Выпуск #30-31,
2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Дежа вю |
|
В прошлые годы я регулярно комментировал то, что
пишут в нашей прессе о фестивале "Джаз в саду
"Эрмитаж". В первую очередь, потому, что мероприятие это почти что
массовое, и пишут о нем (соответственно) гораздо больше, чем о других
мероприятиях, - с нашей, джазовой, точки зрения, быть может, и не менее
значительных. Но потом мне показалось, что вроде бы уже хватит
иронизировать: авторитетные газеты стали заказывать рецензии тем
немногим (из нас), кто на джазе специализируется, а малограмотных (в
джазовом отношении) борзописцев все равно ничем и никак не исправишь. Но
после этого фестиваля мне позвонил Михаил Грин:
- Что ты можешь сказать об Алексее Мунипове? Прочти, что он написал.
Я прочел
заметку Мунипова в "Известиях", и понял, что тема не исчерпана.
Посмотрел заодно и другие публикации на садово-эрмитажную тему. И
возникло стойкое ощущение, которое иначе, как дежа вю, не назовешь.
Ну, вот для сравнения два зачина: "Джазовый смотр в московском саду
"Эрмитаж" - один из самых долгоживущих российских фестивалей" (А.
Мунипов "Известия").
"Этот фест - самое долгоживущее музсобытие из всех как джазовых, так
и рок-н-ролльных" (А. Беляев, "Время
новостей").
Нет, я не обвиняю гг. журналистов в том, что они друг у друга списывают.
Но, согласитесь, "долгоживущий" - слово не из тех, что часто
употребляются. Подобные совпадения объясняются просто: журналисты
пользуются одним и тем же источником, каковым, как правило, является
пресс-релиз. Но в пресс-релиза восьмого "Эрмитажа" этого нет. Или я
что-то пропустил?
Но это - буквально к слову пришлось. В 2000 году (№27) я
обратил
внимание на неадекватную реакцию некоего Олега Богачева в "Новой
газете". У него фестиваль породил такие образы: "Волею игры софитов
на стене соседней многоэтажки колыхалась гигантская тень саксофониста
Витаутаса Лабутиса... И хорошо бы не забыть, что тень - штука страшная.
Особенно большая...". И особенно автор "Новой газеты" в 2000 году
возмущался вот чем: "...Издали могло показаться, что это - никакой не
джаз-фестиваль, а веселый праздник автомобильной марки. Пространство,
отведенное публике, смахивало отчасти на эдакий мелкобуржуазный уголок:
одни люди ели и пили под пляжными "грибами", другие... тоже отдыхали, но
в ложе-vip, ну а третьи (большинство, ура!),
пришедшие на джаз ради джаза, размещались на стульчиках...
Они, третьи, внимательно слушали музыку, иногда, впрочем,
переговариваясь".
А вот что через пять лет пишет Мунипов: "Сад был забит под завязку
стендами, листовками, растяжками и новейшими моделями одного японского
автоконцерна, причем одна машина стояла непосредственно у сцены,
создавая впечатление выездной корпоративной акции, которую решили
озвучить недорогими представителями отечественного джаза. Некоторое
время назад, когда на открытых площадках еще не запрещали рекламировать
алкоголь, посетителей угощали не рекламными проспектами, а спонсорским
коньяком". Дались им эти автомобили! А что они сказали бы по поводу
фестивалей, которые генерального спонсора вообще включают в название
мероприятия? Один старейший и престижнейший американский джазовый
праздник - одно время носил название марки сигарет, теперь электронной
аппаратуры? Или новосибирский - вообще одного миллиардера-благодетеля? Я
лично и тогда, и пять лет назад на эти автомобили и внимания не обратил,
а вот про то, что второй год подряд бесплатного кофе (одной
распространенной швейцарской марки) было хоть залейся - не забыл. Потому
что - знаете ли - к десяти вечера на открытом воздухе в Москве, в
конце-то августа, холодает. Конечно, растворимый кофе - не коньяк,
другой (не менее известной) марки… но тоже ведь - бесплатно. И что это
гг. журналистов эта халява так напрягает? Уж не намекают ли этими
тяжеловесными эвфемизмами на что-то иное? Уже врезка "Известий",
которая, по идее, носит в журналистике чисто информационный характер,
настораживает своим тоном: "любовь некоторой части столичной публики
к слову "джаз" можно ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ сколь угодно долго".
К тексту Мунипова я, впрочем, еще вернусь. Еще к вопросу о "дежа вю".
Как три года назад, так и в этом году вроде бы уважаемый "Коммерсант"
дает высказаться о фестивале неизвестно кому. На этот раз - Майе
Стравинской (псевдоним?). По уровню предвзятости ее заметка ничем
Богачеву и Мунипову не уступает. Одно название чего стоит: "Эрмитаж
накрылся медным джазом". Ничего в джазе она не смыслит: "Единственное
преимущество, которое дает форма садового концерта, - это возможность
соединить классических исполнителей и экспериментаторов". Да и,
похоже, джаза как такового она не знает, иначе разве написала бы "Кассандр
Уилсон" и "Джеймс Солдинг". А Мишель Марр у нее превратился в
"Мишеля Марсо", да еще "со своим квинтетом"... А вот о
Феликсе Лахути: "Начал вставлять между скрипичными номерами пассажи
звукоимитации". Вы поняли, о чем речь?
