Как это
было |
Фестиваль
"Джазовая провинция-99" начался не в Курске,
как обычно - начался он в Калуге. Старинный,
основанный в XIV столетии как пограничная
крепостца, городок на Оке раньше никогда не был
замечен в пристрастии к джазу. Впрочем, джазовые
энтузиасты здесь есть, по крайней мере в
единственном числе, и именно этот единственный
энтузиаст занимался судьбой фестивального дня в
Калуге. Это редактор местной радиостанции
"Ока" Наталья Тереховская. Именно она
сделала многое для того, чтобы концерт вообще
состоялся. Тем не менее отсутствие традиций, да и
плохая реклама сказались: в зале было 60 человек.
Калуга от Москвы недалеко - всего 170 километров,
так что команда первой части фестивального тура -
двенадцать человек - прибыла на родину великого
мечтателя Циолковского обычной электричкой.
Правда, на вокзале никто команду не встретил:
выяснилось, что ждали на час позднее... Когда,
наконец, все образовалось, решилось и устроилось,
пришла уже пора начинать концерт.
В первых трех городах - Калуге,
Брянске и Орле - выступал один и тот же состав
участников: "Зеленая волна"
альт-саксофониста Александра Осейчука,
"Второе приближение" пианиста Андрея Разина
и американский саксофонист Майк Эллис, который
играл и соло, и при поддержке музыкантов
"Второго приближения". Калужский концерт,
невзирая на малочисленность слушателей, задал
как бы архетип всей первой части тура: плотный,
мощный, агрессивно-наступательный звук ансамбля
Осейчука (Дмтирий Ли - контрабас, Всеволод
Тимофеев - фортепиано и юный Петр Талалай -
барабаны), веселое шоу Эллиса с вовлечением
публики в ритмичное хлопание и топание, и
прозрачный, "пространственный" звуковой мир "Второго
приближения" (бас-гитарист Игорь Иванушкин,
перкуссионист Вано Авалиани, трубач Владимир
Галактионов и певица Татьяна Комова). Парадокс,
но малочисленная публика приняла концерт с
огромным энтузиазмом - во всем его разнообразии:
и прямолинейный хардбоп Осейчука, и веселый
авангард Эллиса, и сложную, на грани современных
академических камерных форм и джаза, музыку
"Второго приближения".
Наталья Тереховская рассказала нам, что
пропаганда джаза в Калуге идет ровно столько,
сколько существует радио "Ока", а основная
форма восприятия джаза у местных
немногочисленных его любителей - заказ в
одном-единственном более или менее
специализированном магазине компакт-дисков с
последующим их выкупом и индивидуальным
прослушиванием. Причем диски в этом городе имеют
хождение только так называемые
"лицензионные", то есть пиратские, те, что на
Горбушке по 50.
А причина проста - вся существовавшая в городе
индустрия давно и надежно стоит, средний
ежемесячный доход калужан не превышает 200-300
рублей... Какой уж там джаз!
Зато после концерта Наталья отвела на свою
радиостанцию Майка, и он при переводе вашего
покорного слуги пообщался с калужской
аудиторией, что вызвало один, но зато очень
важный звонок в студию - от главного редактора,
которому и беседа, и музыка Майка очень
понравилась.
Вообще именно с Калугой дело совсем не
заладилось. Наутро, когда пришла пора ехать в
Брянск, выяснилось, что единственный
филармонический транспорт - чахлая "Газель"
- отдает Богу душу. Отдавала она ее больше часа,
потом починилась, и в этот микроавтобус (который
уж очень "микро", честное слово!) набилась
вся команда. На 14 мест - 12 пассажиров, контрабас
Димы Ли, баритон-саксофон Майка Эллиса и куча
сумок и рюкзаков. Спастись от перевозки
контрабаса на собственных головах удалось
только потому, что в "Газели" сверх ожиданий
открылся лючок в потолке, и гриф контрабаса
удалось высунуть туда. Раздалось предложение
навесить на гриф какой-нибудь флаг, например -
пиратский, но втягивать для этого контрабас
обратно не решились.
