Выпуск #11,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Гитарист Дмитрий Сафонов: дебют в Домжуре |
Сцена
Центрального Дома Журналистов - площадка довольно странная.
Расположенная, казалось бы, в самом что ни на есть
нетрадиционно-музыкальном центре Москвы, в паре сотен метров от Арбата,
она всегда непредсказуема в плане посещения. К большой печали, сработала
против музыкантов ее непредсказуемость и второго апреля, когда впервые
вывел на сцену свой собственный проект гитарист Дмитрий Сафонов.
Поддержанная "Джаз.Ру" премьера, будем говорить честно, аншлага не
собрала. Зал был наполнен в лучшем случае на три четверти, хотя сразу в
нескольких Интернет-форумах, посетителям которого имя Сафонова хорошо
знакомо, жители далеких от Москвы городов буквально рыдали, восклицая
"отчего же я не околомосковский житель". Шутки шутками, а "околомосковский"
в данном случае сказано не для красного словца: среди тех, кто был на
концерте, приехав специально ради него - слушатели не только из
сравнительно близкого Иваново, но и куда более отдаленных Зеленодольска
(Татарстан) и Самары. И, если анализировать концерт не исключительно по
раскупаемости билетов - нельзя не признать, что подобное паломничество
говорит о многом. Действительно - на кого ездят в Москву специально?
Совсем не на народных артистов. Либо на King Crimson и Джона МакЛафлина,
либо на малопонятный народным артистам "Вежливый отказ". Теперь в этом
странном ряду еще и Дмитрий Сафонов.
Сегодня он известен в первую очередь как второй гитарист группы Ивана
Смирнова, и какими только характеристиками не наделяет его пресса! Тут и
"немногословный гитарный волк", и "alter ego Ивана", и многочисленные
"один из лучших гитаристов России". Пожалуй, именно полноценная
"взрослость" Дмитрия, уже который год играющего, по сути, лишь
аккомпанирующую партию в группе Смирнова, и заставляет с таким интересом
ждать его самостоятельных шагов.
Сафонов, пусть и неосознанно, сделал в сольном проекте (имеющем рабочее
название "Этно-саунд") все возможное, чтобы обойтись без параллелей с
группой Смирнова было просто невозможно. Даже составы совпадают с
математической точностью: солирующая акустическая гитара (Смирнов в
группе Смирнова и Сафонов в группе Сафонова), аккомпанирующая
акустическая гитара (Сафонов в группе Смирнова и Павел Аксенов в группе
Сафонова), разнообразные этнические духовые (Сергей Клевенский в группе
Смирнова и Талгат Хасенов в группе Сафонова), перкуссия (Михаил Смирнов
в группе Смирнова и специально приглашенный на концерт Евгений Билый в
группе Сафонова). Зеркальность, доходящая в отдельных случаях до
анекдотизма: если выступающий со Смирновым Сергей Клевенский, человек
славянских корней, играет в основном на этнических духовых российского и
западного образца и поет (вернее, голосит) в традиционно-русской манере,
то играющий с Сафоновым татарин Талгат Хасенов играет на духовых уже
восточного происхождения, а поет (вернее, тоже голосит) только тюркским
горловым пением.
Забавнее
всего то, что делается это не нарочно и сам Сафонов, не отрекаясь ни в
малейшей степени от своей работы у Смирнова, рассматривает "Этно-саунд"
как совершенно самостоятельный и зрелый проект.
