|
Выпуск #23 (33) - 16 июня 1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
В очередной раз сегодняшний
выпуск "Полного джаза" получается у нас
заочным - ибо редактор отъехал на "Джазовую
провинцию", своими глазами в очередной раз
убеждаясь в том, что "Москва - это вам еще не
все". По идее, следующий выпуск журнала уже
должен включать репортаж с первой части
"Провинции" - ведь как раз в те дни маршрут
грандиозного по российским меркам передвижного
фестиваля проляжет через Москву.
Впрочем, и до этих впечатлений мы можем сказать,
какое ощущение от минувшего сезона было у нас
доминирующим.
Ощущение удивления. В очередной раз и всей
России, и тем более ее российскому джазу прямо в
течение сезона планировался полный каюк. И даже
мы сами к этому руку приложили не далее, чем пару
месяцев назад - см. "Полный
джаз" # 11 ... И тем не менее и в этом сезоне
каюка не случилось. Дурят опять нашего брата, ой
дурят...
Мы далеки от мироощущения типа "Ще не вмэрла
Украина" или "Яшче Польска не згинела", и
тем не менее вот он, отечественный джаз - все
никак не помрет, хотя, казалось бы, окружающая
действительность его к этому если и не побуждает,
то как бы невзначай подталкивает. Сколько уже
было таких неназойливых подталкиваний пусть
даже только в течение минувшего сезона!
Августовский кризис 1998 г., пришедшийся аккурат по
фестивалю в саду "Эрмитаж". Медленное
издыхание множества московских клубов, еще столь
активных год назад - Красной площади",
"М-бара" и т.п. Ну и так далее - в каждом городе
все по-своему.
Однако при ближайшем рассмотрении большинство
этих толчков, в контексте общего
политико-экономического каюка кажущихся столь
грозными, оказываются мелкими и вполне
субъективными телодвижениями. "М-бар"
загибается оттого, что им стали меньше
заниматься братья Ивановы, с которыми, в свою
очередь, все меньше работает серьезных
музыкантов из-за их, братьев, странноватых манер
приписывать себе все достижения совместных
проектов. "Красная площадь" загибается
оттого, что ни сервиса в ней, ни кухни, да и
помещение дурацкое - крохотная ямка между
гардеробами и туалетами Исторического музея. А
за "Джаз в саду "Эрмитаж"", невзирая на
августовский кризис, организаторы получают
премию "Джаз'Ухо" как за "Проект года". И
так далее.
Подводя первые итоги сезона, хотим с удивлением,
переходящим в тихую радость, констатировать: в
течение сезона 1998/99 годов джаз в России не только
не загнулся, как ему, несомненно, полагалось и как
обязательно, судя по прогнозам, должно было
случиться - он, джаз в России, продолжал
существовать и даже добивался вполне
впечатляющих творческих, извините за выражение,
успехов. А как же! Разве не успехи - десятки (!)
джазовых пластинок, вышедших и выходящих на
"Богеме"? Волшебные концерты в Центре
искусств "Столица"? Отличные фестивали по
всей стране? Конечно, успехи. Ну и что, что под
занавес сезона "Столица" впала в коллапс -
зато открылся роскошный "Дом", грозящий
стать ее полноценным субститутом по крайней мере
в части авангарда и
параллельно-перепендикулярности. Ну и что, что
закрылись или коллапсировали некоторые клубы -
неизбежно откроются другие. Ну и что, что кроме
"Богемы" нет ни одного другого джазового
лейбла - этот-то есть, хоть ему и прочили кранты
еще на Новый год. Ну и что, что на зиму у нас только
бизоний помет - зато помета этого у нас просто
завались! |
|
|
Как это
было
в Москве |
9-11 июня
в "Ле Клубе" пела молодая афро-американская
певица из Вашингтона Санни Самтер. Ее
сопровождал квинтет, возглавляемый пригласившим
ее в Россию тенор-саксофонистом Игорем Бутманом:
новосибирский трубач Андрей Лобанов и
московская ритм-секция - контрабасист Сергей
Хутос, пианист Иван Фармаковский и барабанщик
Эдуард Зизак. Высокие качества аккомпанирующего
состава позволили и певице засверкать. Впрочем,
тут и ее заслуга. Она, конечно, очень молода, но
обладает несомненным вкусом, умением подавать
свой не слишком большой голос, грамотной
джазовой интонацией и другими безусловными
достоинствами. Быстрые свингеры и
стандарты произвели меньшее впечатление, но
медленные пьесы - например, "In A Sentimental Mood"
Дюка Эллингтона - были спеты более чем
удовлетворительно. Правда, хотя московская
публика мало чем отличается от немосковской в
плане горячей любви к темнокожим вокалисткам,
зал был даже не то чтобы полупуст - совсем был
почти пуст. Жара, господа. Певицы там, не певицы...
