Слово к
читателям
|
В седьмой раз доводится вашему
покорному слуге поздравлять читателей "Полного джаза" с Новым годом.
Это приятная обязанность. Уходящий год, принесший - как обычно -
открытия и разочарования, знакомство с музыкой, которая еще не звучала
для нас, и сожаление о тех, кто в этом году ушел и больше не сможет
сыграть для нас - был в целом вполне приятным
годом, ничем не хуже и не лучше других лет, которые мы уже прошли
вместе. Я надеюсь, что нас ждет еще много лет вместе - и в конце каждого
года мы вновь и вновь сможем говорить друг другу: это был совсем
неплохой год.
Мы продолжаем развивать "Полный джаз" и весь портал "Джаз.Ру" в целом,
на наших страницах появляются работы новых авторов (приятно, что среди
них много людей молодых - и еще приятнее, что на джазовых концертах мы
видим все больше молодых лиц), мы открываем нашим читателям доступ к
новым сервисам - так, недавно к работе портала подключился "Джазовый
Форум", в котором теперь можно обсуждать нашу любимую музыку наравне
с нашим
сообществом в Живом Журнале и нашим чатом "Разговоры
о джазе". Завсегдатаев всех этих интерактивных проектов мы тоже с
огромным удовольствием поздравляем с новым джазовым годом - ведь это
очень здорово, что нам, живущим на разных континентах, в разных городах
и странах, есть где перемолвиться словом, поспорить, узнать что-то новое
от себе подобных, сравнить свои впечатления от музыки, обменяться
мнениями и информацией! На прошлой неделе мы оттестировали и с
сегодняшнего выпуска запускаем в эксплуатацию новый
сервис, предоставленный нам коллегами с портала AllAboutJazz.Com -
возможность ежедневно бесплатно скачивать себе один совершенно легальный
файл mp3 с джазовой музыкой в исполнении известных и пока не очень
известных музыкантов: хороший способ расширить свой джазовый кругозор,
особенно в части того, в каких направлениях ведут творческий поиск
музыканты - наши современники!
И, конечно, это далеко не все, что мы приготовили для наших читателей на
новый год. Следите, как говорится, за обновлениями!
Следующий выпуск "Полного джаза" выйдет после новогодних каникул - 17
января.
До встречи в Новом году, и всего вам самого джазового!
Кирилл
Мошков,
редактор "Полного джаза"
|
|
|
In Memoriam |
23
декабря стало известно, что в Киеве скончался известный музыкант и
педагог - гитарист Владимир Молотков. Тело музыканта было обнаружено в
его квартире; судя по всему, он умер от сердечного приступа за несколько
дней до этого.
Владимир Алексеевич Молотков (р. 09.04.1947) пришел в джаз в начале
60-х. Дебютировав в эстрадном оркестре Укрконцерта за несколько месяцев
до своего 16-летия, он в следующие семь лет прошел все круги, какие
могут выпасть на долю эстрадного гастрольно-концертного музыканта, и в
1969 г. попал в оркестр под управлением Анатолия Кролла, на тот момент -
один из самых передовых и подготовленных джазовых оркестров в СССР (так
называемый Тульский или Заокский биг-бэнд). В 1978 г. Молоткову удалось
выпустить на киевском отделении фирмы "Мелодия" джазовый долгоиграющий
альбом "Лирическое настроение", ставший первой джазовой пластинкой
Украины. Сам гитарист не был доволен этой работой - записывалась она на
скорую руку, в перерывах между чужими студийными сменами, да еще и без
басиста, так что сначала пришлось записать ритм-секцию (сам Молотков
играл на басу), а затем он поверх этой записи играл гитарные темы и
соло, что, конечно, не шло на пользу ансамблевой игре.
Кроме исполнительства, Молотков был широко известен как джазовый
педагог. С момента создания в киевском училище им. Глиэра
эстрадно-джазового факультета в 1980 г. он преподавал там джазовую
гитару, вырастив целое поколение музыкантов (среди его учеников,
например - известный российский фьюжн-гитарист Игорь Бойко). Его перу
принадлежат несколько учебных пособий, спасавших молодых гитаристов на
всем постсоветском пространстве в отсутствие других учебников, особенно
западных - "Джазовая импровизация на гитаре" ("Музычна Украина", 1983) и
"Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре" ("Музычна Украина",
1989), а также вышедшая в 1997 г. уже в независимой Украине "Аранжировка
для гитары" ("Крещатик", 1997).
использована
информация
Вячеслава Криштофовича-мл.
(Nota)
В память о Викторе Молоткове "Полный джаз" сегодня предлагает своим
читателям интервью с этим замечательным педагогом и музыкантом -
интервью, которое его ученик, известный российский гитарист Игорь Бойко
взял у Молоткова менее чем за две недели до его безвременного ухода из
жизни...>>>> |
|
|
Что намечается:
столичные анонсы
14 января,
Jazz Town - единственный
концерт вокального
секстета ManSound. |
2 января 2006 "Ле Клуб" и Игорь
Бутман представляют: Фредерик Белинский (Frédéric
Bélinsky).
