Выпуск #13,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
“Игра по правилам без правил, или трубач в джазовом
ансамбле”
Небольшие размышления на заданную тему |
Джазовый
ансамбль сложной, витиеватой иерархией музыкальных взаимоотношений
требует предельной концентрации и профессиональной компетентности,
наличие художественного вкуса и способности мгновенной адаптации к
неожиданным поворотам музыкальных событий, возникающих в ходе движения
музыкальной мысли. Импровизационная природа изложения материала в
меньшей степени лимитирует фантазию исполнителей, а в большей
предоставляет возможность для создания музыки. Ансамблевый метод
музицирования приводит к так называемому “коллективному сознанию”, в
котором должна четко прочитываться функциональная роль каждого
инструмента в связи с особенностями формы, стиля и художественного
образа. Процесс слияния в единое целое инструментальных компонентов
ансамбля, органично и естественно отражающих музыкальную идею в ее
развитии, состоит из ряда довольно жестких правил, невыполнение которых
приводит к потере смысла и краху идеи. Такие правила в джазовом
ансамбле, на первый взгляд, могут закрепостить и ограничить свободу, но,
по сути, они стабилизируют и организуют процесс, в котором выстраивается
стройная архитектоника музыкального взаимодействия, т.е. ансамблевая
интеракция, логика движения и эстетическая обоснованность музыкального
намерения. С другой стороны, чисто формальное соответствие этим правилам
высушивает и выветривает содержимое идеи, превращая ее в сухой (даже и
красивый), но мертвый гербарий. В этом месте возникает парадокс, который
может прозвучать так: “Игра по правилам без правил”. Собственно, всем
известно намерение композиторов писать, как будто бы импровизируя, а в
джазе импровизировать, как будто бы это написано. Все это - для того,
чтобы оказаться в центре живого процесса. Если композитор, услышав
внутри себя и написав материал, стремится к беспрекословному выполнению
его идеи музыкантами, то нередко это не работает, а в джазовом ансамбле,
где коллективная интуиция и мгновенная реакция создает непредвиденные и
неожиданные ситуации, которые трудно предусмотреть и написать одному
человеку, работает, да еще как! Однажды я участвовал в проекте, где
принимали участие лучший джазовый тубист мира Джонатан Саас, лучший
тромбонист Австралии Эдриан Мейерс, лучший джазовый валторнист мира
Аркадий Шилклопер, уникальный скрипач Гидон Кремер и другие известные
музыканты. Мы исполняли музыкальную мистерию замечательного композитора
Александра Бакши “Полифония Мира” в театре Вахтангова - почти все было
выписано, но, несмотря на внушительный состав и конкретный нотный
материал, приходилось корректировать материал и даже отказываться от
некоторых эпизодов по причине их "незвучания". При импровизационном
решении вопроса - все встало на место. Александр Бакши был доволен и
сделал правильные выводы (как истинно творческий человек).
Мастерство джазового ансамбля можно выразить во фразе: при минимальных
усилиях - максимальный КПД. В этом заключаются многие аспекты
ансамблевой игры.
Если у Майлса Дэйвиса паузы звучали, как самые красивые ноты, а сами
ноты - как паузы, способные разрезать и соединять музыкальное
пространство, играя со временем - это не только интуиция, а результат
его мышления, или даже его наука. Знание, исходящее из опыта, позволяет
свободно ориентироваться в музыкальной ткани.
Для джазового трубача в ансамбле недостаточно только прекрасного
владения инструментом с исполнительской точки зрения. Очень важно, чтобы
из разряда просто исполнителя трубач свободно переходил в разряд
созидателя музыки, имел ярко выраженное мышление, оформленное в
исполнительское кредо, или собственную манеру.
У Клиффорда Брауна или Чета Бейкера не было мощного звука и
суперверхнего регистра. Вопрос - почему они остались в истории как
величайшие трубачи?
Ответ - они были личностями. Разумеется, в самом широком смысле. Из
ничего, из трех -четырех нот в первой октаве они делали магическое
действо, которое создавало картины музыкального пространства и
удерживало внимание. У Диззи Гиллеспи потоки энергетики в виртуознейшем
водовороте бопа восхищали тягой к жизни и стремлением вперед - он
выражал себя. Самая неважная похвала для трубача - “Молодец, играешь под
Клиффорда, очень, похоже”. Это тормоз. Конечно, информативность нужна,
но только для того, чтобы пополнить свой музыкальный словарь, но
использовать его по-своему. Это путь джазового профессионала. А какие
качества для джазового профессионала необходимы?
1. Идея (свое намерение, своя манера, инициатива)
У играющих голосом Дона Черри хочется спросить: "Старик, у тебя фамилия
другая, а также рост, вес и жена... Что же ты?". А вот молодой Рой
Харгроув на джеме джазовых монстров, где перед ним виртуозно играл
старик Кларк Терри, очень спокойно и своим голосом убедил всех в том,
что “попадание в десятку” возможно на два пиано и десятком звуков на
весь квадрат.
Для этого нужно изучать собственный темперамент и возможности его
выражения. Искать свой звук всегда, корректируя его в различных стилевых
стихиях.
Манера - прежде всего ритмическая организация пространства, чувство
времени и отсюда - ощущение свинга. Не бывает единой модели свинга (с
опережением, либо с отставанием и т.д.), бывает необходимость конкретной
музыкальной ситуации только на данный момент, а завтра будет все
по-другому, и это принципиально. Если вооружиться парой десятков
шаблонных кассовых ходов и цитировать их на все случаи жизни, то это не
импровизация, а болтовня… может, и супервиртуозная, и, как правило,
сверхскоростная. Когда нечего сказать - говорится очень много. Важно
довести свою мысль до логического завершения, а не перескакивать с места
на место. Это не так легко, особенно если нет мыслей.