Хочется надеяться, что нам еще удастся послушать
Санни Самтер: она производит очень приятное
впечатление, и было бы интересно услышать ее,
например, в ситуации джазового фестиваля. |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Полтора месяца назад в Москве
выступала американская группа The Jazz Crusaders. Вообще
говоря, это группа так называемого мягкого джаза,
но, тем не менее, их приезд - не менее интересный
момент в джазовой жизни Москвы, чем приезд любого
другого джазового коллектива. Хотя легендарный
Джо Сэмпл давно не работает с группой, по крайней
мере два ее отца-основателя все еще работают в ее
составе; именно с ними и беседует Михаил Галич...>>>> |
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Сегодня мы предлагаем вашему
вниманию первую часть уникального труда -
исследования истории джаза в одной маленькой
географической точке, подмосковном Сергиевом
Посаде (ранее - Загорске). Один из загорских
музыкантов, Андрей Канунов, публиковал этот труд
на протяжении 1997-99 годов в сергиево-посадской
районной газете...>>>> |
|
|
Что
намечается: московские
анонсы |
В
Москву приезжает легендарная фьюжн-группа Oregon,
первый (созданный еще в 1970-м) проект так
называемого "мирового джаза". 17 и 18 июня
музыканты будут записываться в студиях
Государственного дома радиовещания и
звукозаписи вместе с малым составом
симфонического оркестра Федосеева, дирижировать
которым будет Георгий Гаранян. Вся музыка на
будущем альбоме написана лидером Oregon -
гитаристом Ральфом Таунером, им же выполнены
аранжировки для оркестра, а продюсером, как и в
предыдущих студийных работах Oregon, выступит
бас-гитарист группы Пэта Мэтини - Стив Родби. В
нынешнем составе "Орегона" - Ральф Таунер,
басист Гленн Мур и саксофонист-гобоист Пол
Маккэндлесс, а также относительно новый участник
- перкуссионист Марк Уокер (он появлялся на
последнем по времени студийном альбоме Oregon,
"Northwest Passage" (1996)). Москва была выбрана для
записи нового альбома Oregon потому, что при высоком
качестве студий ГДРЗ их аренда и работа
музыкантов стоит куда дешевле, чем на Западе, а
звукоинженеров группа все равно привозит своих.
Но это еще не все - Oregon выступит в Москве! Нам
точно известно по крайней мере об одном концерте
- 26 июня в "Ле Клубе", что в Театре на Таганке.
Там легендарная группа будет играть, конечно, без
всякого оркестра, своим составом. Не пропустите:
это нельзя пропустить 25 июня в здании
"Культурного центра на Петровских линиях"
(Петровские линии д.1/20, напротив бывшего входа в
нотный магазин на Неглинке) состоится
"Мини-Мульти-Фьюжн" фестиваль
"Пластилиновый Одиссей". Начало в 18.00. В
программе - выступления молодых, новых или
малоизвестных музыкантов, в том числе групп
"Кегли Маугли" , "The Eternal Wanderers",
"Пустота" , гитариста Никиты Калашникова
(джаз), вокалиста Александра Рыбакова (городской
фольклор), гостей фестиваля. А также проект
Одиссея Богусевича и друзей "1001 ночь". Вход
по билетам (20 руб), билеты можно заказать по e-mail c пометкой "билет" или
купить непосредственно в день концерта (зал на 72
места). |
|
|
А в это
время
за бугром... |
"Вершки-да-корешки"
изменили имя! Международный коллектив,
объединяющий музыкальные традиции трех жанров и
пяти стран, теперь называется "Ведаки" (так
проще произносить западным поклонникам, число
которых стремительно выросло в последние
полтора года).
Амстердамец из Петербурга, аккордеонист и
пианист Алексей Левин создал ансамбль в 1994 г.
Сейчас, помимо Алексея, в состав входит питерский
джазовый контрабасист Владимир Волков,
амстердамец из Камеруна Мола Силла (вокал,
мбира-конгома, шалам, перкуссия), тувинский
вокалист Кайгал-оол Ховалыг (из легендарной
группы "Хуун-Хуур-Ту") и индиец Сандип
Бхаттачарья (табла, вокал). В качестве
специальных гостей с "Ведаками" также
выступает русский певец Сергей Старостин (хорошо
нам знакомый по работе в разных составах Аркадия
Шилклопера) и норвежская (точнее, саамская)
вокалистка Мари Бойне.
Больше того, группа учредила в Амстердаме
собственный лейбл под названием Vedaki Records, и уже в
июне на нем выходит первый релиз (третья
пластинка в дискографии "Ведаков") - альбом
под названием "Gombi Zor". Очень соблазнительно
увидеть в названии перевертыш русского выражения "Зомби
гор", однако сами музыканты объясняют, что
"Гомби Зор" - это плюшевый медвежонок,
которого они нашли на ферме в швейцарских Альпах,
где и была записана большая часть альбома
(квартет Силлы, Волкова, Левина и Бхаттачарьи). В
альбом также вошли "живые" треки - из
концерта в Берне с Сергеем Старостиным и из
концерта в Париже с Мари Бойне. Сведение и
мастеринг Алексей Левин делал в Москве в апреле
текущего года.
Группа также открыла собственный вебсайт на
легендарном нидерландском анархистском сервере
"XS4ALL" |
|
|
|
Если у вас есть друзья,
которых может заинтересовать наш журнал, но у них
нет компьютера или они не подключены к Интернету
- не сочтите за труд распечатать эти страницы и
дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|
|
|