Французский
гитарист Фредерик Белинский, закончивший с серебряной медалью
Национальную Парижскую консерваторию - потомок великого русского
литературного критика Виссариона Белинского, известного пианиста
Валентина Белинского и цыганского скрипача Стефана Бротеску - играет в
стиле "джаз мануш" (jazz manouche). Это эмоциональный и ритмичный стиль,
требующий блестящей техники игры и принесенный во Францию Джанго
Рейнхардтом, цыганским гитаристом из Бельгии, в 30-е годы прошлого
века.. Увлеченный русской культурой, уже в 17 лет Белинский начал
работать в самых известных русских кабаре Парижа, где и познакомился с
выдающимися цыганскими музыкантами, бывшими солистами московского театра
"Ромэн", которые открыли ему свой музыкальный мир. Удивительная
эмоциональность, виртуозность игры на балалайке и скрипке оказали
сильное впечатление на Фредерика и зарядили его игру энергией, которая
впоследствии стала неотъемлемой частью его собственного стиля. Отдавая
дань своему классическому образованию, в конце 90-х Фредерик дает серию
классических концертов в Европе, блестяще исполняя произведения
И.С.Баха. Вскоре Белинский, которому классический гитарный репертуар
оказался явно мал, начинает ставить перед собой новые задачи - играть на
гитаре произведения для скрипачей-виртуозов, бросая настоящий вызов
гитаристам всей Франции. Молодой музыкант очень быстро завоевал славу
одного из самых виртуозных гитаристов Парижа. Однако мировую известность
ему принес "цыганский джаз" (jazz manouche). Совершенное владение
Фредерика Белинского этим стилем оценили и москвичи на его концертах в
Московском международного Доме музыки 26 января и 16 октября уходящего
года. Находясь в постоянном поиске новых импровизационных возможностей,
Фредерик не ограничивается только "цыганским джазом", он исполняет и
джазовые стандарты, и собственные вариации на известные русские мелодии
и цыганские романсы.
"Ле Клуб": ул.
Верхняя Радищевская, 21 (м. "Таганская").
Тел. (495) 915-1042
Начало концерта: 20.30
3-15 января 2006, Архангельское, Московская область:
Государственный музей-усадьба
"Архангельское"
в историческом здании "Кладовая над оврагом" представляет традиционные
зимние музыкальные встречи - 2-й зимний "Джаз-Мороз-Фестиваль",
в рамках которого состоится четыре концерта мастеров импровизации.
3 января - трио "Лойко", солист Сергей Эрденко (скрипка);
4 января - Михаил "Петрович" Соколов (губная гармоника), Виктор Коньков
(ударные), Андрей Барбашов (ф-но), Сергей Коньков (гитара), Алексей
Руславский (контрабас);
14 января - Иван Смирнов (гитара), Дмитрий Сафонов (гитара);
15 января - закрытие фестиваля. Квинтет "Джаз-балалайка".
Концерты проходят в старинном деревянном здании "Кладовой над оврагом",
построенного в подмосковной усадьбе "Архангельское" в начале XIX века
при участии выдающегося архитектора Осипа Бове.
В последние годы здесь прошло множество концертов и художественных
выставок. В дни первого джазового фестиваля маленький и уютный зал
"Кладовки" не мог разместить всех любителей джаза.
Начало концертов - 16.00. Стоимость билетов на концерт - 400 руб.
Адрес: Московская область, Красногорский р-н, Архангельское.
Проезд: По Ленинградскому проспекту, далее по Волоколамскому шоссе до
пересечения с Ильинским шоссе - до музея-усадьбы "Архангельское"; или от
станции метро "Тушинская" автобусом 549, маршрутным такси 151.
Телефоны: (495) 561-9660, 363-1375 |
|
|
А в это время
за бугром... |
Утром 25 декабря в Лондоне умер один из самых последовательных и
глубоких импровизаторов в истории музыкального авангарда XX столетия -
гитарист Дерек Бэйли (Derek
Bailey). Он не дожил 34 дней до своего 76-летия. Причина смерти
музыканта - тяжелейшее нейроцеребральное заболевание, "болезнь
двигательного нейрона" (MND).