Что же, собственно, звучало? Авторские вещи самого Дмитрия, ряд
композиций Павла Аксенова, ряд переложений восточного фольклора,
сделанных Хасеновым. Авторский почерк просматривался совершенно
однозначно. Работы Аксенова несут в себе явное влияние Пэта Мэтини
(явное настолько, что Аксенов практически никогда не отказывает себе в
возможности передать ведение мелодии не гитаре, а тянущему бесконечные
протяжные "э-ээй" голосу). Произведения Сафонова несут столь же явный
отпечаток фламенко, к которому Дмитрий тяготеет давно и прочно. То, что
делает Талгат, трудно назвать иначе как пропагандой восточной музыки -
впрочем, он и сам говорит, что для него важно не только исполнение
музыки своего народа, но и активное продвижение ее в массы. Словом, три
композитора вносят в общий котел три, по сути, совершенно разноплановых
составляющих. И именно здесь проявляется главное, кардинальное и
принципиальное отличие подхода Сафонова от подхода Смирнова, которое
позволяет говорить, что его группа вполне способна стать самостоятельным
и авторитетным игроком на российском этно-джазовом поле. Если Смирнов
очень бережно укладывает все элементы своей музыки в выверенный,
сбалансированный и основанный на нюансах узор, то Сафонов, обладая всеми
правами лидера, дает своим музыкантам практически неограниченную
свободу. И в результате европейская мелодия все время подпирается
готовой в любой момент захватить власть тюркской "подложкой", а
непобедимые, казалось бы, прихотливые восточные переливы оказываются
положенными на столь неожиданно "клубную" перкуссию, что поневоле
всматриваешься в зал: нет ли там ортодоксальных жителей Татарстана,
которые в гневе покидают свои места.
Главное доказательство хорошей внутренней свободы этого коллектива, да и
его лидера - присутствие на сцене Евгения Билого. Перкуссионист,
практически неизвестный в джазовой среде - постоянный участник группы "Грассмейстер",
которая с каким бы то ни было джазовым миром пересекается, скажем так,
разве что в будущем. Больше того - Евгений и с "Этно-саундом" ни единого
раза даже не репетировал. И, однако, по просьбе Сафонова, с которым
Билый хорошо знаком по постоянному участию группы Ивана Смирнова в
околобардовских фестивалях типа Грушинского и "Мамакабо", по первой же
просьбе гитариста приезжает со всей своей "кухней" и… отыгрывает
полновесный концерт. И как отыгрывает! На фоне отдельных недостатков
самого коллектива (главный из которых - вокал Аксенова, по своему
качественному уровню отстающий от его же гитары) Евгений вписывается в
состав совершенно идеально. Даже после саундчека все еще толком не
понимающий, как называются отдельные вещи и, собственно, каково их
внутреннее построение, он "ловит" музыку по ситуации и задает ритмы, то
в точности отражающие суть происходящего, то работающие в великолепно
неожиданный противоход (такова, например, его поистине гениальная
находка в конце концерта, когда всю пьесу Билый осознанно играл
традиционные и даже отчасти агрессивные четыре четверти против держащих
ритмический рисунок рэгги гитар). Словом, мало кто проиграл бы, если бы
это случайное появление Билого на концерте превратилось в постоянное
сотрудничество с группой.
Поддержать товарища пришел и Сергей Клевенский, который в середине
концерта составил с Талгатом Хасеновым любопытный дуэт на этнических
духовых. Впрочем, именно в этом полупротивоборстве, полусотрудничестве
джаза как такового практически не было. Да и вообще джаза в "Этно-джазе",
как выяснилось, не так много: разве что постоянных дух спонтанной
ансамблевой импровизации вокруг солиста, который отыгрывает тему и с
определенной опаской оглядывается на товарищей, готовых двинуть вперед
свою раскрашенную в национальные цвета гвардию. Впрочем, в музыке
некоторых народных артистов джаза тоже уже не так много, а уж об
ансамблевой свободе и вовсе не приходится говорить. Да и Дмитрий
Сафонов, или же попросту "Дуглас", пусть даже и собравший на своей
премьере от силы три десятка зрителей (добавим, и около сотни
приглашенных гостей, музыкантов и журналистов), последнего слова еще не
сказал. Он пока сказал только первое.
Юрий
Льноградский
|
|
На
первую страницу номера |
|