Именно здесь весьма кстати включать не исполнительство, а мышление
музыканта, тогда средства будут сами проявляться. Пауза - совершенное
средство от музыкальной тупости, а затянувшаяся пауза - усугубление оной
(шутка).
Если есть желание выразить себя (а не Вуди Шоу), это заставит искать
пути для реализации этого намерения, и что-нибудь из этого выйдет, при
терпении. Эта инициатива прописана для трубача, как лидера ситуации, а
ее отсутствие обезличивает владельца трубы.
2. Чувство ансамбля.
Уинтон Марсалис не так давно произнес: ”С приходом нового пианиста в
ансамбль я в себе открыл то, чего никак не ожидал от себя”. А у Майлса
Дэйвиса, если бы не Билл Эванс (фортепиано), наверное, не было бы поэзии
и драматизма, свойственных соответствующему периоду творчества Майлса
(конец 50-х).
Речь идет не о личных исполнительских достоинствах трубача, а об умении
слышать общий музыкальный результат и своим воздействием управлять им.
Кантилена в джазовых балладах Фредди Хаббарда на флюгельгорне впечатляет
даже не фразами, которые довольно стандартны, а тончайшей обработкой
звука и его филировкой в контексте музыкальной фактуры - это внедрение в
ткань, даже вживление - и оживление.
Конечно, импровизировать в рамках фактуры - высший пилотаж, но именно
это и есть самое ценное, потому что здесь происходит таинство созидания
музыки. Трубачи - народ горячий и не всегда терпеливый, к тому же
демонстрация другим коллегам своих достоинств, наверное, естественный
повод находиться в форме, но это непреодолимо мешает приблизиться к
истинному музицированию и пониманию музыки. Умение уступить и услышать,
среагировать и поддержать, промолчать и взять на себя инициативу,
удержать напряжение, не потерять самообладание, не растеряться,
готовность отклониться от правил, - характеристики, приводящие к успеху.
В этом смысле знаменитое трио Хэрби Хэнкок (фортепиано), Рон Картер
(контрабас), Тони Уильямс (барабаны) - одно из самых убедительных в
истории джаза. А в сочетании с Уинтоном Марсалисом, Рэнди Бреккером и
другими трубачами эти качества проявляются ярко и высокопрофессионально.
3. Знание формы, гармонии, импровизация.
Без этих знаний получается - бегу, сам не зная куда.
Традиционные формы джаза довольно просты и незамысловаты, но желание
выйти за рамки традиции не давали покоя ни Орнетту Коулмену, ни Дону
Черри, ни их последователям. Именно поэтому они стали находить свои
пути, в которых появились совершенно новые представления о джазе. Они
выражались в новых музыкальных формах и музыкальном языке создававшихся
в процессе импровизации и повлияли во многом на европейскую культуру.
Гармоническая структура джазовой пьесы, ее ладовая и метроритмическая
конфигурация требуют самого тщательного ознакомления. Умения
использовать гармонические замены, применять различные лады и свободно
ориентироваться в альтерированных аккордах так же необходимо, как и
издавать звуки на трубе.
Чтобы избежать музыкального косноязычия, надо иметь арсенал этих
средств, но само по себе это знание еще не дает возможности
по-настоящему импровизировать - только инструмент для реализации этой
цели. Джо Рассел в своей работе “ Лидийская концепция тональной
структуры джазовой импровизации” говорил, что, имея только лучший набор
красок и лучший холст, художник не напишет замечательную картину. Надо
еще знать законы симметрии, цвета, композиции и т.д. Выучив несколько
секвенций, можно сформулировать музыкальную мысль, но превращать
секвенцию в “расхожий” материал нельзя. Я часто слышал у молодых
трубачей знание этих секвенций, ладов, замен, уверенное манипулирование
этим, но одна беда - они не умеют импровизировать. Потому что
автоматическое использование сильных средств заслоняет мысль. А если в
процессе импровизации не создается ясная мелодическая канва, никак не
развивается - это скорее похоже на словоблудие. Для трубача важно и
необходимо, кроме теоретических знаний, найти средства воплощения своего
замысла с практической точки зрения. Моторика фразы, энергетика
развития, аппликатурное мышление, динамика, приемы звукоизвлечения и
атакировки звука, разнообразие артикуляции и штрихов - конкретные темы
для конкретных занятий. Умение сконцентрироваться в нужный момент по
необходимому поводу - сохраняет энергию, не расплескивая ее впустую.
Домашние заготовки импровизационных блоков (готовые фразы, характерные
мелодические зерна) нужны для мгновенного выбора в нужное время, и чем
их больше, тем богаче содержание высказывания. Но только в ансамбле
может проявиться настоящее владение импровизацией, где учитываются
вышеперечисленные компоненты во взаимодействии и органичном единстве с
общим музыкальным процессом.
В целом я хочу пожелать удачи тем трубачам, которые себя нацеливают на
путь джазового импровизатора.
Есть достаточное количество пособий и литературы, посвященной джазовой
импровизации, но последнее слово за терпением и настойчивостью.
Существует 99 способов не делать чего-то, и только один - за. Это и есть
импровизация. Удачи и терпения!
Сергей
Пронь,
Екатеринбург
|
|
На
первую страницу номера |
|