После двухсот километров дороги фестивальная
бригада прибыла в Брянск, "город партизанской
славы", известный брянскими волками и тем, что
"шумел сурово Брянский лес". Брянск очень
велик территориально, его районы разбросаны по
площади, равной Санкт-Петербургу, а население при
этом - в десять раз меньше (полмиллиона). Тут дела
пошли повеселее: городская филармония даже в
современных условиях работает весьма успешно,
специализируясь на классике и умудряясь
регулярно проводить прибыльные академические
концерты. Концерт "Джазовой провинции" в
Брянске был, строго говоря, вторым: за день до
него в том же зале в рамках фестиваля играли
местные коллективы. И второй вечер открывал
местный биг-бэнд под управлением корнетиста Бена
Мирзояна, с каковым бэндом, в виде знака дружбы
между фестивалем, Брянском, Россией и всем
остальным миром, выступил Майк Эллис.
Девятисотместный зал был полон: все ж таки Брянск
- город пока довольно богатый, невзирая на
коммунистического губернатора. Люди сидели
стойко, хотя в зале не работала вентиляция, и
принимали всех очень тепло. Особенный звук
массового восхищения - что-то вроде
"у-у-у-ыыы" - сопровождал появление перед
местным оркестром американского солиста... мало
того, что просто американского - еще и
длинноволосого, с выбритыми висками, в черных
очках и вообще очень колоритного. После
выступления местные джазмены повлекли Майка
пить пиво, задавая вопросы типа "пусть скажет,
как у них там в Нью-Джерси рыбалка", а на сцену
вышла "Зеленая волна". Мощный напор лидера
группы несколько компенсируется рассудочной
холодностью молодого пианиста Тимофеева, и все
это поддерживает сильная, хотя и несколько
импульсивная ритм-секция - опытный, надежный
басист Дмитрий Ли и очень молодой, взрывной, но
несколько напряженный в игре барабанщик Петр
Талалай. Второе отделение открыло "Второе
приближение". В их музыке, как я уже говорил,
много разных влияний.. нет, не влияний - разных
потоков, которые когда сливаются, а когда и нет
(принципиально, а не потому, что это не удается).
Причем потоки эти связаны в значительной степени
с личностью музыкантов - участников проекта.
Когда на сцене появляется трубач Владимир
Галактионов - с ним в музыку "Приближения"
вливается дух современного джаза и разных
звуковых экспериментов: он использует сложные
электронные преобразования звука, и его труба
звучит то как ветер под крышей (в теме Майлса
Дэвиса "Circle In the Round"), то как недовольный
человеческий голос (в некоторых темах Андрея
Разина), то... как труба. Вокалистка Татьяна Комова
привносит дух "мирового джаза" - и
неудивительно, опыт этнической музыки у нее
огромный, ведь она много лет проработала
цыганкой в дуэте "Ромэн". Ритмическая база
лежит на бас-гитаристе Игоре Иванушкине,
играющем на безладовом пятиструнном Leduc, и
перкуссионисте Вано Авалиани, который играет на
самых разнообразных звучащих предметах то
руками, то палочками. Наконец, мотор и главный,
так сказать, мозг проекта - пианист Андрей Разин.
Он - член Союза Композиторов, что неизбежно
свидетельствует о том, что в его музыке едва ли не
больше идей современной академической музыки,
чем собственно джаза. Все это вместе и есть
"Второе приближение".
Третьим в концерте был Майк Эллис. Он начал
выступление с длинного веселого соло на губной
гармонике, заставив и брянскую публику быть
своей ритм-секцией путем хлопания в ладоши (что
публика проделывала с удовольствием и даже чуть
дольше, чем Майк играл). Затем к Эллису
присоединилась Татьяна Комова, чтобы спеть
цыганскую песню из свежезаписанного материала
(Майк и "Второе приближение" записали в
Москве целый альбом перед отъездом на фестиваль).
Наконец, присоединились и другие участники
"Приближения" - сыграть Майкову авторскую
тему с жизнеутверждающим названием "Зона" и
его же блюз.
Однако с окончанием концерта не все кончилось:
набежала толпа брянской молодежи, впервые
видящей живого американца, и уволокла Майка в
городской парк общаться до трех ночи.
