Выпуск #34,2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рецензии |
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Monty Alexander
-
"Live At The Iridium"
Telarc, 2005
61:20
* * * *
|
|
Монти Александер - очень удачный пример
того, что должен сделать музыкант извне США, чтобы добиться успеха в
джазовом мэйнстриме. Четыре с лишним десятилетия его карьеры в США - еще
не повод для того, чтобы пианиста из Кингстона перестали называть
"ямайским" пианистом. Но при этом ямайские элементы он использует в
своей игре крайне дозированно и очень редко - в данной концертной
записи, сделанной в нью-йоркском "Иридиуме" в мае минувшего года,
например, это всего два трека из девяти ("Happylypso/Funji Mama" и
отчасти "Mount Zanda"), да и то ямайский колорит в теме быстро
вытесняется добротным американским свингом в импровизационном развитии.
Свинг - ключ к пониманию стиля Монти. Стилистикой величайшего свингового
пианиста столетия, Оскара Питерсона, и его предшественника Ната "Кинг"
Коула Александер овладел в совершенстве, до степени смешения, изрядно
подбавив ритм-н-блюзового напора более поздних последователей Питерсона
(или, точнее, пианистов, шедших в одном с ним направлении) - Джина
Харриса или, скажем, Джуниора Мэнса. Монти блестяще чувствует стиль,
идеально удерживается в его рамках (шагов вправо-влево у него просто не
может быть), да и с чисто инструментальной точки зрения он почти
совершенен. Чего у него нет - это стремления совершать эти самые шаги
вправо-влево, искать что-то новое. Александеру вполне достаточно того,
что стандартным языком американского мэйнстрима он овладел в абсолютном
совершенстве. Ну, а что "ямайский след" за ним тянется уже пятый десяток
лет - так это пианист научился обращать себе на пользу, тонкими мазками
(чтобы, не дай Бог, не отпугнуть чугуннолобых любителей мэйнстрима)
изредка вписывая ямайский колорит в мэйнстримовую ткань, что позволяет
безошибочно отличать его от других пианистов того же направления.
Точная и стильная игра контрабасиста Хасана Шакура, барабанщика Марка
Тэйлора и перкуссиониста Роберта Томаса-мл. в этой записи создает мощную
поддержку работе самого Монти. Плотная, но в то же время вполне
"дышащая" концертная запись, удачно передающая и экспрессию ансамбля, и
объем помещения клуба (звукорежиссер Джек Реннер, продюсер - сам Монти
Александер), хорошо воспроизводит одно из самых совершенных воплощений
джазового мэйнстрима сорокалетней давности, воплощаемого Монти
Александером с не меньшей убедительностью, чем на его лучших альбомах
60-70-х. |
|
Terence Blanchard
-
"Flow"
Blue Note, 2005
73:33
* * * * *
|
|
Около года назад ваш рецензент не жалел
превосходных степеней, чтобы описать первый после перехода на Blue Note
альбом нью-орлеанского трубача Теренса Бланшарда "Bounce" - несомненно,
лучший в его дискографии. Второму альбому не удалось повторить
творческий успех первого - хотя это тоже мощная работа. Единственный
показатель, по которому "Flow" не сможет соревноваться с предыдущей
записью - это цельность. Рецензент, впрочем, не исключает, что
стилистический и тембральный эклектизм новой работы Бланшарда -
сознательный ход. В этом "звуковом винегрете" есть и "сладкие" красивые
звучания, развертывающиеся в соответствии с характерной изобразительной
драматургией - они напоминают о протяженной карьере
Бланшарда-кинокомпозитора. Есть джазовый мэйнстрим (хотя его и немного)
- Бланшард не дает забыть о своих нью-орлеанских корнях и о годах работы
в одном из главных коллективов джазового мэйнстрима 80-х, Art Blakey
Jazz Messengers. Есть и упругий, моторный ритм-н-блюз, дополнительно
оживляемый динамичными, жгучими тембрами вновь актуального ныне раннего
джаз-рока. Нет только того непротиворечивого единства, которое
цементировало материал предыдущего альбома. Впрочем, а) соблюсти столь
тонкий баланс элементов в столь насыщенной разнородными идеями работе
чрезвычайно трудно, б) если новый альбом не сравнивать с предыдущим, а
воспринимать "как есть" - он все же превосходен.
К "рабочему ансамблю" Теренса (группе, с которой он постоянно выступает
и ездит на гастроли) здесь добавилось несколько приглашенных музыкантов,
но среди них не слишком много имен "звездного" уровня - только давний
друг и учитель, великий пианист Хэрби Хэнкок, записавшийся в двух
треках. Но его участие понятно: он - продюсер этого альбома, и именно
его продюсерские решения определяют звучание этой работы. Бланшард,
собственно, и с Columbia несколько лет назад ушел в основном потому, что
активно не признавал доминировавшей в политике крупных лейблов тенденции
навязывать артистам "приглашенных звезд", роль которых в улучшении
продаж альбомов еще нужно было бы доказать - а вот слаженность ансамблей
и вообще уровень подачи авторского материала весьма страдали от того,
что время подготовки "приглашенных звезд" к записи в любом случае
намного меньше, чем у "рабочих ансамблей". Среди сильнейших участников
записи, помимо самого трубача - изобретательный саксофонист Брис Уинстон
и каменно-надежный барабанщик Кендрик Скотт.
Константин
Волков
для Stereo & Video |
|
|
|