с партнерами бывает по-разному - мы можем и
нагрубить и даже нахамить ребятам, с которыми играем, но все это в
рабочем порядке, главное - мы все любим и уважаем друг друга.
Пономарев пишет, что в Jazz Messengers был папа - Арт Блэйки, а все
остальные его слушались. А у вас - равноправие?
Б.К. - Наш папа - покойный Мингус, чью музыку мы играем. Есть мама -
вдова Мингуса.
Она разбирается в музыке?
А. С. - Не совсем…
Б. К. - Но она следит за тем, чтобы состав был звездным. Не в смысле
звезд, которых знают все, но в смысле нью-йоркских музыкантов,
признанных в профессиональных кругах. А из них она выбирает
демократически, опрашивая музыкантов, кому с кем лучше играть. Еще один
важный момент в наших взаимоотношениях - внутри "Мингус-оркестра" все
друг у друга работают в проектах.
Вы не ограничиваетесь одним местом работы?
А.С. - Конечно! Каждый занимается собственным творчеством, приглашая в
партнеры друзей. Боря сыграл на трех моих дисках, выступает в квартете с
Фрэнком Лэйси, и так далее.
А как часто выступает Mingus Dynasty?
Б. К. Раз в неделю в нью-йоркском клубе "Иридиум" плюс ежегодно 50-60
концертов на выездах за границей.
То есть, около 120 концертов в год! А между ними еще и "шить"?
Б.К. - Иногда не между, а вместо. Порой мы меняем друг друга, чтобы
поехать в турне с другими партнерами, сменить атмосферу, получить новый
импульс. Мы к этому привыкли. Меня сюда рекомендовали, а сейчас здесь
играет музыкант, которого рекомендовал я…
Саша, а кто тебя рекомендовал?
А. С.- Рэнди Бреккер, сам тогда трубач "Оркестра Мингуса". Мы с ним
играли вместе в оркестре в клубе "Свит Бэзил". Он рекомендовал меня себе
на замену, и я там остался. Бреккер же до сих пор время от времени
приходит играть. Биг-бэнд - место, где постоянно меняются музыканты. В
Нью-Йорке музыкантов определенного уровня не так уж много, поэтому из
одной команды в другую кочуют одни и те же люди. Надо только стремиться
выйти на этот уровень.
А с чего ты начинал в Союзе?
А.С. - Я родом из Ярославля, а учился в той же Гнесинке. В 1983 году мы
с Борей вместе играли в студенческом биг-бэнде Александра Осейчука. В
Израиле живет Женя Майстровский...
Это один из лучших наших барабанщиков.
А.С. - А мы с ним играли на конкурсе в Ростове.
Б.К. - А потом Женя и Саша играли в моем единственном проекте в Союзе.
А в нынешней России вы бываете?
А.С. - Я только приехал с московского фестиваля в саду "Эрмитаж", где
играл с московской ритм-секцией и двумя американскими партнерами.
Уровень российских музыкантов вырос?
А.С.
- Колоссально! Появились молодые ребята, играющие очень здорово. Я семь
лет не был в Москве, за это время многое изменилось.
А в Израиле ты, по-моему, впервые - в прошлый приезд "Mingus Dynasty"
Боря был в составе, а тебя почему-то не было.
А. С. - Я в то время был в поездке с составом Дэйва Холланда. А в
Израиле, действительно, впервые. Но кроме Эйлата мы никуда не попадем,
хотелось бы побывать в Иерусалиме.
В Иерусалиме джазовый фестиваль проходит зимой.
А. С. - Я с удовольствием на нем бы выступил.
Б. К. - И я тоже.
А пока поделитесь впечатлениями о "Джазе на Красном море".
А.С. - Для меня это один из немногих прекрасных фестивалей. Начиная с
сумасшедшего места, где мы сейчас стоим. Вот там - Иордания…
Нет, Там - Саудовская Аравия, левее - Иордания, правее - Египет. А за
нашими спинами - Израиль.
А.С. - Смешение исторических сведений и чувств дает такие ощущения, что
вообще не знаешь, как играть. И при этом вокруг такой сюр - контейнеры
вместо стен, самолеты летают над залом… (Фестиваль проходит на
набережной порта. Стены залов строятся из грузовых контейнеров, а крыши
нет - вот и летают самолеты… В.М.)
Б. К. - У меня ощущения похожие, хотя я здесь уже второй раз. Но перед
добрыми словами выскажу претензию. Перед группой стоял вопрос - отменять
поездку или нет.
Многие отменили. Спасибо "Династии", что она приехала.