На следующий день в фестивальном маршруте был
Орел. Если Брянск - "город партизанской
славы", то Орел - "город первого салюта". С
виду он как-то строже, классичнее и выше этажами,
чем Брянск. Правда, в отличие от Брянска
филармония здесь, мягко говоря, несколько менее
живая, и зал у нее маленький, так что концерт
проводился в более крупном зале местного ТЮЗа.
Все там было хорошо: и свет, и даже звук не слишком
ужасный - только рояль плохой. Видимо, для
театральной работы он не нужен, а настроить его
хотя бы к фестивалю посчитали излишним
баловством и столичным капризом. Мало того, он
оказался физически опасен - во время концерта
Андрей Разин слишком бурно прошелся по
клавиатуре и поранил палец. Однако бурный прием
переполненного зала все это искупил: Майк Эллис
признался, что столько автографов после концерта
последний раз давал в Японии лет десять назад.
17 июня бригада прибыла в базовый
город фестиваля - Курск - и здесь на время слилась
с общим фестивальным потоком. Множество
музыкантов - наверное, около половины общего
количества участников - выступало на фестивале
только в течение трех курских дней, 17-19 июня.
В Курске "Джазовую провинцию" любят и
гордятся тем, что придумал и проводит ее курянин
Леонид Винцкевич. Вообще Винцкевич в Курске -
предмет маленького, но несомненного культа.
Появление его на сцене вызывает овацию. А он,
нисколько не чванясь своим положением директора
фестиваля, играет в самых разных составах: за три
дня в Курске он выступил со своим трио, с которым
когда-то дебютировал на широкой джазовой сцене
(его брат, Сергей Винцкевич, на бас-гитаре и
Николай Емельянов - на барабанах), с Майком
Эллисом, со своим многолетним творческим
партнером - эстонским саксофонистом Лембитом
Саарсалу, с темнокожей американской певицей
Эвелин Уайт, с Анатолием Герасимовым... Однако,
курские концерты "Провинции" - это далеко не
только проекты Винцкевича. Первый концерт
начинал киевский вокальный ансамбль Man Sound - жаль,
что в этом году не удалось вытащить их на весь
тур! Приехав прямо с поезда (а ехали киевляне
почти сутки, с пересадкой в Харькове), они тем не
менее нашли в себе силы блестяще открыть курскую
часть фестиваля - правда, сами они оценили свое
выступление довольно критично, но, кажется, были
к себе слишком суровы. Все-таки ни строй, ни
динамический диапазон, ни музыкальность и
выразительность этого коллектива не имеют себе
равных в бывшем СССР, да и на мировом уровне они
смотрятся отлично (кстати, они уже получили
приглашение в США на фестиваль Лайонела Хэмптона
2000 г.). Шесть гарных хлопцiв (трепещите, девичьи
сердца) работают, как читателям наверняка уже
известно, главным образом в жанре госпел, но в их
репертуаре есть и джазовые стандарты,
аранжированные их лидером Владимиром
Михновецким, и им же аранжированные украинские
песни.
Трио Леонида Винцкевича я уже упоминал - с этим
проектом Леонид представил свою музыку,
традиционно для него выдержанную в
раздумчиво-русских интонациях, усиленных
гармоническим богатством академической
традиции (не будем забывать, что Винцкевич пришел
в джаз из академической музыки, закончив
Казанскую консерваторию как пианист и как
композитор). В этот же, первый курский день
фестиваля (17 июня), выступил и еще один Винцкевич -
сын Леонида, альт-саксофонист Николай. Молодой
музыкант только что, буквально месяц назад,
закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных
(класс, между прочим, профессора Осейчука), но уже
успел откатать пятинедельный тур по США и
получить звание "музыканта, заслуживающего
более широкого признания" от Московской
ассоциации джазовых журналистов. На фестивале он
впервые демонстрировал живьем материал только
что записанного им (и уже заинтересовавшего
компанию Boheme Music) фанк-джазового альбома,
совместного проекта с московским клавишником
Алексеем Филимоновым. При поддержке своего дяди,
басиста Сергея Винцкевича, и барабанщика Николая
Емельянова Винцкевич-младший продемонстрировал
действительно фанк-джазовую, весьма
высокоэнергетичную и мощную программу.
Единственное "но" - в настоящем фанк-джазе
боповая гаммообразная фразировка не
используется настолько активно, как это делает
Коля.