Дерек Бэйли родился 29 января 1930 г. в Шеффилде, графство Йоркшир. В
его семье были профессиональные музыканты - дед и дядя, и в детстве он
изучал музыку. В 50-е в Шеффилде он профессионально играл традиционный
джаз и популярную музыку. Только в трио Joseph Holbrooke с барабанщиком
Тони Оксли и контрабасистом Гэвином Брайарсом (впоследствии
академическим композитором), в котором Бэйли проработал с 1963 по 1966
г., он эволюционировал в сторону фри-джаза. В 1966 г. Дерек Бэйли
переехал в Лондон, где нашел несколько музыкантов сходного направления
мыслей. Среди них были те, кто, наряду с самим Бэйли, составили
впоследствии славу британской импровизационной сцены - саксофонист Эван
Паркер, трубач Кенни Уилер, басисты Барри Гай и Дейв Холланд, барабанщик
Джон Стивенс. Со многими из них Бэйли часто играл в разнообразных
ансамблях авангардной импровизации, носивших общее название Spontaneous
Music Ensemble. С 1968 по 1973 г. Дерек играл в секстете Тони Оксли,
который также перебрался в Лондон, а в 1970-м создал собственное трио с
басистом Барри Гаем и тромбонистом Полом Резерфордом, получившее столь
близкое русскому уху название Iskra. В том же году вместе с Эваном
Паркером и Тони Оксли он создал авангардный лейбл Incus, для которого
продолжал записываться до 1990-х. Считается, что это - один из первых
независимых лейблов, владельцами и руководителями которого были сами
музыканты.
В 1976 г. Бэйли создал импровизационный коллектив непостоянного состава,
олучивший наименование Company. В составе "Компании" могли оказаться (и
оказывались) музыканты самого разного подхода к свободной импровизации -
от яростного американского саксофониста Энтони Брэкстона до
нидерландского охальника-пианиста Миши Менгельберга, от пронзительного
сопраниста Стива Лэйси до коллеги-гитариста Фреда Фрита. В 1980 г. Дерек
Бэйли выпустил книгу "Импровизация: ее природа и практика" ("Improvisation:
Its Nature and Practice"), которая послужила основой для
четырехсерийного документального фильма с комментариями самого Бэйли,
показанного Четвертым каналом британского телевидения в начале 90-х.
Бэйли еще с 60-х избегал слова "джаз", хотя корни его импровизационного
метода, несомненно, лежат в джазе вообще и в "свободном джазе" 60-х - в
частности. Сам он именовал свою музыку "неидеоматической импровизацией",
что, в его понимании, означало отказ не только от стилистических оков
более традиционных джазовых стилей и не только от той или иной
устоявшейся манеры изложения и развития музыкального материала, но и от
понятий гармонии, мелодии и ритма. Музыка Дерека Бэйли - чистая звуковая
абстракция, развивающаяся исключительно по логике абстракции, в отрыве
не только от тональности и конвенционных звукорядов, но и от
представления о тонально окрашенном звуке как основном носителе
эстетического начала. В потоке звуков, создаваемых Бэйли, основным
выразительным началом становится зачастую не тон (хотя он не чурался и
тонально определенных звуков, особенно когда играл на акустической
гитаре), а тембр. Неподготовленному слушателю игра Бэйли, скорее всего,
может показаться потоком причудливо организованных шумов. При этом он, в
отличие от вдохновлявшихся в том числе и его работами представителей
"шумовой музыки", чаще всего использует гитару вовсе не как только
источник организованного шума - это, в большинстве случаев, обычный
инструмент с конвенционно настроенными струнами, он звучит у Бэйли
именно как музыкальный инструмент, просто вычленение его музыкальной
идеи в тембрально ошеломляющих звучаниях его гитары требует
определенного слушательского труда. Интересно, что, при всей сложности
своего метода "неидеоматической импровизации" для музыкантов "извне"
этого стиля, Бэйли много сотрудничал с музыкантами самых разных
направлений - от лидера нью-йоркского даунтаун-авангарда, саксофониста
Джона Зорна, до популярного фьюжн-гитариста Пэта Мэтини, и от рок-певца
Дэвида Силвиэна до суровой японской прог-импров-группы Ruins.
обсудить материал |
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем целых пять
альбомов, пестроты необычайной. Современный креативный мэйнстрим
большого состава - нонета из Бостона, под водительством шведского
контрабасиста; пост-боповый гитарный джаз крепкого нью-йоркского
разлива; дебютный альбом российского мэйнстримового вибрафониста;
экстраординарное финское фортепианное трио и, наконец, квартет из
нью-йоркского Даунтауна, играющий "радикальную еврейскую музыку" - такой
набор, согласитесь, встречается на наших страницах нечасто...>>>> |
|
|
Радио |
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил
Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 -
00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа
посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним
жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам
музыкальных направлений.
7 января 2006 (31 декабря
программы по понятным причинам не будет)
4-я программа из цикла "Русская песня" по случаю православного
Рождества. Натурально русских песен не будет, наоборот - представлены
разные воплощения в лице православного канона, джаза (Игорь Широков,
"Арсенал"), world music (Валерия Араскина), цыганской метаморфозы и
академического воплощения (Виктория Иванова).
14 января выйдет заключительная программа, посвященная
европейским музыкантам - участникам Международного джазового фестиваля в
Варне последних лет. В этой программе можно услышать Анатолия Вапирова,
Юрия Кузнецова, хор "Мистерия Болгарских
голосов", Энвера Измайлова, Vienna Art Orchestra, Стояна Янкулова. |
|
|