Б.К. - Организаторы фестиваля прислали письмо Крэйгу Хэнди и мне, бывшим
в составе ансамбля здесь 3 года назад, с просьбой, чтобы мы объяснили
коллегам, что в Эйлате не страшно а, наоборот, хорошо. Мы уговорили
ребят поехать, 24 часа летели, пройдя через массу сложностей с проверкой
багажа и так далее. Организаторы обеспечили сцену прекрасным роялем и
ударной установкой, но для контрабасиста ансамбля, носящего имя великого
контрабасиста Мингуса и играющего его музыку, инструмент привезли с
фабрики, даже не потрудившись снять бирку.
Слава Богу, что вы усиливаете звук и качество контрабаса не так
заметно.
Б.К. - Публике, но не мне. Это определенное неуважение...
Скорее, дилетантизм.
А.С. - Почему-то дилетантизма нету в подборе рояля и ударных и в
постановке звука - она в Израиле просто великолепна. И аппарат, и
специалисты.
Б.К. - А с контрабасом недодумали. Это бывает не только здесь. Но три
дня назад мы играли на фестивале в Лионе - там для меня специально
арендовали контрабас у музыканта, а не в мебельном магазине.
А.С. - На гастроли серьезных музыкантов тратят все меньше и меньше денег
и, чтобы провезти контрабас, надо заплатить столько, что не захочется
ехать.
Претензия справедлива, я ее адресую организаторам. А каково
впечатление от нашей публики?
Б.К. - Невероятное!
А.С. - Настоящая европейская публика, любящая и понимающая джаз. Таких
фестивалей осталось мало.
Б.К. - В Америке огромное количество фестивалей, но джаз на них звучит
все меньше и меньше. Недавно я играл на большом фестивале в Канзасе -
только наш ансамбль представлял нью-йоркский джаз. А таких фестивалей,
как "Джаз на Красном море", "Фестиваль Северного моря" и еще несколько в
ряде европейских городов, всегда было немного, и сейчас становится еще
меньше.
Несмотря на то, что на нынешний фестиваль не приехала половина
гостей.
Б.К., А.С. - Зато публика осталась. Слушают джаз особенно хорошо на
курортах, когда народ расслаблен, не пришел только что с работы и не
заторможен рутинными проблемами.
А как насчет температуры воздуха?
А.С. - Я впервые играю на такой жаре. У меня пересохли клапана на трубе,
и было тяжело. (Но для слушателя незаметно! - В.М.).
Б.К. - Я играл в центре пустыни Невада на открытой сцене, но у меня был
хороший контрабас. Привыкнуть к жаре проще. Но, надеюсь, в следующий
приезд в Израиль проблем с инструментом не будет. А других проблем здесь
и не было.
Б.К., А.С. До следующих встреч!
Биографическая справка
Алекс Сипягин родился в Ярославле в 1967 г. В 1988 году окончил
Гнесинку, затем два года играл с ведущими отечественными джазменами -
Игорем Брилем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным. В 1990 году
23-летний музыкант совершил небывалый прорыв: на международном конкурсе
трубачей им. Монка в Вашингтоне он завоевал одно из первых мест и в
качестве приза получил трубу из рук самого Кларка Терри! Эта победа
открыла талантливому трубачу дорогу на джазовый Олимп - в Нью-Йорк.
Алекс - прекрасно подготовленный музыкант современной школы, ему
одинаково доступны как популярная баллада, так и сложная нестандартная
композиция, а его технические возможности позволяют справляться с
репертуаром любой трудности. Сейчас Сипягин играет в нескольких
нью-йоркских ансамблях: в оркестре и ансамбле имени Чарльза Мингуса, в
группе Гила Голдстина, а также имеет престижный ангажемент в
Международном оркестре Джорджа Грунтца. Кроме того, он гастролирует с
коллективами Дейва Холланда и Тосико Акийоси. Этот великолепный трубач
записывался с такими известными музыкантами, как Эрик Клэптон, Элвис
Костелло, Ларри Кориэлл, Джеймс Муди и др. На его счету две пластинки с
Mingus Big Band и семь сольных альбомов, наиболее удачные из которых
вышли на лейбле Criss Cross.
Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных Борис Козлов в США с
1991 г. В 1998 г. вошел в состав Mingus Big Band/Mingus Dynasty.
Записывался и гастролировал с Дейвом Кикоски, Бобби Санабриа, Брайаном
Линчем, Caribbean Jazz Project, Эдди Палмиери, европейской вокалисткой
Анной Лаверньяк, записался на пяти альбомах Mingus Big Band.
Беседовал Владимир Мак,
Эйлат-Иерусалим, Израиль
|