Отличный дуэт представил Санкт-Петербург -
Николай Сизов (фортепиано) и Максим Некрасов
(губная гармоника). Максим очень молод, но уже
обладает весьма совершенной техникой игры на
столь нечастом в джазе инструменте. Изящная
фразировка, светлый и чистый звук - Максим не
блюзмен, а, скорее, последователь Тутса
Тильманса. Высокий, худой блондин, играющий с
отрешенным, обращенным внутрь себя лицом, он
имеет шанс в будущем стать весьма заметной
фигурой российской джазовой сцены, судя по
выступлению на фестивале.
Еще один прекрасный музыкант из Петербурга -
гитарист Гасан Багиров. Очень активный в своем
городе, он редко выезжает за его пределы, а уж на
"Джазовой провинции" он вообще впервые.
Наиболее впечатляющим было его выступление во
второй день фестиваля, когда его поддерживала
основная ритм-секция "Провинции" -
архангелогородцы Николай Клишин (контрабас) и
Олег Юданов (барабаны). Гасан - не только гитарист,
но и вокалист; и если гитарная техника его иногда
дает некоторые сбои, его голос, дублирующий
гитарные пассажи, компенсирует эти моменты.
Гасан очень традиционен, тени Джо Пасса и других
великих то и дело встают за его спиной, но это, в
общем-то, совсем не упрек ему - просто констатация
его стиля.
Майк Эллис в Курске играл с Леонидом Винцкевичем
и архангелогородской ритм-секцией; концерт был
посвящен памяти Дюка Эллингтона, так что Майк
открыл выступление балладой Чарлза Мингуса
"Duke Ellington Sound of Love", сыгранной дуэтом -
баритон-саксофон и фортепиано. Потом Майк взялся
за сопрано, и дело пошло повеселее: два его
оригинала были сыграны просто-таки с атомной
энергетикой (ритм-секция вспомнила молодые годы
в ансамбле "Архангельск" Владимира
Резицкого и дала шороху, поддержав фри-джазовые
устремления Майка). В конце был до-минорный блюз,
написанная Майком вариация на известную тему
Колтрейна (и называющаяся поэтому "Trane Trax" -
"Следы Колтрейна"), и на сцену вышли трубач
Галактионов из "Второго приближения",
Максим Некрасов с губной гармошкой, Николай Винцкевич с
альт-саксофоном - короче, финал Майкова
выступления оказался едва ли не длиннее, чем само
выступление. Рев публики, триумф,
российско-американская дружба торжествует, Майк
приближается к микрофону и с торжественным видом
произносит: "Ya tashuss". Эта коротенькая фраза
неоднократно помогала ему на фестивале
установить совсем уж доверительный контакт с
публикой...
Было бы несправедливо не упомянуть выступления
местных музыкантов. Курская группа Post Office
барабанщика Эдуарда Петрухина хватила по
слушателям термоядерным джаз-роком. Интересные
программы показали курские дети из городской
школы искусств №4. А второй вечер курской части
фестиваля завершал белгородский биг-бэнд
Владимира Уварова, продемонстрировавший весьма
мощное и искушенное звучание (правда, игра
солистов впечатлила меньше).
В третий курский день фестиваля (когда участники
первой части тура - осейчуковцы, "Второе
приближение" и Эллис - поехали в Липецк и далее
в Тамбов) курян ждала радость: выступила молодая
американская вокалистка Эвелин Уайт, хорошо
знакомая по прошлогодней "Джазовой
провинции". Она специально приехала пораньше,
чтобы выступить в Курске с теми же людьми, с кем
играла год назад - Леонидом Винцкевичем, Лембитом
Саарсалу и архангелогородской ритм-секцией. Еще
один старый друг тоже играл в третий курский день
- саксофонист Анатолий Герасимов (в прошлом году
он проехал с "Провинцией" примерно половину маршрута).
Причем выступление Герасимова вдвойне
порадовало: его авторскую музыку, хорошо
знакомую по выпущенному "Богемой" альбому
"Yes", играла - и как играла! - курская сборная:
братья Винцкевичи (Леонид - фортепиано, Сергей -
бас-гитара), Николай Емельянов на перкуссии и
совсем юный (1 июня исполнилось 16 лет!) барабанщик
Дмитрий Хромцов. С этим юным дарованием
получилась совсем интересная история: он -
поклонник Герасимова, знает его музыку по
записям буквально наизусть и в день его
выступления оказался в филармонии совершенно
случайно... чтобы выйти с Анатолием на сцену!