Ладно - описание не очень попсовой музыки. У наших журналистов с
элементарными фактами - цифрами и именами - вообще плохо. В "Российской
газете"
читаем: "Збигнев Намысловский, известный в джазовой среде своими
радикальными экспериментами, американский саксофонист и флейтист Джеймс
Сполдинг вместе с КВАРТЕТОМ (?- Д.У.) россиянина Якова Окуня".
Спрашивается, сколько музыкантов было на сцене?
В 2001-м году у Аркадия Петрова 12 коллективов (3 х 4) превратились в
16, в этом году - наоборот: 16 коллективов-участников ( 2 х 5 + 6) он
превратил в …13 (газета "Культура" от 25-31 августа с.г.). С именами у
него тоже не все в порядке: Заза Миминошвили превратился
в "Маминошвили" (неужели после "Мимино" трудно
запомнить?), а Мамука Гаганидзе в "Гагинадзе". Но это цветочки:
вот Ольга Бобровская во сетевом "Взгляде"
все время называет программного директора фестиваля "Михаил Гринь". И
почему-то хочет показать образованность, называя "Караван" - the Caravan.
Если не артикль, то какая-нибудь такая же деталь в таких случаях всегда
найдется. Ну вот у Александра Беляева "ник" известного рэппера выглядит
так: Easy Moo Be. Не заметили, что не так? Посмотрите
выходные данные альбома Майлса Дэйвиса "Doo Bop"! И Синтия Скотт у
него поет с квартетом ИГОРЯ (?) Бутмана. На самом деле речь идет о его
младшем брате Олеге. Так что описка, скорее всего: Беляев уже не тот,
что пять лет назад - он теперь в материале. Даже слишком - в его текстах
столько ненужных подробностей и имен, что в глазах рябит. Зачем, говоря
о Лахути, упоминать французского скрипача: "Действительно, мало ли
людей, которые не слышали джаз-фанк, не видели фьюжн-электроскрипки (в
руках того же Жан-Люка Понти)". Кроме всего прочего, Понти и Лахути
играют на разных скрипках, практически на разных инструментах...
Или вот еще: "Все барабанные соло -- и даже короткие брейки --
встречаются с детской радостью. Не сочтите за грубость, но примерно так
"металлисты" реагируют на гитарные "соляки" волосатых людей, какого бы
качества оные ("соляки" и люди) ни были. Главное, чтоб были. Если они
есть - все нормально. Мы - в жанре". Определять джаз через "металл"
- для читателей ежедневных газет? Неужели же не ясно, что барабанные
"брейки" и электрогитарные "соляки" (ну и словечко!) - схожи только в
своей внешней театральности, а вот жанровая природа у них совершенно
разная. Даже в самые пуританские советские годы Валентина Конен в своих
"Путях американской музыки" смогла прямо написать о том, какой, прямо по
Фрейду, хм, физиологический процесс "сублимирует" джазовый брейк.
Ладно, это - уже теория, вернемся к грешным фактам, к тексту "Известий".
Дальше критикуется "уровень организации" фестиваля. Критика идет по
нарастающей, аргументация вот такая: "Обещали тент от дождя - его не
было (хорошо, что дождя не было тоже)". Поскольку я сам первые два
дня слушал в записи (если кто не знает, параллельно радио "Культура"
передавало выступления не занятых в "Эрмитаже" участников фестиваля
прямо из 5-й Концертной студии на Малой Никитской, и я вел эти
трансляции), цитирую "Российскую газету": "Сцену на зеленой лужайке у
бюстов Чайковскому и Глинке покрыли навесом - на случай дождя, изрядно
подпортившего в прошлом году настроение участникам фестиваля".
Переспросил у тех, кто в первый день был, и у самого Михаила Грина: тент
был, сняли за ненадобностью.
Дальше фигурируют "ученическое исполнение пьесы Мингуса "Академик-бэндом"
Анатолия Кролла" и "Джеймс Сполдинг - действительно легендарный,
хотя и несколько недооцененный американский саксофонист". Надо же,
всего лишь "несколько недооцененный"! Где и кем "недооцененный"? А как
же сам факт приглашения в качестве хэдлайнера?
А как вам такой аргумент: "Сложно представить себе человека, который
специально придет послушать малопримечательную певицу Синтию Скотт,
хедлайнера второго дня фестиваля, которая знаменита разве что тем, что
когда-то пела на бэк-вокале у Рэя Чарльза". Мол, "отчасти
проблема заключается еще и в том, что на корпоративные вечеринки
зачастую привозят музыкантов куда выше уровнем". Нужны ли
комментарии? Или просто напомнить о том, сколько будущих (супер) звезд
начинали не только хористками, оркестрантами, поющими официантами и даже
- страшно выговорить - работали не по специальности?
Да и музыкальными журналистами, между прочим, тоже не рождаются. Учатся,
стажируются, становятся профессионалами - в самых разных жанрах. В каких
- мы знаем, уже много видели.
Дежа вю!
Дмитрий
Ухов
|
|
На
первую страницу номера |
|