Квартет легендарного петербуржца Геннадия
Гольштейна "Далекие радости" - еще одна
жемчужина. Вернувшись в джаз после многолетнего
погружения в средневековую музыку, Гольштейн
нашел себя в музыке начала 30-х и в ее аутентичном
(абсолютно!) исполнении. Барабанщик Станислав
Стрельцов, пианист Владимир Лыткин и вокалистка
Яна Радион изо всех сил стараются не разрушить
аутентичности стилизации, добиваются
стопроцентного совпадения звучания с
оригинальной классикой - при том, что все
исполняемые песенки написаны не классиками, а
самим Гольштейном на тексты петербуржской
певицы Нонны Сухановой! Когда-то Гольштейн был
одним из лучших альт-саксофонистов страны и за
любовь к Паркеру был прозван Чарли. Теперь же он
переключился на кларнет, так что заслуживает
торжественного присвоения почетного прозвища
Бенни (в честь Гудмена)!
И еще одна петербургская звезда - Давид
Голощекин, на этот раз - только в амплуа скрипача.
Ну, тут ничего дополнительно рассказывать не
надо: Давида Семеновича российская публика очень
любит и уважает. Рев, свист, стоячая овация, все
счастливы.
Теперь о параллельных концертах - 19 июня в
Липецке и 20 - в Тамбове. Участники (ансамбль
Осейчука, "Второе приближение" и Майк Эллис)
рассказывают, что - небо и земля. То есть публика в
обоих городах принимала прекрасно, но в Тамбове к
музыкантам местная филармония отнеслась
отлично, накормила-напоила и отправила домой в
Москву, а вот в Липецке получилось полное
безобразие. Пытаясь сэкономить на музыкантах
деньги, местная филармония запихала их жить на
турбазу в 20 км от города, без воды и, в общем-то,
без пищи. Более того, отправить их в Тамбов
попытались рейсовым автобусом (вместе с
контрабасом, баритон-саксофоном и прочими
бебехами, в окружении пейзан с гусями и мешками
лука), и только героизм ведущего Михаила
Митропольского спас участников фестиваля от
этой участи: нечеловеческими усилиями
бездельников из филармонии заставили дать
филармонический автобус. На прощание местные
бескостные энтузиасты посетовали ,что вот и в
прошлом году получилось как-то плоховато, и в
этом почему-то тоже... Ребята, просто стоило
пошевелиться и попробовать что-то сделать,
вместо того чтобы пассивно удивляться
безобразиям!
20 июня был еще один концерт - в
Белгороде, сюда приехала та часть музыкантов, что
после финала курской части оставалась в Курске. В
Белгороде джазовой публики много, в городе целых
два биг-бэнда - профессиональный (Владимира
Уварова) и студенческий (Юрия Биляра), приезжих
музыкантов приняли исключительно горячо,
особенно - маленький, буквально в две пьесы, сет,
придуманный буквально за час до концерта.
Украинский трубач Валерий Колесников и
эстонский саксофонист Лембит Саарсалу под
аккомпанемент Леонида Винцкевича и ритм-секции
из Архангельска сыграли две пьесы ну очень
традиционного джаза - "Basin Street Blues" и "Sweet
Sue", но как сыграли! Единственный эпитет,
подходящий для краткого описания - сыграли они
смачно. А какой уморительный драйвовый скэт
спел Колесников вместо одного из своих соло! Нет,
это бесполезно описывать, это все-таки надо
слушать, это - один из тех моментов, когда
понимаешь, что джаз - жив...
Конечно, и в Белгороде концерт был очень
разнообразным, горячо принимали и Максима
Некрасова, и Голощекина в дуэте с Гасаном
Багировым, и Эвелин Уайт - но все-таки запомнились
больше всего эти две смешные старомодные пьески
в исполнении Саарсалу и Колесникова...
А на 22 июня назначен концерт "Джазовой
провинции" в КЗ им. Чайковского в Москве, после
чего фестиваль двигается в Поволжье.
Кирилл Мошков
|
|
|